Вагит Алекперов: «Около 5 миллиардов рублей составят инвестиции в Татарстане в следующем году. Это почти вдвое больше, чем в нынешнем»

«ЛУКОЙЛ» УВЕЛИЧИТ ПРИСУТСТВИЕ НА РЫНКЕ ДО 4%

«Лукойл» утвердил программу развития в Татарстане, согласно которой инвестиции компании в следующем году в республике вырастут в 2 раза — до 5 млрд. рублей. Об этом сегодня журналистам в Доме правительства сообщил президент ОАО «Лукойл» Вагит Алекперов после встречи с президентом РТ Рустамом Миннихановым.

«Около 5 миллиардов рублей составят инвестиции в Татарстане в следующем году. Это почти вдвое больше, чем в нынешнем», — заявил Алекперов.

Кроме того, получено согласие властей РТ на строительство 7 новых автозаправочных станций, сообщил он. Сегодня «Лукойл» в Татарстане владеет 32 заправками, сообщили «БИЗНЕС Online» в компании. Таким образом, с появлением еще 7 заправок компания Алекперова увеличит свое присутствие на рынке РТ на четверть, ее доля вырастет с 3,1% почти до 4%. В прошлом году «Лукойл» владел в республике 27 АЗС.

Вагит Алекперов
С появлением еще 7 заправок компания Алекперова увеличит свое присутствие на рынке РТ на четверть, ее доля вырастет с 3,1% почти до 4%. В прошлом году «Лукойл» владел в республике 27 АЗС

Кроме того, Минниханов на встрече с Алекперовым предложил ему выкупить убыточные заправки других татарстанских компаний для расширения собственной сети. О каких АЗС идет речь, не уточняется. Известно, что всего в Татарстане 1022 АЗС, из них значатся действующими чуть более 700 (согласно данным ГБУ «Управление рационального использования ТЭР» по состоянию на июнь 2014 года). Основными игроками являются ОАО «Татнефть» (160 АЗС) и ОАО ХК «Татнефтепродукт» (139 АЗС). У ООО «Автодорстрой» имеется 57 автозаправок, у ТАИФ-НК и контролируемой также ТАИФом ООО «Карсар» — по 16 АЗС (всего 32). Также в республике есть 103 ведомственные автозаправки. Еще 503 заправки, то есть половина рынка, приходится на различные ЗАО, ООО и ИП — всего 251 игрок. Очевидно, «Лукойлу» предстоит работать именно с этой категорией.

Алекперов, в свою очередь, предложил «Татнефти» рассмотреть возможность обмена топливом на заправках в различных регионах России, чтобы «Лукойлу» не приходилось везти собственное топливо на свои АЗС в Татарстан, а «Татнефти» — свой бензин на заправки в Нижнем Новгороде.

Напомним, еще в 2012 году «Лукойл» заявил об амбициозных планах по увеличению своей сети в Татарстане на 50 дополнительных АЗС. На тот момент у компании в республике работали 19 автозаправок. Тогда же говорилось, что инвестиционная программа «Лукойла» в Татарстане составляет около 1,5 млрд. рублей в год. Как видим, за три года инвестиции нефтяной компании в республику вырастут более чем в три раза, а сеть АЗС — в два.

МИННИХАНОВ ПРИЗВАЛ «ЛУКОЙЛ» ВЫСТУПАТЬ КОНСОЛИДИРОВАННО

Алекперов также заявил, что вдвое будут увеличены инвестиции на бурение скважин малой нефтяной компанией «Ритэк» — «дочки» «Лукойла», которая занимается добычей нефти (в 2013 году компания открыла в РТ новое Озерное месторождение нефти). Темпы роста добычи в первом полугодии составили 6%, и по итогам года ожидается преодоление рубежа в 1 млн. т нефти.

«Лукойл» выступает крупным заказчиком для промышленных предприятий Татарстана. Как сообщил Минниханов, если в 2012 году объем закупок компании в РТ составил 1,6 млрд. рублей, то в 2013 году — уже 2 миллиарда. В свою очередь, «Лукойл» является крупным поставщиком сжиженного газа для «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза», сообщает пресс-служба президента РТ. По словам главы «Лукойла», компания всегда готова быть партнером республики в закупках оборудования. «Компрессоры из Казани стали для нас базовыми, мы совместно с производителем совершенствуем эти машины, и мы надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться», — заявил Алекперов.

Завершило встречу подписание плана по реализации соглашения о сотрудничестве между компанией «Лукойл» и Татарстаном — подписи под документом поставили лично Алекперов и Минниханов. Как сказал президент Татарстана, «Лукойлу» и «Татнефти» следует консолидированно выступать в защиту интересов нефтяников на федеральном уровне, в частности, по вопросу льгот для трудноизвлекаемых запасов.

Заметим, что Алекперов приезжает в Татарстан довольно часто и «Лукойл» на сегодня — единственная крупная нефтяная компания, которую привечают в Татарстане. Во всяком случае, никто, даже могущественная «Роснефть», не предпринимает попыток как-то закрепиться на рынке РТ — так, на сегодня заправок этой сети в Татарстане нет, хотя она самым бурным образом развивается по всей России, в том числе и в Поволжье. В этом смысле действия Татарстана могут показаться в чем-то странными: зачем, имея «Татнефть», пускать сюда более крупного и сильного игрока? Но не исключено, что за планами по развитию сети АЗС и инвестициям стоит нечто большее, возможно, для Татарстана интеграция с «Лукойлом» (по сути, глобальной компанией) на сегодня одно из лучших решений на фоне консолидации «нефтянки» в России, которая, как показывает свежий опыт «Башнефти», не всегда может происходить мирным путем...

Завершило встречу подписание плана по реализации соглашения о сотрудничестве между компанией «Лукойл» и Татарстаном — подписи под документом поставили лично Алекперов и Минниханов

«ЛУКОЙЛ» СКУПАЕТ ЗАПРАВКИ ПО 100 МЛН. РУБЛЕЙ ЗА ШТУКУ

Источник «БИЗНЕС Online» в отрасли отмечает, что рентабельность бизнеса на заправках стремится к нулю и особенно в Татарстане. Причина этому — высококонкурентный и насыщенный рынок. Если в среднем в России 1,75 заправки на 10 тыс. человек, в Татарстане этот показатель — почти 2,7. Плюс налажен довольно жесткий контроль за стоимостью топлива, игнорировать который позволяет себе как раз-таки «Лукойл» — цена на его заправках в среднем выше остального рынка.

Разливать бензин с прибылью еще можно в крупных городах, где клиент вряд ли поедет через пробки из района в район, по трассе и так далее. В республике же население очень мобильное и откликается на различные программы скидок и акции, которые практикуют «бензиновые короли». Так что зарабатывать в бензиновой рознице можно в основном за счет сопутствующего бизнеса — при старых заправках владельцы организуют автосервисы, кафе и магазины. Причем торгуют не просто водой, фисташками и сигаретами. «Сопутка» может предлагать все, что пользуется спросом на трассе, от автомасел и антифриза до автошин и прочих запчастей.

Стоимость строительства новой заправки собеседник «БИЗНЕС Online» оценил в пределах 20 - 30 млн. рублей без учета стоимости земли. «Но это, что называется, простейшая заправка: раздаточные колонки, навес, кассовый модуль, — оговорился он. — Бюджет автозаправочных комплексов того же «Газпрома» с «сопуткой» — порядка 90 миллионов рублей».

«Мы бы и сами с удовольствием поучаствовали в выкупе заправок — не всех 120, конечно, но однозначно в Казани», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» владелец группы компаний «ТранзитСити» Ринат Гаптельхаков. По его словам, стоимость заправки очень индивидуальна и дать оценку можно, только увидев и оценив объект.

«У меня сейчас самый дорогой проект, он еще достраивается, примерно встанет в 125 миллионов, — добавил Гаптельхаков. — Но это серьезный проект с кафе, магазином и так далее. Есть заправки, которые я в прошлом году «Лукойлу» за 100 миллионов продал, они находятся на трассе М7. А есть заправки, которые я бы и за 10 миллионов не взял».

Цена зависит от многих факторов, в городе заправка или на трассе. Многое зависит от потоков транспорта. Наиболее дорогое местоположение — с правой стороны по ходу выезда из города, добавил собеседник «БИЗНЕС Online».

ПОКУПКА «ЛУКОЙЛОМ» РЕГИОНАЛЬНЫХ ИГРОКОВ ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ ТЕНДЕНЦИЯМ НА ТОПЛИВНОМ РЫНКЕ

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что «Лукойл» в дальнейшем может осуществить новые приобретения как отдельных заправок, так и целых сетей.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— Рынок АЗС уже давно структурирован, и на нем «бал правят» именно федеральные сети АЗС, принадлежащие крупным ВИНКам. Этот рынок отличается высокой конкуренцией, и независимые операторы с трудом выдерживают ее. Число их АЗС сокращается в стране, а освободившиеся места занимают более крупные сети АЗС, причем не обязательно это федеральные сети ВИНКов, есть и крупные региональные игроки. Вообще, и это видно не только по нашей стране, будущее именно за сетями АЗС, ведь только они обладают необходимыми ресурсами для своего развития и максимально полного удовлетворения потребностей клиентов, могут выдерживать серьезную конкуренцию с другими сетями. Вряд ли стоит ожидать, что независимые игроки смогут долго противостоять АЗС, принадлежащим крупным ВИНКам. Со временем их число будет сокращаться, так как они все же не могут полностью конкурировать с ВИНКами, и процесс этот будет идти дальше. Крупные федеральные игроки рынка заправочных услуг постоянно ищут новые возможности для своего развития, среди которых и предоставление новых услуг потребителям, и увеличение числа АЗС в уже имеющихся регионах присутствия, и выход в новые регионы. Экспансия крупных сетей АЗС в различные регионы продолжится, и лишь немногие региональные игроки смогут противостоять ей, и то, сделать им удастся, лишь если они будут объединены друг с другом. Естественно, что приход в регионы крупных федеральных игроков скажется на этих рынках заправок. Во-первых, вырастет конкуренция, что может привести к исчезновению игроков-одиночек, имеющих в своем активе всего лишь несколько заправок. Во-вторых, улучшится качество реализуемого топлива в регионах, потому что федеральные игроки будут обеспечивать это качество по факту, а местные игроки, если они захотят остаться на рынке, просто будут вынуждены это качество обеспечивать и перестать продавать малопонятную жидкость под видом бензина. В-третьих, из-за роста конкуренции все игроки рынка заправок будут вынуждены придумывать и внедрять различные дополнительные услуги на своих АЗС, чтобы привлечь потребителей. То есть можно говорить, что расширение работы федеральных сетей АЗС в регионах в целом положительно скажется на всем топливном рынке.

Приобретение сетей АЗС является частью стратегии «Лукойла» по расширению своей розничной сети, укреплению позиций на рынке, увеличению сбыта произведенных на ее предприятиях ГСМ. Кроме того, такие действия, повышают узнаваемость компании, способствуют привлечению новых клиентов, эти приобретения могут послужить драйвером роста капитализации компании. Покупка «Лукойлом» региональных игроков полностью соответствует складывающимся на топливном рынке тенденциям, которые были перечислены выше. Очевидно, что дальнейшая экспансия федеральных сетей АЗС в российские регионы продолжится, а это значит, что и «Лукойл» в дальнейшем может осуществить новые приобретения как отдельных заправок, так и целых сетей.

Валерий Хомяков — сопредседатель совета по национальной стратегии:

— В сегодняшних условиях опасения поглощения должны быть у многих наших нефтяных производителей. «Лукойл» — более мощная структура, чем «Башнефть», но, думаю, Алекперов, конечно, должен беспокоиться на всякий случай. Но такой сценарий был бы слишком рискованный для инвестиционной репутации нашей страны. Если, например, исчезнет «Лукойл» в недрах «Роснефти», то потенциальные инвесторы скажут: «Шли бы вы куда подальше».

Алексей Панин — заместитель директора центра политической информации:


— Если говорить о сотрудничестве «Лукойла» и «Татнефти», то здесь есть довольно прагматичные вещи. Генеральным директором «Татнефти» стал брат топ-менеджера «Лукойла» Наиль Маганов. Поэтому логично и ожидаемо участниками рынка, что рано или поздно компании, просто пользуясь различного рода неформальными каналами взаимодействия, интенсифицируют сотрудничество.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— В последнее время «Лукойл» не так резво развивается в регионах, как, скажем, годом ранее. Вероятно, компания вполне удовлетворена объемом имеющихся АЗС и занимается в настоящее время иными сторонами своего бизнеса. Это вполне логично: «Лукойл» неплохо представлен во всех ключевых регионах России, основные магистрали и трассы тоже учтены в географии развития. В Татарстане «Лукойл» реализует вполне разумную стратегию расширения, не сдвигая при этом рамки рынка.