ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ РИНГА

Спектакль «Цой» театр поставил на первом этаже, так сказать, пуская корни в здание. Перед началом директор театра Виктор Степанцов пообещал, что в будущем эта часть театра будет более удобной для зрителя, а также вспомнил материал нашей газеты о предыдущей премьере, резюмируя, что все равно решает зритель. Что ж, притворимся обычным посетителем театра и подумаем, что же мы увидели.

Окруженный с трех сторон публикой Решат Эргашев и впрямь мог почувствовать себя настоящей звездой или боксером на ринге. Его герой проживает в течение часа в квадрате сцены, видимо, там, где «на холодной земле стоит город большой». Хотя, возможно, это и не жизнь, потому что сначала его Цой садится за руль автомобиля и попадает в аварию. А потом в какой-то момент то ли пытается вырваться из комнаты, то ли из гроба. В остальное время он пишет и поет песни, курит у окна, борется с олицетворяющим его тяжелую судьбу пуфом, кидает в печь уголь, из которого собирает черное сердце, а потом отдает угли зрителям, чтобы они могли оставить свой автограф на белых полосах, ограничивающих пространство сцены. Кто-то написал «Цой жив», кто-то в очередной раз указал, что песни эти слишком похожи на группу The Cure. А после девочки дружно бросились фотографироваться с Решатом-Виктором.

ЦОЙ, БИЛАН, И ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ

Эргашев и впрямь похож на Цоя — восточный прищур, всклокоченные волосы, полуусмешка-полуулыбка, гордая поза «руки в боки», вздернутый подбородок, резкий вокал сквозь зубы (который, правда, постоянно скачет от нервного бурчания до юношеского дисканта). Впрочем, изучая материалы об актере, обнаруживаешь, что сам он еще и любит творчество Димы Билана и в таком же ключе записал несколько песен. Вероятно, поэтому порой Виктор Робертович у него превращается в Диму Николаевича — в том смысле, что вместо переосмысливания роли рок-героя начинается обычный капустник. Любопытно, что запоминаются эпизоды, где Эргашев не поет: скажем, тот момент, когда он надевает два плаща, мужской и женский, и разыгрывает сцену трогательного свидания или пытается перевернуть пуф, который также выполняет роль мини-постамента, автомобиля, кровати, черного квадрата, далее добавьте сами.

IMG_1633.jpg

Основная проблема в том, что выпусник мастерской Рустама Фаткуллина в какой-то момент просто расслабляется и упускает внимание зрителя, который, разумеется, знаком со звучащими песнями (интересно, кстати, что об этом думают правообладатели). И у каждого свои истории, связанные с «Печалью», «Звездой по имени Солнце», «Пачкой сигарет». В этом, возможно, и был секрет Цоя, который умел простыми словами описать большой мир, в котором находилось место каждому. Для кого-то Цой — это концерты в 80-е, для других — кассетные записи 90-х, для третьих — DVD-архивы нулевых. Берясь за заведомо широкую тему, авторы, безусловно, шли на огромный риск. И это похвально, потому что редко кто в казанских театрах осмеливается решать вопросы сложные, предпочитая проверенные пути.

С другой стороны, Цой — тема коньюктурная. Альбомы его до сих пор слушаются и обсуждаются. «Дальше действовать будем мы», — звучит в рекламе банка. Опытный пародист Сергей Кузьменко снимается в фильме Павла Лобана «Шапито-шоу» в роли псевдо-Цоя. Словом, это уже просто часть русского кода. И романтическими сценками на тему поэтического поиска с швырянием бумаги или курением у окна этот код не перешьешь. Разрушенный мир, разбитые лбы, разломанный надвое хлеб — вот наша судьба, влетающий через стереомагнитофон расколотый мир. Увы, этого в моноспектакле нет.