Правозащитники в лице ассоциации «Агора», возглавляемой Павлом Чиковым, попытались добиться снятия с нее статуса иностранного агента

ТРЕБОВАНИЕ ИЛДУСА НАФИКОВА

Накануне в Вахитовском районном суде Казани межрегиональная правозащитная ассоциация «Агора», чья штаб-квартира находится в Казани, предприняла попытку оспорить представление республиканской прокуратуры, которое должно было определить ее судьбу. Напомним, в июне прокурор Татарстана Илдус Нафиков потребовал внести «Агору» в реестр иностранных агентов, который был создан еще в 2012 году и стал итогом законодательной инициативы депутата Госдумы РФ от Татарстана Александра Сидякина.

Удивительным образом Казань во всей этой истории с иностранными агентами оказалась главным узлом — как видим, сама по себе проблема возникла по инициативе татарстанского депутата, и главными ее противниками являются казанские адвокаты. На этом фоне стартовавший вчера процесс по случайности или совпадению сделал Казань в какой-то мере центром столкновения, с одной стороны, силовиков, с другой — либеральных оппонентов российских властей.

Как известно, на основании прокурорского представления минюст включил «Агору» в список иностранных агентов вместе с рядом других НКО. Туда, к примеру, вошли правозащитный центр «Мемориал», фонд «Общественный вердикт», калининградская региональная общественная организация «Экозащита! — Женсовет», автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы». До этого в реестре фигурировала только одна (!) НКО — малоизвестная организация «Союз развития конкуренции в странах СНГ», которая, как говорят, попала в список агентов «для проформы». Интересно, что некоторые правозащитные организации в качестве протеста сами подавали заявки на включение в реестр (к примеру, правозащитная организация «Щит и меч», партнер «Агоры» из Чувашской Республики), но в минюсте, разводя руками, говорили, что для этого нет оснований.

Илдус Нафиков
«Агора» была внесена в реестр иностранных агентов по требованию Илдуса Нафикова

«Установлено, что «Агора», получая иностранное финансирование, участвует в политической деятельности на территории Российской Федерации, — гласило представление прокуратуры. — О политических целях «Агоры» свидетельствуют выступления ее руководителя Павла Чикова, неоднократно заявлявшего о предпринимаемых организацией усилиях по формированию в России общественного мнения, направленного против закона об иностранных агентах. При этом Чиков использует свои возможности как член комиссии по развитию НКО совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а также как руководитель «Агоры», участвующей в формировании правового регулирования в качестве аккредитованного минюстом России независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».

Этому представлению прокуратуры предшествовала проверка — она продолжалась без малого 6 месяцев. Любопытная деталь: надзорное ведомство, возглавляемое Нафиковым, не оставило без внимания и интернет-конференцию с участием Чикова, которая состоялась в марте в редакции «БИЗНЕС Online». Прокуратура углядела в словах правозащитника о процессе в Конституционном суде «политику», которой «Агора», согласно закону, заниматься без ярлыка «иностранный агент» не может.

Сам Чиков не отрицал, что «Агора» получала иностранное финансирование — так, в ходе той же интернет-конференции он рассказывал, что ассоциация получала деньги от американских благотворительных организаций, структур Евросоюза, также было несколько проектов, поддержанных ООН. Но один из проектов «Агоры» стал камнем преткновения. «В прошлом году наш проект юридической защиты блогеров выиграл грант международной организации Internews. Грант был небольшой — 1,5 миллиона рублей. В нашей заявке было записано: отслеживать государственную политику в области интернета. Прокуроры зацепились за слово «политика», сказали, что это политическая деятельность, и прислали нам такое же представление, которое получили десятки НКО, — о необходимости регистрации в качестве иностранного агента, — рассказывал Чиков. — Мы решили, что лучше расторгнуть договор по реализации нашего проекта и написать об этом прокурору. Также мы написали, почему мы не согласны с тем, что мы иностранные агенты. Прокурор был удовлетворен нашими действиями и публично заявил, что к «Агоре» претензий больше нет. Мы пошли таким мирным путем, без судилищ, потому что было понятно, что это инициатива не прокуратуры РТ, а им спустили не только задание из генеральной прокуратуры, но и список организаций, которые нужно обязательно проверить. И «Агора» была в этом списке».

СВИДЕТЕЛИ КАК ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

«Агора» основательно подготовилась к процессу. Кроме председателя ассоциации Павла Чикова вчера на заседание приехал главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Как известно, одним из создателей этой либеральной газеты и ее миноритарным акционером с первых дней является экс- президент СССР Михаил Горбачев.

— Новый менеджмент правозащитников для меня лично олицетворяет хладнокровная, эффектная и даже дерзкая работа адвокатов «Агоры», — объяснил Муратов «БИЗНЕС Online» в интервью, которое состоялось перед началом судебного заседания. — Сегодняшний процесс не беспрецедентный. Из 20 дел, которые были возбуждены, по нескольким из них НКО признали иностранным агентом, а по остальным этот статус был отменен, как абсолютно придуманная история. Дело в том, что нашего генпрокурора Юрия Чайку ввели в заблуждение — ему сообщили о том, что пара сотен российских НКО получили кредитов на 6 миллиардов рублей от иностранцев. Потом выяснилось, что такого не было, и все дела развалились. В суде я буду выступать в качестве свидетеля, приглашенного истцом, то есть самой «Агорой». Они пригласили меня для того, чтобы я подтвердил, что деятельность «Агоры» не является политической. Это правозащитная и адвокатская деятельность. Интересы политических партий и общественно-политических движений «Агора» никогда не отстаивала, в выборах не участвовала. То, что у Чикова есть пластиковое удостоверение сотрудника администрации президента России и его советника (Чиков является членом СПЧ при президенте РФ прим. ред.), извините, но это выбор Владимира Путина. Это значит, вы кого судить будете?

муратов.jpg
Дмитрий Муратов

Адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев (ранее представлял интересы известных оппозиционеров: блогера Алексея Навального и журналиста Олега Кашина в громком деле о его избиении) в первые минуты заседания попросил суд приобщить к делу несколько исследований. Они, по его словам, опровергают представление прокуратуры и подтверждают позицию ассоциации, которая настаивает: политики в их деятельности нет. Представитель прокуратуры, который тщетно просил суд не приобщать исследования и ряд документов, также последовательно опровергающих позицию надзорного ведомства, опешил от количества свидетелей, приглашенных «Агорой». Правозащитники привезли на процесс 7 свидетелей. Кроме Муратова в суд, к примеру, явился главный редактор газеты «Вечерняя Казань» Хазбулат Шамсутдинов, коллеги Чикова по СПЧ Игорь Каляпин и Илья Шаблинский, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов. Прокурор, оценив «броню», заявил, что ему необходимо время для того, чтобы изучить ходатайства истца.

— Почти все свидетели, заявленные нами, иногородние, — объяснил суду Ахметгалиев, объясняя, почему допрос должен состояться именно сегодня. — Для того чтобы привезти их в Казань, «Агора» потратила немалые средства...

Адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев
Адвокат «Агоры» Рамиль Ахметгалиев пытался выяснить, где прокуратура нашла политику в деятельности организации

Судья Евгения Зыбунова решила, что для изучения ходатайств истца прокурору хватит и 20 минут.

Выступление Ахметгалиева после перерыва было красноречиво — он начал с того, что необходимо четко разделять, к примеру, «политическую деятельность» и «политическое участие».

— Под политикой, если опираться на представление прокуратуры, можно понимать все что угодно. Но если прокурор идет голосовать на выборы, то это «политическое участие», а вот если он будет выдвигать свою кандидатуру, то это уже будет «политическая деятельность», — объяснил адвокат «Агоры». — Также если прокуратура проводит антикоррупционную экспертизу, то она не занимается политикой, но если такую экспертизу проводит «Агора», то она, судя по представлению прокуратуры, занимается политической деятельностью. Если заместитель прокурора Фарит Загидуллин, который подписал это представление, дает интервью СМИ, то он не занимается политической деятельностью и не оказывает влияния на общественное мнение. Но если интервью дает Чиков, то он занимается политикой и оказывает влияние на общественное мнение. Эти действия по каким-то причинам трактуют по-разному.

В какой-то момент Ахметгалиев поинтересовался у представителя прокуратуры, каким образом надзорный орган сделал вывод о том, что «Агора» заявляла о готовности оказать поддержку НКО в части «противодействия прокурорскому надзору» (об этом говорится в представлении). Как выяснилось, правозащитники заявляли о готовности оказать юридическую поддержку НКО, в отношении которых прокуратура инициировала проверки.

— То есть вы считаете, что юридическая помощь, защита интересов НКО в суде — это «противодействие прокуратуре»? Мы сейчас обжалуем ваше представление — это противодействие прокуратуре? — спросил Ахметгалиев.

— С вами, да, у нас противодействие... — устало заявил прокурор. Его слова вызвали улыбку даже у судьи.

— Странно, мне казалось, что это называется «право на судебную защиту», — пожал плечами адвокат.

«БЫЛО БЫ НЕПРИЯТНО, ЕСЛИ БЫ ЧЕХОВА ОБЪЯВИЛИ ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ...»

Интересные нюансы выяснились, когда Ахметгалиев стал выяснять, в чем, по мнению прокуратуры, заключаются попытки «Агоры» повлиять на государственную политику. По словам адвоката, по некоторым вопросам, в частности в сфере сети интернет, государственная политика не регламентирована. Так обстоят дела и с регламентированием деятельности ОНК.

— Вы говорите о том, что «Агора», изучая деятельность ОНК, пришла к выводу, что действующая государственная политика тормозит развитие этого общественного органа. А в чем заключается государственная политика в части ОНК, на которую «Агора», судя по-вашему представлению, оказывает влияние? Она заключается в том, что государство тормозит развитие института ОНК? Так получается?

— Выходит, что так, — неожиданно заявил прокурор.

После ряда вопросов, в ходе которых Ахметгалиев пытался выяснить, где прокуратура нашла политику, изучив деятельность правовой школы «Агоры» для юристов (которая, к слову, работает на грант президента РФ) и брошюру для адвокатов, подготовленную Чиковым, суд перешел к допросу свидетелей.

Кандидат филологических наук, доцент Нижегородского университета Елизавета Колтунова, которая провела лингвистическое исследование ежегодных докладов «Свобода интернета», подготовленных «Агорой», пришла к выводу, что прокуратура «добросовестно заблуждается», считая, что правозащитники занимаются политической деятельностью. Она вместе с коллегами в мониторингах не обнаружила ни политики, ни оценочных заявлений касательно генеральной линии действующей власти в области сети интернет. Кстати, сам доклад, действительно, достоин внимания — в 2013 году «Агора» зафиксировала 1832 факта ограничения свободы интернета. Общее количество выявленных нарушений по сравнению с 2012 годом выросло более чем на 50% (1197 нарушений было в 2012 году).

Главред «Вечерки» Шамсутдинов рассказал о том, что его издание давно сотрудничает с «Агорой», но никаких материалов с политическим оттенком от правозащитников за все это время не было. По его словам, газета в основном рекомендует «Агору» читателям, которым необходима юридическая защита, и публикует материалы о поборах в школе, врачебных ошибках и превышении должностных полномочий силовиками — эти информационные поводы периодически предоставляет команда Чикова, но, по мнению Шамсутдинова, к политике это не имеет никакого отношения.

Муратов, появившись в зале суда, вкратце рассказал судье, которая, по всей видимости, не ожидала увидеть на процессе известного журналиста, о сотрудничестве «Новой газеты» и ассоциации «Агора». Он сообщил, что в мае 2007 года в самарской редакции «Новой газеты» правоохранительными органами был проведен обыск. Журналистов подозревали в использовании контрафактного программного обеспечения. В результате были изъяты все редакционные компьютеры, а в отношении главного редактора Сергея Курт-Аджиева возбудили уголовное дело. Журналиста защищала казанский адвокат Ирина Хрунова (ранее она также представляли в суде интересы Михаила Ходорковского и участниц панк-группы Pussy Riot), которая сотрудничает с «Агорой» и является супругой Чикова.

Также, по словам Муратова, поводом для другого судебного процесса стало присуждение бывшему майору милиции Николаю Хованскому антипремии «Дорогу колесницам» как «худшему милиционеру России» за его роль в расследовании резонансного ДТП на Ленинском проспекте с участием машины вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова. На церемонии вручения антипремии из уст журналиста Артемия Троицкого, сотрудничающего с «Новой газетой», прозвучали нелицеприятные слова в отношении милиционеров, расследовавших дело. В связи с этим Хованский, к тому времени уже уволившийся из органов внутренних дел, подал в суд иск о защите чести и достоинства, а также заявление с требованием возбудить уголовное дело в порядке частного обвинения. В суде, который в итоге принял сторону журналиста, интересы Троицкого также представляла Хрунова.

— В каждом из этих дел адвокаты «Агоры» сознательно исключали политическую составляющую, — заявил Муратов.

Затем он отдельно остановился на работе правозащитников в сфере работы ОНК в местах лишения свободы.

— Я не понимаю людей, который говорят: «Если вы пишете про ОНК, то вы занимаетесь политикой», — объяснил главред «Новой газеты». — Тогда надо признать, что политикой занимался Антон Чехов. Если изучить «Путешествие на Сахалин», можно увидеть, что он, устроившись там переписчиком населения, ходит по каторжным камерам и делит количество кубометров воздуха в каждой камере на количество голов, которые там находятся. Он делает вывод — в 16 раз не соблюдается норма. И генерал-губернатор расширяет помещение. Это что, «политическая деятельность»? Давайте не будем путать политику и гуманизм. Кстати, сегодня у вас в Качаловском драмтеатре дают «Вишневый сад», и, скажу откровенно, мне было бы неприятно, если бы Чехова объявили иностранным агентом.

Выслушав всех свидетелей, Зыбунова сообщила, что процесс продолжится завтра.

Пока сложно предсказать исход суда, но стоит заметить, что «Агора» очень активно ведет борьбу против своего статуса иностранного агента по двум фронтам: с одной стороны, предприняла попытку оспорить в Конституционном суде сам закон об иностранных агентах (выступая тем самым в пользу и других своих коллег по некоммерческой деятельности), с другой, как видим, оспаривает свое включение в этот список.. Интересно, что Чикову не далее как три недели назад удалось добиться в Мосгорсуде признания незаконным включения минюстом РФ ассоциации «Голос» (занимается мониторингом нарушений на выборах) в реестр иностранных агентов. Таким образом «Голос» стал первой НКО, чье включение в этот реестр признано незаконным. По всей видимости, Чиков и его коллеги сейчас этим этим очень воодушевлены и рассчитывают, что им удастся добиться такого же решения и по отношению к «Агоре».

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.