Алина Хайрутдинова
Алина Хайрутдинова: «Возникла мысль о собственной креативной студии, в рамках которой можно создавать то, что человек не может купить в магазине»

«МИННИХАНОВ ПОЯВЛЯЛСЯ НА ПУБЛИКЕ С ГАДЖЕТОМ,
К КОТОРОМУ МЫ ПРИЛОЖИЛИ РУКУ»

— Алина, о вашей фирме впервые узнали пару лет назад, когда в СМИ появились фотографии iPad — подарка, который преподнесли президенту РТ Рустаму Минниханову, на котором лазерной гравировкой была выведена карта Татарстана и герб республики. Там же сообщалось, что вы можете гравировать буквально на всем, на любых предметах.

— Да, это было еще в 2012 году. Так получилось, что о нас уже знали некоторые рекламные агентства, с которыми мы работали. И можно было судить о качестве наших работ. И когда стало известно, что один из помощников президента хочет сделать такой интересный подарок для Рустама Минниханова, и речь зашла об iPad, о сложном оборудовании, то наши хорошие знакомые креативный сервис Evolution, что располагается в казанском IT-парке, обратились к нам. Это, безусловно, было очень приятно, что нам доверяют такой подарок такому человеку. И мы с большим энтузиазмом взялись за это, хотя очень боялись. Все получилось хорошо, и потом наши друзья, тоже рекламщики, присылали фотографии, как президент Минниханов появлялся на публике с гаджетом, к которому мы приложили руку. Кстати, мы делали гравировку не только для самого iPad первого лица республики, но и для чехла к нему.

— Как же вы дошли до гравировки iPad для президента РТ, с чего начинали?

— Нужно начать с того, что я уже достаточно давно занималась дизайном интерьеров, и вообще, считаю себя творческим человеком. И обнаружилась такая сложность в работе, что даже при том, что на рынке есть широчайший выбор всего, все равно было сложно найти то, что подходит под конкретный интерьер, под характер конкретного человека. И родилась идея: а почему бы не научиться все это создавать самому! Причем появилась эта идея не внезапно, а постепенно, исходя из накопленного профессионального опыта.

Лазерная гравировка на iPad для Рустама Минниханова
«Это, безусловно, было очень приятно, что нам доверяют такой подарок такому человеку. И мы с большим энтузиазмом взялись за это, хотя очень боялись» (лазерная гравировка на iPad для Рустама Минниханова)

— Вы занимались дизайном интерьеров в частном порядке или работали в фирме соответствующего профиля?

— В частном порядке. Повторюсь, что считаю себя творческим человеком. Сначала я рисовала, потом появились заказы — нарисовать что-то под определенный интерьер. Затем уже появилась возможность участвовать в создании интерьеров, его определенных моментов. Я тогда еще работала в холдинге «Татнефтепродукт» менеджером по продажам, и там в какой-то момент поняла, что мне обязательно нужно что-то творить, создавать, то есть менять род своих занятий. Тогда и возникла мысль о собственной креативной студии, в рамках которой можно создавать то, что человек не может купить в магазине. Дальше был поиск людей, дизайнеров, администраторов, которых я тоже смогла увлечь своей идеей...

Основной концепт состоял в том, чтобы реализовывать полный цикл услуг: от создания идеи любой интерьерной вещи до ее физического воплощения в жизнь.

«ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ»

— И встал вопрос о том, где взять первоначальный капитал?

— Да. Искали, можно сказать, «прошерстили» интернет и подали заявку на всероссийский конкурс «Бизнес-успех-2010», который был направлен как раз на поддержку проектов в сфере малого бизнеса. Один из этапов того конкурса проходил именно в Казани. Проводил его медиахолдинг «ОПОРА-Кредит». В каждой из четырех номинаций — «Лучший IT-проект», «Лучший start-up проект», «Лучший проект в сфере нестационарного бизнеса» и «Лучший проект в производственной сфере» — было определено по три победителя. И мы стали лауреатами в одной из номинаций, получив льготный кредит от банка «АК БАРС» на 3,5 миллиона рублей и отсрочку на год в его погашении.

— Что из себя представляло само участие в конкурсе?

— Нужно было подготовить презентационный видеоролик и выступить с ним перед жюри, рассказав о том, чем мы занимаемся. В жюри были представители банков, которые как раз отбирали проекты, под которые были готовы дать деньги, были руководители «ОПОРЫ России» и комитета по поддержке малого и среднего предпринимательства РТ. Присутствовал и сам Рустам Минниханов, помню, как он пожимал руку, желал удачи. Так что президент Татарстана был нашей путеводной звездой еще в самом начале (улыбается).

Все это происходило в казанском IT-парке, участников было много. Мы, конечно, очень хотели победить, но совершенно не ожидали, что окажемся в числе лауреатов.

Алина Хайрутдинова (слева) на вручении призов лауреатам конкурса
Алина Хайрутдинова (слева) на вручении призов лауреатам конкурса «Бизнес-успех-2010», в центре заместитель председателя правления банка «АК БАРС» Булат Давлетшин

— Какова была основная концепция проекта, с которым вы шли на этот конкурс?

— На тот момент скомпоновать все идеи, которые были в голове, в один проект было сложно, поэтому мы позиционировали себя как гравировальная мастерская, отсюда и пошла «Гравюра Дизайн». Основная мысль была в том, чтобы заниматься гравировкой самой различной сложности и самых разных предметов, для чего мы хотели закупить дорогие австрийские лазерные станки, к тому же у нас уже был подходящий дизайнер, который умел работать с подобным сложным оборудованием.

Кстати, на том конкурсе «Бизнес-успех-2010» был еще один важный момент, чтобы у тебя уже были клиенты, готовые заказывать товары или услуги. Тогда мне удалось выступить перед руководством «Татнефтепродукта», когда я там еще работала, рассказать, что я собираюсь открывать свое дело и заниматься тем-то и тем-то. Они поддержали, и мы заключили договор о том, что концерн «Татнефтепродукт» будет с нами работать. Прошло четыре года, и сейчас эта крупная компания абсолютно все свои подарки заказывает в компании «Гравюра Дизайн».

«Вторым нашим крупным клиентом стал банк «АК БАРС». Он очень нас поддержал»

А вторым нашим крупным клиентом стал банк «АК БАРС». Пока шла подготовка к конкурсу, было, естественно, какое-то общение, банки «прощупывали» кандидатов. И мы рассказывали тогда заместителю председателя правления Булату Давлетшину о том, чем будем заниматься, и почему будем конкурентноспособны. Мои мысли уже тогда шли дальше гравировки, я думала о создании креативных изделий, о творчестве. В итоге банк тоже очень нас поддержал, и мы заключили соответствующий договор, а Булат Сагидович тогда и награждал на торжественной церемонии.

«НА РЫНКЕ В ПРИНЦИПЕ ТАКОГО НЕ БЫЛО»

— Чем же вы так запомнились тогда жюри и руководству крупных организаций, в чем была основная фишка проекта?

— Фишка была в том, что на рынке в принципе такого не было. Это была новая, да она и остается такой, ниша. Есть рекламные агентства — это одно, есть производственники — это другое. А у нас в креативной студии заказчик может посмотреть, как все это делается, где из его мыслей мы вылавливаем суть и уже делаем конкретную вещь. Я думаю, что этим нам и удалось запомниться жюри. Ну и, кроме того, у нас с самого начала была отличная команда и большое желание победить. Это, думаю, и помогло.

— И как вы потратили деньги, полученные в качестве кредита?

— Появился офис, оргтехника, все как положено. А главное, мы закупили оборудование — два лазерных гравировочных австрийских станка, ездили в Питер на обучение по работе на этом оборудовании. Один работал, и до сих пор работает, по металлу, а второй «отвечает» за дерево, кожу, пластик. С тех пор мы еще купили большой фрезерный станок, который способен выполнять более крупные работы. И не планируем на этом останавливаться.

— Насколько быстро стала набираться клиентская база?

— Конечно, было страшно поначалу. Вот у нас офис в центре города, правда, тогда он выглядел совсем по-другому, я ушла с работы, мысли были немного хаотичны, хотелось всего и сразу. Заказчиков, помимо «Татнефтепродукта», «АК БАРСа» и студии Evolution, не было, да и от них еще не было каких-то серьезных заказов, частных клиентов не было совсем, потому что о нас просто не знали. Кстати, мы до сих пор практически ничего не тратим на рекламу, только сейчас созрели к этому, думаем, как использовать этот потенциал наиболее эффективно. А пока реклама была только в «2ГИС».

Конечно, клиенты не появились по волшебству, были разные моменты, были и сложности. Но у нас было понимание, что то, чем мы занимаемся, — это должно быть интересно клиентам, просто о нас должны узнать. Мы обзванивали организации, отделы маркетинга, объезжали, показывали свои буклеты и каталоги: банки, туристические фирмы, салоны красоты, PR-агентства, агентства по проведению праздников... Некоторые рекламные агентства просто видели нашу вывеску на входе и сами заходили, спрашивали: кто мы, что мы? Им нравилось, и мы до сих пор практически со всеми из них, кто просто случайно шел мимо нашего офиса на улице Островского, сотрудничаем. И сарафанное радио сыграло свою роль, и группа «ВКонтакте», через нее очень многие клиенты узнали о нас, и «2ГИС». Некоторые говорят, что просто в набрали в поисковике «Казань гравировка», и так мы нашлись. Кстати, недавно обнаружили, что и через Google нас найти достаточно легко, если задаться целью — найти гравировальные мастерские в Казани.

В офисе
«У нас есть три точки продаж: основной офис, а также еще один отдел в Казани, расположенный в ЦУМе, кроме того, точка в Арске, в супермаркете «Эссен» (в офисе компании «Гравюра Дизайн»)

— Где еще можно заказать ваши услуги помимо основного офиса?

Сейчас у нас есть три точки продаж: основной офис, а также еще один отдел в Казани, расположенный в ЦУМе, кроме того, точка в Арске, в супермаркете «Эссен». Кстати, именно отдел, который мы открыли в ЦУМе два года назад, стал для нас лучшей рекламой с точки зрения привлечения частных клиентов, многие узнали о нас благодаря ЦУМу, сейчас туда ежедневно обращаются 10 - 12 человек. Там у нас нет никакого оборудования, только принимаются заказы и продается сувенирная продукция. До недавнего времени мы выступали там арендаторами, но недавно выкупили у прежних владельцев эту не очень приглядную «будочку», и сейчас собираемся полностью менять ее дизайн, чтобы он соответствовал нашему фирменному стилю. Также хотим открыть новый отдел в одном из больших казанских торговых комплексов, думаю, что это будет «Парк Хаус», все-таки Квартала и, соответственно, большая проходимость, большое количество потенциальных клиентов. Хотели это сделать уже в этом году, но, видимо, не успеем, перенесем на 2015-й.

— В мае «Гравюра Дизайн» открыла точку продаж еще и в Арске. Почему именно там?

— Мои родственники из тех краев, я довольно часто езжу мимо Арска, это такой энергичный, развивающийся район. И я подумала: а почему бы и нет. Конечно, там еще нужно объяснять, что такое гравировка и прочее, но мы потихоньку будем это делать, совсем недавно только открылись в супермаркете «Эссен». Но и там уже есть свои клиенты, в основном частники. Хотя мы открылись лишь в мае, уже вышли в ноль, окупаем зарплату сотрудников и аренду. Там еще занимаемся и продажей сувенирной продукции, не только своей. Местные жители жалуются, что этот рынок у них совершенно пуст, часто за элементарными сувенирами приходится ездить в Казань. Вот и заполняем эту пустоту.

Мы собираемся осуществлять активную экспансию в этот регион (улыбается). Будем давать рекламу в местной прессе, там проходят сабантуи, много спортивных мероприятий, школы — нам есть где развернуться и в чем поучаствовать.

— Вы сами заговорили о своих родственниках, а чем занимаются родители?

— Папы, Самигуллы Каримовича, к сожалению, уже нет в живых. Он был журналистом, руководил отделом писем и жалоб в газете «Ватаным Татарстан», защитил кандидатскую диссертацию по истории. В родной деревне Иске Рязяп в честь него названа центральная улица. Моя мама, Яухар Шакировна, заслуженный медработник РТ.

«Есть механическая гравировка, когда человек от руки рисует, а у нас лазерная. Мы можем гравировать рисунки, фотографии — это совершенно другие возможности»

МЫШЕЛОВКА ДЛЯ ИЛЬИ СЛАВУТСКОГО

— Вернемся к гравировке. Такого рода подарки по-прежнему популярны в народе?

— Хочу сразу сказать, что, хотя мы и победили в том конкурсе в качестве гравировальной мастерской, наши идеи в качестве креативной студии, как я сказала в самом начале, простирались гораздо дальше. Поэтому австрийские станки, которые мы купили, они широкоспектрные, они делают абсолютно все: режут, гравируют, маркируют. Поэтому мы и купили именно лазерные, а не фрезерные станки. Кроме того, читателям, наверное, стоит объяснить разницу между обычной механической гравировкой и лазерной. Так вот, есть механическая гравировка, когда человек от руки рисует, а у нас лазерная. Мы можем гравировать рисунки, фотографии — это совершенно другие возможности. Мы можем это наносить на совершенно разнообразные предметы.

Что же до гравировок, то такие подарки по-прежнему очень популярны, и, я считаю, что это совершенно справедливо. Такой персонализированный презент на часах, кольцах, посуде и прочем, мне кажется, всегда приятен. Вообще, это же потрясающая вещь, которая остается на всю жизнь. Однажды я нашла у бабушки столовый сервиз с именами всех членов семьи. Это остается на память.

«Поскольку лазерные станки имеют свои особенности, нужно знать подборку, подбирать правильно температуру, чтобы ничего не испортить»

— Можете вспомнить самые оригинальные предметы, которые приходилось гравировать, или самые необычные надписи?

— Как-то мы гравировали 700 сейфов для одного банка с надписью «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость». Была у нас коллекционная дорогущая бутылка красного вина, которую молодой человек презентовал своей любимой. А на ней — стихотворение его собственного сочинения. Еще недавно мы гравировали... мышеловку. Это друзья так поздравляли Илью Славутского, у которого в Качаловском театре был режиссерский дебют — спектакль «Мышеловка» по Агате Кристи.

Сейчас мы работаем для МЧС, изготовляем индивидуальные жетоны для пожарных частей с именем и фамилией пожарного, его номером и группой крови.

Разные электронные приборы, те же iPhone, мы одними из первых рискнули делать на них гравировки, во всяком случае, все приходили к нам с этим и ужасно радовались, что «Гравюра Дизайн» за это берется. Поскольку лазерные станки имеют свои особенности, нужно знать подборку, подбирать правильно температуру, чтобы ничего не испортить.

— Какого рода заказы на гравировку встречаются чаще всего?

— Это вопрос сезона. Лето — это время свадеб: пригласительные, замочки, кольца, алкогольные напитки. С сентября начинаются корпоративные праздники и не заканчиваются вплоть до Нового года. Февраль — это 23 февраля и День святого Валентина, много мужских подарков: ручки, зажигалки, запонки. Мы сотрудничаем даже с оружейными магазинами.

При этом, как я уже говорила, мы хотим не только заниматься гравировкой, мы сами и разрабатываем подарки и сами их создаем вплоть до упаковок из пластика или из дерева, наполнение этих упаковок... Мы выслушиваем человека, узнаем, чего он хочет, и уже в процессе вместе рождаем идею и реализуем ее.

«НЕСЛОЖНЫЕ НАДПИСИ НА ПРОСТЫХ ИЗДЕЛИЯХ СТОЯТ 500 - 700 РУБЛЕЙ»

— А какие заказы приносят больше выручки: корпоративные или частные?

— Сходу сложно назвать, каково это соотношение, потому что с момента появления отдела в ЦУМе люди приходят каждый день, скажем, с идеями спортивных кубков или медалей. Причем это могут быть довольно приличные суммы, если вы не просто купили медаль и на ней что-то нужно выгравировать, а когда нужно ее создать от и до. Например, мы делали юбилейную медаль к 55-летию руководителя ТАНЕКО Хамзы Багманова, покрытую золотом.

Именная медаль на 55-летие Хамзы Багманова
«Мы делали юбилейную медаль к 55-летию руководителя ТАНЕКО Хамзы Багманова, покрытую золотом»

В общем, корпоративные заказы все же приносят больше выручки, но доля в ней «частников» растет. Наверное, соотношение сейчас примерно 70 на 30.

— Какова стоимость ваших услуг, какая нижняя и верхняя границы цен?

— Самые несложные надписи на простых изделиях стоят 500 - 700 рублей. Если что-то сложнее, то уже идет изготовление макета, подбор, и цена немного повышается. Часто у нас уже есть готовые макеты, тех же неизменных атрибутов свадьбы: замочки, сердечки, ангелочки. Все это также снижает цену для покупателя. Сейчас очень популярно стало заказывать буквы на свадебное торжество. Так что идет такой комплекс услуг.

— А если речь об изготовлении изделия — от идеи до реализации, или о дорогом материале, или о сложной гравировке...

— Здесь все индивидуально, очень сложно выдвинуть клиенту какой-то четкий прайс. К примеру, если у фирмы уже есть логотип, фирменный стиль, то здесь получается проще и дешевле.

Скажем, лампы мы делаем от 5 тысяч, нарды, довольно популярный сейчас подарок, стоят 8 тысяч. Медали на индивидуальный заказ — от 8 - 10 до 30 тысяч, это зависит и от материалов, и от размеров. Один раз мы гравировали часы для казанского банка, так сами часы стоили 3 миллиона рублей. Поэтому мы взяли за эту работу солидную сумму, учитывая риски и сложность работы, поскольку на таких изделиях стоит специальное покрытие, которое не позволяет образовываться царапинам. Еще был дорогой заказ — кожаное панно. Для него была нужна необработанная кожа, пришлось самой искать по качеству, по цвету, ездить по заводам. А сложность заказа была в том, что такая кожа при температурной обработке скукоживается, поэтому нужно было точно попасть в температурный режим. У нас это получилось.

«Мы каждый день удивляемся сами себе и нашим возможностям»

Вообще, главное, что в результате все в восторге. И те, кто дарит, и те, кому дарят. Мы сами постоянно восхищаемся теми изделиями, которые получаются у наших дизайнеров, хотя вроде бы работаем не первый день. Наш главный дизайнер Эдуард Байрамян — настоящий кудесник и фанат своего дела. В общем, мы каждый день удивляемся сами себе и нашим возможностям.

— Каков средний чек, сколько денег у вас обычно оставляют клиенты?

— Если говорить о частных клиентах, то все же большинство заказов — это что-то не очень дорогое, наверное, средний чек составляет что-то около 1 тысячи рублей. Что касается корпоративных клиентов, то здесь средняя цена одного заказа составляет примерно 20 тысяч.

КУКЛЫ В РЕСТОРАНЕ «ХУМО» — ЭТО НАША ГОРДОСТЬ

— Насколько конкурентным является рынок в Казани, если говорить о лазерной гравировке. Как-то отслеживаете это?

— Да. Самая известная компания — это «Лазерный центр», расположенный в IT-парке. Но я не думаю, что мы являемся конкурентами друг другу. Во-первых, насколько я знаю, они занимаются продажей соответствующего оборудования. Во-вторых, они делают основной упор на оптовые заказы, например, когда нужно сделать одинаковые гравировки на тысяче ручек. Конечно, и у нас бывают такие заказы, как с теми же банковскими сейфами, но все-таки мы креативная студия. Поэтому для нас гравировка — это только часть работы. И мы практикуем индивидуальный подход к клиенту.

Есть в Казани еще маленькие фирмы, которые занимаются лазерной гравировкой, но мы о них знаем, только наблюдая за различными группами «ВКонтакте». И часто приходят люди, которые говорят: хорошо, что мы вас нашли, ведь в городе больше ничего нет.

Еще одно наше отличие от других организаций: у нас нет понятия «рабочий день». Хотя у нас и написано на вывеске, что офис открыт с 10 до 19 часов, на самом деле мы часто и приходим гораздо раньше и уходим гораздо позже. И это не является ни для кого проблемой. Нам можно позвонить в любое время, мы задержимся всей командой и сделаем все в те сроки, которые удобны для клиента.

«Австрийские станки, которые мы купили, широкоспектрные, они делают абсолютно все: режут, гравируют, маркируют»

— В какой момент вы решили, что лазерная гравировка — это слишком узкий род занятий?

— Нет, это все присутствовало изначально. Я уже говорила в начале беседы о тех проблемах, с которыми сталкивалась, когда занималась дизайном интерьеров: невозможно подобрать что-то сугубо индивидуальное из того, что есть в магазинах. Вот мы и занялись решением этой проблемы, нам в этом помогают наши классные дизайнеры.

У нас есть замечательные куклы, которые стоят в ресторане «Хумо», — это наша гордость. В этом месте есть и другие наши интерьерные вещи. В казанской квартире Николая Никифорова стоит наша лампа. К нам в свое время приходила супруга нынешнего министра связи и массовых коммуникаций РФ и сделала заказ как частное лицо. Конечно, для нас это очень важно и почетно. Сейчас у нас довольно много подобных частных заказов.

«Хороших дизайнеров нам не хватает, такие люди — это штучный товар»

«ЗАЧАСТУЮ ХОРОШИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРОСТО НЕ ПРОИЗВОДЯТ В РОССИИ»

— С какими материалами вы работаете, возникают ли с этим проблемы, и как выходите из положения в подобных ситуациях?

— Основные материалы — это пластик и дерево, а также золото, серебро, платина, латунь. Мы активно сотрудничаем с ювелирами. Практически все казанские ювелиры делают заказы у нас. Там тоже своя среда, часто они друг друга недолюбливают по тем или иным причинам, но все приходят к нам.

Мы сами разрабатываем дизайнерские ювелирные украшения. Наши дизайнеры их проектируют, ювелиры предоставляют нам материал, мы сами вырезаем те же золотые серьги и прочее. Да, и хотим это направление развивать — эксклюзивные ювелирные украшения. Я сама очень люблю украшения и думаю, что любая женщина хотела бы, чтобы ее мужчина подарил что-то эксклюзивное, индивидуально подобранное для нее. Ей будет приятно, что любимый человек думал над подарком, сидел вместе с дизайнером, обсуждал...

Возвращаясь к материалам. У нас в Казани большие проблемы с деревом, практически нет качественных материалов. А хочется, чтобы это были тонкие листы, которые хорошо бы подошли для наших австрийских станков. Мы даже ездим сейчас по выставкам в поисках таких материалов. Но в любом случае приходится ограничивать собственную фантазию. Иногда клиенты сами что-то находят, в общем, пытаемся выходить из положения.

Есть у нас проблемы с хорошими листами латуни — ее просто нет. Зачастую хорошие материалы просто не производят в России. Пластик у нас в основном американский. Фанеры качественной тоже нет, отличная фанера есть в Финляндии. Но ее долго ждать, и это дорого...

В любом случае у нас нет ничего китайского, мы используем качественный материал. Потому что вопрос качества нашего конечного продукта — это самое важное. К нам именно и приходят за качеством.

— Участвуете ли вы в выставках, презентуя свою продукцию?

— Пока только для знакомства с поставщиками, дистрибьюторами. Недавно с этой целью были в Москве на выставке «Подарки. Осень-2014». Сами пока не выставлялись, хотя готовим себя к этому. Проблема в том, что мы что-то создаем, и это сразу же продается и не остается у нас. А повторить это просто нет времени, потому что уже беремся за что-то другое. Соответственно, подготовиться к выставке просто нет времени. Но сейчас мы нашли помощников для нашего главного дизайнера, поэтому все впереди.

— Тем не менее наверняка сравниваете свою работу с тем, что компании показывают на подобных выставках.

— Да, конечно. И, пусть это нескромно прозвучит, но считаю, что мы — на уровне. Некоторые вещи, которые мы даже не считаем за труд, кто-то с этим едет на выставки. А мы бы это даже клиентам не стали показывать: магнитики из дерева, закладки, календарики. Мы наших дизайнеров иногда просто уговариваем сделать тот же магнитики с изображением Казани, которые заказывают клиенты, они отказываются, говорят, что это неинтересно, говорят, что «не хотят опускаться до такого уровня».

— Как удается их уговаривать и в целом насколько сложно вести общее дело с творческими людьми, как удается удержать такие таланты?

— Я сама человек творческий, поэтому и со мной нелегко работать. Хочу опровергнуть тезис о том, что с друзьями лучше не иметь общих дел в бизнесе — это все ерунда. По моему опыту, а ему уже четыре года, основной костяк организации — это друзья и близкие люди, которые болеют за дело душой, которые могут остаться на работе до утра. И всем нам это очень интересно. Конечно, стимулируем людей и материально, они получают определенные проценты с наших контрактов.

— А еще многие творческие люди часто стремятся уехать из Казани в одну из двух российских столиц...

— Честно, совершенно об этом не думала. У нас и здесь работы много. Пока только думаем о расширении бизнеса на республику.

В НАШЕМ ШТАТЕ 10 ЧЕЛОВЕК

— Сколько у вас сейчас в штате сотрудников?

— Три дизайнера, я, наш главный менеджер по развитию — моя тезка Алина, две девочки, работающие в отделе в ЦУМе, и две — в Арске, и еще бухгалтер. Всего получается 10 человек. Хотя хороших дизайнеров нам не хватает, такие люди — это штучный товар. Иногда мы еще кого-то нанимаем, например, что-то собирать, но стараемся этого не делать, все-таки работаем с очень дорогим материалом.

«Никогда не было такого, чтобы клиент уходил от нас недовольным, мы всегда находим выход из положения»

— Кстати, а случались у вас конфликты с клиентами?

— Конечно, были конфликтные ситуации, когда клиенты были чем-то недовольны. Конечно, мы всегда предупреждаем, что материал может капризно себя повести, особенно если это что-то новое, с чем мы еще не работали. Но никогда не было такого, чтобы клиент уходил от нас недовольным, мы всегда находим выход из положения. Подбираем другой материал, стараемся исправить, если вдруг случилась какая-то ошибка в тексте гравировки, все-таки человеческий фактор еще никто не отменял. Даже, наоборот, чаще к нам приходят люди с просьбой исправить что-то в неправильно сделанной гравировке. Иногда по этому поводу собираем целые консилиумы, решаем, как нам помочь клиенту. Мы никогда не говорим людям, которые к нам приходят: не мы не сможем вам помочь. Напротив, мы садимся и начинаем думать.

— Как вы платите налоги?

— Наше юридическое лицо — ООО «Гравюра Дизайн», платим мы «упрощенку» — доход минус расход.

Каковы зарплаты у ваших сотрудников?

— Девочки, которые работают в наших точках продаж в ЦУМе и в Арске, зарабатывают 15 - 20 тысяч рублей в месяц. Ведущие дизайнеры — до 80 тысяч.

— Какой у вас годовой оборот?

— Я думаю, что в этом году будет около 7 миллионов рублей.

«Некоторые рекламные агентства просто видели нашу вывеску на входе и сами заходили, спрашивали: кто мы, что мы? И мы до сих пор практически со всеми из них сотрудничаем»

— А с каких сумм начинали?

— Главное, что мы в 2013 году окончательно расплатились с тем самым кредитом от «АК БАРСа», который получили в качестве гранта. В плюс мы вышли как раз после того, как закрыли кредит. А до этого денег хватало только на зарплату, аренду помещения, материалы. И сейчас уже наш бизнес можно назвать рентабельным.

Последние полтора года у нас удачные. Мы купили новое оборудование за счет средств из прибыли, открыли отделы продаж. Так что прибыль мы стараемся пускать в развитие.

ХОТИМ УВЕЛИЧИТЬ ШТАТ ТВОРЧЕСКИХ КАДРОВ

— Ближайшие планы с точки зрения развития компании?

— В ближайшее время, как я уже сказала, мы поменяем дизайн нашего отдела в ЦУМе, он станет более броским, привлекающим внимание клиентов, плюс новая точка продаж в «Парк Хаусе». Нам есть что показать. Хотим развивать ювелирное направление, о чем я говорила выше, собираемся вложиться и в рекламу, думаю, что мы к этому созрели.

Хотим увеличить штат прежде всего творческих кадров. Потому что некоторые идеи не реализовываются, потому что просто не хватает людей. Хотим купить еще один станок, который как раз будет рассчитан на потоковые заказы, те самые тысячи ручек. Возьмем для работы на нем специального сотрудника, чтобы дизайнеры уровня нашего Эдуарда меньше отвлекались на такие заказы и больше творили.

— И последний, обязательный для «БИЗНЕС Online» вопрос: три принципа, на которых вы строите свой бизнес?

— Первое: нельзя открывать бизнес ради бизнеса, надо любить то, чем ты занимаешься. Второе — это команда, без которой ты ничего не добьешься. Кажется, Генри Форд говорил: «Заберите у меня мои деньги, заводы, станки и фабрики, но оставьте мне моих людей — и вскоре мы создадим заводы лучше прежних». И третье — это мой и жизненный принцип: мечты сбываются.