106 838 — столько новых работников потребуется предприятиям, организациям и учреждениям Татарстана в 2015 - 2017 годам. Такой прогноз опубликовывал на своем сайте минтруд РТ. По данным чиновников, абсолютный лидер по востребованности — медсестры, которых нужна целая дивизия — 17 тыс. человек. А вот экономистов нужно 706 — чуть больше, чем стоматологов, но немного меньше, чем сварщиков. Не забыты и редкие профессии: к примеру, скоро республике потребуются 25 пчеловодов, 17 сборщиков очков и 9 хоровых дирижеров. Эксперты, комментируя «БИЗНЕС Online» итоги исследования, отмечают обострение конкуренции за работников, а также раскрывают секрет, куда деваются сотни выпускников юрфаков.
ИГРА В ГОСПЛАН
Попытку дать ориентир молодежи и образовательным учреждениям Татарстана предпринял минтруд РТ, опубликовав на своем сайте любопытный документ под названием «Прогноз потребности в подготовке рабочих и специалистов для предприятий и организаций Татарстана на 2015 - 2017 годы». Как рассказала «БИЗНЕС Online» начальник отдела мониторинга рынка труда и государственных услуг минтруда Елена Кибардина, прогноз основан на запросах 11 ведомств республики и предварительных потребностях крупных организаций. В него не вошли предприятия малого и среднего бизнеса, а также данные муниципальных образований.
Уже по этой причине понятно, что свод не претендует на точность и полноту данных. Не совсем понятно также, на чем основывались те, кто направлял данные. В принципе с относительной точностью можно говорить об уходе работников на пенсию и необходимости их замещения свежими кадрами. Но раз минтруд не госплан, а послевузовского распределения нет, писать (или не писать), по идее, можно любую цифру. Иначе чем объяснить, например, то, что на три года Татарстану, по прогнозу, нужен лишь один эколог и один фармацевт? Или такие специалисты в переизбытке? Впрочем, уже в конце года минтруд обещает опубликовать новый прогноз, более полно отражающий кадровую потребность в отраслях РТ, причем не на три, а на семь лет вперед.
Елена Кибардина сообщила, что прогноз основан на запросах 11 ведомств республики и предварительных потребностях крупных организаций |
МЕДИЦИНСКАЯ «ПРОРВА» И СПРОС НА ГРАМОТНЫХ ПРОДАВЦОВ
Однако и в нынешнем виде документ дает пищу для размышлений. Всего, как уже говорилось, было собрано заявок почти на 107 тыс. специалистов. Потребности по годам практически везде распределены более или менее равномерно, поэтому далее мы будем говорить о суммарном прогнозе на три года вперед. Потребность в специалистах с высшим образованием довольно высокая — 37,8 тыс. человек, то есть примерно треть от общего числа.
Абсолютный лидер по потребностям в кадрах — отрасль здравоохранения. Одних только выпускников вузов со специальностью «лечебное дело» минздрав РТ хочет заполучить 14699, и это не считая 2019 педиатров и 645 стоматологов. А если добавить медсестер, то получится, что епархия Аделя Вафина претендует на треть от всего кадрового потенциала республики в ближайшие три года. Двое работают, один лечит. И это при том, что во всем КГМУ — 5,5 тыс. студентов, интернов и ординаторов.
На втором месте по востребованности — строители. Их нужно 3885 только с высшим образованием, и это не считая обозначенных отдельно 435 архитекторов. Впрочем, эти цифры как раз более или менее укладываются в объем выпуска КГАСУ. Строителей из ссузов, что любопытно, нужно гораздо меньше — 1 909. Однако сюда нужно добавить массу узких специальностей, разбросанных по списку: 101 сварщик, 102 крановщика и т.д.
Не меньше, чем строители, республике, оказывается, нужны специалисты по торговле. 1794 — с дипломом о высшем образовании и аж 4486 — со средне-специальным образованием. Причем это, видимо, те, кто занимается продажами в широком смысле слова. Продавцов-кассиров нужно всего 105.
1217 специалистов необходимо машиностроению, 563 технолога — химической отрасли. И это только о кадрах широкого профиля. Отдельно выделены, например, проектировщики технологических машин и комплексов, которых понадобиться 177, радиоэлектронщики (172), металлурги (65) и так далее. Рабочих, понятное дело, нужно значительно больше. Одних слесарей — 2938, электромонтеров — 1253, токарей — 991, монтажников оборудования — 957.
Потребности в компьютерщиках довольно велики, но, видимо, мегазапросы Иннополиса все же не учитываются. Программных инженеров нужно 854, специалистов по информационным системам — 444, по электронно-вычислительной технике — 211 и так далее.
Сельскому хозяйству специалисты с высшим образованием почему-то оказались не нужны, зато новых трактористов нужно аж 2087, а зоотехников и мастеров животноводства — 3475.
Еще один интересный момент. Популярная у молодежи специальность «юриспруденция», видимо, не востребована работодателями. Прогнозная потребность в юристах на три года — 19 человек. И это на фоне того, что каждое уважающее себя (и желающее заработать) учебное учреждение, независимо от своего профиля, ежегодно выпускает десятки человек по данной специальности. К слову, экономистов, менеджеров и бухгалтеров с высшим образованием в сумме нужно 2079.
ПРОГНОЗЫ ПЕРЕМЕНЧИВЫ, КАК ВЕТЕР
Данные свежего прогноза интересно сравнить с аналогичным документом, опубликованным в прошлом году и описывающим перспективы на 2014 - 2016 годы. Как выяснилось, представления о будущем еще год назад во многом были другими.
Так, в прошлогоднем списке еще фигурировали специальности для выпускников сельхозвузов: «агрономия» (прогнозируемая потребность на три года — 345 человек), «агроинженерия» (178), «ветеринарно-санитарная экспертиза» (337), «зоотехника» (422). Теперь, как уже говорилось, их нет. Получается, все вакансии были закрыты досрочно, а нынешним студентам по этим специальностям рассчитывать не на что?
Не меньшее удивление вызывает и ситуация в авиастроительной отрасли. Так, в прошлогоднем прогнозе потребность в специалистах по профессии «авиастроение» составляла 164 человека. Однако уже в нынешнем документе таковых не оказалось вообще. Похожая судьба постигла еще одну авиаспециальность — «двигатели летательных аппаратов»: в прошлом году прогноз потребности составлял 121 человек, в новом прогнозе количество специалистов снизилось до 29. Зато рабочих по производству летательных аппаратов раньше надо было 135, а теперь уже 1227. Сотрудникам иностранных разведок стоит присмотреться к этим цифрам.
Прогнозные потребности в целом по машиностроению всего за год выросли в четыре раза. А, к примеру, ожидаемая необходимость в кадрах по специальности «технология транспортных процессов» увеличилась в 5 раз — 525 специалистов до 2017 года вместо ранее прогнозируемых 107.
Любопытны тенденции в сфере образования. Так, в документе минтруда присутствует специальность «математика» — педагогов по данному профилю потребуется 178 человек, хотя в предыдущем прогнозе таковые отсутствовали вообще. Несомненным показателем веяний времени стало прогнозное увеличение по специальности «физкультура»: ожидается, что физруков потребуется почти в три раза больше, чем прогнозировалось ранее, — 624. Видимо, готовятся какие-то решения по тренерским ставкам. Впрочем, не удивительно, если учесть, как активно продвигается идея реанимации ГТО.
Наконец, интересно взглянуть и в самый хвост списка потребностей. Например, на фоне сокращения чиновничьего аппарата (или надежд на его сокращение) республика предъявляет спрос на одного-единственного специалиста в сфере государственного и муниципального управления. Представляете, какой огромный конкурс и какова честь? Столько же, сколько чиновников, Татарстану понадобится, к примеру, мастеров по народному пению. А еще, если верить минтруду РТ, Татарстану требуется один журналист.
ГОНКА ЗА ЛЮДЬМИ
Эксперты «БИЗНЕС Online» высказали свое мнение о прогнозах по рынку труда Татарстана.
Ольга Чеканина — генеральный директор компании кадрового консалтинга Golden Standard:
— Особых изменений на рынке труда мы пока не увидели: как нужны были классические рабочие специальности, специалисты по продажам, управленцы на открытие филиалов и развитие сетей, так, в общем, эти тенденции и сохранились. Может быть, к весне будет всплеск как раз потребностей у местного производства и малого бизнеса. Но я думаю, что останавливает страх очередного кризиса и рецессии, поскольку непонятно, что происходит. А еще новые производства боятся открывать из-за отсутствия поддержки государства, недоступности дешевых кредитов. Если бы эти условия оптимизировались, то всплеск развития малого и среднего бизнеса бы состоялся, а значит, произошло бы и изменение на рынке труда... Если говорить об ожиданиях потенциальных соискателей и работодателей, то есть два варианта запроса. Первый: нужен профессионал с опытом работы на рынке и в аналогичной сфере или в любой сфере, но с похожим опытом. Второй: без опыта, сразу после вуза. И вот когда мы рассматриваем специалиста без опыта, то молодое поколение больше ориентировано на один вопрос: «Вот я пришел, такой весь из себя молодой специалист, сколько мне будут платить?» То есть молодежь ориентирована на потребление... Если говорить о востребованных специальностях, то у нас часто интересуются: нужны ли республике юристы, экономисты в таком количестве, в каком их выпускают наши вузы? Все достаточно просто: юристы очень мало трудятся на работодателей — в основном они работают на себя. Посмотрите, сколько открывается маленьких юридических контор, в том числе и полулегальных. Поэтому юридический рынок всегда востребован, так же как и экономический, поскольку специалисты с экономическим образованием могут работать почти в любой сфере.
Лидия Павлова — председатель татарстанского республиканского комитета профсоюзов машиностроителей РТ:
— То, что увеличивается потребность в кадрах для машиностроительной отрасли, обусловлено ее развитием. Вы посмотрите, как в особой экономической зоне одно за другим появляются новые предприятия и планируются еще на будущее! Поэтому для того, чтобы промышленность заработала в полную силу, надо, чтобы развивалось машиностроение, и это понимание есть. Что касается кадровой ситуации на уже существующих предприятиях машиностроения, ситуация сложная — квалифицированных работников не хватает. Повсеместно идет переманивание, «перетягивание» специалистов, что для работников, на мой взгляд, неплохо, потому что средняя заработная плата в этой гонке за людьми будет расти. Сейчас работодатели начинают смотреть на социальные пакеты: если раньше руководители предприятий считали, что вот ты приходишь на работу, вот тебе зарплата — и все, то сегодня работодатели начинают «взвешивать» социальные пакеты, понимая, что без них специалисты просто не придут. Расточительное отношение к работникам заменяется на более цивилизованное. Дикое отношение 90-х, когда работодатель говорил: «Уйдет один, придет другой, вон очередь за воротам стоит», — уходит в прошлое.
Павел Шацких — генеральный директор ОАО «Казанский завод «Электроприбор»:
— К нам обращались при подготовке прогноза, и мы предоставили свои данные. Заводу нужны квалифицированные кадры: технологи, конструкторы, специалисты по новому оборудованию. Кстати, сегодня министерство образования России выделило нам 20 бюджетных мест по интересующим завод специальностям — это в основном инженерные специальности в КНИТУ-КАИ... А дефицит квалифицированных кадров был, есть и будет всегда, независимо от роста или падения экономики. Сейчас это обусловлено тем, что на предприятиях технические специалисты либо возрастные, либо совсем молодые. Ведь в свое время «выпало» поколение 30 - 40-летних, и сейчас есть объективная необходимость в наборе кадров, потому то люди старшего поколения не могут бесконечно работать. Что касается конкуренции между работодателями за специалистов, то «воюем» уже, наверное, лет 10. Это в начале 90-х устроиться на работу без протекции было достаточно сложно, сегодня же персонал сразу получает информацию, где лучше, а потому мы, работодатели, конкурируем.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 91
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.