Ильсур Метшин
Протестировал Fibrum и мэр Казани Ильсур Метшин (фото: http://itpark-kazan.ru/)

НОВЫЙ РУССКИЙ ШЛЕМ

В конце сентября в Казани на SEO Conference были продемонстрированы российские очки виртуальной реальности Fibrum. За два дня мероприятия их примерили почти 600 человек. Судя по отзывам в соцсетях, все пользователи были в восторге. Протестировал шлем и мэр Казани Ильсур Метшин.

Новый продукт представил Илья Флакс — основатель компании-разработчика игры и приложения «Фотостатус», «Магический шар», «Я ВКонтакте» и других продуктов, «выстреливших» и в российском App Store и в соцсети «ВКонтакте». В свое время Илья получил два высших образования в КХТИ, после чего перебрался в Москву, об этом он уже рассказывал в интервью нашему изданию.

Итак, Fibrum — это очки виртуальной реальности. Правда, в в Казани была показана версия, которую предстоит доработать до поступления в продажу. «Пока что доступны только «девелоперские шлемы». Коммерческие шлемы поступят в ретейл до Нового года, стоимость составит от 3 тысяч рублей, — рассказал Флакс нашему изданию. — Планируем выйти на уровень продаж от 5 тысяч штук в первом квартале 2015 года, также очень хотим до Нового года продать в России первую партию. Ее объем пока назвать не могу».

Первая ассоциация, возникающая при взгляде на шлем Fibrum, — его сходство с другим шлемом виртуальной реальности (но американским) Oculus rift. Мы подробно писали об этой разработке. Однако есть и отличия — по крайней мере для автора этих строк, дилетанта в VR.

Флакс говорит, что разработка уникальна. «Уникально все: сама конструкция, уникальные линзы, которые специально были разработаны оптиком. Нами разработаны приложения и игры для шлема. Oclulus — не совсем конкурент. Для шлема Oclulus нужны компьютер и крутая видеокарта, также там провода и т.д. У нас в шлеме нет проводов, не нужен компьютер — просто вставил любой телефон в шлем (с разрешением экрана 4 - 6 дюймов), запустил приложения, и все — ты погрузился в виртуальную реальность».

По словам Флакса, весь шлем делался с нуля. «Было множество модификаций линз и самой формы шлема, мы очень долго и тщательно анализировали разные варианты, пока пришли к действующей версии продукта. Да и она не последняя, уже есть идеи, что нужно доделать в конструкции шлема, который будет в коммерческой партии», — рассказал он.

Что интересно, шлем полностью производится в России. «На данный момент никакого Китая. Все производится в России, в разных городах, в том числе и в Москве, каких именно — пока не раскрываем, — говорит Флакс и не исключает, что производство переместится в Китай. — В Китае пока не производим, но в будущем, возможно, будем работать».

Финансовые вложения в проект руководитель компании не раскрывает, т.к. занимается им чуть меньше года. Продавать шлем планируется не только в России, но и за рубежом — «это следующий шаг».

«Шлем, скорее всего, будет в продаже в магазинах re:Store, Samsung и Sony», — уточнил Флакс.

«Пока вопрос находится в стадии обсуждения, поэтому ни информацию о старте продаж, ни информацию о ценах мы не можем предоставить — ее еще пока нет», — ответила нашему изданию Людмила Семушина, руководитель отдела по связям с общественностью Inventive Retail Group (монобрендовые магазины re:Store, Samsung, Sony, Nike, LEGO, Prenatal).

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КИНОЗАЛ

Журналист «БИЗНЕС Online» лично взглянула на Fibrum, чтобы проверить, насколько он отличается от разработок других участников рынка. Коммерческая версия будет весить до 200 г, и это на целых 50 г меньше, чем Oculus rift, что довольно ощутимо. Очки не «оттягивают» голову и сидят довольно комфортно.

Шлем начинает работать, если вставить смартфон в четыре специальных крепления. Смартфон автоматически центруется по вертикали. Для центровки по горизонтали перед запуском приложения появляется центровочная рамка, с помощью которой телефон за несколько секунд принимает правильное положение в шлеме. Я использовала смартфон Samsung.

Огромный плюс шлема — возможность пользоваться устройством людям со зрением от плюс 5 до минус 5. Так, со зрением в минус один-полтора видимость была отличная. Цветопередача значительно ярче и четче, чем у Oculus. Усталости — ни глаз, ни головы — не наблюдалось.

На сайте Fibrum указано, что сейчас доступны 7 VR-приложений. Я попробовала три. В RollerCoaster (американские горки) можно прокатиться на заброшенном аттракционе посреди тропического острова. Ощущения реалистичные. Включать приложение стоя не советую! Crazy Swing — сумасшедшие качели. Надеваешь очки и оказываешься в центре ночного города — кругом городской пейзаж, если поворачивать голову в стороны — звезды. То, что понравилось больше всего, — это VR cinema — виртуальный кинотеатр. Надевай шлем, и добро пожаловать в кинотеатр одного зрителя. Поворни голову — рядом пустые кресла, перед тобой — большой объемный экран. Очень реалистичное ощущение, словно действительно сидищь в настоящем кинозале для избранных.

Флакс подчекнул, что компания не копировала какие-либо игры, а сделала несколько базовых продуктов самостоятельно и в дальнейшем планирует выпускать не только шлем виртуальной реальности, но и контент к нему (игры и приложения).

Fibrum (Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)
Fibrum (Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее)

КОНКУРЕНТЫ ГДЕ-ТО РЯДОМ

Отметим, что соперники у новой «виртуальной реальности» все же существуют. И если Oculus может считаться конкурентом Fibrum лишь отдаленно, то на рынке присутствуют компании, продукты которых почти полностью схожи с российской разработкой.

Это, например, Vrase — гарнитура, которая использует практически любой смартфон для вывода 3D-изображения. Конструкция — специальный чехол для мобильного крепится на пластмассовом корпусе с перегородкой, которая разделяет поле зрения для левого и правого глаза; а также пара линз, чтобы сфокусировать взгляд именно на изображении, а не на царапинах экрана. Разработчики позиционируют Vrase как устройство для использования с «дополненной реальностью»: не снимая его с головы, можно видеть весь окружающий мир благодаря встроенной в смартфон многомегапиксельной камере.

В комментариях, данных одному из федеральных СМИ, Флакс отметил, что Vrase действительно конкурент, но Fibrum компактнее, имеет универсальные держатели. Кроме того, Vrase в Россию пока не поставляется.

Еще одна конкурирующая разработка — шлем для игр Durovis Dive, рассчитанный на смартфоны с диагональю дисплея до 5 дюймов. Сопутствующее ему приложение, которое придает стереоэффект любому изображению (фильму или игре), совместимо с операционными системами Android и iOS.

«ПОКУПАТЕЛИ — ПО ЖИЗНИ СКЕПТИКИ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила участников IT-отрасли оценить Fibrum.

Дмитрий Еремеев — президент ГК FIX:

— Шлем я, безусловно, тестировал. Учитывая то, что я был организатором конференции, на которой был впервые представлен данный шлем, и нас с разработчиком связывают давние дружеские отношения, я не мог не протестировать продукт и не предложить Казань в качестве площадки для запуска проекта. Тем не менее постараюсь не быть предвзятым.

Субъективно шлем мне очень понравился. На нашей же SEO-конференции его можно было сравнить с Oculus Rift 2 — мы специально их привезли, чтобы посмотреть, кто победит. И хотя в Oculus есть несколько интересных «фишек», минусов у него намного больше. Прежде всего шлем, предложенный компанией Ильи Флакса, не требует подключения к компьютеру, usability на очень высоком уровне. Им действительно удобно пользоваться. По сравнению с потенциальными конкурентами у Fibrum ряд преимуществ — это и то, что он производится в России, и то, что создатели вышли из индустрии социальных и мобильных игр, поэтому в состоянии сделать так, чтобы шлем был не просто железкой, но и обладал нужной начинкой даже на старте своих продаж.

Виртуальная реальность — это так называемый «голубой океан», мы постоянно анализируем этот рынок и проводим различные эксперименты, и я уверен, что многие команды, которые работают в этом направлении, ждет успех, в том числе Илью и его коллег. План продать всего 5 тысяч шлемов в первом квартале я бы назвал очень пессимистичным, хотя, конечно, время покажет!

Владислав Козуля — руководитель отдела веб-разработки Deliverator:

— Fibrum не смотрел, пробовал аналоги (DODOcase, Google VR). Разные версии Oculus Rift — тоже, но не считаю их конкурентами, ведь это совсем разные платформы. Ближайшие конкуренты — те же, что я перечислил выше, в том числе Vrase. В общем, все те продукты, которые используют смартфон в качестве экрана.

Сложно оценить шансы на успех продукта. Рынок только формируется, виртуальная реальность знакома достаточно ограниченному числу энтузиастов. Здесь все зависит от того, успеет ли Fibrum продвинуться на российском рынке до того, как на него массово придут конкуренты.

В качестве подарка на Новый год ребенку или коллеге такой шлем вполне интересен.

Роман Федоров — руководитель проекта StudyPages:

— Об успехе разработки не знаю, но видео на YouTube, где люди тестят шлем, не очень впечатляет. Покупатели — по жизни скептики.

Для успеха я бы ориентировался в первую очередь на школьников. Им было бы интересно использовать продукт. И я не представляю, какой взрослый поедет в метро с таким очками. А что касается цены, если ориентироваться на школьников, то, думаю, это дорого.

ИНТЕРЕС ДЛЯ ГИКОВ

Денис Поповкин — эксперт ZOOM.CNews:

— В том виде, в каком представляют шлем, его нельзя назвать уникальным, хотя стоит отметить, что в свободной розничной продаже шлемов виртуальной реальности с отслеживанием положения головы пока нет вообще. Тот же Oculus Rift в обычном магазине электроники не купишь, и он до сих пор продается в версии Developer Preview.

Oculus Rift все-таки устройство совсем другого класса, так как работает с ПК и, соответственно, с ПК-играми, а Fibrum предназначен для смартфонов. Здесь, скорее, стоит провести параллель с Samsung Galaxy VR — по сути, это то же самое, но Galaxy VR работает только со смартфоном Samsung Galaxy Note 4.

Если разработчики выполнят все то, что обещают, то устройство будет пользоваться спросом. Самое сложное здесь — предоставить пользователям большую библиотеку качественных игр и приложений, поддерживающих устройство. Хотя на первых порах Fibrum может заинтересовать гиков, которых обычно впечатляют необычные гаджеты просто самим фактом своего существования.

Сергей Бабаев — директор по развитию бизнеса компании Nekki, редактор «Рынка игр» на Siliconrus:

— Сам Fibrum я не тестировал, но принимал участие в подборе вопросов для интервью его создателям. Мне кажется, проект не конкурирует с Oculus, так как Oculus создан больше для виртуальной реальности в рамках проектов ААА-класса (высококачественные, с большим бюджетом прим. ред.). Fibrum же нацелен на сегмент легкого фана для владельцев мобильных устройств.

При этом нельзя отрицать, что качество мобильных игр растет каждый день, и там есть свои шутеры, экшены и прочие крупные проекты. Но особенность в том, что Fibrum недостаточно надеть и наслаждаться, надо определенным образом поддерживать на программном уровне технологию, ребята делают свои собственные игры и скоро откроют АПИ для сторонних разработчиков — все это сужает, как мне кажется, направленность и потенциал, хотя затея, бесспорно, интересная.

Цена за само устройство кажется адекватной, но вопрос в том, поймут ли игроки ценность устройства независимо от цены. Само по себе 100 долларов не барьер.