ЭКСПЕРТЫ ЛЕОНТЬЕВСКОГО ЦЕНТРА ПРЕДСТАВИЛИ В АВТОГРАДЕ СВОЕ ВИДЕНИЕ ПЯТИ БУДУЩИХ ШАГОВ ТАТАРСТАНА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Очередная дискуссионная площадка в рамках проекта «Татарстан-2030», разрабатываемого консорциумом авторов во главе с Леонтьевским центром и AV Group, состоялась вчера в автограде на базе инжинирингового центра КФУ. Одной из ключевых проблем Камской экономической зоны экспертами были названы трудности перехода от четвертого экономического уклада к более высокому, в идеале сразу шестому, укладу, который подразумевает развитие нано- и биотехнологий, искусственного интеллекта и других новых форм. Корреспондент «БИЗНЕС Online», наблюдавший за обсуждением, услышал скептические высказывания его участников о неготовности бизнеса, особенно крупного, к таким серьезным переменам.
ПОЛТОРА ГОДА ОБСУЖДЕНИЙ
Перспективы развития Камской экономической зоны (КамЭЗ) в рамках проекта «Татарстан-2030» предложили вчера к обсуждению авторы концепции — эксперты международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» и AV Group. Аудиторию круглых столов в инжиниринговом центре КФУ в автограде составили представители тяжеловесов закамской промышленности и науки. В ближайшее время подобные встречи продолжатся и на других площадках, в частности, в Альметьевске и Чистополе.
Напомним, что все эти мероприятия проходят в рамках работы над стратегией развития республики, которая ведется по поручению президента РТ Леонтьевским центром (Санкт-Петербург). В марте прошлого года его эксперты представили руководству Татарстана предварительные итоги первого пилотного исследования. Проект идет в три этапа: исследовательский, организационно-аналитический, а также разработка и общественное обсуждение проекта стратегии. В рамках последнего и прошел накануне круглый стол под заголовком «Кластерная активация КамЭЗ».
За полтора года постоянных обсуждений концепция обросла своей терминологией, полет мысли авторов достиг таких высот, каких аудитория не смогла взять предложенным мозговым штурмом. Модератор круглого стола — председатель правления AV Group Алексей Крыловский, обрисовывая сформированную к этому времени картину наработок, вынужден был постоянно откатываться к началу стратегической цепочки по требованиям аудитории, что заметно усложняло взаимный контакт. В итоге многие высказывания участников свелись к тому, что стратегия воспринимается как фантастические умопостроения, далекие от правды жизни, поскольку увидели они не понятный бизнес-план, не руководство к действию, а некую идеологию, приоритет которой, условно говоря, рядом не стоял с разбитыми дорогами или ценами на электроэнергию. Так, начальник проектно-экспертного отдела НКО «Фонд «Туган Иль» Владимир Грицких резюмировал, что в будущем нужно к подобным обсуждениям привлекать больше экспертов, потому что от бизнеса на объяснения модератора вряд ли стоит ожидать более активной реакции.
В целом выводы Леонтьевского центра и AV Group на сегодня сводятся к необходимости перехода татарстанской промышленности от текущего четвертого технологического уклада к шестому, минуя пятый. Как впоследствии Крыловский пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», в основе пятого уклада стоят информационные технологии, которые слабо задействованы в бюджетообразующей промышленности, а шестой основан на сверхмалых формах, на работе в связке с биотехнологиями и предполагает заявку на искусственный интеллект. Границу между укладами авторы обозначили условной «оранжевой чертой».
Стремясь к этим вершинам, по замыслу авторов, не следует отказываться и от наработок актуальной экономики — текущей модернизации производств. В течение 15 лет, разбитых на трехлетки, технологии 4-го уклада должны развиваться и обеспечивать рост производства, однако возможности этого роста ограничены. К примеру, 4-й технологический уклад не позволит предприятиям КамЭЗ преодолеть порог валового территориального продукта в 2 трлн. рублей. Поэтому так называемую «умную экономику» следует взращивать параллельно. На качественный скачок к реальности инновационных продуктов «Стратегия-2030» отводит Татарстану 6 лет. В 2021 - 2024 годах стратегию предполагается скорректировать с учетом текущих обстоятельств и полученных результатов, а в 2030 году наступит время разработки новой стратегии.
Алексей Крыловский |
20% ИГРОКОВ — ЭТО 80% РЕЗУЛЬТАТА
Доктрина, в которой Камской экономической зоне отводится роль «сердца» татарстанской промышленности, состоит из трех приоритетов: развитие человеческого капитала, развитие экономики и сбалансированное территориально-пространственное развитие.
Далее, «умная экономика» должна возникнуть на пересечении 5 отраслевых составляющих — мегакластеров, в которых сконцентрируется 20% игроков рынка и 80% продуктивности. Мегакластеры определены следующие: топливно-энергетический, инфраструктурный, обрабатывающей промышленности, агропромышленный и кластер услуг. Пересечение их означает, грубо говоря, что дороги не должны строиться отдельно от домов — для этого и нужна единая стратегия. Кроме того, именно на стыках мегакластеров и предполагается появление инновационных технологий.
Так, в кооперации ТЭК и машиностроительного комплекса должны родиться новые композиционные материалы, которые, в свою очередь, будут работать и на множество других отраслей. Авторы называют и другие продукты будущего.
Smart-транспорт подразумевает как пилотируемый, так и в первую очередь беспилотный транспорт, за которым авторы концепции видят будущее отрасли. Кстати, одним из элементов концепции smart-транспорта разработчики видят камазовский проект «Каматейнер» — идею съемных кузовов с грузами, которые можно переставлять с шасси на шасси и отправлять по эстафете. Но в основном концепция smart-транспорта подразумевает тотальную роботизацию. Также в разрезе инноваций речь идет о smart-IT, smart-образовании, здоровом образе жизни, чистом питании, smart-энергетике, smart-инфраструктуре, которая предполагает путь «умного дома» через «умную дорогу» и «умное землепользование» к «умной республике». «Smart-Татарстан» стал основополагающим тезисом стратегии, что впрочем, не приблизило аудиторию к пониманию того, что стоит за всеми этими словами с модной приставкой smart.
Но продолжим. Чтобы активировать кластерную доктрину, авторы выделили пять ключевых шагов к инновациям, которые, кстати, и должны обеспечить Татарстану технологическое импортозамещение. Перечислим их.
Начать следует с создания списка необходимых технологических решений на базе предложений науки и бизнеса. Вторым шагом должна стать «приоритезация» — структурирование полученного списка с учетом возможностей республики, межрегиональной интеграции и далее — межгосударственной с ориентацией на страны БРИКС. Далее необходимо создать Институт развития кластера, например, в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) это предлагается сделать на базе «Татнефтехиминвест-холдинга». В рамках института необходимо также создать глобальный топливно-энергетический инжиниринговый центр и фонд развития ТЭК. Этот шаг называется в модели AV Group ответственностью. Следующий шаг — синергия: создание инновационных индустриальных парков с полигонами ОКР, центрами сертификации, патентования и продвижения инновационной продукции. Финансироваться парки должны из фонда развития ТЭК. И последний, пятый шаг — «эффективность»: коммерциализация инноваций и оценка ее эффективности. Эффектом должны стать налоги в бюджет РТ и возможные продажи долей инновационных компаний.
3D-ПРИНТЕР ДЛЯ КАМАЗА
Согласно презентации Крыловского, «Стратегия-2030» делит Татарстан на три экономические зоны: Казанскую, Камскую и Альметьевскую. Камская зона в этом разделении должна взять на себя роль промышленно-технологического лидера. Причина — «полюс роста» Волга — Кама, основная территория которого на карте России остается за Татарстаном, является точкой пересечения логистических потоков, в которых основой кооперации должно стать машиностроение. Развиваться отрасль может через создание компонентной базы — через «полюс» проходят потоки из Калуги, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, с другой стороны «Шелковый путь» автопрома замыкает Владивосток.
Проблема, однако, в том, что сегодня экономика КамЭЗ ориентирована на крупнотоннажный рынок и на крупных игроков. По мнению стратегов, субъекты хорошо взаимодействуют в рамках нефтегазохимического комплекса и машиностроения, но «умная экономика» требует новых инновационных предприятий и государственного стимулирования бизнеса, «раствором» же для создания кластера должен служить малый и средний бизнес. Во взаимодействии бизнеса, государства и науки следует искать выход на мелко- и среднетоннажные материалы и сырье, которые обеспечат высокую добавленную стоимость.
Если сосредоточиться на перспективах камской зоны, то, по словам Крыловского, самые амбициозные проекты здесь можно реализовать за счет концентрации экономически активного населения, хотя по размерам валового территориального продукта камская агломерация сегодня не на первом месте. Тем не менее в КамЭЗ фиксируется высокая зарплата, что говорит о наличии качественных трудовых ресурсов.
«Камская экономическая зона сегодня лидирует по объему промышленного производства, — отметил Крыловский. — Дальнейшее ускорение должно обеспечить лидерство на российской площадке. Мы видим, что вокруг Набережных Челнов сконцентрировано большое количество приоритетов — в Нижнекамском районе, в Тукаевском, опережающее развитие в последнее время показывает Елабужский район. Реализуются большие проекты в нефтегазовой химии, которая сегодня является основой стратегии, в энергетическом комплексе, в комплексе обрабатывающей промышленности, в агропромышленном комплексе, строительном, ЖКХ... Конечно, если мы не решим инфраструктурные проекты, на другой уровень выйти будет трудно. Поэтому надо, в частности, обеспечить прорывы по всем транспортным направлениям: железнодорожному, автомобильному, воздушному, водному, общественному, который должен связать в единую систему междугороднее сообщение».
Машиностроение и нефтехимия — не исключительные сферы для развития территории по мнению стратегов. В ряду ключевых технологий КамЭЗ авторы перечисляют так называемые «интернет-вещи» (использование нематериальных предметов и искусственного интеллекта), биотехнологии, информационные, нано-, когнитивные технологии, социогуманитарные и аддитивные технологии, примером которых является 3D-принтер. Таковы технологические приоритеты КамЭЗ.
КАК СДВИНУТЬ ТЯЖЕЛОВЕСОВ?
Наиболее активным участником обсуждения стал представитель фонда «Туган Иль» Грицких — как выяснилось, модератор сам попросил его выступить «возбудителем» аудитории, дабы инициировать дискуссию. Как итог, миссией Грицких стало регулярное «приземление» презентации до актуального положения вещей.
Грицких, в частности, недоумевал, какими путями авторы предлагают выйти на заявленные результаты, если сегодня в том же ТЭК предприятия-«крупняки» Татарстана работают на 2 - 3% рентабельности, а логистика настолько дорога, что ни о каком экспорте и речи не идет. Как вообще разговаривать с тяжеловесами о беспилотниках и smart-дорогах, или же идти вперед придется без них, пока они обеспечивают модернизацию и объемы производства в рамках четвертого технологического уклада?
Крыловский в ответ согласился, что авторы стратегии действительно видят в крупном бизнесе неготовность к переменам, однако их инвестиции и их профессионалы в любом случае понадобятся. Как именно разбудить сложившийся годами крупный бизнес — это уже задача госпрограмм. В Татарстане реализуется 25 таких программ, и все они должны быть скорректированы с учетом идей, отраженных в окончательной редакции проекта «Татарстан-2030». В дальнейшем курировать концепцию предстоит минпромторгу РТ и созданному на основе государственно-частного партнерства Институту развития КамЭЗ, дабы технологические решения не принимали чиновники.
В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Крыловский отметил, что вовлеченность крупного бизнеса в рывок по преодолению «оранжевой черты» к новым технологиям зависит только от них самих. «У них есть шанс, — заявил Крыловский. — Если они им не воспользуются, это будет нехорошо в первую очередь для их бизнесов. Они должны видеть себя как консорциум, набор бизнесов, часть из которых работает в одном направлении, часть — в другом, перспективном. Какая-то часть не даст результат. Взять «Нижнекамскнефтехим». Его немецкий аналог производит 8 тыс. наименований конечной продукции. А НКНХ — несколько сотен. За счет чего у немцев номенклатура больше? За счет того, что у них большое количество игроков, часть находится внутри основного бизнеса, часть — рядом, внутри кластера, и они состоят в производственной цепочке».
По просьбе «БИЗНЕС Online» председатель правления AV Group также оценил текущую модернизацию на КАМАЗе: насколько вписывается новый двигатель, кабина, собственно магистральный тягач в «дорожную карту» «Татарстана-2030»?
«Если КАМАЗ в полной мере реализует программу реинжиниринга, это будет серьезный шаг вперед, — считает Крыловский. — С точки зрения цифры уклада я не хочу сейчас оценивать, но ряд направлений можно отнести и к прорывным. Например, новую кабину можно делать из металла, а можно из композитных материалов. Тогда она станет легче, прочнее, функциональнее, это преимущество. Вопрос в том, на что компания сделает ставку. Если на композитную кабину, то компания станет источником спроса на всю линейку композитных материалов. Это не обязательно должна быть вся кабина, нужна тенденция. Взять проект Dreamliner (последнее поколение самолетов «Боинг» — прим. авт.) — композиционные крылья у самого крупного самолета в мире. Эти крылья нарушили законы аэродинамики, характерные для металлических конструкций. Это другая физика, которая находится внутри нанотехнологий. Путь к новому технологическому укладу лежит через инновации».
«МЫ ПОКА НЕ ФИНАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ОБСУЖДАЕМ...»
Как уже отмечалось, в целом участники обсуждения скептически восприняли оторванность стратегии от реалий, признаваясь после круглого стола, что предпочли бы направить усилия и средства, к примеру, на инфраструктурные проекты, чем ориентироваться на заоблачные перспективы, однако не обошлось и без конструктивных предложений. Так, заинтересованный в теме директор АНО «Камский центр кластерного развития» Ленар Ахметов отметил в комментарии «БИЗНЕС Online», что намерен предложить авторам больше внимания в стратегии уделить малому и среднему бизнесу.
«Очень жаль, что мы не услышали о роли малого и среднего бизнеса в озвученной стратегии, — сказал Ахметов. — Все сводится к тому, что малый и средний бизнес должен быть полностью завязан на крупном. Хочется, чтобы голос субъектов МСБ стал приоритетом в экономической стратегии всей России. Нашу программу, которая будет разрабатываться по машиностроительному кластеру субъектов МСБ и по IT-кластеру, мы передадим Леонтьевскому центру, чтобы они наш блок гармонично встроили в свою концепцию. До конца года они сдадут только первую редакцию стратегии, у нас план — разработать свою программу по двум кластерам и также до конца года. У нас 80 процентов промышленности находится в Закамской зоне, и рынки у них абсолютно разные, все строят планы. Те же поставщики КАМАЗа — все они понимают, что нужно смотреть дальше, нужно диверсифицировать свою экономику. Они уже переориентируются на новые рынки. Я думаю, что точкой роста может стать МСБ, не ориентированный на градообразующие предприятия и способный сегодня модернизироваться».
Крыловский же на вопрос «БИЗНЕС Online» о том, насколько глубоко авторы концепции намерены участвовать в доведении ее до понимания участников рынка, например в разработке госпрограмм, сообщил, что все зависит от заказчика.
«Долгосрочная стратегия всегда находится немножко над реальностью, — согласился Крыловский. — Но нельзя управлять 25 госпрограммами, среди которых есть и сугубо локальные, и глобальные, но нет, допустим, госпрограммы развития топливно-энергетического комплекса. Для Татарстана ТЭК — основополагающий комплекс, а госпрограммы нет. Вернее, есть программа развития, но в ней нет государственных денег. То же касается и Камской экономической зоны — есть программа развития, но пока мы не закрепим в госпрограмме деньги на инфраструктуру, это будет скорее виртуальный подход. Поэтому на уровне стратегии необходимо определить проблемы и возможности. Та самая «оранжевая черта» появилась здесь, мы ее отрисовали на прошлом мозговом штурме в Нижнекамске. Мы ищем пути ее преодоления и проработали механизм «Пяти шагов к инновациям». Безусловно, мы будем работать дальше, но какая-то часть работы, в том числе проработка госпрограмм, — это следующий этап, и здесь мы будем участвовать, если посчитают целесообразным привлечь нас. Конечно, нельзя сказать, что материи, которые обсуждались, легкие, поэтому и аудитория, может быть, иначе реагирует... Плюс в том, что Камская площадка продвинута, минус в том, что ряд людей приходит впервые. Не слыша обсуждений предыдущих полутора лет, человек может не вникнуть. Но плюс нашей стратегии в том, что обсуждение все-таки происходит. Обычно стратегия — это что-то написали, бумагу отдали и забыли. Мы на 13 площадках обсуждаем, спорим, у каждого есть возможность высказаться. Мы же не финальный документ обсуждаем».
Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» основан в 1991 году по инициативе мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака и лауреата Нобелевской премии по экономике Василия Леонтьева. В настоящее время Леонтьевский центр функционирует как независимая исследовательская и консалтинговая группа, в состав которой входят следующие организации:
ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»;
АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»;
ресурсный центр по стратегическому планированию при Леонтьевском центре.
Леонтьевским центром выполнено более 500 проектов, в том числе 400 исследовательских и консультационных проектов, проведено 150 конференций и семинаров, подготовлено 60 издательских проектов, 1,2 тыс. публикаций: монографии, статьи в научных журналах, в средствах массовой информации.
Партнерская сеть Леонтьевского центра включает 47 стран и 290 городов Российской Федерации, 80 иностранных и более 300 российских организаций. В сети интернет Леонтьевским центром открыты и поддерживаются 15 сайтов, за год сайты посетили пользователи более чем 70 стран.
Стратегия «Татарстан-2030»
Разработка стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года ведется по поручению президента республики с 2012 года. В марте 2013 года эксперты Леонтьевского центра представили руководству республики предварительные результаты первого пилотного этапа исследования и планы по реализации перспективной программы разработки. В целом проект предполагается реализовать в три этапа (первый этап — исследовательский, второй — организационно-аналитический, третий — разработка и общественное обсуждение проекта стратегии), продолжительность каждого — 6 месяцев. Ожидается, что стратегия развития Татарстана будет готова в 2015 году.
При разработке документа учитываются видение и предложения всех министерств и ведомств Татарстана, к обсуждению планируется привлечь широкие круги заинтересованных участников. Для этого организуются поисковые конференции и семинары, дискуссии и мозговые атаки, создается сеть рабочих групп. Документ разрабатывается консорциумом во главе с ЗАО МЦСЭИ «Леонтьевский центр» (при участии «АВ групп», ООО «Лаборатория градопланирования», независимого центра социологических исследований, Независимого института социальной политики, Ernst&Young, Института Номура) совместно с правительством Татарстана.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.