СОВЕЩАНИЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

Во многом этот велосезон оказался для Казани очень удачным, если не сказать, что это самый прогрессивный год в сфере развития велосипедной инфраструктуры в городе. Количество любителей этого вида транспорта в столице республики увеличивается, и этому свидетельствует появление новых велосипедных магазинов и расширение сети велопроката. В городе наконец-то открылась первая очередь набережной вдоль Казанки, в парке Горького появились велодорожки. Как только были созданы новые условия для комфортного катания, так сразу увеличилось количество тех, кто осваивает ролики и скейтборд. Это говорит о том, что потребность в подобных площадках в Казани была давно.

Заметно улучшилась ситуация с велопарковками. Если в прошлом году редко где их можно было увидеть, то сегодня большинство торговых центров, вузы и даже госучреждения обзавелись ими.

Кроме того, в этом сезоне было множество велопробегов, самым массовым из которых стала велоночь, собравшая под свои знамена свыше 2 тысяч человек. Велосообщество ярко заявило о себе всему городу. Нередко можно было увидеть и наших руководителей на двухколесном транспорте. Ильсур Метшин проводил совещания на строящейся набережной, добираясь до места на велосипеде, а Рустам Минниханов во время своей велопрогулки как-то встретился с блогерами.

VELIК НЕ ПОШЕЛ В СПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ

Хорошо, что в этом сезоне продолжилась история с городским прокатом велосипедов Velik, которая была запущена в 2013 году. (По информации «БИЗНЕС Online», количество проданных абонементов составило 12 630 единиц. Из них 78% арендовали велосипед на 1 день, 22% — на 3 дня. Количество совершенных поездок в данной сети проката составило более 20 тысяч. Из них в Казани около 50% поездок по продолжительности составили до 30 минут, около 40% — до 2 часов, около 10% — более 2 часов. По словам Елены Бизюковой, сотрудницы пресс-офиса Russ Outdoor — компании, обслуживающей данный проект, «показатели количества проданных абонементов сопоставимы с прошлым годом. При этом число совершенных поездок возросло более чем на 30%. С учетом того, что в прошлом году в Казани проводилась Универсиада, на время которой пришелся пик использования сервиса, результаты этого года можно считать очень хорошими». По сравнению с прошлым сезоном, когда были украдены два велосипеда, в этом году обошлось без подобных инцидентов. Хотя случаи вандализма были. Несколько раз транспортные средства пытались выдрать из велостоек).

Для сведения сообщу , что в аналогичной системе велопроката в Париже Velib ежегодно регистрируется около 300 тысяч абонентов, которые совершают около 100 миллионов поездок в год! То есть в среднем по 333 поездки в год на человека. По моим приблизительным подсчетам казанский проект принес своим организаторам за сезон не более 1 миллиона рублей дохода, что, на мой взгляд, никак не может покрыть все его расходы и тем более говорить об окупаемости проекта и достижению его тактических целей.

К сожалению, в этом сезоне у Velik так и не открылось новых точек велопроката, он не «пошел» в спальные районы города, как это было обещано ранее. В этом случае услуга пользовалась бы куда большим спросом, ведь, к примеру, с Горок можно было бы добраться до центра и уже там оставить арендованный велосипед. Кроме того, не совсем удобная система бронирования данных агрегатов. Можно было бы сделать попроще, предлагая недельные, месячные и сезонные абонементы для постоянных клиентов. Так как точки проката расположены только в центре Казани, Velik является больше туристическим средством передвижения, нежели транспортным средством. Ситуацию с развитием этого вида транспорта в других городах мира можно прочитать здесь.

НОВАЯ ШКОЛА ДЛЯ ДВУХ КОЛЕС

Мне кажется, что сейчас идет период накопления первичных навыков у населения, необходимых для катания, преодоления барьера скептического отношения. И велосипед обязательно станет не только средством отдыха, но и полноценным транспортным средством. Я предвижу, что со временем будет расти количество казанцев, которые будут выезжать в другие города и брать велосипеды на прокат. Подобная традиция хорошо развита в Дании, Нидерландах, Германии и некоторых других европейских странах. Там предприниматели зарабатывают действительно большие деньги на обслуживании велотуристов. Это целая индустрия в отрасли.

Для меня этот велосезон, конечно, запомнился участием в качестве представителя России в работе Европейский велосипедный федерации( ECF). Есть большой проект европейского сообщества, когда страны объединяются с помощью велодорожек, и это дает возможность людям путешествовать между странами и городами. Я надеюсь, охлаждение между Евросоюзом и нами когда-нибудь пройдет, и мы так же будем участвовать во всех мировых велосипедных тенденциях. По крайней мере на карте EuroVelo уже запроектирована велодорога от Польши до Москвы.

Нам удалось добиться внесения положения о развитии велосипедного спорта в городе в программу концепции развития физической культуры и спорта Казани. Думаю, на следующий год министерство молодежи и спорта РТ примет решение об открытии в столице Татарстана специализированной спортивной школы, которая дала бы возможность казанцам освоить и этот вид спорта. Место для будущего велоцентра пока не определено.

ОДНО ДЕЛО ЗА ПРОМЫШЛЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ЕЗДИТЬ, ДРУГОЕ — ЗА ОПЫТОМ ПО ДРУЖЕЛЮБНОМУ ГРАДОУСТРОЙСТВУ

Приятно поражает президент Татарстана Рустам Минниханов, который ездил в Данию, и теперь опыт Копенгагена по благоустройству города и трансформации городской среды будет использован в Казани и Набережных Челнах. Одно дело ездить в командировки в страны за промышленными технологиями, другое — чтобы перенять еще и опыт по созданию дружелюбной для горожан городской среды. Наверняка он заметил, что больше половины жителей Копенгагена в повседневной жизни используют велосипед. Новая парадигма, что город должен существовать не для автолюбителей, а для пешеходов, в том числе и для велосипедистов, начинает давать свои результаты. Конечно, решение многих вопросов определяет пристрастие первых лиц. Президент Татарстана и мэр Казани в этом отношении спортивные и прогрессивные лидеры и весьма лояльно относятся к велосообществу. Они сыграли большую роль в развитии инфраструктуры, чем консервативное депутатское большинство. Теперь в компании первых лиц добавился еще и Василь Шахразиев, ярый любитель велопрогулок. Пока он был мэром Набережных Челнов, часто можно было видеть, как он использует велосипед в рабочих целях в передвижениях по городу. Там создали прекрасную систему велопроката с единой тарифной ставкой, построили более 100 километров велодорожек, создали велосипедную ассоциацию. Надеюсь, что и на новом посту заместителя премьер-министра РТ он не забросит свое увлечение и внесет свой вклад в развитие велосипедной инфраструктуры.

С КВАРТАЛОВ ДО ЦЕНТРА ПО КРЫТОЙ ДОРОЖКЕ

У нас есть предложение разработать республиканскую программу по созданию велосипедной инфраструктуры в Татарстане. В республике есть хорошие велосипедные традиции. К примеру, казанский пожарный Анисий Панкратов был первым человеком, совершившим кругосветное путешествие на двухколесном транспорте.

Думаю, Казань сможет заявить о себе, как о центре развития велосипедной культуры. У нас и местность позволяет, и, как ни странно, погодные условия. Жители Италии, к примеру, катаются на велосипедах куда меньше шведов и финнов. Поэтому ссылки на отсутствие хороших погодных условий неуместны, потому что есть города, которые находятся на уровне северного полярного круга, но количество людей, пользующихся велосипедами, гораздо выше, чем в более южной Италии. В некоторых странах власти построили крытые велодорожки, в которых можно передвигаться из одного района города в другой вне зависимости от того, мороз на улице или ливень. Казань могла бы стать первым городом в России, где могло бы появиться подобное вело-чудо, скажем, от Ново-Савинского района до центра столицы.

В Казани от людей часто приходится слышать: вот построите велодорожки, тогда и будем кататься на великах по городу. В том же Амстердаме, Лондоне застройка не менее плотная, чем в столице республики. Там люди с умом подходят к проектированию пространства для велосипедистов. Вовсе необязательно, чтобы внутригородские маршруты проходили вдоль проезжей части, они вполне могут быть проложены через дворы, по широким тротуарам и другим прилегающим террториям, используя все многообразие городского пространства.

Но велоинфраструктура требует не только строительства дорожек, но и знания ПДД. Правилам надо обучать с раннего детства. Кроме того, должны быть парковки для кратковременного и длительного хранения велосипедов, сервис, разработана навигация по городу. В этом случае велосипед действительно может стать не средством развлечения, а нормальным экологическим транспортом. А если даже 10 процентов населения столицы будет пользоваться двухколесными агрегатами для передвижения по городу, это будет большое облегчение как для общественного транспорта, так и для трафика на дорогах.

Надеюсь, что велосообщество, власти города и республики посвятят межсезонье 2014 - 2015 годов для дальнейшего создания элементов велосипедной инфраструктуры и ее развития в долгосрочной перспективе на основе отдельной республиканской программы.

Ильдус Янышев