В технопарке «КНИАТ» в конце минувшей недели состоялся круглый стол о перспективах реализации потенциала инновационных площадок, организованный комитетом Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству. Парламентарии пригласили выступить на нем министра экономики РТ Артема Здунова и представителей самих площадок. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на мероприятии, узнал, что такое «проблема социалистического общежития» по версии технополиса «Химград» и почему в каждом населенном пункте надо создать аэродром местных воздушных авиалиний.
РЕМАРКА ТЕХНОПАРКАМ
Чем еще помочь инновационным площадкам Татарстана, обсуждали на круглом столе комитета Госсовета по экономике, инвестициям и предпринимательству, который прошел в пятницу на базе технопарка «КНИАТ». Его участниками стали управляющий технополиса «Химград» — генеральный директор ОАО «УК «Идея Капитал» Алексей Грушин, директор ГАУ «Технопарк в сфере высоких технологий «IТ-парк» Антон Грачев, генеральный директор ОАО «ОЭЗ «Иннополис» Игорь Носов, генеральный директор ОАО «КНИАТ» Фарид Шайхиев.
Тон встречи задал председатель комитета Рафис Бурганов. Он напомнил о сложной экономической ситуации и ограниченных возможностях бюджета. «Сегодня ситуация такая, когда нужно нестандартно мыслить и использовать каждую имеющуюся площадку, — сказал он, — да, следует больше думать, как интегрироваться в большой технологический мир, но в то же время стремиться к стратегической независимости».
Министр экономики Татарстана Артем Здунов для начала заявил, что поддержка инновационным площадкам будет оказываться и дальше, в целом концепция по их развитию правильная. Однако теперь она требует некого уточнения. В частности, он напомнил, что технопарковые структуры несколько лет назад до конца 2014 года получили льготу по налогу на имущество — ставка была снижена с 2,2% до 0,1%. Это позволило более эффективно обслуживать имущественный комплекс технопарков, которым в некоторых случаях были переданы огромные площади, построенные еще «в советские времена».
«В середине года мы стали получать письма о том, что технопарки просят продлить льготу до 2017 года, иначе резидентская политика не может быть выстроена. В результате льготы были продлены до 2017 года. Но здесь делаем одну ремарку. Все-таки когда подписывалось первое постановление, мы в уме держали — к этому времени (к 2014 году) технопарки должны вывести свои компании на самоокупаемость и быть уже самостоятельными», — напомнил министр и спросил, что еще необходимо сделать, чтобы «перейти в нормальный режим работы». Этот вопрос, по сути, перешел в разряд домашнего задания, но некоторые свои проблемы участники круглого стола заявили сразу.
Заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Владимир Жуйков уточнил «БИЗНЕС Online», что отмена льготы по налогу на имущество, которая была введена еще при создании первого технопарка «Идея», ударила бы по резидентам — управляющие компании были вынуждены переложить на них часть своих затрат. Ее пролонгацию, о необходимости которой заявляла и ТПП РТ, он назвал победой бизнес-сообщества.
Напомним, что сегодня инновационные площадки республики освобождены от транспортного налога и выплачивают налог на прибыль и налог на имущество по льготной ставке. Из последних изменений — в четверг на заседании Госсовета РТ депутаты приняли в трех чтениях законопроект, устанавливающий льготные ставки по налогу на прибыль для резидентов ОЭЗ «Иннополис». По нему резиденты будут освобождены от уплаты налога в течение 5 лет с момента получения первой прибыли. Последующие 5 лет налоговая ставка для них составит 5%, по истечении 10 лет — 13,5%. Аналогичные льготы в настоящий момент действуют для резидентов другой ОЭЗ — «Алабуга». Также депутаты приняли и законопроект по льготам для резидентов ОЭЗ «Иннополис», предусматривающий освобождение их от уплаты транспортного налога.
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ
Грушин заявил о необходимости регулирования взаимоотношений резидентов на законодательном уровне. Иначе возникает ситуация, которую в «Химграде» назвали проблемой социалистического общежития. «Деятельность индустриальных парков законодательно практически никак не регулируется. Мы, достигнув определенного уровня развития и насыщения площадки, получили, как мы называем, проблему социалистического общежития, когда развитие одних идет в ущерб другим», — сказал Грушин.
Сейчас «Химград», которому поручена координация работ по индустриальному парку «Чистополь», начал с создания пакета документов, связанных именно с взаимодействием резидентов на площадке. Кроме того, Грушин сообщил о разработке закона об индустриальных парках, который вскоре будет передан в минэкономики.
«Даже определения, что такое индустриальный парк, очень разные, не говоря уже о регулировании самой деятельности, где будет еще больше разногласий. Это следующий этап — более четкого и целеполагания, и условий выделения финансов», — сказал Грушин газете «БИЗНЕС Online».
Что касается отмены льготы по налогу на имущество (это вопрос нескольких десятков миллионов рублей), Грушин выразил надежду, что к 2017 году «Химград» заработает на полную мощность, заполнив все имеющиеся площади, и сможет выплачивать налоги в полном объеме. Сейчас необходимо провести их реконструкцию, после чего «Химград» сможет «прирасти» еще на 25%. «У нас достаточно активов, которые переданы нам с республиканского баланса в устав, но которые не используются и которые мы рассматриваем как актив для дальнейшего развития. Это будет либо реконструкция, либо снос и строительство новых сооружений. Мы ищем варианты коммерческой реализации этого проекта», — уточнил Грушин газете «БИЗНЕС Online».
Он также добавил, что за все время государство вложило в реконструкцию технополиса 1,5 млрд. рублей, а частные инвестиции в настоящее время превысили 12 млрд. рублей. По итогам года объем выручки планируется в размере 16 млрд. рублей — ранее ожидалась выручка в 17 млрд. рублей, но сказалось «влияние негативной экономической ситуации».
НЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, А СУБСИДИРОВАНИЕ СТАВОК
Депутат Госсовета, генеральный директор Казанского вертолетного завода Вадим Лигай выразил мнение, что сегодня малому бизнесу необходимо не столько предоставлять налоговые льготы в технопарках, сколько помочь в получении кредитов. «Я считаю, что частный бизнес надо стимулировать, чтобы он вкладывался в инновации с помощью заемных средств. Государство должно предоставлять государственные гарантии и компенсировать часть ставки, если она очень высокая. Конечно, при выполнении определенных условий — эти деньги вложены в развитие, получены дополнительные объемы, созданы рабочие места, соответственно, это предприятие в последующем будет больше платить налогов. Считаю, что вот такая помощь будет более реальной и более ответственной для малого бизнеса», — сказал Лигай.
Он добавил, что среди малого, среднего бизнеса «нет конкурентной среды для вывода на аутсорсинг определенных работ», из-за чего предприятие «очень сильно страдает». «Мы очень сильно нуждаемся в развитии инженерных услуг, но в нашей республике, по крайней мере по нашей оценке, эта ниша очень слабо занята. Мы столкнулись с этим, очень много занимаясь модернизацией. Очень много услуг мы получаем с других территорий России, хотя потенциал Татарстана очень большой», — сказал Лигай.
В свою очередь, пожелание крупному бизнесу высказал Грачев, который призвал его чаще обращаться в IT-парк. «У нас большое количество компетенций и большое количество ребят, которые приезжают со всех уголков страны. Неплохо было бы их сориентировать по целям, которые сегодня стоят перед тем или иным промышленным производством», — сказал он. В пример Грачев привел работу с ОАО «КАМАЗ», который говорит, что ему надо, заказ размещается в открытом доступе среди резидентов, после чего начинается конкуренция среди резидентов с поиском лучшего решения.
В завершение круглого стола гендиректор ООО «Фирма «Мвен» Виктор Ермоленко предложил на законодательном уровне обязать каждый населенный пункт с населением более 10 тыс. человек создать аэродром для местных воздушных линий (все-таки круглый стол проходил в КНИАТ, пропитанном авиационной спецификой). Сегодня, по словам гендиректора ООО «Фирма «Мвен», даже те, кто имеют возможность купить небольшой самолет, не знают, как потом на нем передвигаться по республике. Создание же таких площадок даст толчок к развитию всей авиации — от воспитания новых инженеров до инфраструктурных преобразований. Эту идею Бурганов попросил изучить минэкономики, после чего на этой несколько романтичной ноте круглый стол решили завершить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.