Айрат Сабирзанов: «Результаты КОМ 2015 года и решение правительственной комиссии по масштабам бедствия и жесткости подходов по сокращению доходов компаний - беспрецедентны»
Айрат Сабирзанов: «Результаты КОМ 2015 года и решение правительственной комиссии по масштабам бедствия и жесткости подходов по сокращению доходов компаний беспрецедентны»

КОМПЕНСАЦИЯ УБЫТКОВ «ЗА СЧЕТ ЗАВЕДЕНИЯ»

— Айрат Яруллович, какое решение было принято на правительственной комиссии?

— Решение на правительственной комиссии принималось сложно, и само заседание проходило в закрытом режиме. Нас радует, что дали добро по «электрике» (это генерирующее оборудование, не прошедшее конкурентный отбор мощности, вывод из эксплуатации которого может повлечь снижение надежности электроснабжения потребителей). По причине острого энергодефицита в Казани оборудование казанских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 признано востребованным для надежного энергоснабжения потребителей. Надеюсь, до января по ним успеют принять тарифы, чтобы мы получили плату за электрическую мощность. Обе станции комбинированные — они вырабатывают и тепло, и электричество. Вообще, принцип отбора по «электрике» — хорошее решение, это позволит увеличить доходы по нашим станциям, не сильно затрагивая интересы потребителей республики.

— А как сложилась ситуация у ваших коллег?

— Казанская ТЭЦ-3 (принадлежит ОАО «ТГК-16»авт.) тоже нужна по электрической энергии, но только частично. Хоть она и считается станцией казанской, но на самом деле она находится за городом, она в кольце 110 киловольт, к которому подключены основные потребители города, не «сидит», и отпускать мощность в город может только в ограниченном количестве. Поэтому у КТЭЦ-3 только половина турбин признана нужными. То есть мощности трех турбин из имеющихся 6 им оплатят в 2015 году, а на три оставшиеся оплаты не будет. У нижнекамской ТЭЦ (принадлежит компании «Татнефть»авт.) и уруссинской ГРЭС ситуация сложнее: по электричеству не признана нужной ни одна из турбин.

— Кто будет компенсировать выпавшие доходы станций?

— Никто. Как говорится, «за счет заведения». За счет своих средств. Это дорогое удовольствие.

— Вы говорили об отборе генераторов по электричеству. А какое решение было принято по статусу вынужденной генерации по теплу? Наши станции заявлялись на данный отбор?

— Вот! По аналогии с первым решением, второе, по теплу (случай, когда генерирующее оборудование необходимо для надежного обеспечения социально значимых категорий потребителей тепловой энергией), на мой взгляд, как раз плохое. Потому что тем станциям, которые нужны по теплу, будут оплачивать мощность только первое полугодие. Второе полугодие никто оплату получать не будет вообще. Как раз по этой схеме идут оставшиеся три турбины (по крайней мере, мы, рабочая группа Совета рынка, смогли убедить, что они нужны по теплу) на казанской ТЭЦ-3 и три турбины из 7 имеющихся на нижнекамской ТЭЦ («Татнефть»). Здесь уже две сложности. Первая: оплата мощности будет производится только за первые полгода, вторая заключается в том, что для вынужденных генераций по теплу тариф Федеральная служба по тарифам устанавливает долго, как правило, целых три месяца. Но отмечу: хорошо, что решение было принято, его не стали откладывать. Были риски затягивания вопроса на длительный период. Второе: приняли по всем категориям станций. И третье: по всем станциям и блокам, что действительно необходимы по электричеству, ситуация сложилась более или менее позитивная. Но по теплу все же сильно «прижали» — полгода со всех срезали.

— То есть в режим вынужденной генерации сегодня вошли не все татарстанские генераторы, что не прошли КОМ?

— Если резюмировать решение правительственной комиссии: в режим вынужденной генерации вошли КТЭЦ-1, КТЭЦ-2 в полном составе, КТЭЦ-3 — половина блоков. А остальные частично вошли по теплу.

ЖЕСТКИЙ ПОДХОД ПО СОКРАЩЕНИЮ ДОХОДОВ КОМПАНИЙ

— Как, на ваш взгляд, это решение отразится на татарстанской энергетике?

— Первое. Генерирующая компания сможет улучшить ситуацию на старейших республиканских станциях — казанской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 не в ущерб интересам потребителей Татарстана. Второе. Генерирующие компании недополучат доходы, и эти доходы могут оказаться существенными. Третье. Потребители республики из-за снижения доходов наших генераторов ничего не выиграют, их затраты на электрику не снизятся. И четвертое. Полагаю, изменится отношение к инвестиционным программам республиканских энергетических компаний.

— Насколько беспрецедентны эти решения? Были ли такие ситуации ранее?

— Присвоение статуса вынужденной генерации — это обычная практика, и мы ее по казанской ТЭЦ-2 в 2013 и 2014 годах проходили.

«Мы предвидели негативный сценарий развития, о чем генеральный директор «Генерирующей компании» Раузил Хазиев (справа) докладывал еще в начале 2013 года»
«Мы предвидели негативный сценарий развития, о чем генеральный директор Генерирующей компании Раузил Хазиев (справа) докладывал еще в начале 2013 года»

Однако результаты КОМ 2015 года и решение правительственной комиссии по масштабам бедствия (15 гигаватт мощности оказались не отобраны на КОМ 2015 года!) и жесткости подходов по сокращению доходов компаний (статус вынужденной генерации дан по «теплу» только на первое полугодие) беспрецедентны.

КОМ 2015 года был переломным. По оценкам специалистов, в 2016 году не будет отобрано уже порядка 20 гигаватт мощности. Цена на электрическую мощность в последующие годы будет не расти, а снижаться. При этом тарифы для потребителей за счет увеличения платежей за ДПМ и сети будут неуклонно расти. Надо сказать, что мы предвидели негативный сценарий развития, о чем генеральный директор Генерирующей компании Раузил Хазиев докладывал еще в начале 2013 года на совместной коллегии министерств промышленности и экономики, а также на экономическом совете при кабинете министров летом этого года.

— Вы входите в рабочую группу Совета рынка, какие вопросы она решает?

— В соответствии с постановлением правительства России, основная задача рабочей группы — оценка последствий присвоения статуса вынужденной генерации, а также выдача рекомендаций по присвоению статуса вынужденной генерации.