Радик Ильясов
Радик Ильясов: «Когда нам поступает информация о наличии счетов [в банке], мы незамедлительно посылаем постановление об аресте и списании денежных средств»

КАК ГИБДД «ОТЯГОТИЛА» ПРИСТАВОВ

Накануне руководитель УФССП РФ по РТ Радик Ильясов в ходе интернет-конференции ответил на вопросы читателей «БИЗНЕС Online» и рассказал о предварительных итогах года. За 11 месяцев через судебных приставов прошло 1,8 млн. исполнительных документов, что на 500 тыс. больше по сравнению с прошлым годом. 950 тыс. из них были завершены.

Ранее «БИЗНЕС Online» уже писал о наметившейся тенденции в виде роста числа исполнительных производств в отношении нарушителей ПДД. Сейчас постановления Госавтоинспекции составляют 1/3 часть от всех поступивших на исполнение судебным приставам документов (также в тройке наиболее часто встречающихся задолженностей долги по налоговым сборам и госпошлина). В первом полугодии 2013-го у судебных приставов на исполнении находилось 158 тыс. исполнительных производств по линии ГИБДД на 62 млн. рублей. В первом полугодии 2014-го их стало 432 тыс. на 356,6 млн. (всего в первом полугодии сотрудники ГИБДД вынесли более 2 млн. решений о привлечении водителей к административной ответственности). Таким образом, количество исполнительных производств выросло в 2,7 раза, а сумма взыскания — более чем в 5 раз. Причем 12 тыс. исполнительных производств – это только штрафы водителям, которых задержали в состоянии алкогольного опьянения.

1.jpg

Всего за 11 месяцев, по данным главного судебного пристава Татарстана, было взыскано около 8 млрд. рублей. Из них в бюджет перечислено 3,5 млрд. рублей. «Исполнением закончены 750 тысяч исполнительных документов, что на 300 тысяч больше в сравнении с прошлым годом, – сообщил Ильясов, говоря о предварительных итогах работы. – Под окончанием мы понимаем то, что требования взыскателя были удовлетворены в денежном выражении либо фактически. К примеру, если приставы вернули взыскателю квартиру, это значит, что исполнение фактически закончено. Остаток – это дела, которые находятся на стадии исполнения, по ним принимаются меры принуждения. Это связано с тем, что не все документы исполнимы, порой у должника просто не имеется денежных средств и имущества. Есть исполнительные производства, где взыскатель отзывает свои листы. И есть также категория дел, где происходит ликвидация и банкротство предприятия, они также заканчиваются актом о невозможности взыскания».

2.jpg

Увеличения эффективности, по словам Ильясова, удалось добиться благодаря тому, что ведомство продолжает внедрять информационные технологии. Во многом приставам помогла система электронного документооборота, например, на сегодня УФССП РФ по РТ заключило соглашение с 25 банками. Приставы направляют запрос о наличии лицевых счетов в банк, который в соответствии с законом предоставляет информацию о должнике. «Сейчас у нас на исполнении находится 900 тысяч исполнительных документов и получено 780 тысяч положительных ответов от банков, – рассказал Ильясов. – Это значит, что счета у этих должников есть. Впрочем, на многих из них нет денежных средств: деньги имеются на 380 тысячах лицевых счетов, а на 140 тысячах лицевых счетов есть сумма, подлежащая взысканию. Когда нам поступает информация о наличии счетов, мы незамедлительно посылаем постановление об аресте и списании денежных средств».

«У НАС САМАЯ СЕРЬЕЗНАЯ НАГРУЗКА В РОССИИ»

Кроме того, приставы наладили электронный документооборот с пенсионным фондом и ГИБДД. Так, Госавтоинспекция снабжает ведомство Ильясова данными о транспортных средствах, которыми владеют должники. На сегодня за должниками из Татарстана числится более 400 тыс. автомобилей. Приставы вместе с командой Рифката Минниханова занимаются задержанием автотранспорта и сразу же накладывают на машины арест, если сумма достаточна для погашения задолженности.

В июле из базы данных исполнительных производств республиканских приставов исчезли многомиллиардные долги бывшего владельца агрохолдинга «Вамин» Вагиза Мингазова. Оказалось, что они стали неподъемными для приставов из Арского района (само по себе это звучит весьма нелепо), которым сперва делегировали взыскать в пользу банков миллиарды. Бессильны оказались и приставы из республиканского управления ФССП России. В итоге все исполнительные производства в отношении Мингазова были переданы в Москву, где есть отдел по особо важным делам, там занимаются наиболее сложной работой с многомиллиардными суммами. «Когда это дело находилось у нас на исполнении, руководитель «Вамина» был ограничен в выезде за рубеж, были удержания зарплаты, – рассказал Ильясов, отвечая на вопрос читателя, интересовавшегося, по каким причинам не взыскиваются долги «Вамина» и до сих пор не наложен арест на молочные заводы в Арском и Балтасинском районе. – По зарплатам у «Вамина» задолженности не было, а залоговое имущество фактически обеспечивает погашение задолженности перед банками. В ходе ликвидации это имущество будут распродавать, а долги – погашать».

Ильясов также напомнил, что на сайте управления есть база данных исполнительных производств, благодаря которой каждый может проверить, не числится ли за ним долг. В преддверии новогодних праздников этот сервис пользуется особой популярностью – число ежедневных посещений доходит до 40 тысяч. «У нас самая серьезная нагрузка в России!» – констатировал гость «БИЗНЕС Online», добавив, что на одного пристава приходится 3,4 тыс. исполнительных производств в год. По словам Ильясова, в основном столь серьезная нагрузка связана с тем, что в республике «хорошо работает ГИБДД».

Ильясов также рассказал о том, как его команде помог аппаратный комплекс «Дорожный пристав», вспомнил о том, как его подчиненные безуспешно пытались взыскать с бывшего главы Верхнеуслонского района Александра Тимофеева 300 млн. рублей, и сообщил о том, во сколько его ведомству обходится снос одного лжекоттеджа. Подробности читайте в стенограмме интернет-конференции.