Неподъемные налоги, перекредитованность бизнеса, невозможность взять в кредит длинные деньги под 2 - 4%, отсутствие адекватной антимонопольной и таможенной политики, неправильные межбюджетные отношения в России... Это проблемы, о которых пойдет речь на конференции ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Конференция собирается в понедельник 22 декабря в условиях, когда уже ясно, что на следующий год бизнесу придется очень несладко. Поэтому ассоциация постарается разработать предложения на перспективу, какие надо предпринять первоочередные шаги на краткосрочный период и какая нужна долгосрочная программа. Об этом рассказали, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online», президент ассоциации Хайдар Халиуллин и вице-президент Рафик Шайхутдинов.
Хайдар Халиуллин и Рустам Минниханов |
НАША АССОЦИАЦИЯ ОБЛАДАЕТ ОГРОМНЫМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
— Хайдар Хайруллович, вы такую конференцию проводите не в первый раз?
Хайдар Халиуллин: Сначала напомню, что нашей ассоциации уже много лет — это одна из авторитетнейших региональных общественных объединений предпринимателей России и даже стран СНГ. Еще когда мы готовились в 2012 году к 10-летию ассоциации, у нас возникла идея — провести перед юбилейными торжествами мощную конференцию по вопросам развития предпринимательства. Оба мероприятия прошли очень хорошо. На конференции мы подготовили определенные рекомендации, передали их президенту РТ и в правительство РТ. Тогда же мы решили, что такую республиканскую конференцию будем проводить в конце каждого года. Нынешняя — уже третья.
— Интересно, те рекомендации, которые вы принимали на двух предыдущих конференциях, выполнены?
Хайдар Халиуллин: Где-то половина выполнена, а половина, к сожалению, нет. Мы ведь принимаем не приказы, а рекомендации, выполнять их власти не обязаны. Тут важно, чтобы правительство, другие органы власти обратили внимание на проблемы бизнеса, знали о них. Хочу сказать, что нынешнюю конференцию мы подготовили по-другому. Раньше мы собирали жалобы, предложения предпринимателей, которые обозначали свои проблемы, и на этой основе рекомендовали, как можно устранить эти проблемы. Но вообще-то мы ведь хотим не просто возникающие у предпринимателей проблемы устранять, пожар тушить, где он загорелся. Мы решили подготовить системные предложения, как вообще построить в республике развитие малого и среднего бизнеса. С точки зрения нашей ассоциации, сейчас нет внятной системы создания нормального инвестиционного климата в Татарстане, положение предпринимателей пока не так улучшается, как хотелось бы. А на следующий год, это уже сегодня понятно, бизнесу вообще придется очень несладко. Поэтому так важно сделать предложения на перспективу — как в республике дальше развивать экономику, в том числе с помощью малого и среднего бизнеса.
— А можно перед конференцией немного приоткрыть тайну — какие вы готовите рекомендации властям?
Рафик Шайхутдинов: Сначала уточню, какие наши прошлые рекомендации были выполнены и в каком объеме, а какие не выполнены. Так, была выполнена наша рекомендация 2013 года о том, что необходимо развивать сотрудничество с министерством экономики РТ, сегодня мы выстраиваем совместную работу и сотрудничаем. А вот, например, наша рекомендация 2012 года для Госсовета РТ не выполнена. Мы предлагали внести дополнения в программу социально-экономического развития, отражающие роль общественных органов в деятельности органов местного самоуправления, местной власти. А ведь в реализации многих госпрограмм могут и должны участвовать многие общественные институты, которые сегодня оказались вообще за пределами программирования экономической политики Татарстана. Например, наша ассоциация обладает огромными интеллектуальными ресурсами, пользуется доверием бизнеса в муниципальных районах, и может весьма положительно повлиять на политику развития предпринимательства в муниципальных районах. И, конечно, на республиканском уровне тоже.
— Но вы и стремитесь влиять...
Рафик Шайхутдинов: Еще в 2012 году мы рекомендовали произвести обновление положений о деятельности министерств и ведомств РТ в части работы совещательных органов и конкретизации их предназначения, целей, составов, планов и так далее. Этот пункт выполнен наполовину, при министерствах созданы совещательные органы — общественные советы, но часто они выполняют декоративную функцию, они есть, но реально ни на что не влияют, по крайней мере результаты их работы в публичном пространстве отсутствует.
РАЗНЕСТИ МИНИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ НА КЛОЧКИ МОЖНО,
НО ЭТО БУДЕТ НА ЛЮБИТЕЛЬСКОМ УРОВНЕ
Рафик Шайхутдинов: Сейчас где-то дюжина республиканских министерств так или иначе занимается вопросами предпринимательства.
Хайдар Халиуллин: Да все практически.
Рафик Шайхутдинов: Но наш анализ сайтов министерств показал, что там нет межведомственных программ или проектов, которые могли бы изменить ситуацию в отдельных отраслях. Например, предприятия деревообрабатывающей и мебельной промышленности находятся в ведении минпромторга, но 95 процентов предприятий, а это не менее 480 субъектов МСБ, — это уже поле деятельности минэкономики. Учтем, что и минлесхоз имеет прямое отношение к отрасли, а также АИР РТ, ответственное за привлечение инвестиций. Ассоциации и ТПП также причастны к отрасли, но отраслевой стратегии пока нет, концепция кластера также отсутствует. Кто мог бы взять на себя роль координатора? Сегодня актуальность этого управленческого вопроса усиливается, и он будет обсуждаться на конференции. Уверен, решения по взаимодействию с теми министерствами, которые отвечают за это направление, будут найдены. Только сайт минсельхоза богато представлен подобными программами.
Рафик Шайхутдинов |
— А они выполняются?
Рафик Шайхутдинов: Это важный вопрос — оценка эффективности исполнения этих программ отсутствует. Лишь отдельные программы мониторятся, при этом только собственными силами министерств, но не независимыми экспертами, институтами. Это означает, что правительство респбулики только из уст самих министерств получает информацию о том, как они занимаются развитием малого и среднего бизнеса. Та же картина в районах.
— И подается такая информация наверняка в выгодном свете...
Рафик Шайхутдинов: Естественно. Тут как раз не используется в полном объеме роль общественных институтов, и это мощный резерв развития предпринимательства.
— А зачем вам разрешение министерства на мониторинг его программ? Зашли на сайт, проанализировали и, если все плохо, разнесли по клочкам...
Рафик Шайхутдинов: Разнести-то можно, но эта работа будет на любительском общественном уровне. А требуется профессиональная оценка эффективности программ — независимыми институтами. Европейская практика — само министерство объявляет тендер на проведение независимой оценки эффективности той или иной программы — они в этом заинтересованы.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ БИЗНЕСА НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ТАТАРСТАНА
— Какие цели у предстоящей конференции ассоциации? Чем она поможет предпринимателям, бьющимся с бесконечными проблемами, скажем, в районах республики?
Рафик Шайхутдинов: Цели у нас вполне конкретные. Конечно, это не встреча с президентом или премьером в формате «вопрос — ответ». У тебя проблема? Вот министр, он решит. У нас не тот случай. Мы стремимся разработать такие меры, благодаря которым проблем у всех татарстанских предпринимателей будет гораздо меньше. Ну а пока понятно, что к нарастанию угроз и воздействию серьезных санкций бизнес оказался не совсем готов, правительство и чиновники тоже в некотором замешательстве. Поэтому на конференции мы хотим выработать рекомендации двух типов. Первое — в краткосрочном плане какие необходимо предпринять первоочередные шаги на уровне муниципалитетов и республики. А также и на федеральном уровне. Второе — долгосрочная программа мер. Куда нам надо направить усилия? Какие у нас долгосрочные цели? Куда мы вообще идем? Мы обнаружили, что, оказывается, у нас нет долговременных целей развития предпринимательства. Ни в одном документе они не сформулированы. Имеющаяся «Дорожная карта» пока не может выполнить эту функцию.
— Вообще-то президент РТ ставил целью в 2015 году достичь объемов малого и среднего бизнеса в структуре ВРП в 34 процента... А вы какие цели готовы предложить?
Рафик Шайхутдинов: Надеюсь, это сможет сделать конференция. Тем более что нынешняя ситуация, с современными угрозами, заставляет нас подумать о главном — о путях. Куда идем? Какой малый и средний бизнес будет у нас в республике через 5, через 10, через 15 лет? Оказалось, что не так просто это сформулировать. Здесь возможны разные варианты, разные подходы, столкновение мнений, интересов, позиций. И в результате этих дискуссий, надеюсь, наши цели будут куда более ясны. В первый день конференции будут работать в секциях экспертные группы, которые предложат свои разработки в виде предложений на пленарном заседании 23 декабря.
Хайдар Халиуллин: А уже рекомендации конференции мы, как обычно, разошлем во властные структуры, в том числе президенту и правительству и Татарстана, и России. А также вывесим на сайте ассоциации для всеобщего сведения. Кроме того, планируем издать и распространить. Чтобы и граждане, и власть знали точку зрения бизнеса на пути развития Татарстана.
БИЗНЕС ОЧЕНЬ ПЕРЕКРЕДИТОВАН
— Наверное, вы и до конференции можете назвать основные проблемы, с которыми сегодня сталкивается малый и средний бизнес?
Рафик Шайхутдинов: Назову самые болезненные проблемы. Например, бизнес перекредитован. Сегодняшний масштаб перекредитования бизнеса измеряется только в Татарстане в сумме 360 - 390 миллиардов рублей. По оценочным данным, годовой объем кредитования в 2011 - 2013 составлял около 125 миллиардов рублей. Общие потребности в финансовых ресурсах МСБ в среднем в год составляют не менее 640 - 670 миллиардов рублей. В годы активного инвестиционного развития большая половина этих средств инвестировалась в основной капитал, а сегодня направляется на погашение кредитов. Это означает, что бизнес четвертым-пятым кредитом покрывает свои потребности в финансах, что сильно осложняет ему работу, лишает оборотных средств. Нужно признать, что в данной ситуации происходит сужение инвестиционного задела для последующего развития.
Будет уместным признать, что пока малый бизнес слабо вовлечен в систему инноватики. Только в последний год начали создаваться инжиниринговые центры, подключаться консалтинговые компании, чтобы в инновационную деятельность затягивать и МСБ. Это очень важно, потому что сегодня создавать новую экономику с помощью старых технологий практически невозможно. Данная ситуация выдвигает совершенно новые требования к управлению развитием МСП на всех уровнях и по тому вопросу намечается поиск решений на конференции.
Еще острая проблема: сегодня, когда малый и средний бизнес часто выступает подрядчиком государственных и муниципальных работ или аффилированных организаций, ему не всегда платят за выполнение работы по контракту. Причем масштабы задолженности не уменьшаются.
— А в цифрах?
Рафик Шайхутдинов: Точных оценок нет, потому что независимых исследований никто не проводил. Но по нашим данным, задолженность измеряется в десятках миллиардов рублей. Есть бизнес, который до сих пор не получил деньги за объекты Универсиады. Десятки фирм! Еще и не все осмеливаются об этом говорить. Но такая длинная задолженность лишает бизнес оборотных средств, некоторые просто не выдерживают такой нагрузки. И как все это отражается на конкурентоспособности бизнеса?
— Отвечать надо?
Рафик Шайхутдинов: Ко всему прочему по малому бизнесу больно бьет сокращение потребительского спроса, потому что он работает в основном на потребительских рынках. Но одна из самых сложных проблем бизнеса заключается в том, что прямо на глазах происходит сужение его поля деятельности. Например, торговля. В муниципальных районах идет разорение малого бизнеса из-за торговых сетей. Да, мы запустили сети в республику, у нас открытый рынок. Но они же размножаются в огромном количестве и открываются там, где это необходимо с точки зрения конкурентной среды. Естественно, малый бизнес, который работал в торговле и даже начал попутно развивать какое-то производство, испытывает огромнейшее давление сетей.
Хайдар Халиуллин: Но, с другой стороны, сети создают рабочие места.
Рафик Шайхутдинов: Первоначально сетевики обещали продвигать местную продукцию. Но опять же среди их местных поставщиков оказываются в основном крупные предприятия, а не малый и средний бизнес. Поджимают сети МСБ и в сферах фармации, общественного питания, в некоторых видах торговли промышленными товарами, противостоять которым могут около 25 - 30 процентов малых предприятий торговли — слишком уж неравные позиции!
Кроме этого, в целом пока сложно складываются отношения МСБ с крупным бизнесом, тот не может себе позволить возиться с мелочевкой, не может отгружать по пять тонн продукции, когда отгружает ее сразу тысячами тонн. А взаимоотношение между крупным и мелким бизнесом у нас пока не является объектом государственной политики.
— Хотя такой международный опыт есть...
Рафик Шайхутдинов: Например, в Японии, в Южной Корее государство вмешивалось в эту политику, помогало выстраивать взаимодействие. Хорошие примеры есть и у нас. Скажем, завод «ПОЗиС», где есть внутренняя политика взаимодействия с малыми и средними предприятиями. Но такая практика должна получить массовое распространение. Все проблемы, которые я перечислил, только усиливаются в нынешних сложных условиях.
ХОТИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА — СНИЗЬТЕ НАЛОГИ!
Хайдар Халиуллин: Отдельно хочу сказать про налоги. В своем недавнем послании президент России согласился с тем, что предприниматели справедливо говорят о стабильном законодательстве и предсказуемых правилах, особенно налогах. И предложил избавить бизнес от навязчивого надзора и контроля, предусмотреть для тех, к кому нет претензий, трехлетние надзорные каникулы. А для начинающих малых предприятий — двухлетние налоговые каникулы. Еще было предложение главы государства: на четыре года зафиксировать действующие налоговые условия, не менять их. Хорошо, если хотя бы это сделают, но общую политику это не поменяет. Дело в том, что налоги, которые предлагается заморозить, очень большие. Их не замораживать надо, а уменьшать. Если бы еще предприниматели видели, что высокие налоги, которые они заплатили, возвращаются в виде социальных благ, но у нас нет такого. Все же знают, что бюджетные деньги «распиливаются», а не идут на социальные блага, у нас фактически все платное. В Швеции тоже большие налоги, но там они возвращаются в виде социальных благ. Так что если хотите экономического роста, снизьте налоги! Это очень резонно заявил один из депутатов Госдумы. Еще он призвал перестать разбазаривать и распиливать государственные деньги. Это тоже очень большая проблема. Очень много денег уходит из России за границу. Сейчас наблюдается тенденция сплошного перебрасывания денег за границу. Даже чиновники в органах госвласти и депутаты не верят системе.
— Но Путин обещал амнистию капитала, призывая вернуть деньги в Россию...
Хайдар Халиуллин: Капитал может возвратиться только тогда, когда поверит государству. А пока тот же бизнес предпочитает запрятывать деньги за границей и не вытаскивать их до лучших времен. Потому что нет доверия государству. Законодательная система у нас нестабильная, постоянно меняется, бюрократии чрезвычайно много, коррупции много. Все это, естественно, отрицательно влияет на экономику. Вот, налог на недвижимость существенно вырос. И сейчас бизнесу придется повышать затраты, из-за чего неизбежно вырастает себестоимость продукции и услуг.
Рафик Шайхутдинов: Недавно на конференции в Набережных Челнах предприниматели этим возмущались. Как так, приняли жесткие, кратно повышающиеся налоги! Вообще в мире практика такова, что налоги повышаются постепенно, на два-три процента. А у нас поднимут, как дубинкой по голове бизнеса.
Хайдар Халиуллин: Денег нет у предприятий почему еще? Очень неправильные межбюджетные отношения в России. У регионов практически все деньги отбирает федеральный центр. Хотя, конечно, сильные регионы, наш Татарстан тоже, умеют найти лазейки, чтобы получить из федерального бюджета деньги, через те же федеральные программы. Но тем не менее эта проблема в целом остается нерешенной. Нужно добиваться, чтобы каждый регион, а в регионах каждый муниципальный район был самоокупаемым, такую цель ставить. Даже взять сельские районы — они что, бедные, что ли? Может, там нет промышленного производства, но можно и там создать инфраструктуру развития предпринимательства. На селе часто думают, что бизнес там развиваться не может. Может! Но, конечно, при правильном подходе. Например, сейчас появилась возможность развивать внутренний туризм, в том числе на стыке с агробизнесом и фермерским хозяйством. А внутренний туризм тянет за собой развитие и транспорта, и сферы питания, и ремесел, и производства молока, картофеля, овощей, фруктов... Но здесь тоже нужна внятная государственная политика. Вообще, к сожалению, основные беды российского предпринимательства годами остаются одними и теми же. Например, колоссальный коррупционный налог, с которым надо же что-то делать...
Рафик Шайхутдинов: Причем это вредит не только малому и среднему бизнесу, но и крупному.
Хайдар Халиуллин: Я вообще считаю, что малый бизнес должен расти, как грибы на поляне, сплошь и рядом. У нас этого нет. Еще одна проблема — у нас неадекватная кредитно-денежная политика. Невозможно взять дешевый кредит. Ну как можно за 15 - 20 процентов брать кредит? У нас 12 процентов считается льготный. Смешно! Должно быть — 2 - 4 процента.
Рафик Шайхутдинов: При пятипроцентной рентабельности.
Хайдар Халиуллин: — У нас еще и абсолютно неадекватная таможенная политика. Практически отсутствует антимонопольная политика. Нет справедливой политики в отношении естественных монополий. Вот их тарифы, на мой взгляд, надо обязательно заморозить.
ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ ПРОИЗВОДИТЬ, МЫ ЗАКУПАЛИ ВСЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Рафик Шайхутдинов: Как я сказал, в последние годы произошло сужение поля деятельности бизнеса. Но вместе с тем появляются и признаки расширения — за счет новых сфер и новых технологий. С новейшей высокопроизводительной техникой вполне возможна формула: один станок — одно предприятие. Но бизнес надо к этому готовить... Мы хотим на нашей конференции обозначить — да, поле деятельности бизнеса сужается, но и что-то открывается. Мы хотим показать новые возможности, где сегодня нужно заниматься импортозамещением, а где-то ориентироваться на экспорт. Мы выявили, что в последние годы малый и средний бизнес у нас в основном ориентировался на производство предметов потребления. И очень мало занимался производством средств производства. Хотя рядом с Татарстаном расположены Удмуртия, Самарская и Нижегородская области, где делают оборудование для колбасных и молочных производств, для производства сыра — оборудование компактное, современное и очень востребованное. Если мы не занимаемся производством средств производства, мы сужаем возможности использования современных технологий. Нам нужно вступать в конкуренцию именно в сфере производства средств производства. Опять же гиганты этим заниматься не будут, это дело малых и средних предприятий.
Хайдар Халиуллин: Когда в 90-х годах в ходе приватизации у людей появились деньги, легче было не производить оборудование, а купить. У нас практически все оборудование, которое сейчас работает на заводах, импортное. И только сейчас, когда на страну обрушились западные санкции, мы задумались, насколько мы зависимы от других стран. Надо самим производить. Но это сложно...
— Вообще-то этим надо было заниматься, когда на страну лился золотой дождь нефтедолларов...
Хайдар Халиуллин: Конечно. А мы, вместо того, чтобы производить, закупали все за границей. У каждого из нас дома практически вся бытовая техника сплошь импортная. Ладно, вот мы в семье сейчас поддержали «ПОЗиС», купили зеленодольский холодильник.
НЕОБХОДИМА СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ТАТАРСТАНЕ
— Пожалуйста, расскажите немного о том, как будет проходить конференция.
Рафик Шайхутдинов: В первый день будут работать пять экспертных групп, они выдвинут свои предложения. Аналитическая группа обобщит их в один документ после обеда 22 декабря. Ночью распечатаем, а утром в «Гранд-отель «Казань» все участники получат эти материалы. И они станут предметом обсуждения. Это одна особенность конференции. Вторая — на ней почти не будет тематических докладчиков, как раньше.
Хайдар Халиуллин: Только руководители экспертных групп сообщат о результатах работы. А дальше пойдут обсуждения, в которых примут участие и министры, и главы районов, исполкомов.
Рафик Шайхутдинов: Главная задача нашей конференции — найти ответы на сложный вопрос: как сохранить, а лучше укрепить позиции? Какие резервы использовать? И предложить краткосрочную программу действий и долгосрочную. Думаю, назрел вопрос о том, что необходима стратегия развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан. И чтобы эта стратегия разрабатывалась при самом активном и неформальном участии общественных институтов. Непосредственными разработчиками должны стать сами предприятия малого и среднего бизнеса РТ, а также экспертное сообщество, академия наук РТ. Мы считаем, что этот вопрос становится все боле актуальным. Что и будет предметом обсуждения конференции.
ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ В ПЛАНЕ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ — ОТ ИГОЛКИ
ДО КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ
Подготовку к конференции прокомментировал для «БИЗНЕС Online» также Шамиль Булушев, вице-президент ассоциации (Бугульма):
— Считаю что проблемы малого и среднего бизнеса в Татарстане ничем не отличаются от тех, что есть в целом по Российской Федерации. И главная из них — отсутствие краткосрочной и долгосрочной программы развития МСБ в РФ, привязанной, адаптированной к каждому региону. Понятно, что программы для Татарстана и для Дальнего Востока должны отличаться. Эта программа должна включать, что вообще нужно производить в нашей стране в плане импортозамещения — от иголки до космических кораблей.
Шамиль Булушев (справа) |
Что еще тормозит развитие реального сектора экономики, это, конечно, кредитная политика банков. Еще одна острая проблема — стоимость энергоносителей опережает инфляцию. Должны быть какие-то, например, пятилетние каникулы на рост тарифов по энергоносителям. Мешает развитию бизнеса и отсутствие четкой, прозрачной схемы организации финансирования промплощадок, индустриальных парков в муниципальных районах. Скажем, наш муниципальный район хотел бы создать промплощадку или индустриальный парк, но нет системы — с чего начать, чем закончить, кто будет финансировать...
Мне понравились касающиеся бизнеса предложения президента РФ, которые он высказал в своем послании. Хотя существенного роста малому и среднему бизнесу это не даст, но жизнь облегчит. Еще, считаю, нужны реальные центры ответственности за выполнение предложений, и с них спрашивать. Президент правильно пригрозил уголовной ответственностью за невыполнение его распоряжений. Давно пора это было внедрить! Ведь никто даже анализ не провел, какие и почему были не реализованы предложения из посланий прошлых лет? Кто в этом виноват?
Бизнес сегодня работает в сложных условиях. Идет ослабление рубля, падают цены на нефть. Это плохо в целом для экономики, но, с другой стороны, даже хорошо, что рубль ослаб — есть возможность заняться импортозамещением. Но тут есть опасения. Сейчас Путин ведет активную политику, стремясь заключить контракты с другими зарубежными поставщиками продуктов взамен тех, что попали под санкции. Может получиться так, что снова наш рынок заполнят товары чужого производства. И тут опять же нужна краткосрочная и долгосрочная программа развития малого и среднего бизнеса.
Справка
Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ
Существует 12 лет, с 2002 года.
В ассоциацию сегодня входят около 200 членов.
Представительства ассоциации действуют в большинстве муниципальных районов РТ, в 10 регионах России, во всех странах СНГ а также в США, Германии, Италии, Бельгии, Сербии.
Объединение предпринимателей в ассоциацию позволяет решать те проблемы, которые не в силах решить отдельное предприятие, — это несовершенное законодательство, бюрократические барьеры, мздоимство чиновников, налоговый прессинг и т.д.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.