«МНЕНИЕ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ СЛОЖИТЬ НАШЕ МНЕНИЕ О НОВОЙ ЖИЗНИ»

Накануне вечером в московском Доме книги на Новом Арбате свои мемуары «После Кремля» презентовал последний генеральный секретарь ЦК КПСС и единственный президент СССР Михаил Горбачев. Еще за час до начала мероприятия половина мест была занята. И чем быстрее стрелки часов приближались к заявленным 18 часам, тем все больше желающих собиралось, чтобы увидеть человека, который действительно вошел в историю страны.

«Это же наша жизнь, это наша молодость. Мы все прошли вместе, нам очень интересно, даже как праздник. Послушаем, что скажет, — поделилась ожиданиями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» москвичка Любовь Борисова. — Я бы хотела его послушать, это всегда праздник. Умный человек всегда что-то умное скажет». На встречу с Горбачевым она пришла не одна — с супругом. Оказалось, что в их судьбе первый и последний президент СССР сыграл немаловажную роль. «В 86-м году было принято постановление о кооперативах. Тогда впервые признали в Советском Союзе частную собственность. Раньше ее не было, была личная собственность, а про частную даже запрещено было говорить. Именно это меня интересует в первую очередь. После того, как были приняты эти постановления, мы с женой занялись мелким бизнесом», — рассказал Яков Борисов. «Магазинчик открыли», — добавила его жена. «Мы своими силами, своим умом смогли внедрить то, что нам надо и что хочется. Это уже много значит», — продолжил он.

Чета Борисовых отказывается верить, что это именно Горбачев привел к развалу Союза. «Те, кто говорят, что он привел к развалу, я этому не верю. Были силы, которые к этому привели», — пояснил супруг.

Казалось бы, персона Горбачева должна вызывать интерес прежде всего у людей старшего поколения. Но, по оценкам корреспондента «БИЗНЕС Online», напротив, молодежи было значительно больше. Особое внимание привлек с серьезным, даже чуть нахмурившимся видом подросток, читавший «Хлеб и волю» анархиста Петра Кропоткина. Ученик 9-го класса московской школы Сергей Соколов узнал о встрече случайно, оказавшись в магазине по воле случая — зашел купить книгу. «Я решил, что это хорошая возможность узнать поближе этого человека, услышать его мысли о современной России, о России прошлого. Он же был последним президентом Советского Союза. Думаю, тогда, в момент распада Союза, заложились многие основы современной жизни и то, как распад производился, повлияло на нашу современную жизнь. Только мнение этого человека может сложить наше мнение о новой жизни», — с таким же серьезным и сосредоточенным видом поделился он соображениями с нашим корреспондентом.

«Я, ЗНАЕТЕ, СОБРАЛСЯ ДОЛГО ЖИТЬ»

К тому моменту, когда Михаил Сергеевич достаточно бодро, хоть и с помощью охраны, взобрался на сцену, в небольшом уголке литературного кафе книжного магазина собралась внушительная толпа — не менее 300 человек. Окинув взглядом собравшихся, Горбачев пообещал не уходить до тех пор, пока не подпишет все книги.

«Я еще недавно не мог ходить, не мог вставать и вообще полтора года тяжело пережил, — начал он свое, как предполагалось сначала, недолгое, вступительное слово. — Мой опыт я передаю и вам, что если поддашься и начнешь лежать, ныть — все. А когда работаешь, планы какие-то намечаешь, мобилизация идет. Я, исходя из этого, во время своего 80-летия пригласил всех на 90-летие».

Видимо, желая показать свою бодрость духа, Горбачев выступал стоя. «Я, знаете, собрался долго жить, — произнес он и сорвал аплодисменты. — Это, может быть, нескромность. Но, думаю, простительная нескромность», — добавил он и пустился в размышления о плохой демографии, особенно сожалел о том, что мужчины в России живут недолго. «Это просто беда наша!» — воскликнул последний руководитель СССР. Но, видимо, опомнился, что собравшиеся пришли на презентацию книги, а не на лекцию о проблемах демографии, и пояснил: «Я могу увлечься, я человек увлекающийся... Это не проходит у меня. Могу и забыть, зачем встреча у нас здесь». В этот момент он, скорее всего, действительно вспомнил о том, зачем же все собрались.

«РАИСА НЕ ВЫДЕРЖАЛА ИСПЫТАНИЙ ПЕРЕСТРОЙКИ»

Рассказ о книге, точнее, даже о двух (первая — «Наедине с собой» — также предлагалась покупателям) получился «рваным». Горбачев перескакивал с одних воспоминаний на другие, с описания одной книги на другую, что в конце концов превратилось в поток сознания, перемежающийся обрывками воспоминаний из прошлого, размышлениями о будущем и настоящем как страны, так и его самого. Конечно, самые теплые и искренние слова он говорил о своей жене — Раисе Максимовне.

«Предыдущую книгу «Наедине с собой» я сам близко к сердцу принял. Я ее писал тогда, когда умерла Раиса, — вздохнул Горбачев. Кажется, он ни на минуту не забывал о ней все эти годы. — Я думаю, что она не выдержала испытаний перестройки. Не выдержала то, что по адресу семьи было и остается... Меня же уже хоронили несколько раз. Было много писем, где советовали застрелиться, повеситься... черт знает... Когда такие пожелания начали поступать, я подумал, что я чего-то стою, надо продолжать».

Михаил Сергеевич предупредил, что его не стоит воспринимать как писателя, только как рассказчика. И если первая книга была посвящена больше жизни его семьи, то «После Кремля» — о «второй непотопляемой любви» — политике.

«После того, когда я с этого Эвереста спустился, с такой горы, которую занимал, крупная должность, крупнейшая ответственность. И уйти, покинуть это место — это большое испытание для человека, — задумчиво говорил Горбачев и вновь и вновь возвращался к образу жены. — Откровенно говоря, Раиса не выдержала всего этого. Жаль мне ее... Очень жаль. Это был человек, который был всегда рядом и разделил все мои проблемы, как и я ее. Нам никогда не было скучно вдвоем».

«ПРОБЛЕМА ВЫБОРА — ПРОБЛЕМА ВАЖНЕЙШАЯ»

И все-таки книга «После Кремля», как считает сам автор, о новой эпохе, причем свою, горбачевскую эпоху, он вовсе не считает закончившейся: «Это все еще только началось». По его словам, в книге рассказывается, как трудно было входить в новую эпоху. «Я пытался описать это наше время, очень беспокойное, трудное, опасное, будет все зависеть от того, как мы распорядимся ситуацией, в которой мы оказались, какой выбор сделаем на ближайшее будущее. Проблема выбора — это проблема важнейшая», — рассуждал он.

Горбачев постоянно перемежал свои воспоминания то стихами, то цитатами из литературы. И вот в этот момент декламировал текст известной песни: «Призрачно все в этом мире бушующем. Есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

«И прошлое, и настоящее, и будущее всегда связаны. Человек должен это понимать. Тогда он многое сможет сделать, будет чувствовать себя морально лучше и у него будет находиться, что сказать другим», — философствовал и поучал Горбачев, которому теперь действительно есть что расказать людям.

«Я В КАКОЙ-ТО МЕРЕ ЗАЗНАЙСТВО ДОПУСТИЛ»

Отдельные главы в книге «После Кремля» посвящены Владимиру Путину. Горбачев признался, что познакомился с ним еще в Санкт-Петербурге, хотя знал не близко. «Он мне понравился рассудительностью, очень собранный человек. Это был просто человеческий контакт, я не мог тогда никакие выводы сделать о нем», — вспоминал он.

Особенно доволен Горбачев деятельностью Путина на посту сначала премьера, а потом президента. «Мы должны все, российские граждане, помнить, что он спас от распада, который начинался в России, — призвал он. — Очень много регионов не признавали, по сути дела, Конституцию нашу. По 100 с лишним отклонений в местных документах конституционных от Конституции российской». Как бывший глава государства, Горбачев оценил исторический вклад нынешнего президента, который мог бы даже больше ничего другого не делать, главное — сохранил государство. «Спасая Россию в такой ответственный период, он сделал историческое дело», — добавил он.

Однако уже через несколько минут Горбачев пустился критиковать «заносчивость» Путина. «Иногда его заносит. Я вспоминаю, что одна из причин, по которой я допустил ошибки и просчеты, состоит в том, что я в какой-то мере зазнайство допустил, считал, что я под контролем удержу, справлюсь, — каялся последний президент развалившейся империи. — Нет. Не надо увлекаться, особенно самим собой. И у него это есть уже». Наверное, Горбачев даже хотел, чтобы Путин об этом узнал, услышал, понял и усвоил, но тот в это время зачитывал поздравления на новогоднем приеме в Кремлевском дворце. Туда, кстати, был приглашен и сам Горбачев, но отказался в пользу презентации книги.

«Президент у нас есть. А дальше — выборы. Выборы — и ничего другого! Два срока — все, уходи! — воскликнул Горбачев, теперь он был похож, скорее, на оппозиционера и участника митингов «За честные выборы» в 2011 - 2012 годах. — А тут уже опять думают, сидят члены объединения, тандема и решают. Мы тогда соберемся и решим кому. Как это вы соберетесь? А мы для чего? Вот если об этом забывают, то этих людей не надо пускать к власти». И было непонятно, кому Горбачев адресует эти слова. Путину? Медведеву? Им вместе?

«Надо уходить. Это нормальный процесс. Ничего страшного», — спокойно продолжал он, основываясь, по всей вероятности, на своем опыте и всем своим существом показывая, что жизнь после власти существует.

Последние главы книги, как и заключительные слова Горбачева, посвящены ответу на вопрос о том, что ждет Россию. «Я продолжаю верить, что мы выберемся из этого, — вспыхнув, заявил он. — Но ведь можно поставить вопрос: когда и какой ценой мы выберемся? Я предлагаю быть внимательным к тому, какую политику проводят, кто, к чему нас толкают, что делают, о чем думают — о народе или наживе. Этих людей надо в политику не допускать».

Президенту СССР даже было жалко, что пока он писал книги, ситуация в России и мире очень изменилась и обострилась, а своего выхода он предложить и в этот раз то ли не успел, то ли не смог. «Выход надо искать», — задумчиво и с усталостью в голосе закончил Горбачев.