В последнее время много говорится об усилении роли общественных организаций и даже делегировании им части полномочий по контролю за определенными сферами жизнедеятельности. По словам исполнительного директора ООО «Казанские кофейни» Аделя Ягудина, вместо того, чтобы содействовать защите прав и законных интересов потребителей, общественные организации часто забывают свою роль. В своей статье, подготовленной специально для «БИЗНЕС Online», он рассказывает об отрицательной стороне контроля.
ПО УСТАВУ ИНФОРМИРУЕТ, А НА ДЕЛЕ КОНТРОЛИРУЕТ
Роль общественных организаций в построении гражданского общества трудно переоценить. Но, к сожалению, общественные организации зачастую забывают о своих уставных целях и заигрываются в «проверяющих». Это наиболее заметно в сфере общественного питания, поскольку на сегодняшний день она является одной из самых «проверяемых» сфер деятельности. В своей повседневной «жизни» ресторанам, кафе, кофейням и барам приходиться взаимодействовать с огромным количеством государственных органов. В число их входят Роспотребнадзор, МЧС, алкогольная инспекция, ФНС, органы МО и т.д. К тому же, 23 января 2015 года Роспотребнадзор получил возможность проводить внеплановые проверки предприятий общепита без предварительного их уведомления за сутки, как это требовалось прежде. В любом случае деятельность каждого их этих органов по контролю над предприятиями жестко регламентирована законом, предприниматель знает, чего ожидать. Наконец, есть ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Осуществление деятельности общественных организаций по проведению «проверок» никак не регламентировано на законодательном уровне, что позволяет проводить их по надуманным основаниям в неограниченном количестве. За инструкцию к действию принимается внутренний регламент, которого нет в широком доступе.
Наиболее ярким примером является деятельность по «инспекционному контролю» РОО «Союз потребителей РТ». От данной организации на основании внутреннего решения приходит группа людей, они присаживаются за стол, раскладывают свои документы и вместо заказа начинают требовать книгу жалоб и предложений, уголок потребителя, таблицу калорийности, в общем все, что приходит в голову. Такое поведение «проверяющих» дискредитирует заведение в глазах присутствующих, ставит в ступор как работников, так и гостей заведения. Затем составляется некий итоговый документ по внутренней форме РОО «Союз потребителей РТ», который в очень настойчивой форме просят подписать у персонала заведения с целью якобы ознакомления, однако позже, в судах, эта подпись выдается как согласие с результатами «проверки»!
При этом Союз потребителей не пытается указать на нарушения для их исправления, он сразу отправляется с иском в суд. И даже если предприниматель выигрывает процесс, то это в любом случае требует от него дополнительной затраты времени и сил.
К тому же представление интересов неопределенного круга лиц, от имени которых РОО «Союз потребителей РТ» выступает в суде, осуществляется наемным юристом. То есть основная функция по защите прав и интересов потребителей осуществляется ими за счет проверяемых предпринимателей, поскольку в суде, помимо устранения выявленных нарушений, РОО требует компенсацию стоимости своих услуг, что полностью противоречит природе общественных организаций. Таким образом, никакой полезной нагрузки, которые возлагаются обществом и государством, подобные неожиданные проверки не несут, а больше напоминают «потребительский терроризм».
ПИРАТСКИЕ ПРИЕМЫ ПРОТИВ ПИРАТСКОЙ МУЗЫКИ
Давайте рассмотрим «проверку» уже другой общественной организации, которая затрагивает все предприятия, где так или иначе в широком доступе транслируется музыка — это Российское авторское общество. Данная организация также на основании внутренней документации отправляет своих представителей на ваше предприятие, где те, в свою очередь, производят видеофиксацию проигрывания аудиокомпозиции. При этом если в случае с РОО «Союз потребителей РТ» о факте проверки мы узнаем от персонала, то авторское общество осуществляет проверку анонимно.
Далее РАО расшифровывает видеозапись на факт наличия композиций, защищенных законом, определяет автора, исполнителя и подает документы в суд на возмещения ущерба. Причем в Казани, как правило, эксперт, который закончил Казанский государственный университет культуры и искусств по направлению народного художественного творчества, участвует в расшифровке музыки всех стран, языков и направлений. При этом абсолютно игнорирует возможность наличия лицензионных договоров у организаций на данной стадии.
Предприниматель узнает о проведении проверки и выявленных нарушениях только в Арбитражном суде, а если не дошла повестка из суда, как это бывает очень часто, после списания средств со счета. Поскольку в данном случае судебный процесс проводится в упрощенном производстве, спор разрешается без судебного заседания. К тому же непредставление ответчиками своей позиции относительно существа спора не является преградой для вынесения решения, а срок подачи апелляции всего 10 дней.
Даже если вы успели подключиться к процессу вовремя, исходя из судебной практики, суды по подобным делам встают на сторону РАО и дела проигрываются в абсолютном большинстве случаев, а суммы немаленькие. За каждое бездоговорное использование музыкального произведения размер компенсации составляет 15 тысяч рублей, однако Гражданский кодекс закрепляет возможность взыскания компенсации от 10 тысяч рублей.
Хотелось бы также отметить, что 21 июля 2012 года подписан закон РФ «О ратификации протокола от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) является обязательство прекратить с 01.01.2013 г. бездоговорное коллективное управление авторскими и смежными правами. То есть фактически с начала 2013 года все организации, созданные для подобных целей, должны быть упразднены. Однако они по-прежнему получают аккредитацию от государства.
Общественные организации всегда появлялись для того, чтобы взять на себя решение тех задач и проблем, которые реально существуют в обществе. Они являются своего рода проводниками между властью и рядовыми гражданами. Поэтому их активность, гражданская позиция, вовремя сказанное слово для нас очень важны. В то же время деятельность по контролю со стороны общественных организаций на федеральном уровне не регламентирована никаким образом, поэтому не стоит заигрываться, забывать свои уставные цели и дискредитировать себя. Я за то, чтобы общественные организации не подменяли собой деятельность контролирующих государственных органов, а занимались больше информационной деятельностью, помогали как предпринимателям, так и потребителям правильно разобраться в спорных вопросах.
Адель Ягудин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.