Проект «Дали — живые полотна», работающий на территории ГМИИ РТ, собирает солидную зрительскую аудиторию по меркам столицы Татарстана. При этом впечатления от увиденного зрители выносят прямо противоположные. Искусствовед Гузель Файзрахманова специально для «БИЗНЕС Online» побывала в Галерее современного искусства и попыталась понять, как проекторы full HD и подушки в зрительном зале связаны с творчеством одного из самых знаменитых художников прошлого века.
«ЖИВЫЕ ПОЛОТНА» ДАЛИ ДОРОЖЕ ПОХОДА В ЭРМИТАЖ
Выставка «Дали — живые полотна» открылась в начале января в Галерее современного искусства ГМИИ РТ.
Несмотря на то, что в 2010 году у музея уже был скандал, связанный с выставкой сомнительных автолитографий Сальвадора Дали из «коллекции» некого Александра Шадрина из Екатеринбурга (их подлинность не была подтверждена никакими документами), руководство ГМИИ РТ опять решилось поставить на громкое имя Дали в целях крупного заработка, поскольку ничем иным этот выбор не объяснить, не заботой же о повышении культурного уровня горожан. И не прогадало!
Массовый коммерческий поп-аттракцион, а именно к этой категории относится экспозиция проекций репродукций известных полотен Дали, которая подается при этом под грифом «уникальной мультимедийной выставки», действительно способна собрать крупные суммы на продажах билетов. Стоимость билета составляет 450 рублей для взрослых посетителей, 350 рублей — льготный билет для студентов и пенсионеров, 250 — детский, есть даже выгодное предложение для семьи из двух родителей с ребенком — они смогут попасть на выставку, заплатив 900 рублей.
Недавно казанское культурное сообщество возмутил факт поднятия цены билета в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге до 400 рублей — в социальных сетях развернулась оживленная дискуссия: мало кто из интеллигентных казанцев готов заплатить 400 рублей за возможность увидеть шедевры живописи в одном из крупнейших и известнейших музеев мира.
В случае же выставки «живых полотен» Дали цена никого не смущает — публика идет валом, и многие выходят из залов весьма довольными. Учитывая, что выставка будет идти три месяца — до 31 марта, выручка с продажи билетов ожидается весьма существенная.
Но, конечно же, не деньги, собранные устроителями выставки и дирекцией ГМИИ РТ, в первую очередь беспокоят автора статьи, а вопрос художественной значимости такого вот «проекта» .
«В ХРАМ ИСКУССТВА ХЛЫНУЛИ ТОРГОВЦЫ ВСЕГО И ВСЯ»
Забавно, что массовый успех выставки, а об этом написано на ее сайте («выставка стала одним из успешнейших мероприятий 2014 года»), устроители подают как свидетельство ее необыкновенной художественной ценности. До Казани она с большим успехом прошла в Москве, посещаемость ее была чрезвычайно высока. Но, как известно, в цирк ходит гораздо больше публики, чем в концертный зал консерватории, а грамотная реклама и громкое имя самого гениального в истории искусств pr-менеджера самого себя Сальвадора Дали — беспроигрышный вариант. На звездное имя публика и идет, даже не поинтересовавшись содержанием выставки и происхождением ее экспонатов.
Этот феномен ГМИИ РТ уже с успехом использовал, проведя в 2012 году выставку «Гений да Винчи», на которой были представлены несоразмерно большие относительно оригиналов репродукции полотен великого художника, напечатанные на дешевой баннерной ткани, и макеты его изобретений.
Воспитанная в большинстве своем в советское время казанская публика, привыкшая в стенах музея видеть исключительно оригиналы, решила, что увидит подлинные полотна титана Возрождения, и хлынула в залы Галереи современного искусства рекой. Что и нужно было устроителям этой выставки, проведение которой также позиционировалось как небывалый доселе факт культурного прорыва. Как будто бы саму «Мону Лизу» из Лувра удалось привезти в заштатный выставочный региональный зал.
Выставку сопровождали совершенно безумные по тематике, никак не пересекающиеся с искусством семинары: «Как спланировать профессиональную карьеру», «Тренинг по управлению временем», психологический семинар «Архитектура души», всевозможные курсы иностранных языков и тому подобные нехудожественные мероприятия.
Словом, в храм искусства хлынули торговцы всего и вся, прежде всего со всевозможными псевдопсихологическими «знаниями». То есть «выставка» была фоном для реализации всяческих коммерческих предложений сомнительной направленности. Поразительно, что это мало заботило и публику — масса посетителей, побывавших на этой «выставке», рассказывали, что они видели работы Леонардо да Винчи. То, что это были репродукции, было оставлено зрителями без внимания.
Вот такого рода проекты продвигает наш художественный музей, главная цель деятельности которого — воспитание вкуса и понимания прекрасного, осознания ценности «общения» с подлинником. Выставки-аттракционы с макетами и репродукциями проходят и в европейских странах в специальных пространствах типа наших бывших ДК, однако в серьезных музеях изобразительных искусств их проведение невозможно.
Самое печальное в этой истории то, что ГМИИ нисколько не заботит свой профессиональный имидж, если бы было иначе, то и «Живые полотна» Дали принял бы бывший кинотеатр «Родина» на улице Баумана, где проходят выставки восковых фигур и тому подобных кунштюков.
НИ БУКЛЕТОВ, НИ АННОТАЦИИ, НИ КОМПАНИИ-ОРГАНИЗАТОРА
Почему же и эту выставку, как и выставку «Гений да Винчи», нельзя занести в разряд полноценных художественных проектов? Попробуем ответить по пунктам. Итак, начнем с афиши, на которой не указан ни ее организатор, ни партнеры, ни место проведения. Кроме того, у выставки нет не только информационного буклета, но даже и минимально краткой аннотации, из которой зритель мог бы узнать, кто же является автором идеи — куратором данного проекта, кто предоставил для проецирования изображения полотен Дали, а также кто дал разрешение на показ фильмов, снятых при участии художника — например, в зале показывают знаменитый фильм «Андалузский пес» Луиса Бунюэля.
Все вышеперечисленные компоненты, увы, отсутствуют. В качестве аннотаций на выставке присутствует лишь огромное количество цитат — изречений великого мистификатора. Они никак не поясняют творчество Дали, а наоборот, создают невообразимую «кашу» случайных ассоциативных связей, не приближающих зрителя к творчеству художника, а уводящих их от него как можно дальше.
Андрей Жуков, отвечающий за проведение выставки в Казани, в телефонном разговоре со мной отказался сообщить название московской компании, организовавшей проект — хотя зритель, а тем более профессиональный зритель, имеет на это полное право, а также имя куратора и всех прочих участников этого предприятия. Эта информация оказалась секретной. Единственное, что удалось узнать у скрытного организатора, что документы на право показа произведений Дали у него имеются. Будем надеяться, что с ними руководство музея ознакомилось — на этот раз, в отличие от предыдущего.
ПРИОБЩЕНИЕ К МЕДИААРТУ БЕДНЫХ КАЗАНСКИХ ЗРИТЕЛЕЙ
Чем же так уникален «не имеющий аналогов в мире», как написано в рекламном тексте в социальной сети «Вконтакте», этот мультимедийный проект? Тем, что ни одному музейному куратору в мире, занимающемуся созданием выставок, не придет в голову выдавать за уникальную экспозицию ряд спроецированных на стену репродукций, вырезанных из альбома Дали, купленного в ближайшем книжном магазине. К тому же проектор fullHD уже давно является практически бытовой техникой — в наше время «уникальные, не имеющие аналогов в мире» экспозиции можно создавать и в домашних условиях, если жилая площадь позволяет.
К сожалению, этого не понимает, судя по всему, руководство музея, привлекая подобные проекты и позиционируя дешевый балаган как высокохудожественное и экспериментальное событие в мире искусства.
Для бедных казанских зрителей такое зрелище действительно стало приобщением к медиаарту — никогда прежде им не удавалось посещать выставки, где крупноформатные произведения экспонировались бы с помощью мультимедиа средств, и рассматривать их подолгу, лежа на подушках в зрительном зале, а ведь подобная практика уже давно стала общим местом.
Если бы музей действительно желал показать что-либо ценное в художественном смысле, то можно было бы действительно привезти в Галерею современного искусства, например, известного московского видеохудожника Виктора Алимпиева (его работы есть в коллекции Центра Ж. Помпиду в Париже, в галерее Тейт модерн в Лондоне).
Хочется пожелать руководству и сотрудникам музея повысить свой профессиональный уровень, и для того, чтобы заявлять об авангардности выставляемых в их залах артефактах, для начала посетить хотя бы московские музеи современного искусства, не говоря уже о зарубежных, действительно экспонирующих подлинное искусство, выполненное с помощью высоких технологий: это Музей экранной культуры в Манеже, Мультимедиа арт музей, Московский музей современного искусства, Государственный центр современного искусства, Музей современного искусства «Гараж».
Заодно можно открыть для себя новые имена всемирно известных художников. А то складывается впечатление, что кроме Сальвадора Дали, Леонардо да Винчи и Ивана Айвазовского, других художников казанские музейщики просто не знают.
Гузель Файзрахманова
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.