Сегодня под угрозой срыва оказался музыкальный фестиваль L’arte del arco, который должен пройти в Казани с 10 по 15 марта. Из-за взлета курса евро организаторы не способны покрыть затраты на гонорары иностранным звездам, среди которых знаменитый индийский скрипач Лакшминараяна Субраманиам, чьи пластинки выпускала еще советская фирма «Мелодия». Денег минкульта РТ хватит на то, чтобы покрыть лишь половину расходов — надежда осталась на спонсоров, хотя организаторы и не называют цифру бюджета мероприятия. В ситуации разбирались корреспонденты «БИЗНЕС Online».
Под угрозой срыва оказался музыкальный фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка») |
ДЕВАЛЬВАЦИЯ РУБЛЯ МОЖЕТ СОРВАТЬ «ИСКУССТВО СМЫЧКА»
Дыхание кризиса дошло до мира культуры. «БИЗНЕС Online» стало известно, что фактически на грани срыва оказался молодой фестиваль L’arte del arco («Искусство смычка»). Это детище художественного руководителя и главного дирижера оркестра La Primavera Рустема Абязова в марте должно познакомить казанскую публику с целым рядом ярких музыкальных исполнителей. Среди них есть и одно по-настоящему звездное имя — индийский скрипач Лакшминараяна Субраманиам. 67-летний ветеран за добрых четыре десятка лет активной деятельности успел поработать в разных стилях от классической музыки до джаза. Он сотрудничал с такими знаменитостями, как Иегуди Менухин, Стефан Грапелли и Херби Хэнкок. А советская фирма грамзаписи «Мелодия» выпускала пластинки Субраманиама еще в середине 80-х. Причем в планах организаторов L’arte del arco было сразу два концерта индийца — в Казани и Нижнекамске.
Но срыв этих планов выглядит абсолютно реальным. Причина очевидна — обвальный рост курсов резервных валют по отношению к рублю, который резко увеличил суммы гонораров больших зарубежных артистов. В министерстве культуры РТ, при поддержке которого и проходит «Искусство смычка», проблему признали, хотя и не стали конкретизировать цену вопроса. По словам замминистра Ирады Аюповой, эти трудности касаются не только конкретного фестиваля.
«В плане мероприятий этот фестиваль у нас есть, — рассказала она «БИЗНЕС Online». — При поддержке министерства он проходит третий год. Что касается курсовой разницы, пока на сегодняшний день у меня сметы нет, поэтому этот момент я не смогу прокомментировать. Хотя, конечно, этот вопрос сейчас очень актуальный, поскольку гонорары многих европейских исполнителей рассчитываются по курсу евро. Возникает вопрос о том, что те суммы, которые мы планировали изначально для проведения того или иного мероприятия, ниже, чем запрашиваемый гонорар со стороны исполнителей. Эта проблема есть. И она касается не только конкретного фестиваля».
«НАМ ХОТЯ БЫ РАСПЛАТИТЬСЯ С ПРИЕЗЖИМИ МУЗЫКАНТАМИ»
Автор фестиваля, худрук La Primavera Абязов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщил, что оркестр даже готов отказаться от гонораров за фестиваль «Искусство смычка», лишь бы он был проведен в соответствии с существующими планами. Но без спонсорской помощи сделать это вряд ли удастся. Причем другие сотрудники La Primavera, в отличие от своего главного дирижера, были не так оптимистичны. В частных беседах они выразили мнение, что потенциальным спонсорам из числа представителей бизнеса в нынешней экономической ситуации и самим не помешал бы спонсор.
— Рустем Юнусович, какова на самом деле ситуация с фестивалем L’arte del arco? Правда ли, что он на грани срыва?
— Мы так не считаем. Так сказать, в драку мы уже ввязались и собираемся фестиваль проводить. Просто это будет колоссально сложно из-за того, что курс рубля так упал. Это нас очень сильно подвело, поскольку на фестиваль приглашаются только иностранные музыканты. И среди них есть крайне именитые, например, Субраманиам. Ну, а все выплаты будут проходить в иностранной валюте. Министерство культуры республики со своей стороны очень поддерживает фестиваль. Правда, та сумма, которая выделяется минкультом, сейчас составляет только 50 процентов от средств, которые нужны для проведения фестиваля.
— Каков бюджет фестиваля, и увеличивался ли он за те несколько лет, что существует?
— Сумму бюджета, я думаю, мы называть не будем. Могу сказать, что в этом году он, конечно, увеличился. Увеличился по двум причинам. Во-первых, это изменение курса валют, а поскольку мы все выплачиваем в валюте, в рублях это получается значительная сумма. Во-вторых, приезд такой звезды, как Субраманиама, тем более он приезжает не один, а с сыном, тоже скрипачом и ударником. Приезжают они из Индии, и транспортный расход уже высокий, плюс гонорарная часть. В итоге получается внушительная сумма.
— Как планируется выходить из сложившейся ситуации?
— Конечно, будут предприниматься какие-то меры. Мы попытаемся найти каких-то спонсоров, хотя я понимаю, что в нынешней финансовой ситуации достаточно сложно представить, что кто-то на это пойдет. Тем не менее мы все-таки рассчитываем своими активными действами продать все концерты, хорошо продать и за счет сборов как-то урегулировать ситуацию. Сейчас ведь речь не идет даже о том, что оркестр может что-то заработать, нам бы хотя бы расплатиться с приезжими музыкантами. Это главная задача. Даже те вопросы, которые возникают с рекламой, арендой зала, мы рассчитываем, что как-то эти вопросы мы решим, постепенно выплатим это.
— Контракты с иностранными музыкантами уже заключены. Что будет, если организаторы фестиваля откажутся от своих обязательств?
— Любой подобный контракт предполагает какие-то санкции при несоблюдении каких-то пунктов. Например, если артист не приезжает, ты ему все равно должен заплатить. Как бы то ни было, мы стараемся не думать о плохом и рассчитываем на свои силы и энтузиазм.
Ведомство Айрата Сибагатуллина сделало все зависящее от них (фото: Елена Сунгатова, art16.ru) |
— Какова позиция в данном вопросе министерства культуры РТ?
— Как я и говорил, министерство культуры сделало все зависящее от них. Они включили фестиваль в план своих мероприятий. Они выступают учредителями фестиваля и ту сумму, которая была обговорена, обещают выплатить.
— Ожидаете ли вы, что в нынешней ситуации будут срываться и другие международные культурные проекты в республике?
— Сложно ответить на этот вопрос. Мы стараемся свой провести. Есть даже определенный азарт в этом, получится или не получится. А как другие? Шаляпинский же проводится, Нуриевский, я думаю, тоже пройдет. Хотя такие мощные организации, как оперный театр, у них есть своя база внутренняя.
«ЕСЛИ И БЫЛИ ТАКИЕ ПЛАНЫ, НАМ ПРИШЛОСЬ БЫ ИХ ЗАМОРОЗИТЬ»
Наши эксперты признали, что любые культурные проекты с иностранным участием в нынешней экономической ситуации чреваты срывом договоренностей.
Ильфир Якупов — директор Татарского государственного академического театра им. Камала:
— Безусловно, сложившаяся ситуация не может не повлиять на все сферы, будь то коммерческая структура или бюджетная. Однако, аллага шокер, этот год у нас давно запланирован как гастрольный. Причем поездки ожидаются внутри страны — в начале этого года мы уже побывали в Москве. Скоро, с 9 февраля, Самара и Оренбург, затем Татарстан. Причем так мы запланировали еще в начале прошлого сезона, когда финансовая ситуация не была столь обострена. Это стратегия театра. Один год у нас традиционно «домашний», следующий за ним — насыщен зарубежными гастролями и фестивалями. Как вы знаете, в прошлом году мы организовали несколько зарубежных поездок, это было экономически оправдано. 2015-й, повторюсь, нацелен на «внутренние» гастроли. Всегда есть спрос у отечественного зрителя. В наступившем году и зарубежных постановочных групп мы не приглашали, что логично. Но если и были бы такие планы, нам пришлось бы их заморозить однозначно, так как экономическая ситуация в стране нестабильна и непредсказуема, тем более в начале года.
Инна Яркова — директор некоммерческого фонда поддержки современного искусства «Живой город»:
— На нас пока ситуация с курсом рубля никак не отразилась. Мы работаем со швейцарским фондом «Про Гельвеция». Вот у них, насколько я знаю, с несколькими театрами сорвались проекты, именно те, что они реализуют в России. Наш же проект, а летом мы собираемся везти в Казань швейцарских режиссеров, все еще в силе, с их стороны инициатива также остается. Но тенденция есть, многие русские театры отказываются от проектов, связанных с привлечением иностранных представителей.
Справка
L’arte del arco («Искусство смычка») — международный музыкальный фестиваль, впервые представленный казанским любителям музыки в феврале 2013 года. L’arte del arco — это проект казанского камерного оркестра La Primavera, который проходит под патронажем министерства культуры РТ. Автор проекта и художественный руководитель фестиваля — скрипач-виртуоз, художественный руководитель и главный дирижер оркестра La Primavera Рустем Абязов.
Формат проекта позволяет казанцам побаловать себя хорошей музыкой в интерпретации лучших исполнителей из разных точек нашей планеты на струнно-смычковых инструментах. Одно из главных предназначений фестиваля — предоставление творческой площадки для встреч и совместного музицирования музыкантов из разных стран.
Лакшминараяна Субраманиам (англ. Lakshminarayana Subramaniam, родился 23 июля 1947, Мадрас) — индийский скрипач, композитор, аранжировщик, дирижер, мультиинструменталист и педагог.
Родился в семье музыкантов тамильского происхождения, чье благотворное влияние предопределило его дальнейшую судьбу. Отец В. Лакшминараяна — знаменитый музыкант, педагог, представитель южной традиции индийской классической музыки (Карнатака); мать Ситалакшми — играла на вине — национальном музыкальном инструменте; два младших брата Л. Вайдьянатхан и Л. Шанкар — также скрипачи.
Начиная с 1973 года создал свыше 200 работ, выпустил несколько альбомов сольно и в сотрудничестве с такими музыкантами, как Иегуди Менухин, Стефан Граппелли, Руджеро Риччи, Жан Пьер Рампаль, Херби Хэнкок, Джо Сэмпл, Жан-Люк Понти, Стэнли Кларк, Ларри Корьелл и многими другими. Был автором балетов, оркестровых произведений, саундтреков к голливудским фильмам, написал книги о музыке.
За свое исполнительское мастерство и признанный вклад в развитие музыки был удостоен множества наград и премий[1]. Субраманиам стал основоположником интеллектуального исследования в области синтеза американского джаза, рока, европейской классической и южно-индийской музыки.
В 1987 году советская фирма «Мелодия» по лицензии Victor Musical Industries Inc (Япония) выпустила в СССР альбом Субраманиам, Стефан Граппелли — «Беседы» (С60 25701 007).
А в 1990 году «Мелодия» выпустила альбом «Лакшминараяна Субраманиам — «Время должно измениться» (Джазовые встречи в Москве)», (С60 29437-8, Субраманиам, музыка, скрипка. Запись 1988 года).
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.