КАМАЗ СОБРАЛ ЗАКАЗОВ НА 14 ДНЕЙ ФЕВРАЛЯ

Сегодня КАМАЗ ввел новый рабочий график — четырехдневные рабочие недели теперь будут оканчиваться для камазовцев общественными работами по пятницам. Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, если из-за ухудшения ситуации на рынке компании придется увеличивать число дней простоя, общественные работы распространятся и на дополнительные выходные.

«Пока мы имеем в виду возможность трехдневной рабочей недели в марте, а в феврале на данный момент у нас достаточно заказов на 14 рабочих дней, — сообщил Афанасьев. — Это с учетом праздника 23 февраля и короткого месяца. По опыту прошлых лет мы рассчитывали привлечь к общественным работам 10 тысяч человек, потому что мы вводили аналогичные мероприятия в 2009 - 2010 годах, тогда у нас выходило около 8,5 тысяч сотрудников. Однако к настоящему времени для участия в данной программе заявились порядка 19 тысяч человек. Сегодня пока только первый день, посмотрим, сколько человек выйдет».

Общественные работы — для КАМАЗа, понятно, мера вынужденная. В компании ожидают непрогнозируемого падения продаж. По мнению руководителя службы стратегического развития челнинского автогиганта Игоря Савельева, рынок грузовиков, соответствующих основной нише КАМАЗа (полной массой 14 - 40 т), начнет восстановление не раньше 2016-го с ростом на 3 - 7% в год. Гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин уже обратился к своим акционерам, извещая, что если по стратегии 2012 года КАМАЗ намеревался выйти к 2020 году на продажи 80 тыс. единиц техники в год, то теперь пятилетний план снизился до показателя 60 - 70 тыс. машин. Политика КАМАЗа не работать на склад известна еще с прошлых кризисов, и поэтому сегодня в компании заявляют общественные работы как собственную социальную программу для поддержки рабочих — альтернативный заработок.

654.jpg
Гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин намеревался выйти к 2020 году на продажи 80 тыс. единиц техники в год, то теперь пятилетний план снизился до показателя 60 - 70 тыс. машин

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ?

По словам руководителя пресс-службы ОАО «КАМАЗ», на общественные работы персонал выходит по собственному желанию, объем же и виды занятости работодатель определяет совместно с федеральными и республиканскими контролирующими органами. Афанасьев пояснил, что труд рабочих будет направлен на модернизацию их рабочих мест и производства в целом. В какую сумму встанет КАМАЗу такого рода «модернизация», на предприятии не уточняют.

«Невозможно определить, сколько денег нам понадобится на общественные работы, потому что мы не знаем, как долго они продлятся, к какому графику подтолкнет нас рынок, — говорит Афанасьев. — Мы только надеемся, что общественные работы частично будут финансироваться из федерального и республиканского бюджетов, на данный же момент вкладываем в них собственные средства предприятия. Заемных денег тут нет, и никаких сумм субсидирования КАМАЗ не запрашивал, мы лишь попросили возобновить программу».

Однако сами рабочие принцип свободного выбора не подтверждают. В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» один из «синих воротничков» утверждает, что предложение выйти на общественные работы носит характер «настоятельной рекомендации». Пока начальники цехов ориентируют работников на 700 - 800 рублей за 8-часовой рабочий день, что примерно совпадает с январским заявлением Афанасьева «БИЗНЕС Online» о том, что «пока рассматривается сумма от 800 до 1 тысячи рублей в день». Отметим, что эта сумма для специалистов, имеющих высокий разряд, существенно ниже, чем 2/3 оклада, которые по КЗОТу работодатель должен платить сотруднику в дни простоя. Низкооплачиваемые сотрудники при таком раскладе ничего не теряют.

Афанасьев по этому поводу поясняет, что сейчас ситуация с оплатой иная. «Между простоем по вине работодателя и нерабочим днем есть разница. Мы платили 2/3 оклада до ноября, пока не была объявлена четырехдневка. Сейчас пятница стала нерабочим днем, как суббота и воскресенье. Поэтому сейчас, если люди в пятницу не выходят, они вообще ничего не получают», — рассказал он.

Простой подсчет показывает, что один день общественных работ обойдется КАМАЗу максимум в 19 млн. рублей (если все 19 тыс. заявившихся камазовцев выйдут на работу и им заплатят по 1 тыс. рублей), месяц — в 76 млн. рублей. На прошлой неделе заместитель генерального директора компании по финансам Андрей Максимов заявил, что прибыль КАМАЗа по итогам 2014 года составила порядка 500 млн. рублей. То есть, если не будет господдержки, компания может съесть свою прибыль, организовав общественные работы, за каких-то 26 недель.

КАЗАНЬ ПОДДЕРЖАЛА, ДЕЛО ЗА МОСКВОЙ

Напомним, и в 2009 году КАМАЗ наиболее активно среди предприятий автограда подключился к программе общественных работ — персонал предприятия составил 98% из 14,3 тыс. заявок, поданных в городе на старте программы в июне. На тот момент камазовцы получали за эти виды работ по 4,1 тыс. рублей при средней зарплате 8 тыс. рублей. В целом автоград в тот год получил на общественные работы 607,8 млн. рублей из федерального бюджета — больше, чем любой другой город России. За год в них поучаствовала 81 тыс. челнинцев.

Как пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы минтруда РТ Рафаил Гиниятуллин, в федеральной антикризисной программе 2015 года с объемом финансирования регионов 51,8 млрд. рублей «общественные работы» не прописаны, как это было в годы прошлого кризиса. Впрочем, есть ряд других позиций — в частности, правительство будет субсидировать «временные работы». Как нам сообщили информированные источники, КАМАЗ надеется на компенсацию именно по этой позиции и может рассчитывать вполне определенно, поскольку раньше других компаний республики подготовил свои предложения в будущую региональную программу. Эти предложения приняты, и КАМАЗ получил добро от республики — средства будут заложены в региональном бюджете, что позволит заявиться на долю в федеральных 51,8 млрд. рублей. Регионам участие в федеральной программе будет стоить от 5 до 15% софинансирования. Для Татарстана эта цифра определена по максимуму — 15%, хотя конкретная сумма пока не рассчитана, регионы и Москва в настоящее время обсуждают процедурные вопросы.

Словом, на КАМАЗе, объявляя общественные работы, надеются, что расходы предприятия на общественные работы будут несколько позже возмещены. По словам Гиниятуллина, сейчас уже можно определенно сказать, что антикризисные федеральные деньги будут распределяться по татарстанским компаниям адресно, в зависимости от их заявок. Заявки собирают отраслевые министерства, свести их в один документ планируется в 20-х числах февраля.

ПОЧЕМУ УБОРКА СТАЛА «МОДЕРНИЗАЦИЕЙ»

Любопытный нюанс заключается в разнице между былыми «общественными» и нынешними «временными» работами. Как пояснила «БИЗНЕС Online» директор челнинского центра занятости Татьяна Быданова, если в прошлый кризис сотрудники предприятий могли часть рабочего времени спокойно заниматься наведением порядка за счет государства, то теперь, скорее всего, речь пойдет о переквалификации на новые рабочие места. Вероятно, поэтому КАМАЗ и называет банальную уборку «модернизацией» рабочих мест. Число сотрудников, меняющих вид деятельности (в результате диверсификации, например) и проходящих переквалификацию (средства будут выделяться и на обучение персонала), должны стать составляющими формулы для расчета субсидий. Еще одним критерием для определения суммы субсидии предполагается количество сокращений на производстве. На КАМАЗе сокращения, по словам Афанасьева, не планируются, как и в целом по Челнам — как сообщила Быданова, в городе на сегодня под сокращение попали всего 170 человек.

Отметим, что по такой позиции в формуле, как диверсификация, челнинский автогигант отчитался в последнем выпуске корпоративной газеты «Вести КАМАЗа». Замдиректора литейного завода Сергей Сыч рассказал, что в 2014 году завод перевыполнил план по выпуску продукции диверсификации (то есть не для авторынка) почти вдвое: более 1,3 млрд. рублей против ожидаемых 895 млн. рублей, а в 2015 году литейный завод намерен довести сумму до 2,5 млрд. рублей и выйти на рынок компонентов для атомных станций. Все эти шаги должны сыграть свою положительную роль и в распределении антикризисных федеральных средств.

Хотя у автогиганта на сегодня и нет конкретного антикризисного плана, но на данный момент, по словам Быдановой, это единственная компания в Челнах, которая озаботилась участием в правительственной программе. «Ни одной заявки от предприятий города на государственные средства пока нет, поскольку сами механизмы антикризисной поддержки не выработаны, — пояснила директор центра занятости. — Как только они определятся, желающих будет много».

Между тем на социальных показателях моногорода дыхание кризиса ощущается в полной мере, о чем говорит исследование социологов Финансового университета при правительстве РФ. Из 37 крупных и средних российских городов в январе Челны вошли в тройку антилидеров — здесь, наряду с Москвой и Иркутском, отмечена наименьшая готовность населения к покупкам средней стоимости. В Казани этот показатель пока не изменился. Что касается дорогих покупок, то спрос на индивидуальные жилые дома в Челнах сократился на 27%, в Казани — на 6%, на квартиры минус составил 19% и 14% соответственно, на автомобили — 20% и 8%, на кредиты в автограде спрос упал на 13%, в Казани же на 7% вырос.

DSC00953.jpg

«ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО СОВСЕМ ЛОПОУХОЕ, ТО ВЫДЕЛИТ СРЕДСТВА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценивают маневры КАМАЗа на пути к федеральной поддержке в основном положительно — мол, хоть горшком назови, только в печку не ставь.

Никита Кричевский — экономист и публицист, специалист в области государственного управления экономикой, финансов, риск-менеджмента и социального обеспечения:

— Подвести под общественные, под временные работы, под переквалификацию можно абсолютно любую работу по уборке рабочих мест или по уборке снега. Для этого достаточно посмотреть перечень профессий, найти родственную этому занятию специальность и оформить документы на переквалификацию. Здесь мы видим, что КАМАЗ весьма ушло решил воспользоваться возможностью получить федеральные средства. Я, кстати говоря, не вижу в этом ничего плохого, потому что это коммерческое предприятие и для него хорош любой способ заработка в рамках закона. Поэтому ничего в этом страшного для КАМАЗа я не вижу. Что касается государства, то если оно совсем... лопоухое, то тогда выделит средства. Либо КАМАЗ для этого воспользуется неформальными связями в правительстве и все равно получит эти деньги.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— С одной стороны, это очень интересная идея — организовать общественные работы, а затем рефинансировать эти расходы через федеральные источники. С другой стороны, вряд ли эти инфраструктурные предложения можно провести по статье «временные», так как условия выделения антикризисной помощи в этот раз достаточно жесткие и узкие.

КАМАЗ мог бы таким образом оптимизировать расходы на непрофильные подряды и работы, где-то сократив их, где-то усилив за счет роста эффективности. Вопрос сохранения кадров в кризисный период очень сложный, тем более в автомобилестроении. Универсального «лечения» этой проблемы нет. И для КАМАЗа, скорее всего, рано или поздно придется вводить частичную загрузку персонала, если экономическая картина не улучшится в ближайшие 6 месяцев. Собственно, это они уже анонсировали на весну этого года.

Александр Щербаков — заместитель заведующего кафедрой труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, доктор экономических наук, профессор:

— Мне кажется, что уборку рабочих мест подводить ни под общественные, ни под временные работы неприемлемо. Потому что уборка рабочих мест — достаточно стандартное мероприятие, которое должно происходить регулярно и входит в затраты рабочего времени при производстве любой продукции. Но они же, наверное, не только рабочие места будут убирать? Будут мести территорию, убирать мусор... Я так понимаю, что делается это для того, чтобы сохранить рабочие места, заработок, кадры. Возможно, это и не самый лучший, но какой-то действенный способ заплатить людям, если нет другой альтернативы. Самое главное — сохранить предприятие, сохранить рабочие места. Тем более что речь идет о достаточно известном, крупном и значимом для страны предприятии. Но мне кажется, что на те 52 миллиарда рублей, которые предназначены для борьбы с безработицей в антикризисной программе, правительство могло бы придумать какой-то более действенный план.

«ПУСТЬ НАЗЫВАЕТСЯ КАК УГОДНО, ЛЮБАЯ ПРОГРАММА СЕЙЧАС ВАЖНА...»

Елена Машкова — директор центра маркетинговых исследований и аналитики, профессор кафедры управления Института управления:

— Меры такие должны быть обязательно. Любые. Пусть это называется хоть общественные работы, хоть временные, хоть еще как-то. В данный период времени важны любые программы, которые помогут избежать напряженности на рынке труда, сокращений. Вот в прошлый кризис была программа помощи выпускникам вузов. Они ведь заканчивают обучение и, не имея опыта работы, в кризис не могут трудоустроиться. В 2008 - 2009 годах был очень хороший инструмент. Предпринимателям дотировалась заработная плата выпускников вузов при их трудоустройстве. Это была очень адекватная мера. Она помогала выпускникам вузов получить первую запись в трудовой книжке и первый стаж. Дальше, уже имея хоть какой-то опыт, им уже было легче. Будет ли эта мера введена в этот раз, пока неизвестно. Но она была бы очень востребована, как, наверное, и любая другая, в том числе и временные работы.

Марат Нуруллин — генеральный директор ООО «АвтоМастер»:

— Каждый кризис чему-то учит, в том числе и правительство, которое тратит эти деньги. И каждый кризис имеет свою специфику. В 2008 - 2009 годах были очень большие и серьезные запасы денег. И государство могло очень щедро финансировать меры поддержки, не особо вникая в эффективность использования этих средств. Нынешний кризис другой. «Подушка» другая, средства другие, опыт 2008 - 2009 годов учтен. Сейчас деньги идут адресно рабочим. Раньше они, напомню, шли или через предприятия, или через бюджет, или через центр занятости — разные были направления. И часто очень непонятно было, что это такое — общественные работы, если ты, как и раньше, работаешь на своем же месте. Сейчас деньги будут платиться именно тем, кто особенно в этом нуждается. Это учет опыта и снижения финансовых возможностей, которые хочется использовать более эффективно.

Что касается работ, объявленных на КАМАЗе, он делает это за счет собственных средств, а не за счет бюджета РТ или РФ. Так что на данный момент он имеет право называть это как хочет — временные работы или общественные. И не имеет значения, происходит ли там реальная переквалификация или людей просто заняли на уборке помещений. Да хоть пусть это будет уборка на Луне! Это право КАМАЗа.