CZECH AIRLINES ПРИКРЫЛА ДЛЯ КАЗАНИ ОКНО В ПРАГУ

Авиакомпания «Чешские авиалинии» отказалась от намерения открыть маршрут Казань — Прага. Об этом накануне сообщила дирекция национальной авиакомпании Чехии. Компания в целом планирует на 20% сократить число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты, сообщает ТАСС. Авиакомпании пришлось корректировать даже действующее зимнее расписание.

Помимо Казани «Чешские авиалинии» планируют отказаться от маршрута на Калининград, а также намереваются исключить из летнего расписания Уфу и Пермь. Таким образом, перевозчик сохраняет лишь рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург и Самару. Вернуться к вопросу «зависших» направлений чехи еще могут — в зависимости от экономической ситуации в России. А пока спрос на билеты сокращается очень серьезно: так, по данным ассоциации туроператоров России (АТОР), в этом году лишь около 10 млн. россиян планируют отдохнуть за границей — на 8 млн. меньше, чем в 2014-м. Стоит, впрочем, отметить, что и сама чешская авиакомпания переживает серьезные сложности из-за снижения пассажиропотока на ряде направлений, вызванные украинским кризисом, предполагается сокращение 36% персонала.

Вместе с тем Чехия рассматривает вопрос предоставления преференций туристам с Урала. В частности, за счет скидки в 20% планируется увеличить частоту вылетов «Чешских авиалиний» из Екатеринбурга в Прагу (сегодня — один-два раза в неделю). Об этом на фоне резкого подорожания зарубежных туров договорилась уральская ассоциация туризма.

ПОТЕРИ МАК: LUFTHANSA, FINNAIR, CZECH AIRLINES

Напомним, что о возможном возвращении Праги в расписание МАК «БИЗНЕС Online» стало известно в октябре прошлого года, когда Росавиация дала добро на эти полеты с лета 2015 года. Предварительно чешским перевозчикам согласовали рейсы в Казань, Волгоград и Воронеж — еженедельно не более пяти вылетов по каждому маршруту. Ворота в Прагу для казанцев закрылись с банкротством авиакомпании «Татарстан», которая регулярно летала туда с 2010 года. Представители МАК минувшей осенью говорили о том, что на переговоры с европейскими перевозчиками оказывают влияние санкции и непростая международная обстановка, но Казань прилагает максимальные усилия для возврата и пражского направления.

Но, видимо, усилия были недостаточными. Отметим, что Казань за короткое время потеряла все европейские направления. Летавшая во Франкфурт Lufthansa в апреле 2013 года «изменила Казани» с Самарой и Нижним Новгородом, при этом увеличив частоту полетов. Совсем свежей потерей стал едва-едва открывшийся рейс в Хельсинки, который на неопределенное время заморозила авиакомпания Finnair. Финский перевозчик, претендовавший на роль транзитного моста из Казани в Европу, не продержался и полугода — первый рейс состоялся 19 августа. Впрочем, сообщается, что полеты закрылись до 22 апреля, так что вероятность возвращения Finnair в казанское расписание еще сохраняется. К тому же финны, сославшись на обвальную девальвацию рубля, закрыли также и рейсы в Нижний и Самару.

Остается, впрочем, надежда на «Оренбургские авиалинии», которые получили допуск на регулярный рейс Казань — Мюнхен. Но по большому счету единственными широкими путями транзита в Европу для МАК остаются только Стамбул и... Москва.

Насколько конкурентоспособен МАК по сравнению с другими аэропортами Поволжья? «БИЗНЕС Online» запросил информацию о сравнительной стоимости аэропортового обслуживания и заправки самолетов, однако предоставить оперативный ответ в аэропорту не смогли.

РАЗРЫВ С КОНКУРЕНТАМИ РАСТЕТ

О надеждах говорил недавно министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. «Несмотря на сложное экономическое положение, мы и в этом году хотим перейти порог в 2 миллиона пассажиров», — заявил он, говоря о перспективах развития авиаперевозок в республике. Сделать это предполагается за счет развития внутрироссийских перевозок. Казань свяжут регулярными рейсами с новым субъектом РФ — Крымом и традиционно избираемым для летнего отдыха Краснодарским краем. В Симферополь жителей Татарстана берется доставить компания «Ямал». Сибирская авиакомпания «ИрАэро» будет работать на направлениях Казань — Екатеринбург — Красноярск и Казань — Екатеринбург/Омск — Иркутск. Частоту воздушного сообщения с Санкт-Петербургом планируют увеличить до двух раз в день.

Сафин подтвердил возвращение Finnair — полеты в Хельсинки восстановят с 23 апреля. Кроме того, предположительно, не даст захлопнуться окну в Европу и испанская авиакомпания Vueling Airlines с регулярным рейсом Барселона — Казань — Барселона. В дополнение к этому министр заметил, что в 2015 году планируется прорубить окно в Китай: «Ведем переговоры с заинтересованными сторонами, в частности, с авиакомпанией China Southern. Рейс Казань — Урумчи планируем включить уже в летнее расписание».

Если сравнивать статистику конкурирующих с Казанью поволжских аэропортов, картина получается, мягко говоря, не очень радостная
Если сравнивать статистику конкурирующих с Казанью поволжских аэропортов, картина получается, мягко говоря, не очень радостная

Однако, если сравнивать статистику конкурирующих с Казанью поволжских аэропортов, картина получается, мягко говоря, не очень радостная. Так, самарский международный аэропорт Курумоч обслужил почти 2,4 млн. пассажиров — на 9,7% больше, чем в 2013 году. «Росту этого показателя способствовал в том числе и приход на самарский рынок новых авиаперевозчиков: Finnair, AirArabia, «ИрАэро», — отмечает пресс-служба аэропорта. Международный аэропорт «Уфа» обслужил также почти 2,4 млн. пассажиров — это на 7,3% больше, чем годом ранее. Рост, впрочем, дали только внутрироссийские перевозки — заграничные вылеты потеряли 0,7% пассажиров. Услугами аэропорта Стригино (Нижний Новгород) воспользовались по итогам года более 1,1 млн. пассажиров — при этом трафик вырос на 23,4%, прирост на международных рейсах — 18,9%.

Международный аэропорт «Казань» обслужил в прошлом году более 1,9 млн. пассажиров — на 5,2% больше, чем годом ранее. При этом прирост трафика на международных линиях составил 0,5%. Кстати, международные рейсы дали Казани свыше 943 тыс. пассажиров, говорится в пресс-релизе МАК. Наибольший рост пассажиропотока отмечен на Хургаду, Анталию, Стамбул, Шарм-эль-Шейх. В основном, как видим, все это курортные направления. И, если татарстанцы, как говорят эксперты, обратят свой взор от красот Турции и Египта в сторону российских санаториев, провала в авиаперевозках не избежать.

12(8).jpg
Динамика пассажиропотока говорит, скорее, против МАК: Нижний Новгород за 2014 год вырос на 23%, Самара — на 9%, Уфа — на 7%, а Казань — только на 5%

РАЗРЫВ С УФОЙ И САМАРОЙ БУДЕТ ТОЛЬКО РАСТИ

Само по себе решение «Чешских авиалиний» большими проблемами казанцам не грозит, отмечает в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким. Ну, не будет еще одного выхода на Европу — так ворота через Шереметьево никто не отменял. Рейсы на Прагу в свое время не были особенно сильно загружены — люди давно открыли для себя другие курорты, помимо Карловых Вар. «А вот то, что одним перевозчиком будет меньше и, следовательно, снизятся доходы аэропорта, это факт, — отмечает Хаким. — Прежде всего сам казанский аэропорт должен работать над привлечением новых перевозчиков. К сожалению, наши в последние годы больше «плясали» вокруг национальных перевозчиков: «Татарстан», «Ак Барс Аэро». Все это закончилось довольно печально, и это еще не самое дно. В 2015 году провал по перевозкам аэропорта будет гораздо больше, разрыв с Самарой и Уфой будет только увеличиваться. Сейчас мы отстаем примерно на 350 - 400 тысяч пассажиров, в 2015-м году будет хуже». Уфу и Самару отличают определенная стратегия по привлечению перевозчиков, хорошо работает маркетинговая служба, добавил собеседник «БИЗНЕС Online». Конечно, в Татарстане есть еще аэропорты «Бугульма» и «Бегишево», но вряд ли оттуда будут много летать за рубеж, чтобы составить конкуренцию Казани. Конкуренты МАКа — за пределами республики.

С точки зрения путешествий важны не телетрапы и перроны с иголочки за большие миллиарды, а реальные пассажиры
С точки зрения путешествий важны не телетрапы и перроны с иголочки за большие миллиарды, а реальные пассажиры

Да, казанский аэропорт — просто картинка после Универсиады. Но с точки зрения путешествий важны не телетрапы и перроны с иголочки за большие миллиарды, а реальные пассажиры. «В Самаре есть реальные пассажиры: бизнес там развился и чувствует себя гораздо лучше, чем в Татарстане, поэтому часть Татарстана летает через Самару, — отметил заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор магазина путешествий Companion SP Сергей Пасечник. — Особенно это заметно, если вы летали на рейсах Lufthansa из Казани: 2/3 борта заполняла Самара, а Казань кое-как набирала одну треть. Это длилось годами, и сейчас ничего не изменилось. Самара по сравнению с нами в сфере бизнес-выездов как минимум дважды выигрывает».

Решение «Чешских авиалиний» вряд ли серьезно скажется на доступности Европы из Казани, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» гендиректор AVT Азамат Сабиров. У казанских пассажиров остается вариант полетов через Москву. «Finnair, не знаю, вернется он или нет, обеспечивал неплохую стыковку на Европу, — с некоторым сожалением отметил он. — Что же до чехов, то они тоже не могут разобраться со своим бизнесом. Кроме того, я не уверен, что они могут предоставить такую же развилку из своего хаба в Праге, как, например, финны из Хельсинки. Разве что, вы прилетите в Прагу и сразу пойдете пить пиво и смотреть на красоты этого города». Что до перспектив с развитием авиасообщения, сейчас все крупные игроки будут ждать, пока стабилизируется ситуация на рынке, полагает Сабиров. Кроме того, он не согласен с Хакимом по поводу конкуренции между татарстанскими аэропортами — сейчас в республике два аэропорта имеют статус международных. Также Сабиров констатировал, что юго-восток республики тяготеет именно к Самаре, как к воротам за границу, тем более Курумоч недавно запустил новый терминал, который больше похож на космопорт. «Нам надо определиться, сколько аэропортов мы хотим, — говорит Сабиров. — Каждому главе по аэропорту? Если бы у нас остался один аэропорт, он бы получил возможность привлекать дополнительные 100 тысяч пассажиров в год. Соответственно, мы бы смогли привлекать прямые рейсы до Европы, и Казань стала бы хабом. Из Челнов и Бугульмы можно пустить электрички прямо до аэропорта. Это было бы идеально!» Кризис сделает свое «черное дело» в динамике авиатрафика. Спрос на рейсы в Европу резко упал — люди вспомнили про Армению и Грузию и, разумеется, про Крым. Цены на билеты выросли на 25 - 30% — это еще немного по сравнению с девальвацией рубля, считает Сабиров. Основные потери МАК понесет не из-за отмены регулярных рейсов, а из-за падения спроса на чартеры, загрузка которых в основном обеспечивается курортным спросом пассажиров.

460.jpg
Чтобы загрузить таблицу полностью, нажмите на нее