Марат Ахметов
Марат Ахметов

«КАРТОФЕЛЬ — ЭТО ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РЫНКА»

Сегодня на традиционном совещании у президента РТ Рустама Минниханова с членами правительства республики в центре внимания оказался агропромышленный комплекс и прежде всего второй хлеб — картофель. Вице-премьер и министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов подчеркнул важность сохранения и увеличения посевных площадей именно для этой культуры: «Мы считаем, картофель для сельхозформирований — это диверсификация рынка. Тем более с гектара посадок при соблюдении технологий можно получать выручки в 300 тысяч и более рублей». Потребление продовольственного картофеля в республике составляет 450 тыс. т, с учетом потребности семян всего необходимо около 700 тыс. тонн. При этом во всех категориях хозяйств ежегодно производится 1,3 млн. т картофеля. Так что в части обеспечения себя картофелем республика самодостаточна, считает Ахметов. Но подчеркивает, что сейчас республика не должна ограничиваться производством только для собственного потребления.

По словам главы минсельхоза РТ, районы республики, где традиционно выращивается картофель, стали сокращать площади под эту культуру, что недопустимо: «Некоторым районам уже на сезонные ярмарки приходится искать картофель у соседей. В таких районах с нашей поддержкой нужно будет восстанавливать производство хотя бы для покрытия собственных потребностей, в чужие территории чтобы не выезжать». Он привел примеры, когда муниципальные районы вдвое или втрое сократили площади картофельных полей. Это Высокогорский район, Пестречинский, Лаишевский, Балтасинский, Кукморский, Тукаевский район. При этом районы, расположенные вблизи крупных городов, всегда имеют возможность сбыта такой востребованной культуры, как картофель, считает Ахметов: «Скажем, Казань — миллионный город, огромный рынок сбыта, но прилегающий к Казани Высокогорский район возделывает лишь около 440 гектаров, а 3 года назад была 1240 гектаров». «А раньше сколько было?» — с хитрецой поинтересовался президент республики, который когда-то возглавлял именно этот район. «При вас 2,8 тысячи гектаров было», — правильно считал намек Ахметов. «А до меня еще было больше...» — скромно констатировал Минниханов.

Кроме того, глава республики поблагодарил районы за ярмарки в городах: «Это реально антикризисное мероприятие. Это качественная продукция по доступной цене. Поэтому работу по ярмаркам будем продолжать, лично вы, Марат Готович (Ахметовприм. ред.), держите на контроле». Кроме того, Минниханов попросил обязательно участвовать в этой работе премьера Ильдара Халикова и главу Госсовета РТ Фарида Мухаметшина: «Сам буду выезжать. Эту работу будем продолжать. И, конечно, будем поддерживать районы, которые активно участвуют в этом процессе». И попросил от минсельхоза таких же преференций для самых активных сельхозпредприятий. Также Минниханов сообщил о необходимости организации системной работы в агропромпарках республики и создания таких площадок в районных центрах и других крупных городах помимо Казани и Набережных Челнов: «Эта работа позволяет нам нивелировать рост цен за счет того, что на рынке есть качественный доступный продукт».

«ПОКА СОЛНЦЕ ВЗОЙДЕТ, РОСА ОЧИ ВЫЕСТ»

Нынешние меры властей Татарстана прокомментировал для «БИЗНЕС Online» знаменитый уральский фермер Владимир Мельниченко.

— Дело не столько в ярмарках на самом деле. Вообще, нужно производить больше продукции, чтобы ее хватало, и цены тогда не будут расти точно. Если говорить о продовольствии, то это то, над чем государству нужно поработать в первую очередь. Но есть более веский и дерзкий аргумент для того, чтобы себестоимость была низкая. Во-первых, ограничить непомерное и необоснованное повышение цен — это производить минеральные удобрения. Почему мы будем сокращать посевные площади свои? Не потому, что мы продать не можем, а потому, что у нас нет столько денег, чтобы купить минеральные удобрения, которые подорожали в этом году в 2 - 2,5 раза. Это для нас препятствие.

Во-вторых, хотелось бы, чтобы все-таки не продавали нам такое дорогое дизельное топливо, чтобы убрали с нас, с сельхозников, дорожные активы. Это нам поможет. И третье: необходимо обязать, в том числе министерство сельского хозяйства, как-то, чтобы банки работали с нами напрямую и мы получали дешевле кредит.

— Государство уже делает какие-то шаги в этом направлении?

— Государство вроде объявило, мы не знаем, будет это или нет, что мы можем получать субсидию аж на 17 - 19 процентов в зависимости от того, на что мы пускаем инвестиции. Все чудесно, но только пока все согласуют и все остальное... Пока солнце взойдет, роса очи выест, поэтому надо, чтобы на себя это взяло правительство, министерства, в том числе и республиканские, областные и обязали все управления сельского хозяйства, что если хоть один фермер не получит положенные субсидии и дотации, то глава района и так далее лишается премии.

Чтобы они с нас не статистику контролировали, а лелеяли наше производство. Вот тогда, может быть, дело бы пошло. Но есть еще один аргумент в деле понижения цен на сельхозпродукцию: надо сделать так, чтобы крестьянский труд стал действительно престижным. В том числе это и пресса должна работать, и государственные органы. Но для этого нужно принимать государственную программу.

— В чем она должна заключаться?

— Не поддерживать учебу всяких юристов, не поддерживать Академию государственных служащих. Потому как госслужащих у нас больше, чем вообще любых служащих. А приоритет сделать именно на реальную экономику, механизаторов широкого профиля. Вместо Высшей школы экономики сделать школу механизаторов широкого профиля. И так в каждом районе, и дать хорошую стипендию. То есть перенаправить деньги на реальную экономику. Тогда у нас будет производительность, тогда будут деньги, тогда будет много-много продукции. А так, никакая борьба с ценами не поможет, это как закат солнца вручную у них получается...

«ТАТАРСТАН — БЛАГОПРИЯТНЫЙ РЕГИОН ДЛЯ КАРТОФЕЛЯ»

Эксперты, из числа действующих сельхозпредпринимателей республики, безусловно, рады любой поддержке от властей.

Марат Бахтияров — сельский предприниматель:

— Я согласен с тем, что картофель — это хорошая диверсификация для бизнеса. Картофель или, скажем, зерновые культуры, многолетние травы, они по-разному растут, и им требуются разные погодные условия. То есть картофелю в определенное время нужен дождь, зерновым — в другое, многолетним ?— в другое. Конечно, учитывая, в какое время посадили. Поэтому у кого-то в один год может не получиться с сеном или зерном, а картофель как раз вытянет ситуацию. Может быть и наоборот. Вообще, Татарстан — благоприятный регион для картофеля. И его продают в другие регионы, если не ошибаюсь, даже в Москву.

Что касается критики районов в сокращении площадей картофельных полей, это ведь не от них зависит, а от хозяйства. Раскритиковали районы, а ведь это зависит от конкретных условий хозяйства. У кого-то просто не может быть денег, проблемы с кредитами. Картофель — все-таки капиталоемкая отрасль сельского хозяйства. Нужно много техники, много удобрений, много надо работать. Разговаривать, мне кажется, надо не с районами, а конкретно с хозяйствами и смотреть на их проблемы. Они, скорее всего, у всех разные.

Минсима Латыпова — фермер, Высокогорский район РТ:

— Мы занимаемся разведением крупного рогатого скота, продаем мясо и принимаем участие в сельхозярмарках. Каждую неделю начиная с октября до конца декабря мы приезжаем в Авиастроительный район, там закреплен наш Высокогорский район.

Я, конечно, согласна с президентом республики в том, что нужно поддерживать аграриев. Это действительно может помочь если не в снижении, то хотя бы в удержании цен и не дать им расти. Кстати говоря, некоторая поддержка существует и сейчас. Активные участники каждый месяц получали премиальные. С января месяца продлили ярмарки до мая, что несомненно тоже очень положительный момент. Правда, в этом году есть некоторые изменения. Нам не будут выплачивать ГСМ, но зато за место по-прежнему мы платить не будем.

Марсель Сабиров — председатель сельскохозяйственного потребительско-снабженческого кооператива «Восток», Нурлатский район:

— В сельхозярмарках мы участвуем, конечно. Мы производим молочную продукцию. И я считаю, что поддержка тех, кто принимает в них активное участие, действительно поможет в удержании цен. Я считаю, что если государство будет субсидировать сельхозпроизводителей, то все может получиться. Цены вообще нужно контролировать.