Традиционная международная выставка «Продэкспо» стартовала накануне в Москве. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, чем удивляет посетителей Казанский хлебозавод №3, какие новинки привезло «Просто молоко», почему «Челны-Бройлеру» не давали повышать цены и как компании решили выйти из кризиса.
ФРАНЦУЗСКОЕ С КРЫМСКИМ
В московском «Экспоцентре» накануне открылась 22-я международная выставка продуктов питания и напитков «Продэкспо». Если верить словам гендиректора выставочной площадки Сергея Беднова, то это крупнейшая выставка в России и Восточной Европе. В этом году экспозиция заняла более 100 тыс. кв. м, то есть все 9 павильонов «Экспоцентра», обойти которые за один день, конечно, можно, но очень сложно — устанешь. Свою продукцию в этом году представили 1997 компаний из 65 стран, из них 1260 — российские. «Продэкспо» уже впору тягаться со считающейся крупнейшей в мире выставкой-ярмаркой «Зеленая неделя», проходящей ежегодно в Берлине. Если по временному критерию заграничный аналог взрослее (в этом году смотр достижений сельского хозяйства прошел в 80-й раз), то по количеству участников более молодая российская выставка оказалась представительнее (в Берлине было 1658 экспонентов). И все же если «Зеленую неделю» немцы называют самой длинной неделей в году (форум проходит 10 дней), то «Продэкспо» скромнее в 2 раза — продлится по 13 февраля.
Учитывая геополитический контекст и санкции, большой интерес зарубежных компаний к «Продэкспо» можно назвать удивительным. «Многие недоброжелатели надеялись, что санкции подрежут крылья выставке, но ничего подобного — зарубежное представительство стало еще шире», — заявил на торжественном открытии зампредседателя Центробанка России Александр Торшин. Прогулявшись по павильонам, корреспондент «БИЗНЕС Online» увидела, как французское и португальское вино соседствовали с винами Кубани и Крыма, стенды отечественных «мясников» органично смотрелись на фоне огромной надписи «Аргентинская говядина», которая теперь, к слову, заменила австралийское мясо. Также разнообразием поражали экспозиции Бразилии, Парагвая, Сербии. Как утверждают организаторы, теперь столь родной для нас Китай увеличил свои выставочные площади в три раза — из Поднебесной приехали 150 компаний. Не остались в стороне и татарстанские производители. В этом году на «Продэкспо» можно найти «Просто молоко», «Алабуга соте», «Челны-бройлер», «Челны-холод», Казанские хлебозаводы №2 и №3, «Татспиртпром».
КОГДА КРИЗИС В ПЛЮС
Поскольку лейтмотив последних месяцев — импортозамещение, санкции, кризис, корреспондент «БИЗНЕС Online» решила выяснить непосредственно у производителей, с какими трудностями они столкнулись.
В УК «Просто молоко» считают, что кризис в меньшей степени коснется производителей продуктов питания, которые, как ни крути, будут востребованы всегда. «Наверное, кризис для нас, наоборот, — плюс: к нам не поступает продукция из других стран, развивается собственное производство, — отметила начальник отдела производства и контроля компании Юлия Тарасова. — И в кризис, когда покупательская способность падает, вы лучше не купите юбочку, белье красивое, вазу хрустальную или мебель, но кушать все равно будете каждый день». Получившее на «Зеленой неделе» три золотые медали «Просто молоко» привезло на «Продэкспо» не только традиционные продукты, но и новинки, инновационные разработки. Тарасова с трепетом рассказывала о сырах «Делюкс» и «Делиз», вручную расфасованных в инновационную латексную упаковку: «Чем дольше этот сыр в ненарушенной оболочке хранится, тем более твердым он становится, то есть пролежит полгода — и по консистенции будет не хуже пармезана, потому что кроме инновационного латексного покрытия есть и хитрость в технологии. Это состав микрофлоры, он индивидуальный для каждого сыра. Кроме заквасок у нас есть специальные ферменты. Многие производители используют дешевый ферментный препарат микробного происхождения, то есть искусственный, а у нас — натуральный сычужный фермент. Еще фермент липаза, также входит в состав лизоцим, который содержится в грудном молоке. Это именно тот фермент, который помогает пищеварению».
Сыры и йогурты, по задумке компании «Просто молоко», нацелены на объявленный правительством курс импортозамещения. Не забыли в компании также про катык и кефир — традиционные российские продукты, которые из-за рубежа никогда не поставлялись.
Что касается стоимости продукции, то Тарасова осторожно признала, что цены растут вне зависимости от желания компании: «Мы напрямую зависим от роста цен на рынке сырого молока. Зима. Что хотите делайте, но цена на молоко растет, и это естественно: надои падают, коровы меньше молока дают. Поставщики поднимают цены, и очень высоко».
«ЗАВТРА МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ВСЕ ЧТО УГОДНО»
Цены растут не только у татарстанских производителей, но и, например, у московского «Рузского молока», однако в компании утверждают, что произошедшее в 2014 году повышение — планово ежегодное: «После этого мы цены не повышали, несмотря на то, что себестоимость выросла. У нас упаковка голландская, фруктовые наполнители для йогуртов и творожных масс из Польши, поэтому закупаются за евро. Наши затраты возросли. Я уже не говорю о запчастях для оборудования на заводе. Мы ощутили трудности за счет разницы в курсе, — рассказала замгендиректора по связям с общественностью компании Анна Бойко-Великая. — Нам пока удается сдерживать цены, но нам тяжело. И все-таки мы понимаем, что такое этика». Все же она не отрицает, что в ближайшее время в магазинах на продукцию компании «Рузское молоко» вновь придется переписывать ценники.
Повысилась стоимость и производимой в Нальчике продукции компании «Экомилк». «Большинство наших компаний импортозависимые, и цены, естественно, повышаем», — признал коммерческий директор Павел Свиридов, но добавил, что в 2015 году пока что этого не случилось. В компании вообще боятся говорить о будущем, мол, ситуация непрогнозируемая. «Завтра может случиться все что угодно. Стратегия есть, но насколько она правильная и верная, насколько сработает, нет уверенности», — отметил Свиридов.
Удалось противостоять кризисным и санкционным явлениям аграрному инновационному содружеству «Ферма роста», расположенному в Подмосковье. «Мы пока цены на свою продукцию не поднимаем, хотя это очень сложно, и в ближайшие полгода не планируем поднимать», — заявил гендиректор компании Рустам Рзаев. В его фирме, работающей по новой для России технологии микрофильтрации, надеются на эффект импортозамещения — молоко Valio уже «победили». «Насколько знаю, удачен только наш завод, — похвастался Рзаев. — Наше молоко уникально, и конкурентов нет. Раньше было Valio — молоко, которое стоило от 100 рублей. У нас цена ниже, а качество то же».
Зато «Доширак», устроивший в павильоне настоящее шоу с приготовлением в реальном времени, хотя кризис до сих пор не ощутил, цены повысил — на плановые ежегодные 8%. «Пока не ощутили кризис, планы выполняются. Что будет дальше — посмотрим, ближе к лету увидим. Зимой всегда затишье, насколько оно связано с кризисом, пока непонятно», — отметила начальник отдела рекламы «Доширак» Лариса Михайлова.
«НАМ НЕ ДАВАЛИ ПОВЫШАТЬ ЦЕНЫ»
Обновленная команда ГК «Челны-Бройлер» привезла на «Продэкспо» 5 новых линеек продуктов — это новация компании в борьбе с кризисом. «Нам выгодно не тушку продавать, а продукт переработки», — определила новую стратегию директор по маркетингу Ирина Паушкина. Поэтому на витринах «Челны-Бройлер» красовались полуфабрикаты высокой степени готовности: наггетсы, стрипсы, крылышки. «Ранее эти продукты, которые готовятся три-пять минут, не выпускались в Татарстане», — пояснила она. Для тех, у кого есть хотя бы 15 минут на приготовление ужина, предлагают купаты. Третья новинка от «Челны-Бройлер» — сосиски в размере мини (для детей) и макс (на ужин для всей семьи). Удивлять собираются также и мясным хлебом, который, по словам Паушкиной, готовят по советским рецептам. «Редко производители его выпускают. Это тостовая культура питания», — добавила она. Кроме того, в надежде заменить зарубежные, попавшие под санкции продукты компания разнообразила и актуализировала линейку деликатесов. «Эти линейки на полку выйдут в конце февраля - начале марта», — надеется Паушкина.
Как и молочники, в компании «Челны-Бройлер» озабочены ростом цен у своих поставщиков, что, соответственно, неминуемо должно сказаться на их собственной продукции. «Нам не давали повышать цены, активно сдерживали, — рассказала Паушкина. — Конечно, нам очень тяжело, потому что все равно есть импортные специи, оболочка». Поэтому сейчас в самой компании проводят свое импортозамещение. Так, уже отказались от голландской упаковки, найдя российского производителя, но сокрушаются, что отечественные компании зачастую не могут конкурировать с западными. Тем не менее в «Челны-Бройлере» полагают, что нашли рецепт по выходу из кризиса. «Первое: работать с местными поставщиками сырья, упаковочных материалов, специй, развивать поставщика. Второе: увеличивать объемы продаж. Третье: выпуск новых линеек с добавочной стоимостью», — объяснила директор по маркетингу.
Цель остаться на плаву в кризис поставил для себя Казанский хлебозавод №3. На «Продэкспо» он удивлят посетителей чак-чаком в разнообразных упаковках, также представлены сахарное печенье, пряники, сухари, домашняя татарская яичная лапша. Кстати, на заводе надеются привить любителям фаст-фуда привычку есть именно ее: «В России распространено быстрое питание, но зачастую такая продукция, например, макароны, вредная, а у нас есть прекрасный заменитель — домашняя лапша, — рассказал руководитель отдела региональных продаж Казанского хлебозавода №3 Станислав Сафин. — Состав элементарный: яйцо, вода, мука и соль. Натуральный продукт, которым мы пытаемся вытеснить вредный для здоровья китайский ассортимент».
Проведя на «Продэкспо» весь день и ошалев от разнообразия продуктов, корреспондент «БИЗНЕС Online» даже забыла, что на дворе кризис. Может быть, прав банкир Торшин, заявивший на открытии форума: «Россия — великая сельскохозяйственная держава. Вот на этом будем стоять и продвигаться дальше»?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.