Сегодня «БИЗНЕС Online» публикует традиционный обзор тиражей печатных СМИ Татарстана по итогам подписной кампании на первое полугодие 2015 года. Опрошенные нами участники рынка в целом довольны результатом, но с тревогой ждут удорожания услуг типографий и последствий переподчинения «Татарстан почтасы» Самаре. Хуже всего, по словам экспертов, приходится ежедневным изданиям, которых интернет лишил главного преимущества — оперативности.
ЗАМЕДЛЕНИЕ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ
Напомним, что второе полугодие 2014 года для печатных СМИ республики было крайне плачевным — подписные тиражи рухнули на 37%. Причиной стало то, что впервые кампании прошли без дотаций на подписку для печатных СМИ как со стороны федерального бюджета, так и со стороны почты России. Известно, что ранее объем таких дотаций составлял 6 млрд. рублей. Видимо, ситуация оказалась настолько плачевной, что почта России сама решилась выделить на первое полугодие 600 млн. рублей. Издательствам всех региональных изданий с тиражом 10 тыс. экземпляров и федеральных СМИ с тиражом 220 тыс. экземпляров была предоставлена скидка в размере 17%, при этом все издательства районных СМИ получили скидку в размере 25%.
Результат не заставил себя ждать — рост продемонстрировали более 30 регионов. Помимо Татарстана (плюс 24,6% по сравнению с предыдущей подписной кампанией) в число лидеров роста вошли Якутия, где подписка выросла на 27,5%, Ивановская (19,1%) и Нижегородская (12,3%) области.
Однако обольщаться не стоит. Если сравнивать показатели с первым полугодием 2014 года, то получается, что сокращение тиражей составило 10%. Вся эта история лишний раз продемонстрировала, насколько сильно рынок печатных СМИ зависим от госдотаций.
«Оцениваю прошедшую кампанию в целом положительно, Татарстан по-прежнему остается одной из наиболее читающих республик, — прокомментировала газете «БИЗНЕС Online» подписную кампанию Регина Кузнецова — директор УФПС «Татарстан почтасы» — филиала ФГУП «Почта России». — Во многом этому способствовали скидки для издательств и населения, предоставляемые почтой России. Кроме того, в Татарстане проводился розыгрыш призов среди подписчиков, ценные подарки получат более 250 подписавшихся».
Регина Кузнецова: «Оцениваю прошедшую кампанию в целом положительно, Татарстан по-прежнему остается одной из наиболее читающих республик» |
Отметим, что данные по подписной кампании нашей газете предоставило министерство информатизации и связи РТ. ОАО «Татмедиа» на этот раз опубликовало на своем сайте неполную таблицу с печатными тиражами СМИ, поэтому газета «БИЗНЕС Online» самостоятельно искала часть данных, обзванивая редакции газет.
ТИРАЖ «ВЕЧЕРКИ» — 17 ТЫС., «КОМСОМОЛКИ» — 23 ТЫСЯЧ
Рассмотрим сначала массовые и федеральные издания. Ведущее печатное общественно-политическое СМИ столицы РТ «Вечерняя Казань» показало незначительный рост по сравнению со вторым полугодием 2014 года в 3,4%, однако это символическое увеличение не смогло нивелировать прошлогоднее падение на 20% до 16 тыс. экземпляров и не вернуло «Вечерку» к показателям годичной давности. Сейчас по подписке уходит 16 тыс. экземпляров, еще чуть меньше тысячи распространяется в розницу. Напомним, что в начале 90-х, в лихие времена, тираж «Вечерки» доходил почти до четверти миллиона, ее читали практически в каждой семье Казани.
Потери понесла и «Комсомольская правда»: второе полугодие подряд тираж «толстушки» продолжает снижаться на 7% (до 23,1 тыс. экземпляров), а вот ежедневка притормозила падение, сократившись не на 9,6%, как это было полгода назад, а лишь на 5% (до 6,7 тыс. экземпляров). Тем не менее тренд очевиден.
«Аргументы и факты» печатают 22,5 тыс. экземпляров — на 2,2% больше, чем в минувшем полугодии. По данным почты, на газету подписались 8,2 тыс. человек — на 7% больше, чем в первом полугодии. Цифры еще раз подтверждают, что газета хорошо расходится в розницу — 14,3 тысячи.
Оба издания «Российской газеты», которая распространяется не только в Татарстане, но и в Чувашии и Марий Эл, понесли существенные потери. Тираж «толстушки» составил 80 тыс. экземпляров (падение — почти 40%). Тираж ежедневного выпуска — 7 тыс. экземпляров (падение — также около 40%). По подписке через почту распространяется лишь 1552 экземпляра. Однако важная деталь: для социально незащищенных слоев населения подписка на газету оформляется бесплатно, и отчасти с этим и был связан всплеск во втором полугодии. Сейчас же «толстушка» «Российской газеты» вернулась на показатели годичной давности, а вот тираж ежедневки в 7 тыс. экземпляров можно воспринимать как хорошие показатели против 2,4 тыс. экземпляров годом ранее.
Уменьшился тираж у «Ведомостей» — 1,3 тыс. вместо 1,5 тыс. во втором полугодии 2014 года (падение на 14%).
Сокращение числа киосков, которое продолжалось последние два года, безусловно, негативно отразилось на динамике. Читатель не пойдет лишние 200 метров до следующей точки продаж |
ОФИЦИАЛЬНОЙ ПРЕССЕ КРИЗИС НИПОЧЕМ
Ветер перемен довольно поверхностно задевает официальные издания республики, тиражи которых во многом благодаря админресурсу продолжают оставаться на достаточно ровном уровне.
Подписной тираж «толстушки» главной официальной газеты «Республика Татарстан» составил 28630 (падение по сравнению со вторым полугодием прошлого года — 4,5%). Общий же тираж, согласно данным «со станка», составляет 38113 — он, по сравнению с предыдущей подписной кампанией, увеличился на 16%. Однако за три первых полугодия, когда традиционно растут тиражи, это, к сожалению, самый низкий показатель. На 32% упал общий печатный тираж ежедневного выпуска издания до 6803 экземпляров.
«Толстушка» «Ватаным Татарстан» прибавила символические 1,2% — тираж составил 17846 экземпляров. А ежедневный выпуск упал на 0,6% — 6461 экземпляр. Такой же тираж сохранила газета «Шахри Казан»: тираж «толстушки» — 7010 экземпляров (7008 в предыдущем полугодии).
«Казанские ведомости» (речь о «толстушке») печатают 24 тыс. экземпляров (падение за полгода на 2,2%), по подписке через почту уходит 20 058.
У газеты «Безнен гэжит» общий тираж в первом полугодии 2015 года упал по сравнению с предыдущим полугодием на 2% (17620 экземпляров) |
«ЮЛДАШ» УПАЛ НА 40%
Ровно чувствует себя и татароязычная пресса, а кто-то даже удивил ростом до 50% по сравнению с прошлым полугодием. Так, резко прибавили журналы «Салават купере» — 22% (тираж 11 тыс. экземпляров), «Ялкын» — также плюс 22% (2819 экземпляров), «Сахна» — 23,5% (1805 экземпляров), «Казан утлары» — 2,5% (4004 экземпляра), «Майдан» — 2% (2,3 тыс. экземпляров), «Сююмбике» — рост на символические 0,4% (7710 экземпляров), но тем не менее. «Чаян» потерял 4,6% (тираж — 4067 экземпляров). Тираж газеты «Мэдэни жомга» сократился почти на 5% (2588 экземпляров).
У коммерческих татароязычных газет ситуация следующая. Некогда самая массовая татароязычная газета «Татарстан яшьлэре» продолжает сокращать тиражи, падение в первом полугодии 2015 года составило более 11% (16252 экземпляра). Напомним, что в 90-е она могла похвастаться тиражом в 60 тыс. экземпляров.
В газете «Акчарлак» нам сообщили, что тираж в первом полугодии 2015 года — 34150 экземпляров, тогда как во втором полугодии 2014 года был 33 тыс. (рост на 3,4%). У газеты «Ирек мэйданы» рост составил 9,2% — 33340 экземпляров.
У газеты «Безнен гэжит» общий тираж в первом полугодии 2015 года упал по сравнению с предыдущим полугодием на 2% (17620 экземпляров).
Самое большое падение — у газеты «Юлдаш». Ее тираж по Татарстану упал почти на целых 40% и составил 11,5 тыс. экземпляров.
«ТАТАРСТАН ПОЧТАСЫ» ТЕПЕРЬ ОТНОСИТСЯ К САМАРЕ
Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» итоги подписной кампании на первое полугодие 2015 года.
Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа»:
— Мы очень довольны результатами подписной кампании в тех условиях, что сложились на сегодня. Мы провели много различных мероприятий, акций по подписке. Общий печатный тираж изданий ОАО «Татмедиа» составил более 338 тысяч экземпляров (это почти на 37 тыс. больше, чем на второе полугодие 2014 года — 301,6 тыс. экземпляров — прим. авт.), и это очень хорошо. При этом каждому филиалу мы поставили задачи по увеличению посещаемости на порталах, и есть серьезные подвижки. Если раньше, скажем, на сайт татароязычной балтасинской газеты в сутки заходили 30 уникальных посетителей, то сегодня уже 1,5 тысячи. У каждого филиала есть свой план по увеличению посещаемости.
По сравнению с первым полугодием 2014 года тиражи упали примерно на 10 процентов. Но повторю, что, учитывая подъем расценок газетам почтовиками, рост цен на услуги транспортировки, результат очень хороший. Плюс ко всему сейчас настораживает решение почты России о том, что «Татарстан почтасы» теперь относится к Самаре, думаю, это очень существенно скажется на позициях почтовиков. «Татарстан почтасы» была более лояльна, и боюсь, что с присоединением к Самаре отношение к доле ГЖП (газетно-журнальная продукция) в структуре доходов будет такое же, как в России. В Татарстане это 16 процентов, а по России — 4 процента. Поэтому сейчас мы прорабатываем различные варианты.
На первый квартал 2015 года нам удалось удержать расценки на типографские услуги. У нас три основных партнера: «Идель-Пресс» в Казани, ООО «Глагол» в Набережных Челнах и ООО «Гузель» в Нижнекамске. С ними мы остались на уровне 2014 года, то есть фактически вообще на уровне 2013 года. На первый квартал стоимость типографских услуг, бумаги осталась неизменной, и этот период у нас определен, а уже в марте посмотрим, что делать дальше. Сейчас получается, что первый квартал — достаточно длинная перспектива.
Александр Латышев — главный редактор газеты «Республика Татарстан»:
— У нас на первое полугодие 2015 года печатный тираж «толстушки» вырос, а тираж ежедневного выпуска снизился. Это общая тенденция — снижение ежедневных газет, поскольку как бы ни старались газеты, «ежедневка» не успевает за новостями по электронным СМИ. И объективно интерес к ежедневным газетам падает. «Толстушка» немного отличается от «ежедневки», так как помимо новостей предоставляет еще и аналитические материалы. Интерес читателей к аналитике сохраняется.
Вся наша рабочая группа ездит по городам Татарстана, встречаемся с читателями, рекламируем газету. Охотнее подписываются все-таки на «толстушку», потому что она дешевле.
Думаю, рост тиражей татароязычной прессы объясняется тем, что татароязычная аудитория в хорошем смысле более консервативна в своих интересах. Поэтому сохраняется прежний читательский контингент и прирастают новые читатели. Кроме того, интерес к местным новостям по-прежнему высокий, этим объясняется снижение тиражей федеральных изданий.
Общая кризисная ситуация нас непременно коснется. На днях в своем интервью в «Российской газете» заместитель министра связи и массовых коммуникаций России предрек повышение цен на печатные издания, если не будет помощи государства, еще на 30 - 50 процентов. Это плюс к тому, что полгода назад мы получили повышение подписных цен в два раза. В этой ситуации десятки тысяч журналистов по России останутся без работы. Все это, несомненно, коснется и медиарынка Татарстана. С каждым годом нам все труднее, тем более что уменьшилась бюджетная поддержка всех бюджетных организаций по России на 10 процентов. Поэтому, видимо, придется еще более активно толкаться на медиарынке.
Я бы не сказал, что этот год будет какой-то лакмусовой бумажкой на выживание в кризис. Напряжение растет постепенно. Переживали мы и более тяжелые времена, вспомните дефолт, как резко росли цены. Но мы это пережили. В этом отношении я оптимистично смотрю на будущее. Безусловно, газеты еще рано хоронить, хотя надо развивать и электронные версии. Например, мы сейчас активно взялись за редизайн сайта, в феврале получим обновленный вариант. Рост идет и сейчас, но надеюсь, что будет еще больше.
«ЭФФЕКТ ВИНИЛОВОЙ ПЛАСТИНКИ ДОЛЖЕН СРАБОТАТЬ»
Гульнара Сабирова — главный редактор газеты «Шахри Казан»:
— Эту подписную кампанию мы завершили с увеличением тиража. Называем это своей маленькой победой, потому что полностью поменяли контент, стали более народной газетой, и читатели это оценили.
Я пришла в это издание, когда предыдущая подписная кампания уже закончилась. Не сказала бы, что данная подписная кампания прошла тяжело. Сначала, конечно, были какие-то страхи. Мы хотели большего, но, учитывая, что сейчас мы предлагаем читателям практически новое издание, это неплохой результат. Общаюсь с коллегами из других СМИ, и частных в том числе, и они отмечают, что наше издание стало интереснее, видят в нас конкурентов.
Я оптимист в том, что касается будущего печатных СМИ. В этом плане, если говорить о татароязычной прессе, литературе, музыке, мы возвращаемся к своим истокам. Начало вещать радио «Тэртип», потому что это нам нужно. В книжных магазинах много людей, люди покупают книги. Интернет, телевидение быстро передают информацию, а чтобы проанализировать что-то, нужна бумажная пресса. Не думаю, что в следующем полугодии или через два-три года у нас все будет плохо. Эффект виниловой пластинки все-таки сработает. Поэтому у меня оптимистичные прогнозы, в том числе и по моему изданию.
Ильфат Файзрахманов — главный редактор общественно-политической газеты «Безнен гэжит»:
— По сравнению с 2013 годом у многих печатных СМИ уменьшились тиражи, а по сравнению с прошлым годом — остались такими же. Говорить нужно не только о татароязычной, но и русскоязычной прессе. Большая проблема в том, что в прошлом году резко поднялись цены, и к этому прибавляется конкурентная борьба с телевидением. Народ не любит читать. Если народ отвыкнет читать, то уже не вернется к чтению. Постепенно положение дел бумажных изданий будет ухудшаться.
Типографии уже предупреждают об удорожании услуг печати, краски, бумаги. Все компоненты импортные, поэтому рост евро и доллара сказывается на ситуации. 2015-й год будет для нас нелегким. Пока Россия не победит кризис, у прессы дела будут идти хуже и хуже. Народ будет выбирать, решать ему семейные дела или подписываться на газеты. Поэтому людям будет не до газет.
Есть проблема с ценами, с почтой России. Думаю, это специально организовано, чтобы уменьшить количество независимой прессы. Бюджетная пресса подпитку получит, а тяжелее всего будет работать независимым, частным изданиям.
Я уже неоднократно высказывался о том, что мы все жалуемся на почту России, на киоски, операторов розницы. Они плохо работают, занимаются поборами, ставят в киосках наценку в 200 - 300 процентов. Получаются кабальные условия. Мы жалуемся на них и думаем об альтернативной подписке, альтернативном распространении газет. Это могло бы быть организовано во главе с «Татмедиа». Раньше у почты была каталожная подписная ситуация, и на экспедицию, транспортные расходы была единая цена, а сейчас транспорт оплачивается по отдельным счетам.
Раиф Усманов — редактор газеты «Ирек майданы»:
— Это была одна из самых тяжелых подписных кампаний, и в первую очередь я связываю это с подписной ценой. Если в первом полугодии 2014 года стоимость подписки у нас по республике составляла 348 рублей, то на первое полугодие 2015 года — уже 465 рублей. В прошлом году были резко увеличены тарифы на доставку печатной продукции. Летом у нас тираж падал, а сейчас уже рост на 10 процентов. Необходимо также учитывать, что на второе полугодие прошлого года часть читателей подписалась еще по льготным ценам. К этому полугодию таких дешевых льготных цен уже не было.
Каждые шесть месяцев мы проводим анкетирование через нашу газету и интересуемся, что нравится, чего не хватает в газете. А в следующие полгода, соответственно, ориентируемся на полученные данные.
В прошлом полугодии мы начали печатать газету еще и в Уфе. Там издание называется «Манзара». В Уфе проживает много татар. Из татарстанского издания мы берем 16 полос — наиболее актуальную информацию — и печатаем газету в столице Башкортостана.
Что касается скачков курса валют, пока не могу сказать об удорожании, потому что январские счета мы еще не получили. Но наша казанская типография «Принт медиа» уже сообщила о повышении цен с начала января на свои услуги на 5 - 7 процентов. Удорожание будет, но не такое большое. Мы печатаемся на газетной бумаге, а больше это почувствуют журналы, так как выходят на мелованной бумаге. Уфимская типография сообщила о повышении цен на 10 процентов еще с декабря прошлого года.
ПОДПИСКА ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ — НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНАЯ ФОРМА
Ирина Лукашова — директор казанского филиала ЗАО «ИД «Комсомольская правда»:
— Общий рост подписных тиражей связан с активным наращиванием подписки до востребования. При серьезном росте тарифов на доставку прессы, который произошел в прошлом году, это, по сути, наиболее доступная форма подписки — с доставкой до почтового отделения. Это позволило создать альтернативное ценовое предложение. По своим изданиям мы наблюдаем снижение подписки на почте, при этом отмечаем рост розничных продаж в этих же почтовых отделениях. В сравнении с другими общественно-политическими изданиями мы всегда славились хорошими продажами в рознице. Безусловно, мы продолжаем работу по всем направлениям: с киосковыми и торговыми сетями, альтернативными каналами; и активно работаем по сбору подписных тиражей.
Сокращение числа киосков, которое продолжалось последние два года, безусловно, негативно отразилось на динамике. Читатель не пойдет лишние 200 метров до следующей точки продаж. Возможности по увеличению аудитории по-прежнему есть, особенно в условиях нынешней экономической ситуации. Главное для этого — находиться по пути следования читателя на работу, домой и т.д. и оперативно управлять продажами: контролировать, если уже до обеда той или иной газеты нет в киоске — корректировать заказ на следующую поставку.
Безусловно, изменение курсов валют внесло свои корректировки в тарифы на производство. Мы знаем о ситуации, как говорится, изнутри — мы одно из немногих изданий, которое имеет свою типографию (единственное федеральное издание на рынке Татарстана). Краска, обслуживание импортного оборудования, расходные материалы по-прежнему закупаются за рубежом. Это, безусловно, отразилось на себестоимости печати. Но мы подготовились к 2015 году. Будем оперативно реагировать на все изменения, которые будут происходить. Думаю, что изменения, которые произошли на рынке Татарстана, смена владельцев у ряда участников в конце 2014 года, не последние.
По-прежнему мы активно развиваем все наши продукты — за второе полугодие 2014-го мы увеличили местную аудиторию нашего интернет-сайта в два раза. В ноябре прошлого года мы выиграли радиочастоту в Казани, уже имеем в Альметьевске. Разработка радиочастоты займет определенное время. Совокупная местная недельная аудитория локальных продуктов КП превышает 150 тысяч человек — без учета федеральных проектов «Экспресс газеты», «Советский спорт-футбол», sovsport.ru.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.