Ирек Файзуллин (второй справа): «В определенный период проект будет заявлен на государственную поддержку в рамках инженерных сетей и коммуникаций, которые там необходимо построить»

«АДМИРАЛТЕЙСКУЮ СЛОБОДУ» ПОКАЗАЛИ МОСКОВСКИМ ДЕВЕЛОПЕРАМ

В Москве на Российском инвестиционно-строительном форуме (РИСФ) глава администрации Кировского и Московского районов Казани Дамир Фаттахов представил вчера проект планировки Адмиралтейской слободы, который накануне вечером получил специальный приз первого ежегодного градостроительного конкурса минстроя России. Форум же, напомним, считается основной площадкой для общения властей с профессионалами инвестиционного и строительного сектора.

Сейчас проект находится лишь на стадии подготовки финансово-экономических обоснований и проектно-сметной документации. Поэтому говорить о сроках реализации и даже примерной стоимости пока рано. Как заявил вчера на брифинге в Казани министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин, конкретика в данных вопросах появится ближе к лету. Тем не менее он ставит этот проект в один ряд с Тысячелетием, «которое придало Казани новый градостроительный вид», и Универсиадой, «которая существенно изменила город в плане инфраструктуры». Без помощи федерального центра тут также не обойтись. «Мы предполагаем, что в определенный период этот проект будет заявлен на государственную поддержку в рамках инженерных сетей и коммуникаций, которые там необходимо построить», — расплывчато обрисовал перспективы финансирования Файзуллин.

Дамир Фаттахов: «Мы можем уверенно говорить, что запланировано на каждом квадратном метре Адмиралтейской слободы»

Чуть больше деталей на форуме в Москве раскрыл Фаттахов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «Мы находимся на стадии, может быть, невидимой, не менее важной, — отметил он. — Закончен детальный проект планировки, который прошел публичные слушания в диалоге с инвесторами, предприятиями, жителями. Мы можем уверенно говорить, что запланировано на каждом квадратном метре Адмиралтейской слободы».

КАНАЛИЗАЦИЯ НА 6,8 МЛРД. РУБЛЕЙ ЗА СЧЕТ МОСКВЫ. ХОТЯ...

Главную сложность, которая, собственно, тормозит дальнейшее развитие проекта, составляет инфраструктура, а точнее — канализация. По расчетам МУП «Водоканал», на строительство новой канализационно-насосной станции и коллекторов к ней потребуется не менее 6,8 млрд. рублей. Именно эту сумму — или хотя бы ее часть — в республике хотят получить от федеральных властей, потому что региональный бюджет точно не потянет такую нагрузку.

Деликатная проблема не раз звучала в Казани. Напомним, одну из первых концепций представили Рустаму Минниханову на семинаре в КГАСУ в сентябре 2013 года. Реализацию проекта оценили в 45 - 50 млрд. рублей, большая часть которых — частные инвестиции, 12 млрд. рублей — бюджетные вливания. Затем прошли публичные слушания и работа «Казгражданпроекта» (институт выиграл конкурс на проектирование). И везде на пути реализации встает ощутимый канализационный дух: надо решить эту проблему и затем только заниматься расчисткой русла и расселением промзон. Отметим, что затягивание вопроса отчасти уже лишило проект политической актуальности — изначально надежды на федеральные деньги были связаны с 300-летием слободы, заложенной еще Петром I, которое будет отмечаться в 2018 году. Так что времени для такого проекта очень мало.

Александр Дембич уверен, что проект невозможно реализовать без помощи федерального центра, тем более в нынешних экономических условиях

«Мы хотим, чтобы федералы не остались в стороне от этого инфраструктурного проекта, понимая, что дальнейшее развитие этой территории и строительство невозможно без этого. Это очень серьезная сумма, которую тяжело найти в бюджете РТ», — пояснил Фаттахов. Он отметил, что и сам «Водоканал» мог бы приступить к проекту, используя заемные средства. Но есть справедливое опасение, что это в конечном итоге увеличит себестоимость и, как следствие, отразится на тарифах. «В зависимости от того, какие деньги он сможет получить — длинные, дешевые, дорогие — это отразится в тарифе или на момент подключения тех или иных собственников», — добавил Фаттахов.

Несколько иначе проблему видит проектировщик «Адмиралтейской слободы», профессор КГАСУ Александр Дембич, который полагает, что можно бы и сэкономить. «Вопрос о 6 миллиардах поднимает «Водоканал», они так посчитали. На самом деле, мне кажется, никто глубоко еще не вникал. Есть же современные экологичные системы, которые позволяют существенно снизить эти затраты. «Водоканал» рассчитывает на те технологии, которыми обладает сегодня, а на самом деле если производить некоторую технологическую модернизацию, то, мне кажется, можно несколько сэкономить», — объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Впрочем, Дембич также уверен, что проект невозможно реализовать без помощи федерального центра, тем более в нынешних экономических условиях.

«Государство должно вложить примерно в пределах 15 - 20 процентов, все остальное — частные инвестиции. Хотелось бы, чтобы регион вложил 50 на 50 с федеральным центром. Но вряд ли такое получится. Если федералы дадут процентов 30, то тоже хорошо», — согласен проектировщик. Собственно, эти 15 - 20% должна составить, по его мнению, транспортная и инженерная инфраструктура, строительство которой ложится на плечи города и республики.

ПРОЕКТ ВЫЗВАЛ ИНТЕРЕС У ИНВЕСТОРОВ ЯПОНИИ, КИТАЯ, ТУРЦИИ И МОСКОВСКИХ ДЕВЕЛОПЕРОВ

Бюджет сделает первые вложения, которые сдвинут проект с мертвой точки. Далее уже можно рассчитывать на инвесторов, которые возьмут на себя жилую застройку. По заверениям Фаттахова, заинтересованные в реализации преобразования «Адмиралтейки» уже есть. В первую очередь это нынешние собственники, такие как «Сантехприбор» и Вертолетный завод, расположенные непосредственно в Адмиралтейской слободе. Они готовы перенести свое производство на другую территорию, но рассчитывают на прежнем месте возвести жилые комплексы.

Также живой интерес, по словам Фаттахова, проявили инвесторы из Японии, Китая, Турции, а после презентации проекта на РИСФ на главу администрации налетели с расспросами девелоперы из разных регионов России.

Хотя больше всего вопросов, когда проект получит путевку в жизнь, возникнет у казанцев. Фаттахов заверил, что насильно выселять никого не имеют права, а решать возникающие сложности будут посредством диалога с местными жителями. Тем более, по его словам, сейчас в Адмиралтейской слободе действуют программы капремонта и расселения из аварийного жилья. Но так как это все же не госпроект, то «рынок будет диктовать свое». В то же время месторасположение «Адмиралтейки», близость к Кремлю, планируемая инфраструктура, по словам Фаттахова, притянут в район как «середнячков», так и сегмент выше среднего.

«Там будут достаточно разнообразные виды жилой среды. Но, конечно, произойдет определенная смена контингента, части населения, потому что сегодня там довольно люмпенизированный район», — согласился с главой района Дембич.

«ПРЕСТУПНО ОСТАНАВЛИВАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО»

И все-таки у Адмиралтейской слободы перспективы пока туманны. Тем более, представляя антикризисный план правительства РФ, вице-премьер Игорь Шувалов и министр финансов Антон Силуанов говорили, что приоритет будет отдан начатым стройкам. «Все стройки, которые подлежат вводу в текущем году, финансировать в полном объеме. Переходящие стройки, которые имеют завершение в будущие годы, в точечном порядке рассмотреть, исходя из подхода 50 процентов финансирования от того объема, который предусмотрен на текущий год. Все новые стройки пока отложить», — заявлял глава минфина в Совете Федерации.

Фаттахов категорически не разделяет взгляды федеральных властей в этой части. «Строительство всегда являлось одной из антикризисных мер по части обеспечения рабочими местами не только строительной отрасли, но и смежных, которые поставляют материалы, услуги и так далее. Мне кажется, останавливать сейчас строительство экономически нецелесообразно», — прокомментировал он.

Поэтому отступать от намеченных планов казанские власти пока не собираются, целью же ставят попадание с проектом в федеральные программы. Это и будет плацдармом для инвесторов, который в городе и республике ждут. «Надо максимально привлечь тех людей, у которых есть деньги, оборотные средства или удобные кредитные ресурсы на сегодняшний день, чтобы они выбрали именно нашу территорию, остановились на инвестициях в наш регион, в Казань как один из благополучных, стабильно развивающихся регионов», — уверен Фаттахов.

В свою очередь, Дембич обеспокоен административными препонами, которые могут затормозить как инвесторов, так и проектировщиков. «Сегодня много в Казани препятствий, даже через систему согласований, которые не очень радуют инвесторов, застройщиков и проектировщиков, тормозят их порой. Надо выстроить отдельную систему регламентов», — посоветовал он.

Смотри также:

Презентация проекта «Адмиралтейская слобода»