Популяризацией народных предприятий и поправками в закон о них озаботились в Набережных Челнах. С подачи народного комбината, пользующегося поддержкой сити-менеджера Наиля Магдеева, российский союз коллективных предприятий планирует законодательно открыть двери в народность ОАО и МУПам. Как узнал накануне корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на деловом обеде, гендиректор КБК Владимир Бестолков считает, что такая форма собственности поможет поднять на ноги даже предприятия ЖКХ.
НАРОДНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ИЩУТ ДРУЗЕЙ
Создать народные предприятия на базе муниципальных — с такой идеей планирует выйти в Госдуму РФ Российский союз коллективных предприятий (РСКП) с подачи руководства челнинского ЗАОр «Набережночелнинский КБК им. Титова». Российский союз пока не существует, но именно с законотворческой целью в настоящее время создается, как рассказал накануне в рамках проекта «Деловой обед» в автограде гендиректор КБК Владимир Бестолков.
В конце прошлого года на базе КБК прошел семинар для руководителей народных предприятий, на котором они обсудили правовые стороны своих бизнесов и разработали поправки к действующему закону 115-ФЗ о народных предприятиях. «Есть моменты, которые нужно менять, — рассказал Бестолков. — В декабре мы собрали совещание и наметили три основных момента. По закону о народных предприятиях от 1998 года, ОАО не может стать народным предприятием, если работники акционерного общества держат менее 49 процентов акций. Сегодня таких предприятий в России не найти — акции либо скуплены руководством, либо разошлись. Мы хотим снять этот барьер. Второй момент: по закону штат народного предприятия должен составлять не менее 51 человека. Опыт показывает, что эту численность нужно уменьшать. Мы предлагаем утвердить цифру в 10 человек. И одна из основных поправок — сейчас нельзя сделать народным муниципальное или казенное предприятие. Мы считаем, что это неправильно. Напротив, такая форма собственности может стать одним из путей развития предприятий ЖКХ, например».
Как пояснил Бестолков корреспонденту «БИЗНЕС Online», возглавить РСКП предлагается губернатору Липецкой области Олегу Королеву, который инициировал на своей территории создание 9 народных предприятий в течение последних трех лет. «Нужен орган, который мог бы продвигать поправки в закон на уровне Госдумы и правительства, — сообщил Бестолков. — Инициатива по поправкам в основном, конечно, идет от нас. Наш юрист Сергей Шипицын — это человек, который в принципе и писал действующий закон, и шлифовался закон в Челнах. Поэтому один из ведущих специалистов по юридическим тонкостям в народных предприятиях — наш работник».
ДИРЕКТОР И УБОРЩИЦА ИМЕЮТ ПО ОДНОМУ ГОЛОСУ
Нет сомнений, что третья поправка от Бестолкова — о переформатировании муниципальных предприятий в народные — родилась не без участия руководителя челнинского исполкома Наиля Магдеева. Сити-менеджер едва ли не с первого дня своего управления Челнами очень лестно отзывался и поддерживал КБК, неоднократно бывал на производстве. Интерес Магдеева, человека в чем-то консервативного, к «народной форме собственности» объясним и успехами КБК — второго после КАМАЗа челнинского налогоплательщика с самыми высокими зарплатами в городе. За словами Бестолкова о возможностях муниципальных компаний переформатироваться в народные легко угадывается благословление руководства города. В то же время снятие 49-процентного барьера перед акционерными обществами для муниципалитета особого значения не имеет, поскольку и народное предприятие, и ОАО свои налоги рассчитывают по одной схеме.
Владимир Бестолков и Наиль Магдеев |
Если поправки в закон от РСКП пройдут (а отчего бы им не пройти, если кроме самих народных предприятий в России специалистов по этой форме собственности нет), то нынешние МУПы и МАУ смогут акционироваться и управляться впредь коллективными решениями своих работников. На руках у них должно быть не менее 75% уставного капитала компании. На КБК, к примеру, практикуется принцип «один акционер — один голос», независимо от количества акций у него на руках. В то же время, коллективный разум вполне может быть ограничен 10 голосами, согласно второй поправке — о возможности небольшого штата, так что «народность» вырисовывается вполне условная. Челны как застрельщик, вероятно, первыми станут осваивать новацию.
Напомним, что челнинский КБК стал первым народным предприятием в стране. В октябре 1998 года закон о народных предприятиях был принят по инициативе академика, хирурга-офтальмолога Святослава Федорова — он хотел создать такую форму на базе научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза». Легендарный гендиректор КБК Сергей Титов подхватил идею и вместе они фактически разработали и продвинули в правительство закон 115-ФЗ. КБК благодаря этому не только выработал социально достойную форму бизнеса, но и раздачей акций защитился от процветавших в те годы рейдеров.
Сегодня акционером комбината сотрудник становится после 1 года стажа, акции получает бесплатно. После увольнения или в результате смерти работника комбинат выкупает его акции — по словам Бестолкова, пенсионер получает с их продажи не менее 1 млн. рублей. Средний месячный доход одного работника КБК превышает 50 тыс. рублей с учетом выплат сверх зарплаты — годовой премии, премии к профессиональному празднику, отпускных. Акции же делятся в зависимости от персонального вклада, который, в свою очередь, определяется уровнем зарплаты. Интересно, что гендиректору народного предприятия по уставу запрещено получать зарплату, более чем в 10 раз превышающую доход любого другого работника. За 16 лет существования акции КБК выросли в цене в 10 раз. По словам Бестолкова, статистики российских народных предприятий сегодня не существует, известно лишь, что их не менее 40, однако существуют региональные союзы народных предприятий, теперь же создается российский.
Челнинский КБК |
«МЫ ЗА ТВЕРДУЮ ВАЛЮТУ НЕ ПРОДАЕМ...»
Отметим, что законотворчеством на КБК занялись в период не самого лучшего самочувствия компании. Буквально накануне встречи в муниципальной прессе появилась информация о том, что фабрика испытывает проблемы с сырьем — макулатурой. На КБК дефицит вторсырья объяснили главным образом переориентацией заготовителей на экспортные продажи. Девальвация рубля привела к тому, что макулатуру стали вывозить в СНГ, Европу и Китай за твердую валюту. Дело дошло до того, что Бестолков обратился за помощью в ассоциацию предприятий целлюлозно-бумажной промышленности «Бумпром», написал министру экономического развития Алексею Улюкаеву и зампреду правительства Александру Хлопонину. В письмах гендиректор КБК, ссылаясь на дефицит сырья, попросил срочно ввести вывозную пошлину на бумажные и картонные отходы в размере 100% и не менее 120 евро за тонну. На региональном и муниципальном уровнях он предложил отменить НДС и НДФЛ на заготовку макулатуры. Издание отмечает, что в поставках вторсырья на КБК доля республики составляет всего 9%, остальные 200 тыс. т собираются в регионах.
Несмотря на призыв о помощи, Бестолков ситуацию прокомментировал спокойно. «Дефицит макулатуры и просьба о введении вывозной пошлины на нее — это нормальный процесс, — ответил Бестолков на вопрос «БИЗНЕС Online». — Мы в такие ситуации попадаем не в первый раз, и с комбинатом пока ничего не случилось. Макулатура у нас пока что есть. Единственная проблема в том, что если макулатура уходит за границу, цены на нее подтягиваются к экспортным и инфляция раскручивается. Буквально два дня назад нам пришло письмо из минэкономразвития. В нем написано, что наше предложение в ближайшее время, вероятно, будет принято».
Добавим, что собственная продукция комбината продается только за рубли — доля экспорта незначительна и распространяется сегодня только на Казахстан. Соседям уходит лишь 10% туалетной бумаги. «Мы продаем гофроящики в объеме 200 - 260 миллионов квадратных метров, это более 7 процентов российского рынка, — разложил Бестолков. — Производим 35 миллионов рулонов в месяц туалетной бумаги, оцениваем свою долю рынка в 17 процентов. Вся продукция идет на внутренний рынок, за исключением Казахстана. Мы за твердую валюту не продаем».
Между тем, ответ на аналогичный запрос по вводу вывозной пошлины на макулатуру получил из минпромторга РФ депутат Госдумы Владимир Васильев, озабоченный ситуацией на «Каменской бумажно-картонной фабрике». Как пишет информационный портал ТПП Набережных Челнов и Закамья Business16.ru, в ответе Васильеву сказано, что по условиям ВТО вывозные пошлины могут быть установлены только до 1 сентября 2016 года и не выше 10%. Такая пошлина не сделает погоды российским бумажникам — руководство КБК, в частности, в предлагаемых 100% пошлины отталкивалось от изменения курса доллара и евро с уровня прошлого года. Следовательно, как и прогнозирует Бестолков, сырье подорожает до экспортных цен, что скажется и на стоимости готовой продукции.
«К СОЖАЛЕНИЮ, ВРЕМЯ УПУЩЕНО»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», прокомментировали законодательные инициативы гендиректора КБК.
Марат Нуруллин — директор ООО «Автомастер», председатель комиссии горсовета Набережных Челнов по экономической политике и бюджету:
— Я изучал устав нашего городского картонно-бумажного комбината несколько лет назад, и он мне очень понравился. Он позволяет говорить о том, что это предприятие действительно принадлежит тем людям, которые на нем работают. Самое главное, опыт работы КБК показывает, насколько это успешная модель. Давайте честно признаем, что результаты работы КБК стабильны с момента организации предприятия. Кризисы приходят и уходят, а КБК остается палочкой-выручалочкой городского бюджета. У них стабильная зарплата, стабильный соцпакет, рост выпуска продукции и т.д.
Что касается того, чтобы сегодня и другие предприятия стали народными, то, как мне кажется, время для этого уже упущено, потому что это было возможно только тогда, когда шла первичная приватизация предприятий, находящихся в государственной собственности. Я очень сильно сомневаюсь, что современные ОАО и ООО либо даже государственные и муниципальные предприятия могут преобразоваться в такую форму собственности. Хозяева акций и предприятий свою собственность никому уже не отдадут. А МУПы — это же предприятия в основном сервисного характера. Они все в основном оказывают услуги. И они очень серьезно зависят от взаимоотношений с муниципалитетом. Если они будут хорошие, будет у тебя объем работ. Если у муниципалитета будут деньги, ты даже получишь оплату за свои услуги. Поэтому я не думаю, что в сфере услуг такая форма собственности, как народные предприятия, может прижиться и будет востребована. Повторюсь, к большому сожалению, время упущено.
Хамид Бегишев — гендиректор ООО «Личный советник», бывший заместитель руководителя исполкома по земельным и имущественным отношениям:
— Слабо верится, что если даже эти поправки будут утверждены Госдумой, количество народных предприятий вдруг резко увеличится. Ну какой собственник захочет делиться с трудовым коллективом своей долей в ОАО, правом безраздельно рулить этим предприятием? Он хозяин, делает все так, как считает нужным и правильным, а теперь он должен согласовывать свои действия как минимум с десятком людей?! Что касается МУПов, то чтобы они стали народными предприятиями, там нужно вносить поправки в целый ряд законов, в первую очередь в закон о приватизации. А вообще идея мне нравится. Сегодня у нас практически все МУПы получают многомиллионные дотации из бюджета, но это не значит, что на их рынках невозможно работать с прибылью. При капитализме работать можно везде! И если МУПы преобразовать в народные предприятия, то их работа, я полагаю, станет намного эффективнее. Но вот пройдут ли такие поправки через Госдуму — большой вопрос. Мне кажется, сегодня депутаты совсем другими вопросами озабочены.
Леонид Иванов — гендиректор ООО «Научно-консалтинговый центр «Аудитор-Ч»:
— Если поправки в закон внесут, то это будет большой плюс. Опыт показывает, что при такой форме собственности, когда акции принадлежат работникам, предприятие работает намного эффективнее. Челнинский КБК — яркий тому пример. В целом предложения по поправкам, я считаю, хорошие, но в каждом конкретном случае многое будет зависеть от инициативной группы, которая взялась за открытие народного предприятия. Но такие группы, как правило, организовывает топ-менеджмент предприятия. А захотят ли руководители городов и менеджмент МУПов преобразовывать предприятия в народные? Им это надо, если они сегодня и без этого неплохо живут? Почему КБК в течение долгих лет стабильно работает, средняя зарплата у них одна из самых высоких в городе, а МУПы банкротятся по стране один за другим? Почему-то во время приватизации госпредприятий не было повального их преобразования в народные? А что в корне изменилось сейчас?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.