«Когда я пришел работать министром финансов, то считал так: если нефть будет по 20, мы выполним все задачи!» — вспомнил сегодня, выступая на коллегии минпромторга и минэкономики, бывший главный казначей страны. В Казань он приехал, чтобы лично представить стратегию «Татарстан-2030» в качестве ее «духовного отца». Но перед этим дал свою оценку глубины кризиса и дальнейших перспектив российской экономики.
«ДИАГНОЗ» ОТ КУДРИНА — «ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ»
Сегодня на совместную коллегию республиканских минэкономики и минпромторга в Казань приехал бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин. Разумеется, основной его целью была презентация стратегии «Татарстан-2030». Перед тем как рассказать о программе, он вкратце охарактеризовал нынешнюю экономическую ситуацию, в которой оказалась Россия из-за ряда негативных обстоятельств на мировом рынке и политической арене.
Кудрин подчеркнул, что ему приятно выступать с презентацией стратегии Татарстана, которой было посвящено два года. Он напомнил о том, что был консультантом, участвовал в ключевых обсуждениях, хотя основной коллектив связан с работой Леонтьевского центра и 9 профильными компаниями, которые «обследовали все от сельского хозяйства и промышленности до творческой среды, образования и инноваций».
— Есть одна недоработка, я уже почувствовал, пытаясь более глубоко понять проблемы Татарстана. Татарстан очень серьезно связан с нефтью и с нефтехимической промышленностью. Сейчас у нас появилась небольшая надежда, оптимизм, когда цена на нефть пошла вверх, потому что мы считаем, что для нашей жизни, доходов, бизнеса цена повыше была бы более удобной.
Экс-министр финансов вынес свое суждение о перспективах, подчеркнув, что оно основано на его общении с ведущими мировыми аналитиками по этому вопросу.
— Пока мир не знает, какая цена установится на длительную перспективу. Если брать десятилетие с 1990-го до 2000-го, то средняя цена была 18,5. Когда я пришел министром финансов, то считал так: если будет 20, мы выполним все задачи! Главное, чтобы она не снизилась обратно до 8, как было в мае 1998 года, — рассказал Кудрин. — Когда нефть пошла к 35 - 40, я был счастлив, что наша страна получила такой большой и сильный ресурс. Мы понимали уже потом, что возникает эффект укрепления национальной валюты в связи с большим притоком долларов. Это известный эффект, который называется «голландская болезнь», когда импорт становится дешевле только из-за изменения курса, приток импорта увеличивается. Больше валюты у страны — она больше выкупает, внутри страны импорт становится более дешевым. Если у нас в 2000 году, когда только начиналось повышение, импорт был около 60 миллиардов долларов, то в прошлом году — около 350 миллиардов долларов.
«СЕЙЧАС ИДЕТ ПОИСК ЦЕНЫ...»
По словам Кудрина, импорт вырос многократно быстрее, чем росли ВВП страны и собственные возможности. По его представлениям, Россия попросту «подсела на импорт», а в настоящее время идет коррекция. Он напомнил, что цена 110 - 112, которая была в 2012 - 2013 годах, самая высокая за всю историю наблюдения цены на нефть. Более высокой цены не было.
— Ввиду ряда обстоятельств Европа решила диверсифицироваться, мир серьезно изменился в энергетике. Сейчас аналитики говорят, что цена ближайшие два-три года будет идти вверх и вниз. То, что она стала 60 или станет снова 80, не говорит о том, что она на этой цене задержится. Сейчас идет поиск той цены, которая станет для многих отраслей и для мировой экономики естественной и удобной для обеспечения баланса спроса и предложения. Где цена остановится — 40, 60 или 80, никто не знает. Мы это узнаем только через два-три года. Это один из взглядов, который я разделяю. Мы пока не знаем, поэтому нужно быть готовым к этим цифрам: 40, 60 или 80.
Кудрин согласился с тем, что в России меняется модель экономики, но уточнил, что страна переживает серьезный кризис.
— Сложился целый ряд факторов, — подчеркнул он. — Изменение модели экономики происходит в результате кризиса, кризис — это всегда дисбаланс. В результате этот дисбаланс решается в чью-то пользу — в пользу новых более эффективных технологий. Сегодня не только этот фактор влияет на нынешний кризис. Все-таки мы должны согласиться, что кроме непроведенных структурных реформ у нас есть еще и санкции, которые достаточно серьезно влияют на ситуацию. У нас есть ожидания изменений правил игры на рынке в силу опять-таки напряженных отношений с Западом. Есть цена на нефть, которая для нашей страны тоже является серьезным фактором. То есть это целый ряд обстоятельств, которые навалились вместе, почему они так сильно и ударили по рублю.
Президент РТ Рустам Минниханов сообщил на коллегии о том, что объем валового регионального продукта (ВРП) Татарстана в прошлом году составил 1,631 трлн. рублей, объем инвестиций в основной капитал — 542 млрд. рублей. Президент отметил, что в современных экономических условиях оборот внешней торговли по итогам предыдущих лет снизился. Что касается валового производства сельскохозяйственной продукции, то в 2014 году эта цифра составила 189 млрд. рублей, с ростом в 2,3%, объем строительных работ составил по итогам прошедшего года 266 млрд. рублей.
Подробный материал о коллегии газета «БИЗНЕС Online» опубликует завтра.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.