САЛИМЖАНОВ И МИННУЛЛИН, ТИНЧУРИН И САЙДАШЕВ

Есть такой старый анекдот о мастере, который пришел чинить телевизор. Ткнул один раз отверткой — телевизор заработал. Мастер запросил за ремонт тысячу рублей. Хозяин телевизора спрашивает: «За что тысячу рублей — ты ведь один раз ткнул отверткой?» А мастер отвечает: «Рубль — за то, что ткнул, а остальное — за то, что знал, куда ткнуть».

Этот анекдот как раз про кино. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые собираются снять кино или сериал, хотя у них в жизни не было другого опыта, кроме съемок свадеб и рекламы. Удивительно, но они всегда говорят об одном и том же: обсуждают, на какую технику они будут снимать. Можно подумать, это так важно для успеха фильма! Ларс фон Триер снял «Идиоты» на бытовую видеокамеру, и эта картина стала главным событием Каннского фестиваля. И наоборот: весь YouTube забит дилетантскими фильмами, которые невозможно смотреть больше пяти минут, но которые сняты на хорошую камеру.

На самом деле успех фильма на 90% зависит от нескольких концептуальных решений, которые принимает продюсер. Даже не от сценария, а от нескольких простых решений. Кто ваша аудитория? Каков жанр? Кто главный герой? В чем суть истории — в одном предложении? Отвечает ли ваша история запросам времени и почему? Ответите правильно — и фильм в любом случае будет успешным, даже если вы его снимете на сотовый телефон. Ответите неправильно — и фильм провалится, сколько бы денег вы в него ни вложили.

Взять, например, дуэт Марселя Салимжанова и Туфана Миннуллина. Что ни спектакль — то успех: главный герой — в точку, сюжет — в точку, актуальность — в точку! А потом новая пьеса — и снова в точку! Я даже не говорю о качестве постановки или игры актеров. Я говорю об умении этих людей правильно отвечать на принципиальные продюсерские вопросы: они знали, чего хочет зритель и чем дышит время. У них был глобальный горизонт мышления, потому они и великие. А возьмите дуэт Карима Тинчурина и Салиха Сайдашева. Ведь они же почувствовали, что «Голубая шаль» сработает, да не просто сработает, а 100 лет будет работать! Это и называется: рубль за то, что поставил спектакль, и тысяча за то, что знал, что ставить.

Вернемся к нашему главному вопросу: как создать успешное татарское кино? Я уверен, чтобы кино было успешным, над ним должны работать профессиональные кинопродюсеры, которых в Татарстане ужасно не хватает. Людей, которые бы чувствовали время, чувствовали зрителя, а не просто были бы сосредоточены на выбивании госзаказов. В моем представлении, хороший кинопродюсер — это человек, который умеет правильно ответить на принципиальный вопрос: какой фильм нужно ставить, для кого и почему? И это умение зависит не только от некого таланта, интуиции, озарения. Продюсерство — сложная, наукоемкая профессия, которой нужно учиться. Так же, как телемастер учился, чтобы знать, куда ткнуть отверткой. Хочешь быть продюсером — читай толстые учебники, сиди на профессиональных форумах, посещай круглые столы и питчинги, дружи с критиками, изучай статьи и обзоры, отслеживай сборы фильмов и рейтинги телеканалов, знай историю индустрии. А иначе ты не в профессии.

УСПЕХ ФИЛЬМА БЫЛ ПРОСТО ВЗРЫВНОЙ

Недавно мы сняли новый татарский фильм: «Айсылу». Премьера этого фильма состоялась 11 февраля в кинотеатре «Мир». На показе был настоящий ажиотаж: оказалось, что люди приезжали на нашу премьеру даже из отдаленных регионов Татарстана. Мы сделали два показа подряд, но даже в два зала вся толпа желающих не вместилась. О нашем фильме написали практически все СМИ в Татарстане. По сей день мы получаем от зрителей звонки и письма с просьбой как можно быстрее показать им продолжение. Словом, успех фильма был просто взрывной.

Как шла работа над проектом?

Мы выиграли совсем небольшой грант от минкульта РТ: снять короткометражный фильм на тему «Человек — это звучит гордо». Мы могли снимать все что угодно, лишь бы соответствовало теме и было не короче 12 минут. Сама собой напрашивалась стилистика нравоучительной фестивальной драмы. Но мы поставили перед собой другую задачу: снять фильм, который имел бы реальный успех у широкого зрителя.

Чтобы иметь успех у зрителя, для начала фильм должен быть определенного формата. 12 минут — абсолютно неэффективный хронометраж: не годится ни для проката, ни для телевидения. На полный метр денег не хватало. И тогда мы приняли решение трансформировать наш фильм в пилотную серию телесериала и сделать эту серию такой, чтобы зритель безумно хотел узнать продолжение.

Спрашивается: как снять успешный татарский сериал, о чем снимать, какого героя выбрать? К счастью, мы знаем историю индустрии. Первым по-настоящему успешным сериалом в России стала «Бедная Настя» 2003 года. Это был первый проект, снятый «Амедиа» совместно с Sony Pictures. Специально на этот проект из США приехала профессор-сценарист Лиза Сейдман, которая обучала российских изготовителей сериалов американским технологиям, ставила методику. Мне посчастливилось многое узнать об этой методике, когда в 2005 году я был в Москве на съемках студии Юрия Беленького. Какой же сюжет был предложен американцами для первой пробы пера? Самый беспроигрышный: мелодрама, история Золушки. Там крепостная девушка из провинции влюбляется в богатого красивого помещика и в итоге возносится из грязи в князи. Смотрим дальше: какие сериалы имели самые высокие рейтинги до середины нулевых? «Моя прекрасная няня» — мелодрама, Золушка. «Не родись красивой» — мелодрама, Золушка. В общем, для первого проекта эта сюжетная модель подходила идеально, незачем было изобретать велосипед. Конструкция проявилась сама собой: простая татарская девушка из деревни попадает в большой шоу-бизнес.

Какой должна быть наша главная героиня? Опять-таки незачем гадать: есть несколько потрясающих учебников по созданию героев. Базовый — это книга Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (1949 год), в которой он анализирует мифологию по Фрейду и Юнгу. Там автор показывает, что все мировые сюжеты имеют типовую структуру, и если от нее отойти, то проект сразу теряет аудиторию. Андрей Звягинцев, кстати, большой поклонник этой теории, в своих фильмах работает исключительно с мифом. История «Айсылу» — классический мономиф; мы знали, что работаем с архетипами, и нарочно не позволяли себе делать сложную историю. Да, история сначала была сложнее, но мы нарочно ее упростили, это называется «сценарная редукция». Получился банальный сюжет? Несомненно, но мы точно знали, что с таким сюжетом соберем больше зрителей. Подтвердились наши расчеты? Да, на все сто.

Как сделать героя интереснее? Есть отличная книга Линды Сегер «Создаем уникальных героев». Еще полезные советы можно почерпнуть у Александра Митты в «Кино между адом и раем». Основной принцип простой — герой будет интересен зрителю, когда преодолевает максимальное сопротивление среды и совмещает в себе несовместимые противоречия. Чем беззащитнее герой, тем острее сопереживание. Мы крутили так и эдак и придумали отличный образ: милая девушка из деревни с прекрасным голосом, но на костылях. Вот оно, несовместимое противоречие внешнее и внутреннее: свобода сталкивается с ограничением! Вот она, естественная, непреодолимая беззащитность! Если наша героиня будет мужественно преодолевать эти ограничения каждую секунду экранного времени, зритель не сможет ее не полюбить.

ПРОСТАЯ МЕЛОДРАМА НЕТ ТАК ПРОСТА

Теперь о сюжете. Есть такая сценарная технология — «парадигма Сида Филда». Сид Филд — это голливудский гуру сценарного мастерства. Так вот, он предположил, что идеальный сюжет содержит определенные поворотные точки в строго определенных местах. Примерно так: первые 10% фильма нам показывают обычную жизнь героя. Далее происходит первая поворотная точка, выбивающая его из колеи. На 25% времени возникает событие, обостряющее сюжет и поворачивающее его вспять. На 50% — большая переломная «точка без возврата». На 75% — острый кризис героя, большое поражение, когда зло почти победило. 85 - 90% — финальная схватка и победа (или гибель). Сюжет «Айсылу» построен в точности по этой схеме, причем мы понимаем, что антагонист в нашей истории — это внутренние бесы, сидящие в душе героини, которых она должна победить. Был ли в фильме антагонист-человек? Да, но мы позволили ему, точнее ей, показать себя только в самом конце. Зачем? Чтобы усилить желание зрителя смотреть сериал дальше. Принцип Шахерезады.

Конечно, все это не значит, что создание сериала — это голая технология, алгоритмы и манипуляции. В основе успеха все равно лежат вдохновение, эмоция, внутреннее чутье авторов. Но вдохновение, однако, должно совмещаться с самыми продвинутыми технологиями, иначе трудно добиться результата в современном мире.

Что же мы получили в итоге? Фильм имел сумасшедший успех. На показе люди сопереживали, комментировали действия героев, даже пели и плакали. А потом критики стали говорить: должно быть, успех «Айсылу» связан с тем, что татары изголодались по национальному кино, из чего, видимо, можно сделать вывод: татарскому зрителю что ни предложи — он всему будет одинаково рад, лишь бы про деревню и на татарском языке.

Это, конечно, неправда. Татарский зритель действительно изголодался по национальному кино. Но фильм «Айсылу» успешен не потому, что он национальный, а потому, что он попал в точку. Там прекрасная героиня и беспроигрышная история. Фильм одинаково нравится детям, молодым и пожилым людям, мужчинам и женщинам. Поверьте, этого трудно добиться. За этим успехом и внешней простотой стоят очень сложные технологии, я рассказал вам только часть. Конечно, на поверхности зритель видит только простую мелодраму; ему и в голову не приходит, что за ней скрываются какие-то концептуальные парадигмы, Фрейды, Юнги, Сейдманы, Филды, Сегеры, Кэмпбеллы. Но мы-то их использовали, когда создавали кино! Эти технологии являются стандартом индустрии по всему миру, их используют в Москве, Европе, США, Бразилии, Китае, Индии, словом, везде. Разве мы в Татарстане не обязаны ими владеть, если хотим иметь свой национальный, конкурентоспособный кинематограф? Мы охотно обучаем этим технологиям всех желающих, ничего не скрываем. Были бы люди, готовые учиться!

Подведу итоги: думаю, татарское кино будет успешным, когда у нас будут очень ответственные и хорошо подготовленные продюсеры, владеющие самыми современными технологиями. По-хорошему, других продюсеров на рынке просто не должно быть. Продюсеров надо воспитывать и беречь. Вот и вся хитрость.

Алексей Барыкин