DSC_7928.jpg

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ ПОСЛУЖНОЙ СПИСОК

Центр современной культуры «Смена» продолжает «держать марку» — привозит одну выставку лучше другой. Вслед за проектом «Внутри грудной клетки» Кирилла Гаршина в центре на этой неделе открылась выставка художника Сергея Сапожникова Untitled («Без названия»).

Сапожников — молодой художник, куратор, учился на факультете психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону) и на курсе «Новые художественные стратегии» в Институте проблем современного искусства (Москва). Живет и работает в Ростове-на-Дону и Москве.

Несмотря на молодость, имеет впечатляющий послужной список — в течение последних пяти лет выставки, в которых участвовал художник, проходили в музее современного искусства в Варшаве, в Венеции — в рамках параллельной программы Биеннале архитектуры, в Московском музее современного искусства, в Государственной Третьяковской галерее, на престижных Viennafair в Вене и Art Basel Hong Kong.

Одна из последних персональных выставок Сапожникова Total Picture прошла в 2014 году в музее Польди-Пеццоли в Милане. Куратором выставки был один из самых известных и авторитетных специалистов в мире современного искусства Франческо Бонами.

DSC_7899.jpg
Представитель фонда Анна Зыкина

В «Смену» работы Сергея привез московский фонд современного искусства Владимира Смирнова и Константина Сорокина, поддерживающий российских молодых художников и продвигающий их на международной арт-сцене. Сапожников представлен в коллекции фонда 16 работами, 14 из которых приехали в Казань в сопровождении представителя фонда Анны Зыкиной.

IMG_2715.jpg

Открывая выставку, Анна представила гостям вернисажа еще один проект фонда — сайт Arttube.ru. «Наиболее полная афиша современного искусства», — позиционируют этот ресурс его создатели, запустившие данный проект в 2014 году. Действительно, Arttube.ru — отличный навигатор, с его помощью можно легко узнать о самых значимых выставках, лекциях, кинопоказах, конкурсах, художественных резиденциях в России и странах СНГ. Существует в сети и в виде мобильного приложения.

БОРЬБА ГЕРОЯ С ФАНТАСМАГОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Сапожников, выставляющийся за рубежом чаще, чем в России, имеет все основания для такой популярности. Экспозиция Untitled, собранная из работ разных серий, подтверждает масштаб художника. Следует подчеркнуть, что Сапожников не фотограф, он использует фотографию как медиа, как средство выражения.

Первые поверхностные впечатления, возникающие при беглом просмотре экспозиции, очень сильные: яркие, многоцветные крупноформатные фотографии, оформленные в тяжелые массивные черные рамы, действуют своими формальными качествами — цветом, размером, сложной композицией и т.д. «Снимая» первый слой впечатлений, внимательно всматриваясь в удивительные объекты и героев постановок Сапожникова, начинаешь постепенно «считывать» идею автора, практически во всех работах развивающего, в принципе, одну тему — тему борьбы и взаимодействия героя с особым пространством, со странной, фантасмагорической реальностью.

IMG_2708.jpg

В аннотации к выставке подчеркивается прежде всего то, что Сапожников «реактуализирует наследие барокко.... переносит барочные приемы в область фотографии». Действительно, фактурность, объемность, эффектное нагромождение элементов сложносоставных остроумно и оригинально аранжированных мусорных композиций, которые запечатлевает Сапожников, особенно фрагменты орнаментированных тканей, контраст цветовой и световой — в этом всем, действительно, можно легко увидеть метод барокко и барочные реминисценции, возникшие неожиданно в необычном воплощении на ростовской окраине — почти все съемки художник проводит в своем родном городе, за редким исключением, с одним и тем же персонажем «в главной роли». Герой — крепкий, брутальный молодой человек с бритой головой, одетый в обычные джинсы или спортивный костюм.

ИМПРОВИЗАТОР-СЮРРЕАЛИСТ И НЕ ТОЛЬКО

Художник странным, неуловимым образом добивается почти эпического воздействия своими фото, в которых он предстает в позиции наблюдателя, «внедряя» героя своих композиций в неухоженные, замусоренные пейзажи и среды, заставляя его преодолевать различные препятствия или, наоборот, находиться в статичном, подвешенном состоянии. Неожиданно для зрителя привычный типаж провинциального паренька, перелезающего через забор, стоящего с ярким розовым надувным матрасом подмышкой, зависшего на ветке дерева, приобретает масштаб героической фигуры благодаря особой оптике авторского взгляда на мир.

Но не только мастерство импровизатора-сюрреалиста, позволяющее автору создавать «странные миры» и его компоненты, составляет силу художественного воздействия работ Сапожникова, хотя уже и этого было бы достаточно для того, чтобы говорить о нем как о большом художнике.

IMG_2715.jpg

Есть еще одно качество, без которого постановки Сапожникова были бы не такими законченными и выразительными, — это цвет, придающий фотоснимкам качество «картинности» и живописности, оттеняющий особую глубину пространства. Фотографический «язык» художника очень выигрывает от пленочной съемки и ручной печати. Наполненные цветом и светом «странные миры» Сапожникова, действительно, не нуждаются в конкретных названиях и пространных пояснениях, они самодостаточны, поэтому краткого untitled вполне хватает.