Корреспондент «БИЗНЕС Online» Эльвира Вильданова, которая в настоящее время находится в США на стажировке от профессиональной организации ICFJ, в очередном блоге пишет, чем различаются российские и американские редакции газет, как работают электронные версии печатных изданий и как американская пресса переживает падение тиражей.
«ОБЪЕКТИВНОСТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»
Знакомство с американскими СМИ у меня и еще 10 региональных журналистов, приехавших на стажировку, организованную профессиональной организацией ICFJ (International center for journalists — международный центр для журналистов), началось с редакции одной из самых влиятельных газет в США — The Washington Post. Если говорить об уровне крутости, то очень многие американские журналисты хотят работать в этой газете или хотя бы побывать в редакции. Это не просто так — Post является крупнейшей газетой столицы Америки, а также одной из старейших, выходит ежедневно, а ее журналисты получили 47 Пулитцеровских премий.
Редакция расположена в здании на оживленной улице центра Вашингтона, и попасть в нее можно, только имея пропуск. Подняться на несколько этажей, и вот она — святая святых репортеров — ньюсрум. Он отличается от тех, что известны нам по фильмам — огромный (в ньюсруме работают 660 сотрудников) и совершенно нешумный. Возможно, причина в том, что пришли мы в 9 утра, а вообще, как нам рассказали, шум и гам бывает только во время выборов. Журналисты обычно приходят в редакцию в 10 - 11 утра (есть и те, кто к 9 утра отправляется, например, на правительственное мероприятие), а планерка с руководителями отделов газеты проводится дважды в день — в 9:30 и 16:00. Вот на утренней планерке мы и поприсутствовали, должна сказать, она ничем не отличается от проводимых в «БИЗНЕС Online» — редактор выясняет у каждого руководителя отдела, какие темы есть в работе, что планируется на ближайшее будущее, а также обсуждается статистика посещаемости сайта и самые популярные у читателей материалы.
Одной из гордостей газеты являются критики — есть и танцевальные, и музыкальные, и модные, а также критики по театру и кино. У Post есть своя видеостудия, в которой в основном проводятся обсуждения на спортивные темы. Живет издание за счет рекламы и средств от подписки на платную версию сайта. Если в 2007 году средний возраст сотрудников был 45 лет, то сейчас — 35. Зарплата в среднем составляет $100 тыс. в год.
С российскими журналистами встретился в редакции Уилл Энгленд (Will Englund) — обладатель Пулитцеровской премии, редактор отдела зарубежных новостей. Он работал в московском бюро Post и вернулся в Америку год назад. «Политики жалуются на наши статьи. Если политик звонит редактору, то редактор, конечно, выслушивает жалобы. Ты не можешь быть объективным, поскольку такой вещи, как объективность, не существует. Но мы стараемся быть справедливыми», — сказал он.
На вопрос о том, какие источники из России использует газета, чтобы освещать войну на Украине, Энгленд ответил, что «сложно найти независимые голоса в России». «В первую очередь мы обращаемся к информации Кремля и МИД. Хорошо освещает тему Федор Лукьянов (российский журналист-международник, политолог — авт.). Тема об Украине важна. It’s really big deal», — сообщил собеседник.
Когда журналиста попросили назвать стереотипы, которые есть у американцев по отношению к россиянам, он ответил, что жителей России считают очень культурными и пьющими много водки. «Я приехал в Россию, и каждый стереотип частично подтверждается. Но никто в мире не хуже и не лучше американцев. В России я люблю Масленицу, классическую музыку», — добавил он.
ЧИТАТЕЛЯМ НРАВИТСЯ ПРИЗНАНИЕ ОШИБОК
Еще одной встречей, организованной ICFJ, стала небольшая беседа с Биллом Николсом — управляющим редактором медиапроекта Politico (специализируется на освещении политических новостей, был запущен в январе 2007 года; изначально представлял из себя газету, распространявшуюся в районе Капитолийского холма 5 раз в неделю тиражом чуть более 30 тыс. экземпляров; сейчас подавляющую часть читателей издания составляют пользователи интернет-сайта). У Николса есть опыт работы в журналистике, и он был в России в первый срок президентства Владимира Путина.
По мнению Николса, важно занять узкую нишу в журналистике, в качестве примера можно привести тот же Politico. «Когда 8 лет назад мы создавали проект, большинство американских СМИ тогда только смотрели в сторону веба. Мы у себя стараемся совмещать скорость с качеством. Кому-то может не нравиться высокая скорость жизни, но к этому надо приспосабливаться. Конгресс, американская политика, деньги в политике, люди, которые пытаются деньгами повлиять на политику, — об этом мы пишем. Стараемся быть объективными, нейтральными», — рассказал он. Четыре года назад была запущена платная версия сайта, а несколько лет назад — журнал.
Николс назвал принципы работы, которые известны всем журналистам, работающим в качественной журналистике. Это необходимость проверки информации от нескольких источников — желательно трех. «Если ты репортер — ты передаешь факты и не можешь высказывать свое мнение в соцсетях. Но если ты колумнист, то это даже приветствуется, так как ты привлекаешь к себе больше внимания, — прокомментировал Николс случай с твитом сотрудника «Эха Москвы» (после гибели сына Сергея Иванова — авт.) по просьбе российского журналиста. — Я бы, наверное, может, и уволил сотрудника в аналогичной ситуации. Важно уметь признать ошибку перед читателями. Читателям это нравится, они это ценят».
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ИНСТИНКТАХ
Возможность глубже погрузиться в жизнь американских СМИ предоставилась нам — российским журналистам — на стажировке непосредственно в редакциях. Все мы были отправлены в разные штаты, и я на несколько недель осела в Южном Техасе, а именно — городе Сан-Антонио. Город в какой-то степени можно сравнить с Казанью. Население — 1,4 млн. человек, очень мощно развит туризм, а одна из основных отраслей экономики — нефтедобыча (в Техасе находится треть запасов нефти США). При всем этом в городе есть всего одна крупная серьезная общественно-политическая газета — San Antonio Express-News — в печатной и электронной версиях. В этом году издание (частное, входит в медиахолдинг Hearst Corporation) празднует 150-летний юбилей, а работают в нем около 500 человек. В ньюсруме трудятся примерно 150 человек. Возраст сотрудников самый разный — есть и те, кому 67 - 68 лет, и молодежь 23 - 24 лет. Большинству сотрудников около 40 лет.
Газета публикуется ежедневно, в будни тираж составляет примерно 120 тыс. экземпляров, в воскресенье выходит «толстушка» — тираж достигает 250 тыс. экземлпяров. Количество полос различается — наибольшее количество выходит в воскресенье, наименьшее — в понедельник.
Атмосфера в ньюсруме дружелюбная и также нешумная. Журналисты работают в разных отделах: спорт, бизнес, экономика и т.д. Создание журналистского текста стандартно — поиск информации из различных источников, проверка достоверности фактов, сбор мнений экспертов по вопросу.
В фотодепартаменте работают 10 фотографов и еще 3 фрилансера. Как рассказал мне редактор отдела Мишель Фортье (Michel Fortier), главное в фотографии в газете — поймать эмоциональный момент, показать связь с читателем. Например, для иллюстрации материала о фильме «50 оттенков серого» была отобрана среди прочих фотография нескольких подруг, пришедших на сеанс в местный кинотеатр, — они не просто идут рядом, а держат друг друга за локоть. Это дает эмоциональную связь с читателями, говорит Фортье. Для обработки фотографий используются стандартные Photoshop, Lightroom, а также Photo Mechanic 5.
В отделе, который работает только на электронную версию газеты, трудятся 12 человек. Как рассказал редактор отдела, одним из самых популярных материалов за последний месяц стала статья о новом ресторане в городе, посетителей которого обслуживают официантки в весьма откровенных нарядах, можно даже сказать, в подобии нижнего белья. Статью просмотрели несколько миллионов раз! Другие популярные темы на сайте — недвижимость, происшествия, ресторанные обзоры. У отдела есть небольшая студия, организованная в ньюсруме, где записываются короткие видеоролики для размещения на сайте. Если в «БИЗНЕС Online» видеорепортажи, а также собственные видеопроекты записываются только на видеокамеру, то в San Antonio Express-News используется... iPhone (впрочем, и камера иногда тоже). Как объяснили американские коллеги, сделать всю работу можно в приложении из App Store — Videolicious. И это действительно удобно! Я была свидетелем того, как короткое видео было записано, смонтировано и выложено на сайт за каких-то 15 минут.
Что касается сухой статистики, количество уникальных посетителей сайта мне не раскрыли (редакционная тайна), но сообщили, что по итогам 2014 года 14% всех переходов на сайт газеты было осуществлено по ссылкам в Facebook, 2% — Twitter. 29% читателей перешли на сайт через поиск Google, 46% — это прямые заходы на домашнюю страницу газеты.
ГАЗЕТЫ НЕ ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ
Я также побеседовала с административным редактором газеты Дино Киекки (Dino Chiecchi) о том, почему практически в каждом номере публикуются материалы о ситуации на Украине, как газета зарабатывает на существование, и о том, насколько велика проблема падения тиражей печатных изданий. В газете Киекки отвечает за административную работу, ответственен за набор сотрудников в издание (совместно с управляющим редактором), за бюджет, а также за организацию стажировок студентов в летнее время.
— Газета работает только на ваш город?
— San Antonio Express-News — областная газета, которая освещает события в Южном Техасе. Иногда мы отправляем журналистов в другие регионы для освещения новостей.
— Облегчает ли газете жизнь нахождение в составе холдинга Hearst Corporation? Как газета зарабатывает на жизнь?
— Думаю, облегчает. Мы частная компания, и наши акции не торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Быть частной компанией означает возможность делать что-то, что невозможно, если она государственная. Нет нужды отчитываться перед акционерами, следить за тем, как торгуются акции. Кроме того, мы в рамках одного холдинга можем делиться статьями с другими изданиями, входящими в него, например с Houston Chronicle.
Есть три способа заработка денег. Первый — реклама, и это самая большая часть получаемых доходов, думаю, более 50 процентов. Кроме того, реклама размещается в электронной версии газеты (появилась в 2010 году). Посещаемость сайта постоянно растет, как следствие, все больше рекламодателей заинтересованы в размещении именно там. Второй способ — подписка как на печатную, так и электронную версию. Третий — продажа газеты в магазинах, супермаркетах, боксах (специальные автоматы, цена за номер — $1 — авт.).
Основные наши рекламодатели — автодилеры, универмаги, магазины электроники.
— О чем пишет газета? Что интересно читателям?
— Туризм — важная сфера для города, поэтому мы много пишем о нем. Нефть и газ, медицина — также важные отрасли. Интересны читателям темы о военных, армии. Также много пишем о правительстве, в частности о городском. Спорт — еще одна большая и важная тема. У Сан-Антонио есть своя баскетбольная команда San Antonio Spurs, которая четыре раза становилась чемпионом NBA. Два журналиста освещают спортивную тематику. Кроме того, у нас есть корреспондент, который работает в Вашингтоне.
— Практически ежедневно в вашей газете публикуются материалы об Украине. Почему пишете на эту тему?
— Мы считаем, что у наших читателей широкой кругозор и они заинтересованы в событиях, происходящих в мире. Думаем, тема по Украине очень важна. Кроме того, эта тема затрагивает вопросы гуманности, вопросы суверенитета. Я думаю, что цена на нефть также в какой-то мере зависит от ситуации на Украине. Так что многое по этому вопросу интересно, мне лично также. Американцы часто занимают высокомерную, пренебрежительную позицию, что означает, что нас волнует очень немногое в мире. Но не все такие.
— Какое образование у журналистов издания?
— В основном журналистами работают те, кто отучился по данной специальности в университете. Однако одни из лучших журналистов, которых я знаю, имеют экономическое или бизнес-образование.
— На днях вы организовали для сотрудников редакции мастер-класс по социальным медиа? Это важно для газеты?
— Большинство репортеров не очень оперативны в том, чтобы работать на сайт, и мы обучаем их этому. Например, если ты идешь в муниципальный совет, ничто не мешает тебе отписать три абзаца, чтобы оперативно разместить информацию на сайте. Но мышление у репортеров, которые всю жизнь работали на печатную версию газеты, другое, и они сдают материал только к вечеру. Но к чему ждать? Мы стараемся изменить это мышление. При этом многие наши журналисты популярны в Twitter.
— Какова средняя зарплата в вашем издании?
— Средняя заработная плата в ньюсруме — 37 - 40 тысяч долларов в год. Это неплохо. Средняя зарплата по городу — 43 - 45 тысяч долларов.
— Есть ли какие-то трудности с получением информации? Бывают ли материалы, расследования, после которых увольняли должностных лиц?
— У нашей газеты хорошая репутация, нас уважают, поэтому люди любят с нами поговорить. Получать информацию несложно.
Было много случаев, когда должностные официальные лица были уволены после наших публикаций. Сейчас мы работаем над еще одним подобным материалом — расследуем случай перемещения в городе загрязненной почвы. Не удивлюсь, если кто-то в результате потеряет работу. Мы часто публикуем расследования, которые кому-то не нравятся. Но это и есть работа журналиста.
— Тираж газеты впечатляет. Насколько сильно он падает из года в год? Каков вообще ваш прогноз по поводу будущего печатной прессы?
— В Сан-Антонио, где проживают 1,4 миллиона человек, есть смысл выпускать газету с таким тиражом, как у нас. Но тираж падает — газета была больше. По мере того как уменьшается тираж, уменьшается и количество штатных сотрудников. В 2005 - 2006 годах в газете работало порядка тысячи человек, а в ньюсруме — 303. Сейчас в ньюсруме — 150.
В Сан-Антонио нет газет, которые получают поддержку от государства (по стране таких изданий очень мало — авт.).
Я думаю, что печатная пресса продолжит существование. Не думаю, что газеты совсем исчезнут в скором времени. Разумеется, мы достигнем точки, когда у каждого человека газета будет в смартфоне, планшете или компьютере, но это будет не так скоро.
Сан-Антонио (Южный Техас) — Казань
Читай также:
Американские записки: быт и нравы. Часть 1-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.