Накануне в Москве региональные банкиры, отлученные от триллиона на докапитализацию, просили чиновников расширить механизм помощи банковскому сектору. В дискуссии на заданную тему приняли участие все: от представителей ЦБ и минфина до представителей Кремля и ассоциации региональных банков. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, нужно ли ждать отзыва лицензий, как оптимизироваться финучреждениям и какие суррогаты денег стоит выпускать банкам.
Сергей Глазьев
«НАДО ИСКАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ»
При сохранении нынешней кредитно-денежной политики региональным банкам придется искать новые инструменты для выживания с опорой на местные власти. Такое мнение в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» высказал советник президента РФ Сергей Глазьев. «Ситуация для региональных банков едва ли улучшится, поскольку жесткая денежная политика предполагает ограничение доступа к источникам рефинансирования, это ограничение реализуется, естественно, в пользу крупных госбанков. Региональные банки, которые не очень крупные, у которых нет соответствующих возможностей продвижения своих интересов в ЦБ, фактически отрезаны и от механизмов рефинансирования, и от межбанковского рынка, который для них слишком дорогой. Поэтому если такая кредитно-денежная политика продолжится, то региональным банкам надо искать возможности выживания с опорой на региональные власти», — сказал он накануне в кулуарах всероссийской банковской конференции. Глазьев подразумевал, что кредитным организациям придется выпускать «всякого рода финансовые инструменты», которые бы принимались на региональном рынке. Это могут быть право требования, векселя, складские свидетельства и прочее. «Если не хватает полноценных денег, региональным банкам приходится изобретать дополнительные возможности поддержания платежного оборота на своей территории», — добавил экономист.
Из-за неграмотной, как считает Глазьев, кредитной политики Центробанка, который сокращает денежное предложение, не желает предоставить механизмы кредита, идет спад экономической активности. А это сильнее всего ударит по регионам, где уже наблюдаются падение доходов и инвестиций. Естественно, пострадают и местные банки, которые непременно столкнутся с ухудшением клиентской базы, а это, в свою очередь, создаст «непреодолимые трудности в поддержании кредитной активности».
«НУЖНО ОБРЕСТИ СУВЕРЕНИТЕТ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ»
Поэтому Глазьев видит только два сценария «нашего будущего». Первый из них связан с тем, что Россия останется на периферии американской финансовой модели. При этом ожидать смены стратегии США не стоит. «Они для удержания глобального лидерства в конкуренции с Китаем, которому они проигрывают, будут вести себя все более агрессивно... Усиление контроля будет идти через гибридные войны и увеличение хаоса на периферии для того, чтобы использовать дестабилизацию политико-экономических систем наших государств. Отсюда укрепление позиции США в переживаемом сегодня глобальном финансовом кризисе. Ключевой момент этой стратегии — развязывание войны в Европе против России», — предрек советник президента, выступая на конференции. Впрочем, сейчас он уверен, что президент РФ Владимир Путин успешно этой стратегии противостоит.
Второй вариант связан с ядром новой финансовой модели, которая формируется в Азии. От американской она отличается тем, что в данном случае сильна роль государства, госсобственность поддерживает частную. «В этой модели денежная политика имеет подчиненное положение», — пояснил он. При этом эмиссия ведется из потребности в деньгах для развития экономики, в соответствии с планами развития и при условии сбалансированности. Упор делается на внутренние источники кредита, а чтобы они работали, модель предусматривает многоканальность рефинансирования. «Залогом успеха модели является жесткий контроль за целевым использованием денег», — добавил экономист.
По его словам, для России предпочтительнее второй вариант. «У нас есть еще возможность, пока нас уважают коллеги по БРИКС, войти в ядро этой системы, а для этого нужно обрести суверенитет кредитно-денежной политики», — уточнил он. Пока же, сожалеет Глазьев, страна продолжает идти по «пессимистическому сценарию», который неотвратимо повлечет за собой дальнейшее ухудшение реального сектора, рост социальной напряженности, безработицы и тому подобное.
«БАНКАМ ДОЛГО ПРИДЕТСЯ РАБОТАТЬ В СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ»
То, что между Глазьевым и чиновниками из Банка России непреодолимая пропасть, показал один момент. После выступления зампредседателя ЦБ Михаила Сухова советник президента поинтересовался, почему же регулятор, который и сам в состоянии напечатать деньги, взваливает нагрузку в виде 1 трлн. рублей на бюджет. Представитель ЦБ, то ли не понял вопрос, то ли не хотел понять, но пустился в рассуждения о том, что банки обязаны развивать кредитный портфель в рублях в ограниченном круге секторов, работающих на внутренний рынок, не меньше, чем на 1%. «Мы поддерживаем связь банков с реальным сектором экономики. Мы создаем контрольные механизмы, чтобы эта связь заработала», — был его ответ.
Тем не менее надо отдать должное, в начале своего выступления Сухов сразу предупредил собравшихся банкиров, что все находятся на пороге сложного периода развития банковского сектора. В ЦБ его продолжительность оценивают в два года. «Банкам достаточно долго придется работать в сложных экономических условиях, когда будет наблюдаться спад ВВП», — отметил зампред. При этом к показателям текущих убытков надо относиться спокойно. «Соотношение прибыльных и убыточных банков будет примерно в пропорции либо 3:1, либо 2:1. Хотелось бы больше, чем 3:1», — надеется Сухов. Банкирам он посоветовал оптимизировать расходы и повышать производительность труда.
Однако даже в сложные времена Центробанк будет только усиливать надзор. «Мы вдвойне будем внимательны в сфере надзора, потому что любые финансовые трудности обостряют накопившиеся проблемы. Если банк дышит плохо, то в хорошую погоду это менее заметно, а в условиях финансовых сложностей это более заметно. Надзор будет более плотным, объективным и оценивать ситуацию так, как она есть», — предупредил чиновник. Уже сейчас регулятор настороженно относится к росту просроченной задолженности. По словам Сухова, за два месяца текущего года она увеличилась на 185 млрд. рублей. В ЦБ ожидают, что цифра может и вовсе вырасти до 900 млрд. рублей. «Это фактор, который требует повышенного внимания со стороны банков, правильного управления рисками, взаимоотношениями с заемщиками, организацией залоговых процедур», — обратил внимание Сухов.
Он искренне надеется, что банки, не скрывающие свои проблемы в отчетности, выйдут из сложной экономической ситуации «позитивными». Тем более в ЦБ уверены, что владельцы и акционеры должны сами найти выход из этого тупика. «Если это не получится, понятно, у нас есть механизмы привлечения АСВ и другие истории», — обнадежил Сухов.
ПОЧЕМУ БАНКИРЫ БОЯТСЯ БРАТЬ ДЕНЬГИ
Еще один представитель правительства — замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, как и любой чиновник, вечно спешащий, не стал растекаться мыслью по древу, а коротко рассказал о тех мероприятиях, которые собирается провести его ведомство, чтобы поддержать (а не спасти! — он подчеркнул это особенно) банковский сектор. «Триллион и миллиарды из ФНБ — это мероприятия для обеспечения достаточности капиталов в банковской системе, чтобы банковская система могла кредитовать экономику на достаточном уровне», — заметил он, затронув эту животрепещущую тему. Впрочем, по словам Моисеева, условие наращивать кредитование реального сектора многим банкам не нравится. В этом с ним согласился президент ассоциации «Россия», депутат Госдумы Анатолий Аксаков. «Некоторые банки отказываются, боятся брать эти деньги, потому что с них спросят, ведь предусмотрены штрафные санкции», — рассказал он нашему корреспонденту в кулуарах конференции. При этом в ассоциации региональных банков предлагают использовать механизм шире — чтобы им могли воспользоваться региональные банки. «Чтобы банки могли докапитализироваться и принять активное участие в кредитовании МСБ», — добавил он.
Но если этот триллион выделен только ограниченному числу банков, то у минфина в запасе есть еще одна программа, в которой сможет участвовать гораздо большее количество кредитных организаций. Это субсидирование ставки по ипотеке. Моисеев напомнил, что ставка будет снижена до 12%. «Любой банк может участвовать в программе», — пообещал он. Но и в данном случае с оговоркой. Минфин поделил все банки на две части: те, которые могут взять обязательство ежемесячно выдавать ипотеку на 300 млн. рублей, и те, которые не могут такого обещать, но воспользоваться смогут через АИЖК. Субсидии по ипотечным ставкам включаются с 1 апреля.
Также среди ожиданий Моисеева — закон о финансовом омбудсмене. Он надеется, что Госдума, наконец, примет его. «У нас будет институт на юридически выстроенной основе. Он будет разбираться с конфликтными ситуациями между гражданами и банками до передачи их в суд», — заметил замминистра.
«ФАС ДОЛЖНА СКАЗАТЬ ЖЕСТКОЕ СЛОВО»
О проблемах региональных банков, которым, собственно, и посвящена конференция, рассказал глава их ассоциации Аксаков. «Сейчас банки, которые добросовестно выполняли инструкции и закон, чувствуют себя вполне уверенно. Конечно, меньше стало кредитов, поскольку они сами жестче стали оценивать, и клиенты стали обращаться ввиду экономических условий реже. Но ресурсная база достаточно стабильная», — рассказал он нашему корреспонденту. Теперь, по его словам, основным ресурсом являются вклады. А поскольку подорожали и вклады, и кредиты, то банкам приходится «сжимать маржу», чтобы уменьшить процент по заимствованиям. Еще один вариант экономии — снижать издержки. Аксаков пояснил, что многие банкиры уже всерьез задумались о передаче отдельных функций на аутсорсинг.
Депутат признал, что у госбанков тем не менее есть преимущество перед региональными коллегами, потому что первые имеют доступ к рефинансированию. «Но ЦБ сейчас расширил перечень залоговых инструментов, которые могут предоставлять и региональные банки. Многие знают, что есть возможность привлечь деньги со стороны ЦБ для кредитования проектов под залог тех же кредитов, предоставленных под проекты. Они это используют. А если нет, то в потенциале знают и спокойно себя чувствуют, что могут воспользоваться этой мерой», — успокоил он нашего корреспондента.
Самому Аксакову не дает покоя «хроническая проблема» — ликвидность неравномерно распределена между кредитными организациями. «Средства ЦБ в балансах госбанков превышают долю участия госбанков на рынке в активах на 20 процентов», — сказал он. В принципе, для депутата это «нормальное явление», так как в условиях снижения внешнего фондирования госбанки обращаются в ЦБ, стремятся к тому, чтобы госкомпании размещали средства у них на счетах. «Естественно, в сложные периоды клиенты перетекают в госбанки, считая, что там их средства более сохранены», — с сожалением заметил он. И все-таки Аксаков возмущен тем, что иногда используются недобросовестные методы конкуренции, намеренно распространяются слухи, что сохранятся только госбанки, а остальные уйдут с рынка. Также он рассказал о случаях, когда руководители регионов пишут компаниям, которые они курируют, чтобы те перевели свои счета в госбанки. «По закону, это неправильно, это нарушение антимонопольного законодательства, ФАС должно свое жесткое слово сказать», — негодует Аксаков.
Депутат предлагает следовать принципу распределения ниш. «Мы понимаем роль крупных банков в экономике России. Но нам нужны и транснациональные банки, которые работали бы на внешних рынках. У каждого есть своя ниша: у крупных банков крупные клиенты, проекты, международные проекты. Малые и средние банки — МСБ. Мы за такой подход. Но при этом должны быть равные возможности по рефинансированию, работе с клиентами. Кто в этой борьбе покажет лучшие условия для своих клиентов, тот и должен иметь возможность работать с этими клиентами», — настаивает он и ожидает действий минфина, который предпримет какие-нибудь меры, чтобы ликвидность растекалась по всей экономике, уменьшая нагрузку на ЦБ.
«САМЫЕ НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ УЧАСТНИКИ УШЛИ»
Позитивный фактор Аксаков видит в том, что снизился темп ухода банков с рынка. «Самые недобросовестные участники ушли — это раз. Второе: ЦБ тоже стал более гибко относиться к отзыву лицензий. Но отзывает только у тех, кто нарушает закон. Он предпочитает санацию, нежели отзыв лицензии. Отзывы будут, но не больше, чем те, которые существовали до прихода нового руководства ЦБ», — ожидает он.
Тем не менее предлагаемые финансовыми властями меры поддержки (а иногда спасения) банковского сектора Аксаков поддержал, но подчеркнул, что они всего лишь решают проблемы сегодняшнего дня. Сам он настаивает на «иной философии развития». «Настала пора вырабатывать стратегию, когда государство будет обеспечивать реальную диверсификацию экономики. Развитие отраслей позволяет не зависеть от внешнего влияния. Естественно, в условиях отсутствия зарубежных инвесторов встает вопрос: где взять средства? А средства — это средства населения, предприятий, институтов развития и средства ЦБ. Мудрость ЦБ и правительства заключается в том, чтобы обеспечить программу новой индустриализации нашей страны, причем таким образом, чтобы они не оказывали давления на валютный курс, не оказывали давления на инфляционную ситуацию в нашей стране», — заявил депутат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.