MC1_9495[1]_500x360.jpg
Николай Никифоров (фото: minsvyaz.ru)

ОПЫТ АВТОПРОМА ГОДИТСЯ И ДЛЯ IT-ОТРАСЛИ?

На прошлой неделе министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров утвердил план импортозамещения программного обеспечения, в соответствии с которым в большинстве сегментов российского корпоративного рынка отечественный софт должен занять не менее 50% к 2025 году, тогда как сейчас их доля составляет от 3% до 25%.

Такую работу у себя, в ICL-КПО ВС, мы запустили, сейчас создаем свою облачную платформу, которая работает на основе открытых стандартов OpenSourse. Это будет облачная операционная система, база данных, средства управления хранилищами данных, авторизации и т.д. Все это будет наша разработка. Через нее мы будем продвигать наши прикладные программные продукты для рынка. Это будет очень недорого и эффективно для решения задач покупателей. Но ставить себе цель конкурировать с платформами Microsoft и других мировых брендов мы пока не собираемся.

Надо отметить, что минсвязи РФ одним из последних министерств разработало свою программу импортозамещения. Я даже недавно предлагал Никифорову поучаствовать в ее написании, тем более что в свое время с аналогичным предложениям я обращался к его предшественнику Леониду Рейману. Мое предложение заключалось в создании для IT-отрасли программы, аналогичной той, которая уже использовалась для автопрома и предусматривала локализацию производства иностранных автомобилей в России. Если ты западный производитель и хочешь продавать у нас свою технику, то должен создать здесь свое сборочное производство и производить комплектующие.

«НАМ НИКТО НЕ ЗАПРЕЩАЕТ ВВОДИТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ»

Конечно, не все так просто. Проблема нашей отрасли заключается в том, что у нас колоссальное разнообразие используемых технологий, стандартов и продуктов, несравнимое с ассортиментом автокомплектующих. Кроме того, продукты живут очень короткое время, на рынке постоянно появляются новые. Даже операционные системы постоянно обновляются, выпускаются пакеты обновления. Это основная сложность в использовании опыта автоотрасли.

В то же время для отдельных групп продуктов, таких как персональные компьютеры, планшеты, различные типы серверов, почему бы это не сделать? Могу привести пример других стран. В 90-е годы я работал с компаниями NCR, IBM, Fujitsu, и мы пытались тогда разработать линейку банкоматов. Оказалось, что просто так никто на свои рынки с конкурирующими продуктами не пускает. Например, во Франции ввели стандарт, согласно которому работающий в этой стране банкомат должен быть оборудован сейфом, со специальными закорючками в техусловиях, которым отвечали только французские производители. В результате производители банкоматов вынуждены были либо создавать производство во Франции, либо комплектовать свое оборудование французскими сейфами. Фактически это было законодательное регулирование рынка, которое защищало приоритетный рынок производства сейфов.

1408910049_0317.jpg

Нам тоже никто не запрещает вводить национальные технические стандарты. Никто же не возмущается, что в России колея железной дороги шире, чем в Западной Европе, тем самым закрывая доступ на отечественный рынок иностранных локомотивов? Хочешь продавать локомотивы — делай их в России. Почему бы аналогичные техрегламенты не разработать для компьютерной техники?

ВЛАСТИ ДО СИХ ПОР ПРЕДПОЧИТАЮТ ЗАКУПАТЬ ИНОСТРАННУЮ ТЕХНИКУ

Мы ведь хотим, чтобы у нас было импортозамещение, чтобы развивалась своя IT-отрасль? Кто-то скажет, что инвестировать в такое производство неэффективно. Но ведь на самом деле инвестировать ничего и не нужно: у меня уже два года как действует завод по производству компьютерной техники. Сейчас он загружен всего на треть своей мощности. Почему? Да потому что федеральные и региональные госструктуры несмотря на санкции и антисанкции до сих пор предпочитают закупать иностранную технику, переплачивая втридорога! Как это понимать?

Кстати, когда перед Ford российское правительство поставило задачу по локализации не менее 50% комплектующих в России, вместе с ним на наш рынок пришел его поставщик электроники. Руководитель этой компании приезжал ко мне и вел переговоры о возможном размещении на моем заводе производства автоэлектроники. Я сказал: не вопрос, это я знаю, то умею, мы и более сложные вещи делаем. В итоге договорились, что как только от Ford поступит распоряжение о начале локализации автоэлектроники в России, то мы с ними начнем совместное производство.

Но Ford такого распоряжения не дал. А почему? Потому что российское правительство не стало требовать до конца соблюдения требования по локализации, которое было ранее принято. Напомню, что электроника занимает существенную долю в цене автомобиля — от 10 до 20%. И со временем эта доля еще более растет. При этом локализовать ее производство намного проще, по сравнению с переносом в Россию производства, скажем, двигателя. Там нужна соответствующая культура производства, высокотехнологичные материалы, новейшее оборудование. А для электроники поставил автоматическую линию — и все. Но этого не произошло — не хватило воли.

«ИНВЕСТОРОВ МЫ СВОИХ НАЙДЕМ, СВОИ СПЕЦИАЛИСТЫ УЖЕ ЕСТЬ, И ДЕЛАТЬ МЫ УМЕЕМ ЛУЧШЕ КИТАЙЦЕВ»

Я считаю, что для импортозамещения нужно только одно — воля властей. Инвесторов мы своих найдем, свои специалисты уже есть, и делать мы умеем лучше китайцев. Да и по цене мы можем конкурировать с Поднебесной. Доля ручного труда в производстве компьютерной техники незначительна, а комплектующие стоят примерно одинаково по всему миру.

Сейчас для клиента важны другие параметры: время доставки, транспортные расходы и оперативная подстройка под нужды заказчика. Это может обеспечить только местный производитель, который знает свой рынок и потребности клиента. Не даром же эксперты говорят, что сейчас в мире происходит переход от крупносерийной экономики к мелкосерийной, подстраиваемой под нужды конкретного клиента. Это предусматривает максимальное приближение завода к потребителю продукции.

Другая история с импортозамещением комплектующих для компьютерной техники. Строительство завода по выпуску микропроцессоров требует инвестиций в миллиарды долларов и может окупиться только в случае выхода на глобальный рынок сбыта, исчисляемый десятками миллионов штук изделий в год. В середине 90-х годов я предлагал, чтобы Fujitsu строила в России свои заводы. Но о таких проектах необходимо договариваться на уровне президентов. В министерстве внешней торговли РФ, которое готовило встречу Ельцина с японским премьер-министром Хасимото, мне говорили, что это единственный реальный проект, который имело смысл обсуждать. Три раза лидеры России и Японии встречались, документы по этому проекту были в папке у Ельцина, но до обсуждения так и не дошло. Опять не хватило воли?

Виктор Дьячков, генеральный директор ОАО «ICL-КПО ВС»