1.jpg
Алсу Ахметова-Шакул: «Я по природе такой человек, если мне скажут: «У тебя не получится», — сделаю все, чтобы получилось»

ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА ИЗ ТАТАРСТАНА

– Алсу Ильгизаровна, хотелось бы узнать, как вы оказались в Турции, да еще и смогли сделать в чужой стране карьеру!

— Сегодня Турция — мой второй дом. Но тогда, в далекие 90-е годы, я и представить не могла, что моя жизнь сложится именно так. Я родилась в Арске в семье учителей. Еще в детстве, когда меня планировали отдать в музыкальную школу, я попросила о другом — сказала, что хочу изучать иностранные языки. Мама с папой пошли навстречу, хотя, как вы понимаете, тогда в Арске с обучением иностранному языку было проблематично. После школы поступила в Казанский педагогический институт, на факультет иностранных языков, кафедру английского. Как-то на лекции подружка мне написала записку: «Хочешь поехать в Турцию? Беги к завкафедрой, пиши заявление!» Это была первая программа обмена студентами между тюркоязычными странами и республиками. От Татарстана ехали 11 студентов — первые ласточки по этой программе. Шел 1992 год, мне не было еще и 18…

— Как родители отреагировали на сообщение о том, что вы едете в Турцию?

— Конечно, были в шоке. Долго думали, потом решили, что это близкая нам по менталитету страна, и отпустили — езжай. Собрали деньги, вещи, и я поехала. В Турции училась в университете в Самсуне (город в Черноморском регионе) на кафедре английского языка. После уехала в Анкару — решила остаться поработать. Кстати, я довольно быстро адаптировалась в этой стране и где-то уже на третий месяц учебы в университете заговорила на турецком языке, хотя он всего процентов на 30 схож с татарским. В принципе, на основе татарского я и выучила турецкий язык.

— И где устроились?

— В 90-е как раз началось активное развитие связей между двумя странами, в России появились первые турецкие строительные фирмы. Я устроилась в одну из таких в Анкаре. Это была крупная компания с целым департаментом переводчиков, и им понадобился специалист со знанием русского и турецкого языков. Руководителем департамента была женщина-болгарка, которая меня почему-то невзлюбила. Все время говорила: «Алсу, у тебя ничего не получится с переводом, даже и не пытайся». И так меня это задело! Я по природе такой человек, если мне скажут: «У тебя не получится», — сделаю все, чтобы получилось. И тут начальница ушла в отпуск, и надо же было такому случиться, что президенту компании в этот момент понадобился переводчик. И ему так понравился мой перевод! Впоследствии меня перевели в департамент экспорта, который я потом и возглавила. Ну а следующим этапом в моей жизни в Турции стала работа в правительстве страны…

— Интересно, как молоденькая девочка, да еще иностранка попала в турецкое правительство?

— Получилось совершенно случайно. Нас, приехавших из других стран по программе обмена студентов, пригласили на государственный телеканал Турции на передачу, посвященную этому проекту: насколько он удачен, как сложилась судьба первых студентов, которые приехали в Турцию. В этой программе участвовали и представители министерства экономики страны. Они обратили внимание на то, как мы владеем турецким языком, и попросили помочь с переводами в министерстве экономики. Прекрасно помню свой первый перевод: огромный зал, министр, пресса и я — неопытная 21-летняя девчонка. У меня началась такая паника! Тогда заместитель министра мне сказал: «Если хочешь сделать карьеру, забудь про волнение! Или бросай эту работу. Не обращай внимания: сегодня — министр, завтра — президент. Просто делай свое дело, иначе не достигнешь успеха». Это был очень ценный совет. Потом уже меня пригласили на постоянной основе в службу протокола министерства референтом-переводчиком, помимо этого я занималась организационными вопросами на протокольных мероприятиях не только в Турции, но и в СНГ, по всему миру.

5.jpg
Врио президента РТ Рустам Минниханов и министр экономики Турции Нихат Зейбекджи во время посещения офиса компании «Медитуризм»

— Принято считать, что профессии переводчика не самая удачная для карьеры…

— Ничего подобного! Прекрасная профессия! Вы знакомитесь с интересными людьми, сопровождаете очень важных персон: они вам доверяют, вы — им. В моей практике я сопровождала президента России Владимира Путина, президента Татарстана Рустама Минниханова, президентов (в разные годы) Турции, других лидеров. Общаться с такими людьми, находиться рядом с ними очень интересно и познавательно. Поверьте, они совсем другие, чем на экранах телевизоров. И вы многому учитесь у них. Я ни разу не пожалела, что выбрала эту профессию. Расскажу об одном моменте, который случился со мной в 2002 году. Я участвовала в переговорах между Владимиром Путиным и президентом Турции в то время Ахметом Недждетом Сезером. Лидеры двух стран идут по красной ковровой дорожке, а мы обычно по красной линии не ходим. Но в тот день шел проливной дождь, и мне, чтобы я не поскользнулась на мраморном полу, предложили идти вместе с президентами. Вокруг камеры, пресса, политики, дипломаты, а я иду по ковровой дорожке вместе с лидерами двух стран. А когда зазвучали турецкий и российские гимны, я испытала такие непередаваемые чувства… Не всегда удается переживать такие эмоции.

— У вас двойное гражданство?

— Да, у меня в Турции муж, дочка, друзья, бизнес. Татарстан — моя родина, здесь родные, мои корни, а Турция стала вторым домом. Считаю, что Россия ведет правильную политику, разрешая своим гражданам двойное гражданство. У меня есть много знакомых с Украины, из Казахстана, где это запрещено, и они сталкиваются с серьезными проблемами. Я подала документы на оповещение о гражданстве Турции — все в соответствии с законом. И прекрасно живу на две страны, на два дома, спокойно перемещаюсь, нет никаких преград ни для общения с близкими, ни для ведения бизнеса.

В ТУРЦИИ СИТУАЦИЙ С БАНКРОТСТВОМ ТУРКОМПАНИЙ НЕ БЫЛО

— Давайте поговорим о бизнесе. Когда вы решили уйти со службы в правительстве и организовать свое дело? И почему? Ведь ваша карьера так удачно складывалась…

— Семейный бизнес основал мой супруг 10 лет назад. До этого он тоже работал в правительстве страны, где мы и познакомились. Но потом он решил заняться своим делом. Мы начинали с консалтинговых услуг, организации деловых мероприятий, и в 2010 году я поняла, что двигаться дальше на том месте, где я работала, уже некуда. Поэтому решила, что будет правильным использовать накопленные знания и опыт в семейном бизнесе и полностью переключиться на него, поддержать супруга. И тогда же попросила руководство страны отпустить меня. Мне пошли навстречу, но с условием, что при необходимости буду помогать в службе протокола. И до сих пор я участвую в переговорах и протокольных мероприятиях, но только уже не на постоянной основе.

— Чем занимается ваша компания в Турции?

— Наша компания «Акын Эвент» была создана в 2005 году. У фирмы два направления: деловой и медицинский туризм. Мы организуем переговоры, семинары, конференции, конгрессы по всему миру, а также лечение и санаторную реабилитацию в Турции.

— Работает ли ваша компания с Татарстаном?

— Конечно. Мы организовывали крупные мероприятия с делегациями из Турции, которые приезжали в Татарстан с деловыми и торговыми миссиями. Буквально в феврале была делегация двух министерств: сельского хозяйства и промышленности. Мы были организаторами двусторонних деловых встреч. В марте была организована встреча мэра Стамбула и министра экономики Турции с временно исполняющим обязанности президента РТ Рустамом Миннихановым и мэром Казани Ильсуром Метшиным. В рамках рабочего визита делегация посетила и компанию «Медитуризм». Кстати, наши гости отмечают, что у такого направления, как медицинский туризм, большой потенциал. Особенно между двумя дружественными странами, в частности между Турцией и Татарстаном.

— Вы работаете как оператор или агентство? И вообще, существует ли в Турции какое-то разделение по форме, зоне ответственности компаний, занимающихся туристическим бизнесом?

— В Турции все туристические компании подразделяются на три группы: А, В и С. А — туроператоры, В — агентства, С — транспортные компании. Если хотите заниматься туристическим бизнесом, вы должны вступить в союз туристических агентств Турции, который контролируется министерством туризма и культуры. И наша компания — член этого союза, мой супруг входит в совет правления его анатолийского отделения. Также мы входим в комитеты делового туризма и медицинско-оздоровительного туризма союза. Кстати, мы зарегистрированы в Турции как зарубежный оператор, у нас нет посредников, поэтому все наши услуги гарантированы нашим клиентам.

— Вы же помните, как в России в прошлом году прокатилась волна банкротств туристических компаний, когда сотни туристов оказались ни с чем. Возможно ли такое в Турции?

— В Турции таких ситуаций не было. Там система немного другая: при министерстве туризма и культуры создан специальный фонд, в который все члены союза вносят взносы. Если вдруг что-то случится, именно министерство туризма и культуры из этого фонда будет компенсировать убытки туристам и компаниям. И хоть государство в лице министерства туризма и культуры нас и не «поджимает», контроль все равно есть. Именно государственный контроль играет важную роль. Думаю, и в России нужно сделать так же.

4.jpg
Мэр Стамбула Кадир Топбаш и мэр Казани Ильсур Метшин обсудили перспективы медицинского туризма

ЕВРОПЕЙСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДРУЖЕСТВЕННОЙ ТУРЦИИ

— Недавно вы открыли в Казани компанию «Медитуризм», ориентированную на организацию лечения и санаторной реабилитации в Турции. Расскажите подробнее об этом проекте…

— Идея открыть бизнес по медицинскому туризму родилась года два назад — мы ее обсуждали на совете правления нашего отделения союза: почему бы не работать не только на пляжный отдых и деловой туризм, но и на медицинский. И наша компания рискнула стать первой. Начали со стран Среднего Востока. Я взяла на себя развитие российского направления.

— Неужели в Турции, стране, где самой природой предопределено развитие медицинского туризма, до сих пор не было такого направления?

— Как такового не было. Да, есть отдельные предложения от агентств или клиник. Но целое направление — это совсем другая специализация. Мы целый год изучали российский рынок и выяснили, что, например, в Эмиратах достаточно лишь участвовать в специализированных выставках, чтобы привлечь клиентов: провел презентацию, раздал визитки, буклеты, этого достаточно. В России все по-другому: россияне более щепетильно относятся к организации своего отдыха и лечения. Им недостаточно выставочных стендов и буклетов, они хотят видеть офис компании в своей стране, представителей фирмы лично. Только так можно завоевать их доверие. Поэтому мы решили открыть в Казани дочернюю компанию «Медитуризм». Почему в Казани? Все просто: я уроженка Татарстана, поэтому решила: если начинать в России, то именно с Татарстана.

— Какие услуги предлагает ваша компания в Татарстане? И чем они отличаются от уже существующих на рынке?

— В Татарстане, в частности в Казани, уже открыты представительства немецких, израильских и даже турецких клиник. Но мы, в отличие от них, предлагаем полный пакет медицинских услуг: диагностику, профилактику, лечение в турецких клиниках, реабилитацию и отдых в санаториях. В этом плане мы для себя конкурентов не видим. В реестре нашей компании — крупнейшие турецкие клиники, работающие по европейским стандартам. А это значит, что и обстановка (а она совсем не напоминает больничную), и оборудование, и технологии, не говоря уже о специалистах, соответствуют мировым стандартам. Замечу, что все медицинские услуги обходятся по гораздо меньшей стоимости, чем в той же Германии. При этом есть еще масса дополнительных бонусов: недолгий перелет, безвизовое сообщение, дружественная страна, где всегда с удовольствием принимают россиян, прекрасный климат. Мы прекрасно понимаем, как загружены деловые люди, а ведь здоровье не купишь ни за какие деньги! А тут прекрасная возможность: без очередей, сутолоки пройти качественное обследование и лечение. Любой бизнесмен, приехав по делам в Стамбул, может потратить всего полдня, чтобы пройти профилактическое обследование в наших клиниках. И мы все организуем на самом высоком уровне. Кстати, сейчас мы ведем переговоры по взаимодействию с татарстанскими клиниками. Здесь есть прекрасные диагностические и лечебные центры, и мы намерены выстроить работу следующим образом: пациент может пройти диагностику в Татарстане, поехать на лечение в Турцию, а наблюдаться после лечения опять же в республиканских медцентрах. При этом подразумевается тесное взаимодействие турецких и татарстанских докторов. Так что планы у нас большие, мы находим понимание у татарстанских коллег.

3.jpg
«Наши термальные источники содержат высокое количество минералов, благотворно влияющих на организм извне»

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОНЕЖИТЬСЯ В ТЕРМАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКАХ

— Кстати, о турецких санаториях информация в России появилась совсем недавно, а между тем они пользуются большой популярностью у европейцев. В чем их уникальность? И с какими санаториями вы сотрудничаете?

— Турецкие санатории популярны не только у европейцев: к нам едут и американцы, и даже израильтяне. Кстати, в Норвегии на государственном уровне есть социальная программа: они направляют своих граждан в наши санатории на профилактическое лечение и реабилитацию. Мы сотрудничаем с 9 санаториями, 5 из них — профессиональные, совмещенные с клиниками, где можно получить полный пакет именно медицинских услуг, с назначениями врача, проведением необходимых процедур. Но все 9 уникальны своими термальными источниками. В этом и состоит отличие турецких санаториев от европейских курортов, где лечение и реабилитация проводится питьевыми источниками. Наши термальные источники содержат высокое количество минералов, благотворно влияющих на организм извне. Кстати, все термальные источники принадлежат государству, и санатории, при которых они находятся, получают специальную лицензию. Отмечу, что отдых в санаториях совсем не обязательно рекомендован только больным людям: при каждодневных стрессах, жестком рабочем режиме это прекрасная возможность восстановиться, отдохнуть, понежиться в источниках с минералами для любого человека. Кстати, мы с супругом объехали всю Турцию, прежде чем составили реестр санаториев, с которыми могли бы сотрудничать. И так как у меня менталитет российский в крови, я знаю, что нашим гражданам может понравиться, а что — нет. Поэтому сейчас, когда у нас есть договоренности с партнерами — санаториями, у меня спокойно на душе: уверена, любой человек, который поедет с нашей компанией, останется довольным.

— Санатории расположены на побережье?

— На побережье термальных источников нет. Но есть технологии, позволяющие их подвести к пляжам. И сегодня вопрос прорабатывается на правительственном уровне. В частности, президент Турции Тайип Эрдоган выдвинул проект создания рекреационной зоны в Черноморском регионе. И там, в горах, есть термальные источники. Мы тоже предлагаем рассмотреть возможность строительства отелей на побережье с подведением термальных источников в регионах в стороне Эгейского моря — Мармарисе, Чишме, Измире. Пока же для тех, кому важно побывать на море, мы предлагаем комбинированный отдых: неделю отдохнуть в санатории, неделю — непосредственно на море. Так как наша компания — туроператор, нет проблем организовать индивидуальный тур. Мы говорим, что Турция — это не только пляжный отдых, это еще и возможность поправить здоровье. Поверьте, есть и другая Турция, и мы хотим познакомить с ней татарстанцев, россиян.

— Скажите, а нынешняя политическая ситуация как-то повлияла на отношение турков к россиянам? Оно не ухудшилось?

— Нет, даже наоборот, турки переживают за россиян. У нас взаимный интерес и в бизнесе, и в культуре, и по менталитету россияне (не только татары) близки туркам. Когда я перевожу на правительственном уровне, чувствую, что эта близость есть, здесь не просто дипломатическая игра, а реальная дружба.

6.jpg
«Мы предлагаем полный пакет медицинских услуг: диагностику, профилактику, лечение в турецких клиниках, реабилитацию и отдых в санаториях»

НАСТОЯЩИЙ КАЙФ ДЛЯ БИЗНЕСМЕНА — ДЛИННЫЕ ПЕРЕЛЕТЫ

— Вам приходится жить фактически на две страны, вероятно, это нелегко. Как вы переносите такие частые перелеты и смену климата? И как при этом вам удается так прекрасно выглядеть? Раскройте секрет…

— Думаю, это генетика. У меня и мама прекрасно выглядит. Перелеты переношу легко — профессия такая. Я с 90-х годов постоянно в самолетах. Причем бывает, что из Китая летишь на Кубу или из Казахстана, где минус 30, в Иорданию, где плюс 30. Приходится везти большой чемодан, в котором и зимние, и летние вещи. А вообще, длинные перелеты, по-моему, настоящий кайф для бизнесмена: отличная возможность отдохнуть, изучить документы, поразмышлять над планами. Мои сотрудники знают: если у Алсу длинный перелет — жди от нее кучу «мэйлов». А вообще, мы с супругом много разъезжаем по миру, часто объединяем две-три страны, еще нами неизведанных. В этом году собираемся на Аляску. Если получится, планируем 2020 год встретить в Австралии. Это и интересно, и полезно: мы не только получаем удовольствие от поездок, но и изучаем страны на предмет вероятного ведения бизнеса.

— Как удается сочетать роли успешной бизнесвумен и хранительницы домашнего очага?

— Это надо у моего супруга спросить. У меня прекрасный муж, который во всем меня поддерживает, замечательная дочь — она уже студентка. В работе — отличная команда: в Турции в компании работают 15 человек, в Казани — четверо. Еще хотелось бы отметить: в Турции с большим уважением относятся к женщинам, занимающимся бизнесом. Я очень дисциплинированный человек, у меня все отлажено. По дому мне иногда помогает помощница, я же часто в разъездах. Но на кухне я хозяйка, люблю готовить. И вообще, не понимаю тех женщин, которые жалуются, как им тяжело вести домашнее хозяйство. Ведь сейчас есть все: стиральные и посудомоечные машины, пылесосы… Тогда что говорить о наших мамах, бабушках! Они-то как жили?! Помню, мы маленькими были, наши мамы белье в тазу в бане стирали, а мы им помогали. И никто не жаловался! Самое главное в жизни — быть дисциплинированным, тогда все успеешь.

— Есть ли у вас жизненное кредо?

— Есть! Всегда радоваться жизни, что бы ни происходило. Считаю, нет безвыходных ситуаций — дверь всегда открыта. Если есть позитив, будете двигаться по жизни.

— Не поделитесь секретами успешного бизнеса?

— Первое — нужна цель: успеха можно достичь только тогда, когда у вас есть цель. И если вы что-то запланировали, нужно сразу двигаться вперед. Второе — нельзя ничего принимать близко к сердцу. В бизнесе все бывает, и если вы на каждое слово, каждую ситуацию будете реагировать… Это неправильно. И надо с оптимизмом смотреть на жизнь.