546.jpg
Ратмир Шайдуллин: «Не буду вдаваться в подробности, но меня не хотели отпускать из мэрии...»

В РОДНЫЕ ПЕНАТЫ ПО ЗОВУ ПРОКУРОРА РТ

— Ратмир Фаритович, вы вернулись, можно сказать, в родные пенаты — в прокуратуру. Чем будете заниматься?

— Я возглавил управление по надзору за исполнением федерального законодательства — это надзор за исполнением законов всеми государственными и муниципальными органами власти, коммерческими и некоммерческими организациями, законностью правовых актов. Это очень широкая сфера вопросов: соблюдение прав и свобод граждан, экономика, бюджет, финансы, налоги, все социальные вопросы, экология, природопользование, защита прав предпринимателей, согласование проверок... Все это относится к моему управлению, то есть так называемый «общий надзор».

— Тогда возникает вопрос: а другие чем занимаются в прокуратуре?

— В прокуратуре республики есть целый ряд подразделений, которые проводят надзор за законностью при осуществлении дознания, предварительного следствия, оперативно-разыскной деятельности. Есть отделы, надзирающие за соблюдением прав несовершеннолетних, исполнением законов о противодействии коррупции и экстремизму, а также в исправительных учреждениях. Одно из ключевых направлений в системе органов прокуратуры — это обеспечение участия прокуроров в арбитражных, гражданских и уголовных процессах.

— А вы, по сути дела, за чиновниками надзираете?

— Это не просто надзор за чиновниками, а за исполнением законов всеми министерствами и ведомствами. Управление по надзору за исполнением федерального законодательства считается ключевым в прокуратуре. Потому что любые проблемные вопросы в первую очередь адресуются нам. Жилье не дают — к нам, зарплату не платят — к нам, задолженность по ЖКХ — к нам. То есть прокурор везде должен держать руку на пульсе, понимать, что и почему происходит. Прокуратура — это главный и основной координатор, который заставляет контролирующие органы правильно работать, поправляет их, требует устранения нарушений и всегда защищает права граждан. У нас это основной приоритет.

— Почему состоялся ваш переход в прокуратуру в итоге? Кажется, все шло своим чередом в КЗИО, рекордные продажи были обеспечены по итогам 2014 года.

— Честно говоря, даже немного жаль было оставлять КЗИО. Уходить из комитета, который стал работать более эффективно и прозрачно, — это немного грустно. Хотелось бы не останавливаться на достигнутом и продолжать совершенствовать сферу земельно-имущественных отношений. Но тут поступило предложение, от которого невозможно отказаться, потому что здесь еще более ответственный участок, здесь требуется организация и решение более глобальных задач в масштабе республики.

— То есть лично Илдус Саидович позвал, правильно?

— Да, это было его личное предложение, от которого я просто не мог отказаться. Наверное, не буду вдаваться в подробности, но меня не хотели отпускать из мэрии...

— Тем более наверняка там сложный план был поставлен по сбору неналоговых доходов, как всегда...

— Нет, на этот год, кстати, все очень разумно — 2,2 миллиарда, а в прошлом году было 2,6 миллиарда. Учитывая, что в первом квартале они уже собрали 750 миллионов, треть годового плана выполнена. В КЗИО все налажено, все четко работает, и этот положительный эффект будет действовать еще год, два, три... Но есть новая задача, которую нужно решать. И уровень республики, конечно, — это очень важно. Я почувствовал, что могу на этом уровне поработать, сделать что-то полезное для общества, для граждан, для системы. А прокуратура для меня не чужда. По сути, я начал свою государственную службу там рядовым помощником, поэтому не мог отказаться, когда сказали, что нужно помочь, внести новые веяния.

«Прокуратура — это главный и основной координатор, который заставляет контролирующие органы правильно работать» (фото: prokrt.ru)

ОБЪЕЗД РАЙОНОВ, СОВЕЩАНИЯ И ПРИЕМ ГРАЖДАН

— Над чем сейчас работаете?

— Я намерен в обязательном порядке провести выезд во все районы республики для ознакомления с состоянием законности на их территориях. Пока утвержден график выездов на второй квартал, но до конца года я планирую объехать все районы. В каждом районе будут проводиться совещания с контролирующими органами и с органами местного самоуправления, затем — совещание с оперативным составом района. И самое главное, на что я обращу внимание, — это личный прием граждан. В ближайший четверг я выезжаю в Набережные Челны.

— Челнинцев с их жалобами лично принимать будете?

— Да. В сферу деятельности моего управления входят очень актуальные для граждан вопросы. Это вопросы жилья, жилищно-коммунального хозяйства, защиты прав ветеранов, предпринимателей, граждан, незаконных действий муниципалитетов, коррупции и многие другие. Каждое обращение будет поставлено на контроль: мы его зарегистрируем, проведем по нему проверку и поручим прокуратуре района отчитаться. Где потребуется, сами проведем проверку на республиканском уровне. И о мерах реагирования, и о ситуации по итогам этой проверки я лично дам ответ за своей подписью каждому гражданину.

С помощью выездов на места мы планируем понять, как выстроено взаимодействие в районе между контролирующими органами, органами местного самоуправления и прокуратурой, насколько эффективно они работают, как они реагируют на обращения граждан, пытаются ли решить их проблемы или нет. Как чувствуют себя предприниматели, какой инвестиционный климат в районе... Каждый район имеет свою специфику. И из Казани зачастую даже не видно, что на самом деле там происходит. Я понимаю, что там далеко не всегда есть какие-то откровения, но...

— Что-то, может, и вылезет?

— Оно вылезет, однозначно. Поэтому через средства массовой информации хотим обеспечить большое число граждан на приеме. Выезды будут по четвергам по графику. В следующий четверг, 23 апреля, поедем в Нижнекамск, 30 апреля — в Альметьевск, Азнакаево и так далее. Я сейчас большое внимание уделяю внутренней организации работы, которая не видна никому, кроме меня и руководства, потому что здесь есть над чем работать: и над качеством рассмотрения обращений граждан, и над качеством проводимых проверок. Думаю, кто-то уже почувствовал эффект от наших проверок. Мы сейчас министерства активно проверяем, может быть, чуть-чуть активнее, чем раньше.

В этом году очень важен финансовый контроль, поскольку год сложный с финансовой точки зрения. Всегда в теории выделяются три стадии финансового контроля: предварительный, текущий и последующий. Так вот предварительный финансовый контроль — самый эффективный, потому что он позволяет предупредить, не допустить излишнюю растрату. На текущей стадии это тоже возможно, но на последующей, когда деньги уже ушли, вернуть их, как правило, невозможно. Остается только наказать виновных и привлечь к ответственности.

— Как часто будут происходить выезды в районы? Или этот объезд будет разовым?

— Пока разовым. Я хочу объехать все районы, чтобы для себя комплексно увидеть, как работает республика. В дальнейшем у меня будет рейтинг районов. Я буду понимать, где прокурор района недорабатывает. Не всегда негативные показатели формируются исходя из некачественной работы прокурора, бывает, что просто не нашли общий язык, например, с муниципалитетом какой-то конфликт. Нужно его выявить, понять, почему происходит, и принять меры к тому, чтобы они эффективно взаимодействовали. Бывает, например, какое-то сильное лоббирование интересов некой крупной бизнес-структуры. Мы должны это понять, кто влияет на эту ситуацию. Все должны четко работать, знать свою работу. Прокурор должен взаимодействовать со всеми уровнями власти, стоять над контролирующими органами и координировать их действия. А когда кто-то начинает выбиваться из этой четкой структуры, происходит сбой, который выливается в социальные напряжения.

666.jpg
«У меня будет рейтинг районов. Я буду понимать, где прокурор района недорабатывает» (фото: prokrt.ru)

БЕЗ ПАЛОЧНОЙ СИСТЕМЫ

— Как оценивается работа прокуроров на местах?

— Сейчас нет гонки показателей — такой ориентир четко установила генеральная прокуратура. Это очень важно, потому что несколько лет назад допускалось периодическое сравнение с аналогичным периодом прошлого года. Это убойный показатель, который говорил о том, что ты, допустим, чуть меньше выявил нарушений, значит, ты плохо работаешь. Если чуть больше выявил нарушений, значит, не все хорошо на твоей территории. Сейчас нет такого показателя, и это правильное решение.

— И все-таки, если не статистика по числу выявленных нарушений, то как оценивается эффективность работы?

— Сейчас основной вопрос — это состояние законности, которое определяется не количественным показателем выявленных нарушений, а ключевыми социально-экономическими показателями, от которых зависит комфорт проживания населения на определенной территории. Если у вас высокий уровень задолженности по зарплате, значит, люди не получили зарплату, их права нарушены, нужно восстанавливать их права. Или, например, пошел резкий рост несчастных случаев на производстве — значит, ослаблена хватка со стороны государственной инспекции труда, не обеспечены условия безопасности труда на крупных предприятиях. Все это нужно проанализировать, понять причины и условия негативной тенденции, и своевременно принять комплекс мер. Такова задача прокурора на сегодняшний день, так должна определяться эффективность его работы. Например, я в Челны поеду и обязательно задам вопрос: а сколько у вас земель, не поставленных на кадастровый учет? Я эту тему хорошо знаю. Еще могу спросить: почему несвоевременно выдаются разрешения на строительство или приостановлено строительство некоторых объектов?

«ВСЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ КРОЮТСЯ В СФЕРЕ ФИНАНСОВ»

— О чем еще будете спрашивать районных прокуроров во время объезда?

— Вопросов много. Например, аварийные жилые дома — это страшная проблема, которая осталась за кадром в связи с трагедией в «Адмирале», но ее нельзя игнорировать. Есть огромное количество неисполненных судебных решений о переселении граждан из аварийного жилья. В любой момент стена падает, возникают тяжкие последствия, значит, какое-то должностное лицо ответит за бездействие. Это минимум признаки халатности судебного пристава, органа власти, который не предоставил жилье... По долевому строительству есть проблемные дома, я тоже в Челнах задам этот вопрос. У нас есть жалобы на конкретного застройщика, у которого есть задержки по срокам. Мы детально на месте разберемся. К слову, вопрос по количеству проблемных домов стоит на контроле у генеральной прокуратуры России.

32455854709dc41f704d0c56c789e1e8.jpg
«Аварийные жилые дома — это страшная проблема... Есть огромное количество неисполненных судебных решений о переселении граждан из аварийного жилья» (фото: audit.gov.ru)

Каков алгоритм ваших действий? Вот вы приехали, вам говорят, что затягиваются сроки долевого строительства. Что вы дальше делаете?

— Во-первых, мы должны понять, как расходовались средства. Это ключевой момент. Все нарушения, все злоупотребления кроются в сфере финансов. Именно там, потому что всегда появляются желающие украсть, присвоить. Если долевое строительство в срок не завершено, то самая распространенная причина — не хватило денег. Что делает застройщик? Вот у него есть несколько строящихся объектов, один из которых «горит». Он перебрасывает на этот объект деньги, технику, людей, останавливая стройку на других объектах. В результате это влечет нарушение прав граждан. У застройщиков маржа высокая по долевому строительству. Хотя они и жалуются постоянно, что им не хватает денег, но им хватает, поверьте. Минимальная рентабельность там примерно 25 процентов. Максимальная же зависит от стоимости квадратного метра. Да, сейчас есть сложности с реализацией жилья. Но они получили деньги год-два назад. Они могли закупить стройматериалы за это время, построить коммуникации, сделать основное и потом заниматься отделкой. То есть все надо делать вовремя, я хочу сказать. И мы должны во всем этом разобраться.

Разбираетесь сами или с участием других госорганов?

— Мы привлекаем контролирующие органы прежде всего. В сфере строительства — это инспекция госстройнадзора. Финансовую составляющую мы можем посмотреть сами, это несложно. То есть мы берем оборотно-сальдовые ведомости на предприятиях. Самый простой способ — выписка из бухгалтерского учета, расчеты с контрагентами. Мы видим движение средств туда и обратно и понимаем, когда что ушло и куда. Потом собираем информацию от заявителей. Люди ведь все знают, они говорят, мол, он украл, он строит здесь коттедж, он сюда средства вывел, землю незаконно получил, например.

Мы начинаем в комплексе собирать оперативную информацию. Для проверки финансовой составляющей у нас есть органы МВД, мы им поручаем. Необязательно самим проверять, можно всем поручить, потом собрать воедино. И тогда появляется четкая картина, что произошло на самом деле, кто нарушитель. Очень редко бывает, что застройщик ошибся в расчетах, не рассчитал свои средства.

Очень важный момент: мы будем смотреть на предмет коррупционной составляющей, внимательно изучим всех родственников глав районов, их заместителей, руководителей ключевых комитетов, то есть все близкие родственники будут проанализированы на предмет участия в коммерческих организациях, проверим их места работы, имущество и так далее. Все будем изучать. Это нам не помешает, скорее, поможет даже. Можете сигнал такой послать через статью, это будет интересно. «БИЗНЕС Online» читает много народа, много чиновников. Для них интересно будет почитать. Это же превентивная работа, профилактика. Мы начнем бороться с вами вместе против нарушителей.

КАК ГОССТРОЙНАДЗОР НЕЗАКОННО ОШТРАФОВАЛ СТРОИТЕЛЕЙ НА 3 МИЛЛИОНА

Какие нарушения законодательства бросились в глаза за месяц работы?

— Бросилось в глаза то, что инспекция Госстройнадзора больше 100 незаконных постановлений по административным правонарушениям вынесла. В конце прошлого года в федеральное законодательство были внесены изменения, но в Госстройнадзоре это не учли, и территориальные управления Госстройнадзора продолжали выносить постановления, то есть привлекать людей к административной ответственности за нарушения в сфере строительства. Между тем им было запрещено уже это делать, они не имели права. Они фактически превышали свои полномочия, которые должен был реализовывать только руководитель Госстройнадзора либо его заместитель, как там по положению написано. Вынесено было более 100 этих постановлений, штрафы начислены, люди даже оплатили. Нам поступило обращение, мы провели проверку, внесены протесты, они сейчас на стадии рассмотрения для отмены этих постановлений. Материалы мы направили в следственный комитет.

На какую сумму незаконных штрафов они собрали?

— Порядка 3 миллионов. Мы направили запрос в следственный комитет для проведения процессуальной проверки на предмет наличия признаков преступлений: превышение полномочий в действиях руководителей территориальных управлений инспекции Госстройнадзора и халатность в действиях руководителя инспекции Госстройнадзора. Для чего? Смысл понятен: халатность — это небрежное отношение к службе. Он должен был довести до сведения нижестоящих руководителей, сказать, что это мои полномочия, вы не имеете права. Они должны были закон читать, а они превысили полномочия свои. Следственный комитет сейчас проверку проведет и либо вынесет постановление об отказе в возбуждении дела, либо о возбуждении дела.

Еще запомнилось некачественное рассмотрение обращений граждан нижестоящими прокурорами. К сожалению, на местах прокуроры иногда проверяют обращения граждан неглубоко, не видят важных моментов. В двух-трех районах у сотрудников районных прокуратур мы запросили объяснения, будем ставить вопрос об их наказании. Я уже внес предложения о вынесении замечания сотруднику аппарата одного из отделов моего управления.

Некачественное рассмотрение в чем заключалось?

— Это значит, что сотрудник не проверил те доводы, которые заявитель указал: не запросил дополнительную информацию, не провел дополнительную проверку, не подключил, например, органы МВД. То есть не увидел нарушения там, где должен был. Наша основная задача — чтобы права граждан были восстановлены. Сотрудник должен в рамках проверки решить, какие меры будут адекватными. Или это будут представления об устранении нарушений, или иск в суд, или административное производство, или уголовное дело. Если же правонарушение еще не состоялось, но есть информация, что оно будет, тогда прокурор может объявить предостережение. Это очень важная мера реагирования, и она позволяет пресечь, не допустить в принципе возможности правонарушения. Если требования прокурора не исполняются, у нас есть свой рычаг воздействия — мы можем к административной ответственности привлечь за неисполнение. Есть большое количество административных статей, которые находятся исключительно в компетенции прокурора. Например, 5.59 КоАП РФ — это несвоевременное рассмотрение обращений граждан. Орган власти получил обращение и не ответил в положенный срок. К административной ответственности руководителя этого органа сразу!

Вообще, можно много говорить, потому что деятельность прокуратуры — она ведь всеобъемлюща.

В завершение скажу, что у нас постоянно идет работа по повышению квалификации, наши сотрудники пишут статьи в журналы — «Законность» и другие, выступают с лекциями перед госслужащими в рамках повышения квалификации. Мы и сами проводим учебу — приглашаем лекторов из других органов власти, они нам рассказывают, делятся с нами информацией. Надо постоянно совершенствоваться, на месте стоять невозможно. Законодательство меняется каждый день — надо успевать и практику смотреть, и все остальное. И еще немаловажный аспект — это творческое развитие каждого прокурора. Вы знаете, у нас конкурс «Красная ромашка» проходит к 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Это очень важно для объединения коллектива, патриотического воспитания нового поколения. Положительные эмоции всем присущи, прокуроры тоже люди. Они тоже имеют право на творчество в свободное от работы время. Прокурор должен быть во всем примером: и в быту, и в семье, и на работе.