Как стало известно «БИЗНЕС Online», двухэтажное здание рядом с Галеевской мечетью, формирующее единый комплекс на улице Тукая, 38, может стать новой резиденцией муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. Об этом газете сообщил источник, а затем подтвердили в минкульте. Сейчас компания «Сайяр» Фарида Гатина вовсю развернула там работы, которые завершатся в августе. Эта же фирма реставрирует Духосошественский храм как символ межконфессионального баланса в бывшем здании кукольного театра.
Двухэтажное здание рядом с Галеевской мечетью может стать новой резиденцией муфтия Татарстана Камиля Самигуллина |
ДУМ ЗАДУМАЛОСЬ О РАСШИРЕНИИ
Дом Галеева в Старо-Татарской слободе, расположенный рядом с Галеевской мечетью на улице Тукая, 38, рассматривается в качестве варианта новой резиденции муфтия Татарстана Камиля Самигуллина. Об этом газете «БИЗНЕС Online» сообщил источник, знакомый с ходом ремонтно-восстановительных работ, а затем подтвердили в министерстве культуры РТ. «Административное здание «Резиденция муфтия Духовного управления мусульман РТ» в соответствии с проектным решением будет размещено в здании объекта культурного наследия регионального значения «Дом Галеева», Казань, ул. Тукая, 38», — сказано в официальном комментарии минкульта, поступившим в «БИЗНЕС Online».
Дом Галеева вместе с Галеевской мечетью по завершении всех работ будут представлять единый комплекс, выяснила газета «БИЗНЕС Online», познакомившись с проектным решением. О его внешнем виде можно судить по имеющимся в нашем распоряжении эскизам. За домом Галеева в качестве его продолжения будет построено фактически новое двухэтажное здание для муфтия (сейчас на этом месте свободная территория). Между новым корпусом и мечетью поставят небольшое круглое здание — комнату омовения. Кроме того, если во времена самого Галеева на углу улиц Тукая и Парижской Коммуны стояла небольшая лавка (ее можно увидеть на сохранившейся фотографии), то сейчас минкульт принял решение ее не восстанавливать, чтобы не закрывать вид на мечеть.
В настоящее время ремонтно-восстановительные работы ведутся в Галеевской мечети, на самом доме Галеева пока проводят только кровельные работы. По словам источника, совещания с представителями Духовного управления мусульман РТ, аппарата президента РТ, минкульта проходят иногда два раза в неделю, работы ведутся с учетом их пожеланий.
В пресс-службе ДУМ пообещали «БИЗНЕС Online» ответ предоставить позднее. Руководитель аппарата ДУМ Ришат Хамидуллин лишь сообщил, что решение о чьем-либо переезде будет приниматься по окончании всех работ. Другой источник, близкий к ДУМ, рассказал, что управлению сегодня, действительно, не хватает площадей в здании на Лобачевского, 6/27, которое сейчас является резиденцией муфтия. Например, издательский дом «Хузур» вынужден арендовать площади в офисном центре по соседству. Поэтому вопрос о расширении поднимался давно. Однако, по словам Хамидуллина, вопрос о том, какие именно подразделения переедут на улицу Тукая, находится в обсуждении, окончательного решения не принято. Здание, в котором сейчас работают ДУМ и муфтий, останется за управлением.
Летом прошлого года Рустам Минниханов предложил Камилю Самигуллину снести старое здание и построить новое в габаритах исторической застройки (фото: president.tatarstan.ru) |
«САЙЯР» В ДЕСЯТКЕ ГОСПОДРЯДЧИКОВ
Здание Галеевской мечети (Тукая, 40) является объектом культурного наследия регионального значения и остается единственной в Старо-Татарской слободе неотреставрированной мечетью. Но сейчас оно окутано строительными лесами. Проектно-сметную документацию для реставрации разработает ГУП «Татинвестгражданпроект» — предприятие выиграло завершившийся в марте тендер, размещенный на портале закупок, запросив за свои услуги 1,8 млн. рублей. Заказчиком работ выступает главное инвестиционно-строительное управление РТ (ГИСУ), подрядная организация — ООО «Сайяр», значится в паспорте объекта.
Согласно данным сайта госзакупок, госконтракт на реставрацию мечети был заключен 16 января. Стоимость работ составляет 77,7 млн. рублей (стартовая цена — 78,1 млн.). Срок выполнения работ — до конца 2015 года.
Побывав на стройплощадке, корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что компания провела усиление фундамента одновременно с устройством полов подвала. Уже практически готов главный минарет мечети, снесенный в советское время, возводится малый. При этом состояние стен было довольно плачевным — видны многочисленные расслоения кладки, встречались участки, где кладка просто обрушалась. Специальным способом в трещины закачивали раствор для армирования кладки. Там, где необходимо, применяли специальный реставрационный кирпич.
Строители провели усиление фундамента одновременно с устройством полов подвала |
Планируемый срок завершения ремонтно-восстановительных работ Галеевской мечети (фасада) — конец августа этого года, уточнили в пресс-службе министерства культуры РТ. В этом же году планируется начать строительство нового здания, сообщили в ООО «Сайяр». О сроках завершения всех работ там сказать затруднились.
ООО «Сайяр» было создано в 2002 году, единственным учредителем является Фарид Гатин, он же директор. Согласно порталу госзакупок, за прошлый год компания заключила госконтрактов на 2,2 млрд. рублей — все с ГИСУ. Это позволило ей занять 7-ю строчку в Топ-10 крупнейших исполнителей госзаказов из РТ, обойдя даже таких грандов, как ПСО «Казань» и «Камгэсэнергострой». Компания являлась одной из пяти генподрядных организаций, задействованных в программе капитального ремонта школ, активно возводит объекты энергетики, из знаковых объектов проводила, например, ремонт Татарского государственного театра оперы и балеты им. Джалиля.
С начала года компания набрала подрядов еще уже на 741,8 млн. рублей. Кстати, любопытно, что среди них — контракт на реконструкцию и реставрацию Духосошественского храма на улице Луковского, 21 — раньше там располагался кукольный театр. Три года назад здание, построенное в 1731 году, было возвращено РПЦ. Стоимость работ в рамках контракта — 27,7 млн. рублей. Срок завершения — конец августа этого года.
Судя по проектному решению, дом Галеева вместе с Галеевской мечетью по завершении всех работ будут представлять единый комплекс |
МЕЧЕТЬ БАРУДИ БЫЛА ВТОРОЙ ПО ЗНАЧИМОСТИ
Дом купца второй гильдии, промышленника Мухаметзяна Галеева был построен в середине XIX века, сообщает портал «Краеведение Татарстана». Первоначально это был одноэтажный каменный дом, но в 1881 году владелец осуществил надстройку второго кирпичного этажа по проекту архитектора Романова. В 1912 году первый этаж был перестроен его сыном Галимзяном Галеевым (в дальнейшем выдающимся религиозным и общественным деятелем, известным как Галимзян Баруди). В советский период в здании размещались гостиница, городские службы.
Что касается мечети, то она была второй по значимости в городе, но в 30-е годы прошлого века утратила свой статус. Галеевская мечеть построена неизвестным архитектором в 1798 году на средства купца Мусы Мамяша — выходца из деревни Серда (сейчас это территория Сабинского района). В 1897 году мечеть была расширена на средства купцов Галеева и Измаила Иманкулова, жившего рядом. В 1882 - 1917 годах имам-хатыбом мечети служил Галимзян Галеев (Баруди), после которого мечеть и стали называть Галеевской.
Мечеть была включена в программу «Мирас» как объект культурного наследия Татарстана. Как сообщалось ранее, на мероприятия по сохранению и восстановлению памятника из бюджета РТ было выделено 23 млн. рублей, но требуется гораздо большая сумма. Летом прошлого года президент РТ Рустам Минниханов во время прогулки по историческому центру призвал Самигуллина активно искать спонсоров, которые бы вложились в восстановление мечети. Как видим, деньги все же нашлись в бюджете.
Галеевская мечеть – одна из древнейших мечетей и включена в программу «Мирас» как объект культурного наследия Татарстана |
«С НЕЙ МЫ СВЯЗЫВАЕМ ВОЗРОЖДЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Радик Салихов — заведующий отделом новой и новейшей истории Института истории им. Марджани:
— Галеевская мечеть — один из выдающихся памятников мусульманской культуры в Казани. Это одна из древнейших мечетей, которая долгое время была центром большой части Старо-Татарской слободы. До строительства Сенной мечети она являлась еще и мечетью Сенного базара. Но самое главное, что в конце XIX — начале XX веков имамом в этом мечети был известный реформатор, будущий муфтий Оренбургского духовного собрания Галимзян Баруди. Мы очень воодушевлены, что наконец-то дошли руки и до последней мечети в Старо-Татарской слободе, которую еще не реставрировали.
Безусловно, работы по этому объекту очень много — мечеть сейчас в плохом состоянии. В 30-е годы прошлого века она была передана государству, а затем использовалась по самым разным назначениям — в здании размещались гостиница, Дом колхозника, различные коммунальные службы. Естественно, никто за мечетью должным образом не следил. Плюс в Старо-Татарской слободе очень специфичные грунты — из-за их влажности сложно сохранить фундамент, он «гуляет».
Что касается того здания, где сейчас сидит ДУМ РТ, то могу сказать, что это также довольно ценный архитектурный объект, который сейчас находится в отличнейшем состоянии. Кроме того, он находится в той части города, которая всегда считалась купеческо-дворянской частью города.
Планируемый срок завершения ремонтно-восстановительных работ фасада Галеевской мечети – конец августа этого года |
Сергей Саначин — градостроитель и краевед:
— Зданию Галеевской мечети больше 200 лет, конечно, состояние у него очень непростое. Но и не аварийное, в принципе, стандартный фронт для ремонтно-восстановительных работ.
Азат Ахунов — доцент кафедры востоковедения и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ:
— Галеевская мечеть связана с современной историей Татарстана. Так, Российский исламский университет, который сейчас называется институтом, начал свою работу в 1998 году именно в стенах этой мечети. С ней мы связываем возрождение высшего мусульманского образования в Татарстане. Этот факт важен, хотя многими «замывается». Галеевская мечеть — это бывший Дом колхозника, то есть получается, что она сыграла роль и в революционной жизни татар.
Баруди — фигура выдающаяся, о нем не забывают, но почему-то мало говорят о том, что он был имамом этой мечети. Больше говорят о медресе «Мухаммадия», которой он руководил. Вообще, ислам в республике, мусульманское просвещение связаны с именами Баруди и Марджани. И если имя Марджани еще хранится, есть и мечеть, названная его именем, то Баруди, к сожалению, забыт.
Справка
ООО «Сайяр»
Дата образования: 5 ноября 2002 года.
Адрес: Казань, ул. Гаврилова, 14.
Директор и учредитель (100%) — Фарид Шамилович Гатин.
Финансовое состояние по итогам 2013 года: чистая прибыль — 6,4 млн. рублей.
Галимзян Мухаметзянович Галеев (Баруди) родился 5 февраля (по старому стилю) 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высокогорского района РТ).
В 1862 году Галимзяна отдают учиться в престижное казанское медресе «Каримия» («Апанаевское») при 2-й соборной мечети. Здесь преподавали знаменитые в то время ученые-теологи, получившие богословское образование в Бухаре, Кабуле, Аравии и Египте. В 1875 году Галеев отправляется на учебу в Бухару. Вернувшись в Казань в 1882 году, получил указ на исполнение должности второго муллы 5-й соборной мечети. В этом храме, построенном уже в 1798 году купцом Мусой Мамяшем, издавна служили имамами представители династии Сагитовых.
Галеев учредил в махалле второе (после Сагитовского медресе), получившее имя своего основателя название «Мухаммадия». В начале XX века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся — 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей).
Однако в 1907 году, опираясь на доносы, жандармское управление обвинило давно подозреваемых в неблагонадежности казанских купцов и имамов в создании революционной партии и сослало под гласный надзор полиции в Архангельскую губернию на три года. 31 декабря 1908 года от сердечного приступа скончался глава семейства Мухаметзян Ибнаминович Галеев. Его вдова Фахрениса Хайбуллина в отчаянии от навалившегося на нее горя обратилась со слезным прошением на имя императрицы Александры Федоровны с просьбой о возвращении Галимзяна и Салихзяна домой. В ответ пришел отказ.
В 1917 году Баруди избрали муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. В 1920 году он подарил молодой татарской республике самое свое большое богатство — личную библиотеку, насчитывающую 4288 томов, которую начал собирать еще в середине XIX века его покойный отец. В дальнейшем она составила основу восточного фонда Научной библиотеки КГУ им. Лобачевского. Галимзян мулла скончался в 1921 году в Москве.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 200
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.