Сбор участников открытия велосезона намечен, как и в прошлом году, у центра семьи «Казан»

«МЫ ВКЛАДЫВАЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РЕСУРС,
А НЕКОТОРЫЕ РАЗДАЮТ ИНТЕРВЬЮ И ПОЛУЧАЮТ ЛАВРЫ»

Сбор участников утром в воскресенье намечен у центра семьи «Казан» — нового загса на берегу Казанки. Всем раздадут специальные ленточки и номерки, а для того, чтобы оценить масштаб велосообщества Казани, старт будут снимать с мультикоптера. Колонна к парку им. Горького двинется в 10:00, планируется, что уже через полчаса все велосипедисты доберутся до места. Для безопасности колонну будут сопровождать экипажи ГИБДД. В парке им. Горького состоится основное празднество с различными конкурсами, вело-квестами, встречами с казанскими велопутешественниками, объехавшими весь мир.

Любопытно, что к открытию сезона в казанском велосообществе произошел раскол. Обычно подобные мероприятия делались, что называется, всем миром, хоть основная нагрузка и лежала на клубе «Негонки». В этом году они решили организовать все самостоятельно, не прибегая к помощи других сообществ. «Я пытался помочь и в этом году, но в этой возможности мне отказали», — признался «БИЗНЕС Online один из участников конфликта Леонид Иванов, организатор клуба «Велоказань». — Ничего катастрофического не случилось, это обыкновенные человеческие отношения. Был шанс, когда мы все могли делать что-то одно. Это и отличало Казань от многих городов, но, к сожалению, он был упущен. Все равно мы «крутим один генератор», даже если принадлежим разным ярлыкам и символам. Чем больше конкуренции, тем лучше всем». Вера Потапова, председатель клуба «Негонки», подтвердила, что в казанском велосообществе наметился некий раскол, связанный «с одеялом, которое кто-то решил слишком сильно потянуть на себя». «Мы вкладываемся в плане человеческого ресурса куда больше, а некоторые только и делают, что раздают интервью. И все лавры достаются им», — обижается Потапова.

Тем не менее, этот «кухонный» скандал никак не повлиял на открытие велосезона, а, наоборот, в чем-то разнообразил веложизнь города. «Негонки» будут проводить различные спортивные соревнования, в том числе крупный турнир для самых маленьких детей, а «Велоказань» будет устраивать небольшие экскурсии по городу. «Нами закуплено оборудование для «пиратской радиостанции», — говорит Иванов. — Это такой небольшой ретранслятор, раздающий сигнал на 600 метров. И теперь мы сами, без участия крупной радиостанции (как это было при проведении «Велоночи» в прошлом году) можем проводить подобные экскурсии. 23 мая хотим прокатиться по Аксеновским местам».

Проводить «Велоночь» вновь будут Мария и Сергей Никитины

ВОДНАЯ «ВЕЛОНОЧЬ»

Что касается городских властей, то они приготовили для велосипедистов хороший подарок. Руководитель комитета внешних связей и туризма исполнительного комитета Казани Евгения Лодвигова подтвердила «БИЗНЕС Online», что «Велоночь» в этом году пройдет 30 и 31 мая. Проводить ее будут те же москвичи, Мария и Сергей Никитины. Напомним, что «Велоночь» — это большая ночная экскурсия на велосипедах, проходит в разных городах мира. Экскурсоводом на данном масштабном мероприятии выступает местная радиостанция, через которую транслируется текст. Участнику достаточно настроиться на нужную волну, чтобы ничего не пропустить. В прошлом году казанская «Велоночь» собрала свыше 2 тыс. участников, доставив некоторые неудобства автомобилистам. Трасса на время гонки на определенных участках перекрывалась сотрудниками ГИБДД. А некоторые горожане, кто не знал, что в городе проходят ночные «покатушки», были шокированы тем, что среди ночи на улице откуда не возьмись возникала орава велосипедистов.

Маршрут нынешней экскурсии пока еще не разработан, Никитин должен приехать в Казань на следующей неделе. В мэрии города высказывают пожелание, чтобы в преддверии чемпионата мира по водным видам спорта «Велоночь» была посвящена водной тематике. Поэтому, скорее всего, путь «Велоночи» проляжет вдоль набережной Казанки и озера Кабан.

Также в городе продолжится работа над маршрутом «Удивительная Казань», под который был получен федеральный грант в размере 15 млн. рублей. Планируется, что с помощью смартфона или планшета велосипедист сможет через приложение получить карту местности, узнавать текущее расположение и направление, слушать информацию об объектах в аудио-формате, смотреть текстовые исторические справки. Также по ходу маршрута будут размещены QR-коды, навигационные стенды и указатели. Маршрут закольцован на Спасской башне казанского Кремля. Планируется, что пролегать он будет по Кремлевской, Чернышевского, Право-Булачной, по набережной вдоль улицы Карла Маркса на Университетскую к главному зданию КФУ. Далее через Баумана до набережной озера Кабан перед театром Камала. Проезжая Старо-Татарскую слободу по Право-Булачной возвращается к Кремлю.

АРЕНДА VELIK'ОВ НЕ ПОДОРОЖАЕТ

Планировалось, что известный казанский велопрокат Velik начнет свою работу 15 апреля, но случится это, скорее всего, к началу майских праздников. Несмотря на кризис, стоимость аренды останется той же — за 1 день 30 рублей, абонемент на 3 дня — 50 рублей. «За первые полчаса каждой поездки плата не взимается, далее по истечении бесплатного периода 1 час стоит 50 рублей, далее 150 рублей», — сообщили в пресс-службе Russ Outdoor — компании-оператора. Количество станций и велосипедов останется прежним.

В прошлом году VeliK'ом воспользовались более 20 тыс. раз, что на 30% превышает показатели 2013 года. По статистике, большинство велолюбителей отдали предпочтение краткосрочным поездкам продолжительностью до 30 минут — они составили более 50% от общего количества поездок. Продолжительность 40% поездок составила от 30 минут до 2 часов, 10% поездок длились более 2 часов. Всего за сезон было продано 12,6 тыс. абонементов, из них около 80% — однодневные. Количество проданных абонементов составило 12 630 единиц. «Первый сезон был отмечен некоторым непониманием со стороны абонентов, что нужно делать», — рассказали нам в компании Russ Outdoor. — Многие считали, что раз они оплатили аренду на несколько дней, то можно утащить велик на ночь на балкон, например. В 2014 году люди катались более осознанно, не было ни одного случая воровства. Хотя в 2013 было два таких эпизода. Вандализма тоже особо нет, хотя иногда некоторые хулиганы пытались вырвать велосипед из велостоек».

В этом году продолжится диалог велосообщества и властей по улучшению городской инфраструктуры. 14 мая в Казанской ратуше пройдет круглый стол с участием вице-премьера РТ Василя Шайхразиева. Напомним,в будучи мэром Набережных Челнов, чиновник активно развивал пространство для велосипедистов, да и сам бывало добирался до работы на велосипеде.

Одну половину пешеходной части моста «Миллениум» можно отдать для пешеходов, а противоположную — для велосипедистов, считает Фарид Ахметов

«С ЭТОГО ГОДА КОЛИЧЕСТВО ВЕЛОСИПЕДИСТОВ УВЕЛИЧИТСЯ В ТРИ РАЗА»

«По нашей информации, власти, скорее всего, возьмутся за развитие велоинфраструктуры в парках, — говорит один из участников будущего круглого стола, активист клуба «Негонки» Фарид Ахметов. — В центре города, по существу, велосипедистам довольно комфортно. А вот добраться до него из спальных районов проблематично. Дороги неосвещенные, большой трафик, загазованность. У нас есть некоторые проекты, как можно было бы проложить данные маршруты, мы эти планы озвучим перед Шайхразиевым. Но до этого у нас еще состоится встреча с главным архитектором города Татьяной Прокофьевой».

По мнению Ахметова, велодорожки можно было бы проложить вдоль Казанки и Кабана. В любом случае какие-то работы по реконструкции набережных будут проводиться, и неплохо было бы, чтобы там нашлось место для велосипедистов. Также он предлагает пойти по тому пути, по которому работают в некоторых европейских странах. Чтобы велосипедист не дышал загазованным воздухом, проложить дорожки не вдоль оживленных автострад, а внутри дворов. Но какие-то вещи можно сделать уже сегодня. Это к примеру, «срубить» тротуары и сделать заезд на них более доступным. Часто именно из-за этого путь в центр города становится невыносим. Кроме того, можно одну половину пешеходной части моста «Миллениум» отдать для пешеходов, а противоположную — для велосипедистов. Тогда никто ни с кем сталкиваться не будет на узкой дорожке, и езда станет более комфортной.

«С этого года количество велосипедистов увеличится раза в три», — уверяет Ахметов. — В центре поставить машину негде, а парковать на платной стоянке дорого. Поэтому особенно те, кто живет неподалеку, пересядут на велосипед. И это нормально. Если создать условия для велосипедистов, они появятся на улицах города. Почему на дорогах сегодня их так немного? Потому что в Казани по дорогам на велосипеде ездить опасно. Зато вспомните прошлогоднюю «Велоночь», когда на экскурсию пришло гораздо больше людей, чем ожидалось! Потому что в городе много латентных велосипедистов. Они катаются возле дома, использовать байк как транспорт многим не комфортно. Да и в туристическом плане осматривать город на велосипеде куда интереснее».

Велодорожки можно было бы проложить вдоль Казанки и Кабана

По словам Ахметова, создание инфраструктуры может дать рост развития и малому бизнесу. Если дорожки будут пролегать по рекреационным зонам, то тут же можно поставить точки питания, а фитнес центры, учитывая, что в кризис с клиентами туго, могли бы предложить байкерам принять душ. Естественно, за определенную плату. «Нельзя заниматься развитием велоинфраструктуры перед выборами и для популизма. Нужно системно подходить к этому. Да и решения эти для города не очень дорогие. Понятно, что тяжело чиновникам переключить разум на создание чего-то кардинально нового в жизни города. Но если ничего не делать, то и жизнь не будет меняться, — философски подытожил Ахметов.