«Психическую атаку» провели накануне пивовары России против одобренного правительством РФ законопроекта, ограничивающего использование ПЭТ-бутылок для розлива пива. По их оценкам, закроется 40% предприятий отрасли, а бюджеты всех уровней — прежде всего местные — недосчитаются 120 млрд. рублей. В Татарстане плюс ко всему прочему проиграют еще и производители полиэтилена. Как выяснил «БИЗНЕС Online», лоббисты от республики уже подключились к «обезвреживанию» инициативы.
Депутат Госдумы Михаил Тарасенко внес предложение запретить продавать пиво в «баклажках», трехлитровых «бомбах» и прочей полиэтиленовой таре емкостью выше 0,5 литра
ПИВОВАРЫ ГРУДЬЮ ВСТАЛИ ЗА «БОМБЫ» И «БАКЛАЖКИ»
Союз пивоваров России накануне дал бой принятию закона о запрете «крупнолитражной» полиэтиленовой пивной упаковки (ПЭТ). Осознав, что соответствующему законопроекту дан ход и в ближайшее время он может быть принят Госдумой во втором и третьем чтениях, представители пивоваренной отрасли и производители пластиковой упаковки забили в набат и дали пресс-конференцию под названием «Социальные и экономические последствия возможного запрета на пластиковую упаковку для розлива алкоголя» на площадке «Интерфакса».
Напомним, что запрет продавать пиво в 1,5-литровых «баклажках», трехлитровых «бомбах» и прочей полиэтиленовой таре емкостью выше 0,5 л внес в Госдуму единоросс Михаил Тарасенко еще два года назад. Он предложил убрать с прилавков такие упаковки с 2016 года. Однако до первого чтения документ добирался год — его Госдума приняла только летом.
Если вкратце резюмировать «плач Ярославны» в исполнении отраслевых лоббистов, то социальные последствия сводятся к тому, что население перейдет с пива на крепкий алкоголь (в том числе суррогатный), что, конечно, нанесет непоправимый ущерб здоровью нации. Экономические перспективы не менее мрачные: закроется едва ли не половина всех пивоваренных заводов, а это рост безработицы и дефицита местных бюджетов, куда идут акцизы от продажи пива.
Почетный президент некоммерческого партнерства по развитию индустрии полиэтилентерефталата «АРПЭТ» Виктор Керницкий сразу взял быка за рога. По его словам, закон является дискриминационным по отношению к производителям ПЭТ-упаковки.
«Если вводить ограничения, то на все виды упаковки — картон и другие, — заявил он. — ПЭТ признан безопасным во всем мире. В России существуют четыре завода по производству пластиковой тары, на них работают 8 тысяч человек. В случае принятия закона придется эти заводы закрыть. Между тем они производят и молочные бутылки, и тару для минеральной воды, и много другой полезной продукции», — сыпал аргументами Керницкий.
Напоследок он приберег самый, пожалуй, убойный. «В то время, когда Владимир Путин говорит об импортозамещении, мы собственными руками уничтожаем своего производителя», — заявил Керницкий. Тут звучит, по всей видимости, аргумент известного экономиста Михаила Хазина. По его мнению, запрет пластика льет воду на мельницу зарубежных производителей тары для пива. Российская промышленность не выпускает в достаточных объемах ни алюминиевые банки, ни стеклянные бутылки. В результате, по мнению Хазина, рынок окажется захвачен американскими производителями банок и европейскими, а также японскими стекольщиками. С этим мнением согласны и отраслевые эксперты, которые еще до пресс-конференции пояснили «БИЗНЕС Online», что наибольший интерес проявляют, в частности, немецкие производители тары.
«ПРИДЕТСЯ ВЫБРОСИТЬ НА УЛИЦУ ТЫСЯЧИ РАБОЧИХ...»
Как добавил исполнительный директор союза пивоваров России Вячеслав Мамонтов, переход на алюминий и стекло в условиях кризиса разорит пивоваров. Он привел пример из жизни сверхнового субъекта РФ.
«В союз пивоваров каждый день звонит директор пивзавода «Крым», которому нужна новая линия розлива пива в пластиковые бутылки объемом 1,5 литра (старая давно исчерпала свой ресурс). Линию по разливу в стеклянную или алюминиевую тару завод просто не потянет. Разорится множество небольших пивоваренных предприятий», — резюмировал исполнительный директор союза пивоваров.
Конкретными оценками грядущей катастрофы поделился и президент ЗАО МПБК «Очаково» (один из крупнейших произодителей пива в стране) Алексей Кочетов. Он оценил в 40% падение производства пива у собственной компании после вступления запрета на пластик в силу. «Придется выбросить на улицу 2 тысячи рабочих», — посетовал президент «Очаково». «Предлагают такие меры и голосуют за них некомпетентные и безграмотные люди, а может, и просто вредители. Любое действие, ограничивающее деятельность предприятий, должно рассматриваться как вредительство, особенно в условиях кризиса», — отрезал Кочетов.
ЗАПРЕТ ДОЗРЕЛ: ДИБУТИЛФТАЛАТ ПРОНИК В ПИВО
Какая логика лежит под идеей о запрете ПЭТа? В отличие от множества завиральных идей законодателей под антипластиковую инициативу подведена какая-никакая научная база. Лабораторные исследования вроде бы показали, что полиэтилентерефталат (тот самый ПЭТ) выделяет вредное для здоровья человека вещество — дибутилфталат. Фермент, накапливаясь в организме, ведет к гормональным нарушениям.
«Результаты не только подтверждают факт присутствия дибутилфталата в пиве, реализуемом в ПЭТ-упаковке, но и свидетельствуют о попадании этого вещества в пиво непосредственно из тары, в которой оно хранится», — говорится в заключении Института биохимической физики РАН, который проводил исследование пластиковой тары в 2013 году.
За принятие законопроекта накануне, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» на пресс-конференции в Казани, высказался вице-спикер Госдумы РФ Сергей Железняк: «Надо понимать, что никакие доходы бюджета не могут покупаться за счет человеческой жизни и здоровья. Когда мы говорим о ПЭТ-упаковке, то надо понимать, что она не является безопасной для человека. И наша задача — всю ее заменить безопасной. Кроме этого, в ПЭТах продаются большие объемы пива. Далеко не всегда хранится оно в правильных условиях. И это приводит к тому, что те вредные вещества, которые есть в пластике, переходят в напиток», — заявил он.
По его словам, планируется установить переходное положение по времени и литражу, чтобы компании могли определиться с безопасной формой упаковки. Так что у отрасли есть все возможности учесть это в своей работе и плавно подготовиться ко всем изменениям. «Невосполнимого ущерба для индустрии я не вижу. Наоборот, это появление новых возможностей», — подчеркнул парламентарий.
Производители пива и ПЭТ-упаковки, естественно, опровергают все научные изыскания насчет вреда пластика. «У нас в стране все виды тары сертифицируются и получают разрешения, — заявил Керницкий. — Нормативная база работает как часы еще со времен Онищенко». Действительно, государство само подтвердило безопасность всей применяемой в производстве тары. Опять же трудно спорить с тем, что в алюминиевой банке непосредственно с напитком также контактирует полимер! А ведь алюминиевую тару пока никто не запрещает.
С другой стороны, внятно опровергнуть тот вред, который выброшенные на помойки или просто брошенные где попало тонны пластиковых бутылок наносят окружающей среде, защитники ПЭТ-тары так и не смогли.
БЮДЖЕТ РТ ЛИШИТСЯ 5 МЛРД. — И ЭТО БЕЗ УЧЕТА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПЭТ
Самое, пожалуй, существенное соображение против принятия закона о запрете пластиковой тары для пива связано с проблемами региональных и местных бюджетов, в которые поступает 50% акцизов от продажи слабоалкогольных напитков. Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о возможных потерях бюджетов всех уровней, Кочетов нарисовал картину производственного и бюджетного коллапса.
«В прошлом году в стране было произведено 766 миллионов декалитров пива, — рассказал Кочетов. — При 40-процентном падении производства (а именно такие его масштабы ожидаются после принятия закона) это означает потери для бюджетов (прежде всего местных) в размере 110 - 120 миллиардов рублей непоступивших акцизов в год. Ущерб для самой отрасли оценить сложно. Судите сами: одна линия розлива, производительностью 6 тысяч стеклянных бутылок в час стоит 2 - 3 миллиона евро. Плюс придется импортировать огромное количество стеклянной и алюминиевой тары».
На прошлой неделе на семинаре минфина РФ в Казани глава минфина РТ Радик Гайзатуллин оценил возможные потери бюджета Татарстана от принятия законопроекта в 5 млрд. рублей (цифра была указана на слайде его презентации). Ранее на коллегии ведомства по итогам 2014 года он заявил, что ожидаемый общий объем поступлений от акцизов на алкоголь и нефтепродукты в бюджет РТ составляет 19 млрд. рублей, из которых на пиво приходится 5,6 миллиарда. Таким образом, оценивая потенциальный ущерб, власти республики, похоже, не исключают полного закрытия пивоваренных заводов.
К слову, отказ от ранее запланированного повышения акцизов в прошлом году уже привел к тому, что бюджет РТ потерял 1,6 млрд. рублей. Об этом на одной из сессий Госсовета РТ также заявил Гайзатуллин. То есть по иронии судьбы если в прошлом году доходы республики пали жертвой алкогольного лобби, то на сей раз угрозу им создают сторонники трезвости.
У КАЗАНСКОГО ЗАВОДА EFES ДОЛЯ ПЭТ ВЫСОКА...
В пресс-службе пивоваренной группы EFES, владеющей крупнейшим в Татарстане пивзаводом (бывшим «Красным Востоком») «БИЗНЕС Online» сообщили, что динамика объемов производства на казанском заводе в последние два года положительная и превышает среднерыночную. Вместе с тем рост акцизов в 6 раз с 2009 года негативно сказался на отрасли — объем рынка упал по сравнению с благополучным 2007 годом на 30%. И возможный запрет полиэтиленовой тары может серьезно ударить в том числе и по заводу в Казани.
«С учетом высокой доли ПЭТ-упаковки в структуре производственного портфеля казанского филиала влияние запретов и ограничений может быть существенным», — отметили в пресс-службе.
Ситуация с производством пива в Татарстане в последние несколько лет, как и во всей стране, действительно сложилась негативная. Если в 2009 году было произведено 40,2 млн. декалитров (дал) пива, то к 2013 году объемы рухнули почти вдвое — до 24,3 млн. дал. В прошлом году, по данным Татарстанстата, отрасль пивоварения в республике, впрочем, показала рост производства на 26%. Казалось бы, весьма неплохой результат, но с учетом провала прошлых лет это очень далеко от пиковых значений. Впрочем, если брать положение отрасли в России, производители пива в республике чувствуют себя на коне. По данным Росстата, производство пива в России в январе-декабре 2014 года сократилось на 8,6% до 816 млн. дал.
Отметим, что власти Татарстана как могут стараются поддержать местных пивоваров. Так, недавно Госсовет РТ с подачи депутатов от «Единой России» отменил запрет на продажу пива в нестационарных сезонных кафе.
«КАКИЕ-ТО РЕГИОНЫ СМОГУТ ВЫИГРАТЬ ОТ НОВОВВЕДЕНИЙ...»
Неудивительно, что Татарстан уже включил свои лоббистские возможности, чтобы торпедировать антипивной законопроект. По поручению руководства республики эту тему, по его собственным словам, курирует депутат Ильдар Гильмутдинов, который заявил «БИЗНЕС Online», что компромисс практически найден: «Тема непростая с учетом того, что в Татарстане есть большие производственные мощности. И серьезные средства могут выпасть из доходов бюджета. Мы сейчас готовим совместно с правительством поправки ко второму чтению. И сделаем так, чтобы никаких серьезных потерь у региональных бюджетов не было. Подходы выверенные. Не будет, как предлагали в первоначальном варианте, однозначного требования по сокращению объемов ПЭТ-упаковки до 0,5 литра. Не будет все резко меняться. В основном документ коснется трехлитровых «бомб» и выше. Это-то и пивом иногда сложно назвать...»
Поправки, по его словам, будут внесены уже в мае. Стоит отметить, что гонения на пластиковые бутылки ударят по республике и с другого фланга, ведь Татарстан — один из главных в стране регионов-производителей полиэтилена. При этом, похоже, есть силы, которые в запрете ПЭТ заинтересованы. «Конечно, для алюминиевых компаний это большой плюс, какие-то регионы смогут выиграть от этих нововведений», — намекнул Гильмутдинов.
БОРОТЬСЯ НАДО НЕ С ПИВОМ, А С «ФАНФУРИКАМИ»
Эксперты из Татарстана и Госдумы РФ высказываются против запрета пластиковой тары для розлива пива.
Руслан Якушев — гендиректор ОАО «Булгарпиво»:
— Человек, который хочет выпить пива, в какой бы таре оно ни продавалось, его купит и выпьет. Да, он возьмет не одну четырехлитровую бутылку, а восемь по пол-литра или четыре по литру. Поэтому смысл этого ограничения вообще сводится к нулю. С алкоголизмом нужно бороться, но бороться с контрафактной водкой, которая не соответствует никаким нормам, и с «фанфуриками». А пиво, сделанное без применения химии по традиционной классической технологии, поверьте мне, наименее вредно из всех алкогольных напитков, но, подчеркну, без применения химии.
Если законопроект примут, то ряд пивоваренных заводов в нашей стране просто закроется. «Булгарпиво» в этом случае ожидает потеря примерно 20 процентов объема. Производителей сейчас очень много, поэтому конкуренция у нас в городе и Закамье достаточно плотная: тот же «Эфес», та же «Балтика», ряд региональных производителей заходят на территорию Татарстана. Но наша продукция занимает достаточно большую нишу. Если брать разливное пиво, то мы порядка 50 процентов рынка занимаем, по фасовке, конечно, доля значительно ниже — 7 - 8 процентов.
Айрат Хайруллин — депутат Госдумы, экс-владелец пивоваренного завода «Красный Восток»:
— Это крайне ошибочное и неправильное решение. Подобное мы уже проходили, в свое время это привело к кризису в начале 90-х, когда сначала запрещали алкоголь, потом пытались вводить акцизную политику очень жесткую. Если кто-то помнит, тогда акциз был 100 процентов от стоимости пива, но некоторые регионы умудрялись давать льготу.
В Татарстане льгота была 40 процентов, но все равно это было неподъемно, в результате нашу страну заполонил импортный алкоголь, тогда границу не так жестко контролировали и не облагали разными пошлинами. И это привело к тому, что в бюджете просто не было денег. А когда эти запретительные меры убрали, произошла очень интересная ситуация. В стране начали производить больше нормального алкоголя, который контролировали, и меньше людей стало травиться.
Вообще, существует множество подтвержденных исследований, которые доказывают, что чем больше потребление крепких алкогольных напитков, тем выше смертность, особенно мужского населения, тем хуже рождаемость. И единственный способ борьбы с крепким алкоголем — это замена его на слабоалкогольные напитки. Пиво является традиционным напитком для населения нашей страны, и в связи с этим глупо ограничивать его производство. В конечном счете это приведет лишь к увеличению потребления суррогатов низкого качества, отравлениям и потерям бюджета. Во всем мире доказано, что пиво в ПЭТ — это хороший продукт, а для россиян он более доступный, потому что это самая дешевая и самая удобная упаковка.
Так что все эти ограничения ведут лишь к сокращению производства пива в стране. Соответственно, это сильный удар по сельскому хозяйству, которое теряет заказ на выращивание пивоваренного ячменя. Это сильнейший удар по российскому животноводству, которое теряет высокобелковые добавки в виде отходов пивоваренной промышленности. В конечном счете это очень сильно бьет по экономике в целом, и по демографии, и по здоровью, и по продолжительности жизни.
Айрат Хайруллин: «Глупо ограничивать производство пива. В конечном счете это приведет лишь к увеличению потребления суррогатов низкого качества, отравлениям и потерям бюджета» |
«ПЭТ — ОДНА ИЗ МОТИВАЦИЙ БОЛЬШЕ ПИТЬ»
Насколько чревата для общества крупнолитражная ПЭТ-тара? С таким вопросом «БИЗНЕС Online» обратился к врачам-экспертам.
Анатолий Карпов — заведующий кафедрой психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии:
— Конечно, когда пиво покупают в больших баллонах, его сразу стараются выпивать — оно быстро портится, выдыхается. Это одна из мотиваций больше выпить.
Вообще пиво — это такая гадость, лучше его вообще не пить. Поэтому все, что делается для ограничения его потребления, прекрасно. Алкоголизм пивной намного хуже водочного. Во-первых, пивной формируется быстрее. К водке все-таки относятся настороженно, знают, что это плохо, а пиво считают жидким хлебом, на который не действуют никакие моральные запреты. Пивная эйфория более легкая, чем водочная.
Пьют много, пьют наперегонки, поэтому быстрее получают зависимость.
В пиве очень много вредных веществ. Например, фитоэстрогены — вещества растительной природы, действующие как женские половые гормоны. В результате мужчины становятся несколько женоподбными — разрастаются грудные железы, растет живот, увеличивается таз. При продолжительном употреблении может даже развиться импотенция.
Кроме того, пиво — это большая нагрузка на сердце, сосуды, почки. Есть такое понятие «пивное сердце», его еще называют «баварским» или «бычьим». Оно расширяется, становится дряблым, сердечная стенка — тонкой. Это уже не сердце, а тряпка. Происходит частичная атрофия сердечной мышцы — в результате это приводит к инфаркту.
Горький вкус пиву придают смолы, которые являются канцерогенами, которые, как известно, имеют свойство накапливаться в организме и вызывать рак. Со временем смолы подвергаются полимеризации, что делает их еще более вредными.
Степан Криницкий — заместитель главного врача, психиатр-нарколог Республиканского наркологического диспансера:
— Чем больше упаковка, тем выше вероятность развития алкоголизма. Если человек захотел выпить 0,33 литра пива, а в магазине только «полторашка» — естественно, он не станет его оставлять, а выпьет до конца.
Вообще пиво — это «входные ворота» в большой алкоголизм. Оно позиционируется как напиток для молодежи, этим занимается пивное лобби, чтобы заполучить как можно больше кандидатов в алкоголики, которые будут покупать алкоголь не только по праздником, но и ежедневно. Во многих странах Европы — например, в тех же Нидерландах — пиво не разливают в упаковки больше чем 0,33 литра. Нет даже пол-литровых бутылок. У нас тоже необходимо принять такие меры. Еще лет 10 назад нужно было.
Как мне кажется, если мы хотим по-настоящему бороться с пивным алкоголизмом, необходимо тщательнее проверять магазины по ночам. Во многих торговых точках, где нет централизованных касс, продают алкоголь. Среди моих пациентов очень много людей, страдающих пивным алкоголизмом. К сожалению, в последние годы становится все больше детей. Они употребляют то, что более доступно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 125
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.