КАК ЧЕЧЕНСКИЙ МИНИСТР ПЕЧАТИ ПОПЛАТИЛСЯ КРЕСЛОМ ЗА НЕСВОБОДУ СМИ

Лидер Чечни Рамзан Кадыров отчитал собственные региональные СМИ за недостаток независимости и профессионализма. Произошло это на текущей неделе на специальном совещании с руководителем администрации республики Магомедом Даудовым. «Ваши газеты неинтересны! Более интересные журналы, независимые, скажем, журналы, радио не могут быть у нас? — неожиданно обрушился Кадыров на присутствующих в зале журналистов (преимущественно из агентств «Чечен Инфо» и «Грозный-информ»). — Должна быть одна концепция, будь она общая или отдельная, как надо блюсти интересы нации, нашей родины, доносить ее боль! Для ее познания и чтобы услышали, вы должны работать с народом! Вы не с народом работаете, вы с любого интернета берете и перепечатываете! Нужно выходить в люди, в народ и писать, тогда ваши газеты будут покупать и читать! Вам будут писать люди! А без этого вы неинтересны, люди вас не будут читать! Или вы должны работать, или должны закрыть свой журнал! Газета должна быть независимой, будь она против меня или какая другая любая. Надо писать и писать правду, только тогда люди будут вас знать, только тогда вас будут любить и будет интерес к вам! Надо говорить то, что есть! Кадыровы типа не разрешают — вот как оправдываются! Клянусь Аллахом, позволяют

Критику Кадырова поддержал и Даудов, назвавший чеченских журналистов «непрофессиональными» и неспособными на журналистское расследование. За сиятельным гневом последовали и оргвыводы: в четверг, 7 мая (кстати, через два дня после советского Дня печати и в День радио — эти две даты десятилетиями отмечали советские журналисты), был уволен министр печати Чечни Шаид Жамалдаев, ответивший своим креслом за несвободу республиканских СМИ. Наверное, если бы за несколько дней до этого события кто-нибудь сказал Жамалдаеву, за что именно он может поплатиться должностью, он бы принял это за неудачную шутку. Тем не менее министр печати одной из самых успешных кавказских республик, считающейся оплотом традиционных ценностей в современной России, был предан остракизму за нарушение европейских свобод, а также, что еще более парадоксально, за невнимание к судьбе 17-летней девушки Хеды Гойлабиевой из села Байтарки Ножай-Юртовского района Чечни.

Хеда Гойлабиева и Нажуд Гучигов
Хеда Гойлабиева и Нажуд Гучигов

Имя Гойлабиевой теперь с легкостью подсказывает любой интернет-поисковик, хотя еще пару-тройку дней назад российская медиасреда ничего о ней не знала. Виной всему — история, преданная огласке в «Новой газете»: о сватовстве руководителя Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуда Гучигова к недавней школьной выпускнице Гойлабиевой. Для подчеркивания контраста издание приводит возраст жениха и невесты: по данным «Новой», Гучигову — 57 лет, Гойлабиевой — 17. При этом всесильный полицейский, как уверяет газета, женится на девушке насильно, под угрозой расправы с ее семьей, а чтобы невеста не сбежала, на всякий случай выставил посты по всему селу, контролирующие въезд и выезд.

На то, что скандал с неравным браком разгорелся на страницах федеральных СМИ, а не в чеченских медиа, и рассердился в итоге Кадыров: «Проехать туда, взять интервью нельзя, что ли, у них? Эй, обождите, вот это случилось у нас, говорят про нас, по всей стране говорят! Везде об этом говорят во всех газетах! А почему не вы об этом говорите?»

По словам Даудова, из чеченских журналистов «ни один не соизволил удостовериться, правда это или нет!» В оправдание коллег из Чечни добавим: из российских журналистов тоже никто не пожелал проверить информацию, растиражированную «Новой газетой». Между тем «БИЗНЕС Online» выяснил, что история с женитьбой полицейского начальника на несовершеннолетней девушке подана «главной либеральной газетой» страны по крайней мере однобоко. И даже с ошибками — то ли нечаянными, то ли вполне сознательными.

«В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ТАКИЕ БРАКИ В ЧЕЧНЕ МОДНЫ»

— Руководителю Ножай-Юртовского РОВД Нажуду Гучигову не 57 лет, а 47, — рассказала «БИЗНЕС Online» Залина Лакаева, известная чеченская журналистка и режиссер (автор фильма «Материнское сердце»).

— Откуда это вам известно? — уточняем мы.

— В Ножай-Юртовском РОВД у меня работает зять, он заместитель Гучигова.

— Так это правда или неправда о насильственном браке Гучигова и Гойлабиевой?

— А как вы считаете: если девушка общается и получает дорогие подарки — есть ее согласие на свадьбу или нет? — отвечает риторическим вопросом Лакаева и добавляет. — В последнее время такие браки в Чечне модны. Почему такое внимание к Чечне именно по этой теме? Здесь что, больше проблем нет? Вот когда российские олигархи крутят романы с 15-летними девчонками, все шито-крыто. А тут сразу на федеральный уровень! Вы знаете, сколько в Чечне вторых, третьих, четвертых жен? В основном это молодые «пацанки». Раньше это не очень приветствовалось, вторая жена появлялась, если у первой не могло быть детей. Но в последнее время такие браки стали заключаться все чаще, нередко можно услышать разговоры о том, что такая-то девушка выходит замуж, жених ей то-то и то-то подарил. Это желание легкой жизни, такие жены живут у себя где-то на квартире или в отдельном доме, особо напрягаться не надо...

По мнению Лакаевой, скандал, раздутый вокруг начальника РОВД Ножай-Юртовского района, — это «просто какая-то PR-кампания», направленная, возможно, не столько против Гучигова, сколько против Кадырова, который в результате и отреагировал наиболее импульсивно на публикацию «Новой».

«Многие не любят Кадырова, но давайте уважать то, что им сделано, — говорит Лакаева. — Хорошо ли, плохо ли, но сделано реально много. Республика действительно возрождается после 20 лет беззакония».

«КАДЫРОВ НИКОГДА НЕ БЫЛ ПРОТИВ НЕЗАВИСИМОЙ ПРЕССЫ»

Наверное, Кадыров имел моральное право на то, чтобы раскритиковать чеченские СМИ. Но противопоставить их «зависимости» «независимость» «Новой газеты» было, пожалуй, не слишком справедливо. И главе Чечни, не раз становившемуся героем «разоблачительных» материалов «Новой», это должно быть хорошо известно. Просто кто-то специализируется на дифирамбах, а кто-то — на «праведном гневе», что совсем не исключает предвзятость этого гнева и его тенденциозность.

«На самом деле Рамзан Кадыров никогда не был против независимой прессы, он всегда говорил, что не надо его хвалить, всегда повторял, когда собирал перед собой какую-то аудиторию: «Говорите все как есть», — рассказала «БИЗНЕС Online» известная чеченская журналистка и правозащитница Хеда Саратова. — Но многие предпочитали задавать ему вопросы, с которыми он мог только согласиться. Или просто по каким-то причинам молчали...»

По словам Саратовой, у нее самой какое-то время назад была независимая газета «Объектив», которая закрылась из-за недостатка финансирования. Но ничто не мешает запустить этот проект снова, если найдутся средства, надеется правозащитница.

«В современной Чечне независимая пресса возможна, — считает Саратова. — Я занимаюсь многими громкими делами, как раз сейчас была в семье у убитого Джамбулата Такаева. Хочу сказать, что нам не чинят никаких препятствий ни по этому делу, ни по другим делам. Нам, гражданским активистам, открыты все двери, мы спокойно можем работать. Лично мне часто случается приходить в аппарат уполномоченного по правам человека в Чечне, который всегда отвечает на вопросы по людям, чьи права нарушены. Я себя считаю независимым человеком, потому что я ни на кого не работаю, меня никто не проплачивает. Может, тот, кто знал раньше мою работу, подумает: наверное, ей заплатили за то, чтобы она так говорила. Ничего подобного. Мы живем и работаем в Чечне, наши телефоны включены 24 часа в сутки...»

Слишком много мифов распространяется о современной Чечне, убеждена правозащитница. Она приводит в пример недавнюю историю с телефонным звонком, который поступил ей из Франции. Звонивший мужчина жаловался на то, что в Чеченской Республике исчезла его племянница, и предполагал, что ее похитили. Саратова стала разбираться и достаточно быстро выяснила, что в одном из республиканских отделений полиции находятся задержанные девушки, которые собирались пробраться в Сирию, поддавшись на уговоры вербовщиков, среди них — пропавшая племянница. Ничего плохого с девушкой не случилось, наоборот, задержание уберегло ее от опасностей, которым она могла подвергнуться в Сирии.

Что касается нашумевшей истории с «насильственной» женитьбой начальника РОВД Гучигова на Гойлабиевой, Саратова, как и Лакаева, тоже считает, что это «самая натуральная утка». «Я непосредственно разговаривала с этим начальником РОВД и с родственниками девушки», — говорит правозащитница. — Во-первых, Гучигову не 57 лет, а 47 лет. Во-вторых, эта девушка абсолютно по собственному желанию выходит замуж, никто ее не заставляет. Я видела родственников, которые покупали ей приданое. Никто никакого насилия над этой девушкой не чинит».

«НЕЛЬЗЯ СТАТЬ НЕЗАВИСИМЫМИ ПО ПРИКАЗУ»

До сих пор все распоряжения и указы Кадырова в Чечне исполняли с дотошной и устрашающей четкостью. Означает ли это, что высказанное в лицо республиканской прессе «пожелание» срочно стать независимой будет также в скором времени реализовано? И если СМИ в Чечне действительно станут свободными и независимыми, сможет ли Кадыров работать в такой же привычной ему и комфортной обстановке, в которой протекала его деятельность до этого?

Известный журналист, политолог и эксперт по кавказской политике Максим Шевченко считает, что это, конечно же, возможно. «А сможет ли президент Татарстана Рустам Минниханов работать в условиях, если в республике вся пресса будет независимой? Я думаю, конечно, сможет, — говорит Шевченко. — Так же и Кадыров. Не надо представлять Чечню как некое тираническое пространство, где творится личный произвол одного человека и совсем нет независимой прессы. Есть «Кавполит», который готовится в Москве, но пишет о ситуации именно в Кавказском регионе. Есть и другие знаковые СМИ. Если у чеченских журналистов возникают какие-то проблемы с независимостью, они всегда могут обратиться в общественный совет по правам человека при президенте РФ, в состав которого я вхожу, мы их поддержим. Но я не припомню подобных заявок от чеченских СМИ. Журналисты в России работают там, где они хотят: кто — в «Новой газете», кто — в «Кавказской политике», кто — в «БИЗНЕС Online». Конечно, если человек хочет ходить с ярмом на шее, он и будет с ним ходить. Но журналист — это ведь не чья-то собственность: захочет — в любой момент снимет ярмо».

Тем не менее в регионах далеко не все так радужно с независимостью прессы, как об этом хотелось бы думать. По мнению Геннадия Наумова, который издает в Татарстане газету «Аргументы недели», настоящая независимость дорогого стоит и не слишком часто встречается. «В период правления Минтимера Шаймиева была одна очень любопытная сценка, — вспоминает Наумов. — В то время главный редактор «Молодежи Татарстана» на встрече с Шаймиевым встала и заявила: Минтимер Шарипович, мы ведь вас хвалим честно, от души, независимо. Независимо — вы не подумайте, что мы как государственная пресса вас воспеваем...» Ну и через некоторое время стала зампредом Госсовета РТ и председателем союза журналистов Татарстана. Кроме «БИЗНЕС Online», я другой независимой прессы в Татарстане, пожалуй, и не знаю (ради справделивости сообщим, что в РТ есть также и местная вкладка Ъ, «Вечерка», «Эфир» — частные и независимые медиаприм. авт.). Свои региональные полосы в «Аргументах недели» мы делаем по договору франшизы, то есть тоже независимо от региона, но это капля в море...»

Относительно распоряжений Кадырова татарстанский издатель тоже иллюзий не питает. «Сказать все что угодно можно, — считает Наумов. — Это во-первых. Во-вторых, выросла целая плеяда журналистов, которые привыкли заниматься самоцензурой, они по-другому не способны работать. Не могут они стать независимыми по приказу. Ну и в-третьих, в нашей стране это, в принципе, пока невозможно. Пока существует государственная пресса как таковая, в одном отдельно взятом регионе ситуацию не переломить. К примеру, насколько мне известно, на нужды «Татмедиа» выделяется 1,5 миллиарда рублей. Но эффект все равно меньше, чем, я уверен, от одной вашей электронной газеты, на содержание которой из бюджета не выделяется ни копейки. На мой взгляд, дайте 100 миллионов местным независимым журналистам, и эффекта будет гораздо больше», — полагает издатель «Аргументов недели».