Казанская премьера спектакля Евгения Гришковца «Шепот сердца» прошла с предсказуемым аншлагом. Популярный автор и исполнитель собственных театральных произведений остался верен себе, вновь отработав соло на сцене, на этот раз в образе человеческого сердца. Советы от главного органа с интересом и не без удовольствия выслушал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Евгений Гришковец в спектакле «Шепот сердца»
ЭТО МОДНОЕ СЛОВО «КРАУДФАНДИНГ»
В минувший уик-энд Казань посетил Евгений Гришковец. Знаменитый драматург, писатель, режиссер, актер и даже певец на этот раз выступил в своем привычном амплуа, показав в столице Татарстана свой новый моноспектакль «Шепот сердца». Времена серьезного ажиотажа вокруг фигуры ныне 48-летнего артиста уже позади, ему не торопятся вручать новые «Золотые маски», как это было лет 15 назад, когда теперь уже легендарные «Как я съел собаку» или «Дредноуты» виделись чем-то абсолютно отдельным и необычным для отечественного театрального ландшафта. Но, несмотря на то что в компании друзей уже не так активно обмениваются дисками с записями и не так обильно цитируют спектакли Гришковца, зрительская любовь к нему никуда не делась. Вот и на сайте Камаловского театра за сутки до мероприятия доступными к продаже были всего три билета, несмотря на не самые доступные цены (на приличные места в партере можно было попасть за сумму в 2,3 - 2,6 тыс. рублей).
Над своим новым проектом актер и режиссер в одном лице работал три с половиной года и даже познакомился с таким ныне модным, но по-прежнему труднопроизносимым словечком, как «краудфандинг». На одном из популярных интернет-ресурсов самый знаменитый после философа Канта житель Калининграда обратился к поклонникам за соучастием в создании декораций будущего «Шепота сердца». И вот она — народная любовь, сумма примерно в 1,5 млн. рублей была собрана очень быстро. В результате сценограф Ольга Никитина соорудила любопытную конструкцию, где привычно работающий соло Гришковец восседает на небольшой горке из лепестков роз, а над головой у него лампа, очень напоминающая операционный светильник. Вообще, в спектакле много работают со светом, хотя иногда эти спецэффекты и кажутся избыточными, отвлекающими от самого важного — того, что говорит со сцены автор и он же исполнитель.
«Шепот сердца» проходит по разделу «традиционный Гришковец», ничего принципиального нового артист придумывать не стал, провоцируя дискуссию на тему фирменного стиля и самоповторов, хотя и впервые оказался на сцене в образе не человека, а его сердца, ведущего со своим обладателем негромкий разговор. В остальном это все тот же без меры обаятельный провинциал со своими фирменными монологами, в которых самая обыденная повседневность, самые банальные вещи и поступки вдруг приобретают смыслы, оттенки и заставляют публику, обратившись к себе, испытывать целую гамму чувств. «Я — самое страшное, что есть у тебя, человек!» — говорит сердце, и с этим трудно поспорить. Дальше главный герой спектакля отправляется в размышления о настоящем с ностальгическими экскурсами в прошлое, когда оно (сердце) принадлежало ребенку и радовалось жизни своей ритмичной работой. А вот поэт Василий Лебедев-Кумач был абсолютно не прав, когда в тексте знаменитой песни из фильма «Веселые ребята» утверждал, что «сердце, тебе не хочется покоя» и «спасибо, сердце, что ты умеешь так любить». Поскольку сердечная мышца, напротив, очень страдает от переизбытка чувств у своего обладателя.
«У ТЕБЯ НЕТ ЧУВСТВА МЕРЫ»
«Я боюсь, что в какой-то момент не смогу удовлетворить своих запросов. И к тому же у тебя все всегда неожиданно и всегда все с перебором. У тебя так много чувств, человек. Твои чувства разнообразны, их так много. Но не хватает одного, самого главного чувства — у тебя нет чувства меры. Было бы у тебя чувство меры, других чувств не надо», — вот, пожалуй, главное программное заявление от имени героя спектакля. Публика была с Гришковцом на одной волне, но реагировала вполне себе по-разному. Кто-то грустил с улыбкой на лице, а кто-то не мог сдерживать эмоций и так хохотал над шутками со сцены, что, пытаясь сдерживать себя, переходил на тихое хрюканье, пока сердце говорило о страхах, любви и ответственности.
Не обошелся артист и без своих фирменных импровизаций на тему зрителей, ведущих себя в зале неподобающе. Досталось и тому, кто заскучал («Вы так зеваете, что я вижу гланды»), и тому, кто отвлекся на разговор с барышней («Древние греки придумали театр так: со сцены говорят, а из зрительного зала — нет»), и желающему сделать заветное фото героя вечера.
Пожалуй, чего могло не хватить в новом спектакле Гришковца, так это размышлений о наших нынешних социальных и политических реалиях, тем более что работа над «Шепотом сердца» завершилась только в марте этого года. Но, кроме пары вполне дежурных шуток про раздражающие телевизионные новости, эта тема не прозвучала в постановке даже пунктирно. Автор, вот уже полтора десятка лет доказывающий своим существованием на сцене, что массовая культура бывает не только плоской и низкопробной, остался верен себе, его новое творение носит все тот же терапевтический эффект, позволяя зрителю отвлечься от серых будней, почувствовать наличие смысла в этой повседневности, да еще и забрать с собой из зала пару-тройку отличных цитат.
Так что в том, что у Гришковца не нашлось места и времени для разговоров о войне, кризисе и ощущении общей тревоги, нет ничего плохого. Ведь все эти размышления явно не способствуют нормальной работе сердечной мышцы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.