ШТРАФ ЗА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ

В 2002 году основатель «Билайна» Дмитрий Зимин создал благотворительный фонд «Династия». Свои личные средства предприниматель пожелал вложить в будущее страны — в развитие российской науки и образования. На стипендии и гранты «Династии» могли претендовать учителя, школьники, студенты, аспиранты и ученые всех возрастов. Более 30 проектов фонда, в рамках которых ежегодно проводится до 15 различных грантовых конкурсов, нацелены на «поиск и поддержку талантов, их идей и проектов в области естественных и общественных наук». Научно-популярный интернет-ресурс «Элементы», присуждение ежегодной премии «Просветитель» русскоязычным авторам нон-фикшена, издание книг Ричарда Докинза, Стивена Хокинга, Карла Циммера и других выдающихся популяризаторов науки — все это тоже делалось на средства «Династии». Организация регулярно обнародывает детализированные финансовые отчеты: так, в 2013 году фонд раздал 328 млн. рублей, в 2014-м — 352, а в нынешнем году на гранты, издательскую и просветительскую деятельность уйдет 435 млн. рублей.

25 мая 2015 года минюст выступил с заявлением: после плановой проверки документов «Династия» внесена в реестр НКО — иностранных агентов. Счета Зимина, с которых финансируется фонд, действительно зарегистрированы за рубежом, однако одного этого факта для подобного решения недостаточно: чтобы попасть в список агентов, организация должна заниматься политической деятельностью. Вероятно, свою роль в ситуации сыграло тесное сотрудничество «Династии» с фондом экономиста и научного руководителя НИУ ВШЭ Евгения Ясина «Либеральная миссия» (тоже внесен в реестр 25 мая). Ясинский фонд также занимался издательским делом и организацией образовательных мероприятий; среди книг и лекций, изданных и проведенных на деньги ЛМ, были те, в которых критиковалась текущая внутренняя и внешняя политика России.

26 мая Зимин заявил, что прекращает финансирование фонда до тех пор, пока минюст не изменит свое решение. 28 мая вместо извинений «Династия» получила новое замечание: на этот раз минюст потребовал оштрафовать фонд на сумму от 300 до 500 тыс. рублей «за нарушение порядка деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента». Несмотря на широкий общественный резонанс, в минюсте отметили, что ошибки тут быть не может: «Я знаю, что решение принималось на основании очень взвешенной проверки, полноформатной проверки, продолжавшейся не один день», — цитировало министра Александр Коновалов РИА «Новости». В «Династии» от официальных комментариев о дальнейшей судьбе фонда воздерживаются до 8 июня.

ФИЗИКИ, ДЕТИ И АДЕПТЫ «КОСМИЧЕСКОЙ НАУКИ»

Найти лауреатов и стипендиатов программ «Династии» из Татарстана оказалось легко: списки призеров конкурсов за все прошедшие годы есть на сайте фонда. Самая многочисленная группа премированных агентом татарстанцев — победители всероссийского конкурса учителей физики, математики, химии и биологии, которых за 9 лет существования состязания набралось более 100. В номинациях «Молодой учитель», «Наставник будущих ученых», «Учитель, вырастивший Ученика» побеждали работники не только городских, но и сельских школ РТ (из Кызыл Тау, Хорновар-Шигали, Муслюмово и т. д.). В этом году единовременную выплату 38 тыс. рублей получит 21 работник средних учебных заведений республики.

Около 10 татарстанцев начиная с 2008 года выигрывали стипендии по программе поддержки физиков (студентов, аспирантов и молодых ученых). «Под раздачу» попали и школьники: по словам генетика Федора Кондрашова — научного директора летней Школы молекулярной и теоретической биологии (создана «Династией» в 2012 году), за три года в Пущино (место проведения школы) побывали шесть школьников из Татарстана — из Казани, Набережных Челнов, Лениногорска и Нижнекамска; в этом году поедут двое.

Возможностями фонда регулярно пользовались сотрудники КФУ. Так, по итогам конкурса на организацию учебных курсов в вузах РФ в 2014 году в наш университет приезжали два лектора: чемпион мира по программированию Павел Маврин прочитал казанским студентам цикл «Эффективные алгоритмы при обработке текста», а математик Сергей Николенко, известный многим по участию в телеигре «Что? Где? Когда?», — курс об искусственном интеллекте «Машинное обучение». В 2015 году сотрудники трех институтов КФУ выиграли гранты на проведение научных школ — при частичной поддержке «Династии» пройдут вторая международная школа-конференция по хемоинформатике, школа для молодых ученых «Космическая наука» и XVIII международная молодежная научная школа «Актуальные проблемы магнитного резонанса и его применение» (в прошлом году фонд также давал деньги на проведение XVII школы).

Несмотря на очевидное присутствие фонда в научно-образовательном процессе РТ, в республиканском минобре от комментариев воздержались. «Министерство образования занимается системой образования и воспитания в образовательных учреждениях и не может следить за всеми общественными фондами и частными инициативами. У нас есть свои гранты, мы тоже поддерживаем и молодых ученых, и студентов-старшекурсников», — пояснили корреспонденту «БИЗНЕС Online». Также за время подготовки материала не удалось получить официальный комментарий от КФУ. Зато на просьбу нашего журналиста откликнулись участники различных программ «Династии».

«МНЕ ПОЧЕМУ-ТО КАЖЕТСЯ, ЧТО ФОНД ЗАКРОЮТ»

Тимур Шакиров — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Университета Мартина Лютера (город Галле, Германия; в 2008 году — стипендиат программы поддержки студентов-физиков, созданной фондом «Династия»):

Я занимаюсь теоретической физикой полимеров. Весь второй год магистратуры получал стипендию от фонда, которая по тем временам была раза в три больше повышенной стипендии на физфаке КГУ. Как ни банально это звучит, но средства от «Династии» действительно давали возможность меньше беспокоиться о зарабатывании денег и больше времени посвящать исследованиям. Научная работа впоследствии стала моей профессией. Назвать (даже формально) иностранным агентом фонд, работающий за счет денег, размещенных за границей гражданином России, — полнейшая глупость, противоречащая самому закону. Если минюст не в состоянии проследить движение денег дальше, чем на один шаг, то это многое говорит о квалификации его сотрудников. Хотя, конечно, разбираться в квалификации исполнителя закона — дело профессиональных юристов.

С моей точки зрения, научному сообществу России необходимо предпринять какие-то меры. Хотя предсказать, будут ли иметь эффект все эти протесты, пикеты, петиции, невозможно. Есть и подтверждающие, и опровергающие целесообразность таких действий примеры. Например, возмущение части студентов и сотрудников теперь уже КФУ привело к тому, что в названии университета осталось слово «казанский». С другой стороны, никакие протесты не смогли изменить ситуацию в ИТЭФ после передачи его Курчатовскому институту. Но тут как в басне: если барахтаться, есть хотя бы шанс выбраться.

Амир Закиров студент первого курса биологического факультета МГУ (В 2014 году, будучи выпускником казанской школы №18 с углубленным изучением английского языка, выиграл конкурс на поездку в Школу молекулярной и теоретической биологии, созданную на средства фонда «Династия»):

Чтобы попасть на школу, нужно сочинить эссе, в котором ты описываешь свои интересы в биологии (я, к примеру, интересуюсь генетикой, молекулярной и клеточной биологией), и приложить рекомендательное письмо. По итогам конкурса меня взяли в лабораторию исследования мобильных элементов генома, которой руководили немецкие ученые, работающие в Испании. Они занимаются транспозонами — это такие элементы в геноме, которые постоянно передвигаются по организму. Но вы лучше загуглите. Школа проходит в Пущино и длится примерно три недели; учащимся (старшеклассникам и выпускникам) читают самые разные лекции, в основном системно-биологические и биоинформатические. Но теоретическая часть небольшая, потому что школа в первую очередь концентрируется на современных научных методах, дает возможность поработать с настоящим оборудованием и дотронуться до того, о чем ты когда-то читал в книгах. В своей лаборатории, например, я клонировал гены бактерий E. coli и занимался ведением культуры клеток.

К сожалению, новость про «Династию» я слышал. Мне почему-то кажется, что фонд закроют и финансирования школы и других программ больше не будет. Я не эксперт, но российское право, кажется, не учитывает какие-то важные реалии окружающего мира.

Денис Бисеров — учитель математики в казанском лицее-интернате №7, руководитель кружков для школьников-олимпиадников (в 2013, 2014 и 2015 годах – победитель учрежденного «Династией» конкурса учителей физики, математики, химии и биологии в номинации «Молодой учитель», размер приза — 38 тыс. рублей):

— Я не спрашивал, состоится ли вручение премии в этом году. Мне кажется, «Династии» сейчас и так тяжело и не нужно создавать им дополнительную нагрузку своими звонками. Мне приходило письмо с поздравлением и приглашением на награждение. Зная этих людей, не думаю, что они откажутся от выполнения своих обязательств. Гораздо важнее самой выплаты для меня и многих моих коллег-лауреатов участие в конференции, которая каждый год проходит в подмосковной Клязьме параллельно с церемонией награждения. Это очень крутое событие: организаторы приглашают ученых, опытных преподавателей, авторов учебников и дидактических пособий; можно побеседовать с автором книги, по которой занимаются твои ученики, и задать ему или ей любой вопрос. После каждой такой конференции чувствую себя обновленным: за год копится много вопросов и проблемных ситуаций, на которые новый опыт помогает взглянуть иначе. В Клязьме всегда встречаю коллег из Татарстана. Казань по количеству учителей-победителей конкурса на четвертом месте после Москвы, Питера и новосибирского Академгородка, наших учителей в Москве знают и хвалят.

Не думаю, что в Татарстане что-то кардинально изменится, если фонд прекратит свою деятельность. Разумеется, я не уйду с места учителя, если мне перестанут платить это поощрение. Но ситуация очень неприятная, и за фонд нужно бороться: писать обращения в минюст, добиваться справедливости. Дмитрий Зимин подает другим богатым россиянам прекрасный пример, как можно распоряжаться своими деньгами, и после прекращения деятельности фонда такой прецедент исчезнет. Это плевок ему в лицо, а он человек принципиальный, поэтому вряд ли решение будет обжаловано через суд. Сейчас важно поддержать Дмитрия Борисовича, выразить солидарность — думаю, на предстоящей церемонии награждения многие захотят сделать это лично.

«НЕ ДУМАЮ, ЧТО ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА КАК-ТО СКАЖЕТСЯ НА МОЕЙ КАФЕДРЕ»

Наиль Сахибуллин — доктор физико-математических наук, профессор КФУ, академик АН РТ (научный руководитель молодежной школы «Космическая наука», частично финансируемой фондом «Династия»; мероприятие пройдет в КФУ с 4 по 7 июня):

— Школа для молодежи проводится в первый раз в рамках большой конференции SpaceKazan. Предполагается, что приедут около 30 участников: школьники, студенты и даже сотрудники планетариев из Чебоксар, Астрахани, Йошкар-Олы. Средства «Династии» покроют расходы на проезд и размещение приезжих гостей. Мы уже в третий раз пользуемся помощью фонда, средняя сумма поддержки всегда была около 200 тысяч рублей. В случае с «Космической наукой» это процентов 10 от общих затрат — деньги для нас небольшие, но мы все равно благодарны. Остальные средства идут от РФФИ и других фондов.

А какая инициатива у минюста? Не могу комментировать, тонкостей всего этого дела я не знаю. Не думаю, что прекращение деятельности фонда как-то скажется на моей кафедре. 200 тысяч — это не та сумма, из-за которой стоит сильно переживать. Не будет этих денег — найдем другую возможность.

Тимур Маджидов — старший преподаватель Химического института им. Бутлерова КФУ (научный секретарь оргкомитета II международной летней школы-конференции по хемоинформатике, частично финансируемой фондом «Династия»):

— Хемоинформатика — это наука, которая использует информационные технологии для решения проблем химии. Это и предсказание свойств соединений, что позволяет создать вещества, обладающие заранее заданными свойствами, и создание лекарственных препаратов, и сугубо практические задачи, например, организация, хранение химической информации в компьютерных базах данных и создание алгоритмов для осуществления поиска нужных сведений. В этом году на конференцию мы ждем гостей не только из других российских вузов, но и ученых из США, Германии, Франции, Португалии, Эстонии, Австрии, стран СНГ.

Грант от «Династии» — около 350 тысяч рублей — покрыл примерно половину расходов на проведение конференции. Остальные средства нам дал российский научный фонд. Мы впервые подавали заявку на программу «Династии». Если честно, у меня нет информации о том, чтобы кто-то из сотрудников нашего института регулярно участвовал в программах фонда, сам я в этом году услышал о нем впервые. Но могу сказать, что это был позитивный опыт. Лично мне будет жаль, если «Династия» закроется. Главное, что удивило и порадовало в процессе подачи заявки, — низкая бюрократизированность. Некоторые источники финансирования требуют многостраничных и, по моему мнению, ненужных описаний, в «Династии» же все эти процедуры максимально упрощены.

Вообще я считаю, что возможность дополнительного негосударственного финансирования науки очень важна и надо всячески поддерживать тех, кто этим занимается. По сравнению с зарубежными вузами в университетах России ученых спонсируют гораздо скромнее, поэтому для нас важны любые деньги.

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ НАУКИ И БУДУЩЕГО СТРАНЫ»

Ильнур Ишмуратов — студент-бакалавр Института физики КФУ (в 2015 году — победитель конкурса молодых физиков, учрежденного фондом «Династия»; размер стипендии — 5 400 рублей ежемесячно в течение 12 месяцев):

— Я еще студент, занимаюсь теоретической физикой и в этом году защищаю диплом. Небольшие личные достижения в области учебы и науки есть, но мне не хотелось бы ими хвастаться. Ничего, кроме грусти, нынешняя ситуация, конечно, не вызывает.

Альберт Зеличенок — учитель математики в казанском физико-математическом лицее №131, руководитель кружков для школьников-олимпиадников (в 2008 году и в 2015 году — победитель учрежденного «Династией» конкурса учителей физики, математики, химии и биологии в номинации «Наставник будущих ученых»; размер приза — 38 тыс. рублей):

— Для участия не требовалось ничего предоставлять жюри: эту премию присуждают по результатам опроса студентов профильных факультетов лучших российских вузов. Они отвечают, кого из своих учителей считают главным наставником, оказавшим наибольшее влияние на них в выборе специальности. В том-то и был «смак» конкурса: нас выбирали сами ученики, а не чиновники по бумагам. 38 тысяч — не большие средства, скорее моральная поддержка, чем материальная. Но она помогает и дальше готовить людей, которые будут двигать вперед российскую математику и смежные науки, дать им прочную базу знаний и, что важнее, умение свободно, глубоко, аналитически и критически мыслить. Это не громкие слова — понимаю, что формулировки уже «выкристаллизовались», но, поверьте, они вполне искренние.

Внесение «Династии» в реестр — преступление против науки и, говоря шире, против будущего страны. Больших последствий в масштабах Казани и РТ, конечно, не будет. Ряд опытных и молодых учителей, ученых, студентов лишатся поддержки фонда — этот грант только среди знакомых мне татарстанских учителей выигрывали человек 15. Конечно, мы продолжим свою работу, просто наше мнение о родном государстве ухудшится. А вот многие молодые студенты и ученые, боюсь, всерьез задумаются, стоит ли вообще оставаться в стране, в которой такое возможно.