Самым громким медиаскандалом прошлого месяца, о котором не слышно было разве что удалившимся от мира отшельникам, стала небезызвестная чеченская свадьба. 50-летний начальник местного РОВД взял в жены 17-летнюю соотечественницу. Вроде бы даже второй женой. Казанская журналистка Лилия Ахмадеева, проживающая в Египте, в статье для «БИЗНЕС Online» описывает, возможно ли такое в стране пирамид и как там относятся к неравным бракам.
«От чеченской невесты все ждали каких-то слов любви в адрес избранника, но услышали только сдержанное: «Я сама хочу этого брака». Будь на ее месте египтянка, я бы вполне поверила в искренность такого желания» |
СВАДЬБА ЕСТЬ, РАДОСТИ НЕТ
Немалую роль в распространении шумихи вокруг неординарного, с точки зрения россиян, союза сыграла официальная реакция на зародившуюся волну правозащитного возмущения. Чего стоит одна цитата Павла Астахова — та, которая про сморщенных женщин, породившая невиданной высоты саркастическую волну и тысячу пародий в социальных сетях (думаю, в итоге она станет интернет-мемом года).
Если оставить в стороне сотню косвенных нелепостей, сопровождающих событие, то, что писали в Twitter чеченские чиновники и как вели себя некоторые журналисты, то в сухом остатке, собственно говоря, два возмутивших общественность факта. Первый — юные годы невесты, точнее, чудовищная разница в возрасте с женихом. Второй — отсутствие, так скажем, приличествующей случаю романтики. Точнее сказать не получится, так как принуждение девушки к браку так и осталось недоказанным. Зато зрители «трагедии» могли наблюдать отсутствие радостных эмоций на лице невесты во время церемонии бракосочетания и вообще какое-либо проявление оных по отношению к жениху за все время общения со СМИ. На самом деле, спорных моментов было много: здесь и соответствие желания жениться на малолетке мундиру, и желание отдельно взятого региона жить по своим законам... Это тема для многосторонних обсуждений, которых было множество, я же хотела бы остановится на первых двух чисто житейских моментах.
Предлагаю взглянуть на ситуацию глазами египтянина. Зачем это нужно? Возможно, чтобы не укореняться раз и навсегда во мнении относительно того, что есть хорошо, правильно и социально здорóво. Возможно, чтобы постараться понять своих ближайших соседей, которые по паспорту — соотечественники, а по духу — все же соседи, не более. Хотя Чечня и Египет — это «две большие разницы», но все же одно их точно роднит — отношение к вопросам создания семьи, как многие другие общества восточного типа.
Разница в возрасте 50 и 17 лет — явление для Египта нетипичное и непоощряемое. Но, конечно же, допустимое. Нет ничего удивительного в том, чтобы выйти замуж в этом возрасте, в деревнях и городках Верхнего (аграрного) Египта так чаще всего и поступают. Выходят, конечно же, не за сверстников. Если 17-летняя египтянка — это уже женщина, готовая к созданию семьи (в школу здесь идут в 4 года и заканчивают нередко в 15 лет), то 17-летний египтянин — это еще самый настоящий мальчишка, который должен получить высшее образование, поработать, повзрослеть, потому как именно ему предстоит нести полную и единоличную ответственность за жену и многочисленное, скорее всего, потомство. Так что оптимальной считается разница лет в 10. Чтобы 50-летнему жениться на 17-летней, необходимы существенные доводы в его пользу: например, высокий социальный статус и хорошее материальное положение (начальник милиции города вполне подходит). Поразмыслив, невеста из бедной семьи может прийти к выводу, что это ее золотой шанс на лучшую жизнь, и такой выбор, случись он, будет делом добровольным. Настоящие браки по принуждению в Египте встречаются редко.
РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
Продолжая тему возраста, замечу, что в современной городской среде с ранними браками не торопятся, особенно если дело касается среднего и высшего класса. Как я уже писала, социальная стратификация в Египте опирается в первую очередь не на уровень дохода, а на образование и престиж профессии. Поэтому, чтобы выйти замуж за человека свого круга, невеста должна соответствовать — получить высшее образование, что девушки и успевают сделать к 19 - 20 годам. Чем более «продвинутая» семья, тем спокойнее относится к тому, что дочери успеют поработать и получить жизненный опыт (разумеется, целомудренный — никаких путешествий с подругами за границу). Для многих египтянок высшее образование — всего лишь билет в выгодный брак, они не работают ни одного дня из своей жизни. Факультеты невест в стране пирамид — это психология, социология, педагогика, иностранные языки. Для многих, но, конечно же, не для всех. Современные горожанки более эмансипированы, многие серьезно нацелены на карьеру. В Египте распространены платные медицина и образование, быть «женским» доктором, имея частную практику, или работать преподавателем в коммерческом учебном заведении для девочек — это очень (!) престижно. Ни один муж не будет уговаривать жену бросить такую работу, скорее всего, будет только гордиться.
Второй момент — отсутствие любви между невестой и женихом и договорной характер брака. Вот этого в Египте хоть отбавляй, каждая вторая семья создается таким вот образом, причем во всех слоях общества. Чем-то это похоже на монархические династические браки. Главное правило — соблюдение кастовой чистоты: невеста и жених должны быть из семей с одинаковым социальным статусом и уровнем доходов. В среде преподавателей, врачей, инженеров принято женить на «своих», не говоря уже об аристократии. Перед глазами пример такой свадьбы: родители с обеих сторон — коллеги в университете, выяснившие, что друг у друга имеются подходящие по возрасту партии на выданье. Начинаются аккуратные переговоры с целью прояснения стартовых финансовых возможностей жениха и невесты (какую жениху купят квартиру и где, какой автомобиль имеется, карьерные перспективы; образование невесты, велико ли ее приданое; кто и в каких долях оплачивает помолвку и свадьбу).
Когда с финансовым вопросом все гладко, невесту и жениха знакомят друг с другом. Если очная ставка сработала, «молодые» продолжают встречаться под присмотром взрослых — ходить друг к другу в гости, в кино и кафе (с сопровождением). Первичной симпатии достаточно для заключения помолвки — с гостями, музыкой, танцами и угощением. Время между помолвкой и свадьбой — период, когда можно узнать друг друга, встречаться чаще и на легальных основаниях, примерно полгода, реже — год. За это время семья жениха покупает квартиру, семья невесты заказывает обстановку, покупает технику. Словом, идет полная подготовка к обустройству быта новой ячейки общества. Вполне вероятно, на этом этапе между женихом и невестой вспыхивают романтические чувства, а возможно, и наоборот. В общем, до свадьбы у обеих сторон есть возможность дать задний ход.
ВЛЮБЛЕННОСТЬ — БОЖЕ УПАСИ
В семьях попроще и местах поглуше может и совсем не быть никакой помолвки, сразу договорились — и свадебка. Особенно когда покупать особо нечего и праздновать лишний раз не на что. В деревнях Египта чрезвычайно распространены браки между кузенами. Считается, что, во-первых, невеста не уйдет в чужую семью, где некому за нее заступиться, а попадет прямо в распростертые обьятия тети и дяди, а во-вторых, приданое останется в семье. Может, и переезжать не придется — очень часто все родственники живут под одной крышей большого многоэтажного дома. Многие браки оговариваются заранее, еще на этапе младенчества кузенов.
Так что романтика и, упаси боже, влюбленность — вещи совершенно необязательные для бракосочетания в Египте и, как мне кажется, во многих других обществах восточного типа. Там, где жена практически является собственностью мужа, пылкие чувства (как мы знаем, преходящие) — это самая ненадежная гарантия крепкого брака. Гораздо важнее, чтобы супруги были одного поля ягодами, а еще лучше — с одного куста. Набор необходимых требований, предъявляемых партии, зависит от семьи. Где-то это только материальное состояние, где-то — религиозность, воспитание, образование, манеры. Богатый нувориш из лоу-класса отдаст дочь за сына своего партнера по полулегальному бизнесу, а не за потомственного доктора; потомственный доктор женится на своей коллеге, а не на знаменитой актрисе; на знаменитой актрисе женится только небогатый молодой альфонс, особенно если в молодости она опрометчиво снималась в сценах с поцелуями.
В стране пирамид, как и в других арабских странах, много браков по любви, случаются и истории похлеще Ромео и Джульетты — сбегают вместе дети бедняков и богачей, мусульман и христиан, просто нужно понять, что матримониальная рутина в нашем евразийском понимании здесь абсолютно другая и, несмотря на обилие любовной лирики в песнях, фильмах, книгах и народном фольклоре, брак по расчету (договорной брак без любви) является социальной нормой. Что бы сделала бедная молоденькая египетская невеста, посватайся к ней 50-летний полицейский «прынц»? 50 на 50, что согласилась бы. Замужество — единственный социальный лифт, который ей доступен в практически кастовом традиционном обществе, но шанс очень-очень редкий.
От чеченской невесты все ждали каких-то слов любви в адрес избранника, но услышали только сдержанное: «Я сама хочу этого брака». Будь на ее месте египтянка, я бы вполне поверила в искренность такого желания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.