Как было организовано в Москве в этом году празднование Дня России, анализирует эксперт «БИЗНЕС Online» по политическим вопросам Валерий Муниров. Он отмечает, что ни по статусу, ни по общественному восприятию этот праздник пока не дотягивает не только до Дня Победы, но и до Дня народного единства 4 ноября, где на осенний марш прошлого года в Москве вышли 75 тыс. человек.
СЕРЕБРЯНЫЙ ЮБИЛЕЙ
Минуло 25 лет, и выросло целое поколение с 12 июня 1990 года, когда первым съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Этот юбилейный срок достаточный, чтобы посмотреть прижился ли новый праздник и стал ли он действительно народным. Понятно, что люди всегда радуются еще одному выходному так же, как, например, раньше отдыхали в День Конституции. Разумеется, людям нравятся концерты и представления. Но насколько праздник затрагивает глубинный народный архетип, вызывает чувство сопричастности, гордости и единения с великим и священным, как недавно отмеченное 9 Мая?
ИМЯ И СТАТУС
Итак, начнем с имени. До 2002 года праздник официально назывался Днем принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации — в обиходе Днем независимости России. Однако постоянно задаваемый обществом вопрос «От кого же стала независимой Россия? От братских республик?» вынудил власть сменить имя на День России.
Теперь статус праздника. Он определяется не столько включением в реестр государственных, сколько мероприятиями с участием высших должностных лиц страны, их массовостью, пропагандой, а также присутствием зарубежных гостей. 9 Мая на сакральной Красной площади утром прошел военный парад, днем — Бессмертный полк, а вечером — торжественный концерт. На всех трех мероприятиях был президент России Владимир Путин, все три мероприятия показывали в прямом эфире Первый канал и ВТРК на Россию, СНГ и дальнее зарубежье. Утром и вечером присутствовали высокие зарубежные гости.
9 Мая на сакральной Красной площади утром прошел военный парад, днем — Бессмертный полк (фото: kremlin.ru) |
12 июня днем Путин вручил в Кремле государственные премии и провел для лауреатов торжественный прием, а вечером присутствовал на церемонии открытия І Европейских игр в столице Азербайджана Баку. Вечерний праздничный концерт на Красной площади прошел без первых лиц государства, без высоких зарубежных гостей. Кстати, 24 мая в честь Дня славянской письменности и культуры на Красной площади был не менее массовый концерт с приветствием патриарха Кирилла и заместителя председателя правительства Ольги Голодец. Прямую трансляцию награждения и представления вела только ВГТРК, у которой зарубежная телеаудитория меньше, чем у Первого канала. Теперь почувствуйте разницу двух праздников в статусности, массовости и пропаганде.
«ОТ РУСИ ДО РОССИИ»
В самом названии содержится отсыл к многовековой истории страны, что уже хорошо. Ведь Дмитрий Медведев получил изрядную критику, когда накануне 2011 года, будучи президентом России, в новогоднем поздравлении заявил: «Россия — молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только 20 лет». С другой стороны, это отсыл к «традиционной» истории Руси, написанной «немцами» при Петре I. Согласно которой Русь и Орда не были частями одного великого евразийского государства. А иго было иноземным вторжением, а не внутриусобной гражданской войной в огромной стране. Тема монгол уже практически снята за ее очевидной абсурдностью, миф об иге пока присутствует, хотя сценаристы концерта и пытались его мягко обойти.
Можно назвать программным текст Дмитрия Лихачева в исполнении Элины Быстрицкой: «Тысячи лет назад Русь появилась со своим Киевом соперником Константинополя на мировой арене, тысячи лет назад появились у нас и высокая живопись, и высокое прикладное искусство, как раз те области, в которых никакого отставания у восточнославянской культуры не было. Поставленные в ХІ веке церкви до сего времени являются архитектурными центрами старых городов восточных славян: София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове. Никакие последующие храмы и строения не затмили того, что было построено в ХІ веке».
Собор Святой Софии в Киеве (фото: sofiyskiy-sobor.polnaya.info) |
Понятно, что педалирование восточного славянства и православия с упоминанием Киева — это попытка сценаристов, которые реализуют политический заказ власти показать историческое единство России и Украины в связи с известными трагическими событиями на майдане, а затем в Донбассе.
Еще раз украинская тема была обыграна, когда под дикторский комментарий «Потемкин и Суворов исполнили мечту Петра — расширили империю до самого Черного моря, на карте возникла Новороссийская губерния» на экране была показана старая карта Новороссии от Приднестровья и Крыма до Донбасса.
Фактически весь концерт был выстроен на исторической линии. Это и воинская доблесть — Куликово поле, Полтава, Бородино, «Варяг» и, конечно, Великая Отечественная. И обращение к «золотому веку» русской культуры. А слова советского предвоенного «Марша авиаторов» «И, верьте нам, на каждый ультиматум, воздушный флот сумеет дать ответ!» звучат особенно актуально на фоне вооруженных конфликтов вблизи России и наших военных учений. Естественно, обыгрывался и наш прорыв в космос, правда, почему-то дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, советский космонавт №11 и первый человек, вышедший в открытый космос, назвал Юрия Гагарина гражданином России, а не СССР. Поднималась тема московской Олимпиады-80 и наших спортивных достижений.
Таким образом, концерт 2015 года разительно отличался от концерта 2013 года под девизом «Россия молодая» и 2014 года «Россия, вперед». Если предыдущие концерты больше эстрадные, молодежные и даже немного попсовые, то нынешний концерт опирался на хорошо представленную историческую хронику и явно накачивал патриотизм. Причем спорные темы режиссеры пытались мягко подавать или обходить, но политическая оценка власти при этом все равно присутствовала. Например, события Октября 1917 года были озвучены так: «Ледяной ветер революции сорвал кресты с куполов, унес роскошь Петербурга и патриархальность Москвы, и Русь стала красной».
Под историческими апелляциями скрывался и сегодняшний актуальный подтекст. Например, в свете нарастающего западного давления на Россию явным предостережением звучали стихи Максимилиана Волошина в исполнении Виктора Вержбицкого:
Кто там? Французы? Не суйся, товарищ,
В русскую водоверть!
Не прикасайся до наших пожарищ!
Прикосновение — смерть.
Тема советского патриотизма, конечно, тоже обыгрывалась. Однако знаменитую песню «Мой адрес Советский Союз» исполняли комичные «Бурановские бабушки», средний возраст которых 70 лет, хотя СССР прекрасно помнит нынешнее поколение 40-летних. То есть для молодежи создается образ СССР как чего-то древнего и замшелого, старческого и немощного.
Перестройка, которая привела к развалу великой страны, диктором озвучена так: «Это было время обновления и весны, время, когда быстрые ручьи снесли границы, когда сквозняки выдули привычный уют, когда исчезло многое, кроме самого главного — кроме нашей России». Очень спорный тезис, если понимать Россию не как РСФСР в составе СССР, которая вдруг стала «суверенной» от братских республик, а, по сути, от части себя, а как цивилизацию, наследницу и единого евразийского государства Русь-Орды, и Российской Империи, и Советского Союза.
Праздничный концерт начинался с «Патриотической песни» Михаила Глинки и заканчивался гимном России под салют. То есть сценаристы и режиссеры, исполняя политическую волю власти, накачивали патриотизм, грамотно опираясь на историческую хронику. Несущим каркасом представления были славянство, православие, воинская слава, высокая культура, прорыв в космос, спортивные успехи.
БУДУЩЕЕ ДЛЯ РОССИИ
Вполне очевидно, что День России ни по статусу, ни по общественному восприятию не дотягивает не только до Дня Победы, но и до Дня народного единства 4 ноября, где на осенний марш прошлого года в Москве вышли 75 тыс. человек. В этом году даже шествия с многометровым триколором не было. День России разве что повыше праздника весны и труда. Понятно, что пока живо поколение, помнящее СССР, этот праздник сакрализоваться в народном сознании не может. Власть также не может отказаться от этой даты, поскольку действительно нынешняя Российская Федерация начала легитимизацию именно 12 июня 1990 года.
Вполне возможно, что с увеличением доли людей, помнящих только Новую Россию, статус этого праздника будет возрастать. Но это не снимает вопрос сакральности — не может быть священной дата начала юридического развала большой цивилизации России, под каким бы именем она ни была. Поэтому самым лучшим вариантом было бы плавное замещение этой даты новой, символизирующей объединение нашей цивилизации теперь уже с именем Евразийский союз, праздником общим для всех стран и народов, туда входящих.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.