Законопроект, запрещающий плановые проверки малого бизнеса с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года, накануне вечером приняли в первом чтении депутаты Госдумы. Как заявляет министр экономического развития Алексей Улюкаев, это сократит число проверок почти на 1 млн. в год. Как заявили «БИЗНЕС Online» в прокуратуре РТ, сейчас надзорное ведомство и так отсеивает половину плановых и внеплановых проверок бизнеса.
Владимир Путин и министр финансов Антон Силуанов: « не время разбрасываться деньгами» (фото: kremlin.ru)
НЕТ ДЕНЕГ НА НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ, ДАДИМ ПРОВЕРОЧНЫЕ
Идея предоставить малому и среднему бизнесу некий режим благоприятствования витает в воздухе ровно столько времени, сколько МСБ существует в России. Можно вспомнить и любимую мантру 1990-х «малый бизнес должен стать основой среднего класса» (ныне благополучно забытую), и пафосное медведевское «Пора перестать кошмарить бизнес!»... Вот только у предпринимателей так и не появился повод облегченно вздохнуть: все разумные инициативы как-то незаметно растворялись, оборачиваясь новым закручиванием гаек.
Немалые надежды бизнес питал на апрельский Госсовет под председательством Владимира Путина. Задолго до него стало известно, что президенту предложат ввести налоговые каникулы для новых МСП и раздать предпринимателям прочие фискальные «плюшки». Однако Путин и министр финансов Антон Силуанов в пух и прах разнесли это предложение тульского губернатора Владимира Груздева, мол, не факт, что под этим соусом наиболее ушлые деятели не начнут массово регистрировать новые фирмы «сегодня на себя, послезавтра — на тещу, еще через два года — на шурина». Да и вообще не время разбрасываться деньгами.
Что ж, теперь власти обратились к другой идее, никаких расходов не требующей. К тому же, гарантированно «проходной». Путин еще в декабре в послании Федеральному Собранию предложил ввести надзорные каникулы: если предприятие имеет надежную репутацию и, напротив, не имеет нареканий, то в следующую трехлетку плановых проверок в отношении него не проводить.
И вот теперь идея президента превратилась в разработанный правительством и принятый вчера в первом чтении Госдумой законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Что меняют эти поправки в существующих реалиях? В полном соответствии с президентским наказом, в период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года МСП, а также индивидуальных предпринимателей освободят от плановых проверок. Такое преимущество получат самые массовые сегменты МСБ: торговля, строительство, перевозки и т.д. При этом мораторий не будет распространяться на бизнес в социальной сфере, в здравоохранении, образовании, теплоснабжении и электроэнергетике. Под исключение попадут также контроль в области промбезопасности и пожарный надзор в отношении объектов I или II класса опасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере экологической безопасности, обеспечения радиационной безопасности и защиты гостайны. Наконец, мораторий не будет распространяться на работу управляющих компаний многоквартирных домов и аудиторских организаций.
МИНУС 40% ПРОВЕРОК: КОМУ ДАДУТ «ВОЛЬНУЮ»
Отдельную категорию предприятий, которые не смогут воспользоваться этим послаблением, представляют собой штрафники — те, кто был уличен в грубом нарушении законодательства, а также наказанные приостановкой деятельности или лицензии.
По заявлению министра экономического развития Алексея Улюкаева, принятие закона позволит МСБ избежать почти 1 млн. проверок ежегодно. «У нас за прошлый год 2,4 миллиона проверок, из них 950 тысяч плановых проверок. Вот это тот массив, который будет затронут требованиями настоящего законопроекта», — сказал он.
ПРОКУРАТУРА: ОТСЕИВАЕМ ПОЛОВИНУ ПРОВЕРОК
По словам старшего помощник прокурора РТ по взаимодействию со средствами массовой информации Руслана Галиева, в Татарстане прокуратура утвердила лишь половину запланированных контрольными органами проверок на 2015 год. Что касается внеплановых проверок, то и их в половине случаев блокируют. Какие основания? Это, во-первых, отсутствие законных оснований либо недостаточное обоснование, в частности, отсутствие обосновывающих проведение проверки документов. «Чемпионами» по внеплановым проверкам являются МЧС и Роспотребнадзор. В основном это касается предприятий общественного питания и объектов с массовым пребыванием людей.
«Считаем, что этот законопроект своевременен и в нынешней экономической ситуации существенно упростит условия для работы субъектов малого бизнеса и микропредприятий. Только силами прокурорского надзора это сделать невозможно. Именно поэтому законодатели пошли на такую меру», — говорит Галиев.
В пресс-службе одного из самых грозных контролирующих органов — управления Роспотребнадзора по РТ «БИЗНЕС Online» рассказали, что ведомство и так продолжает сокращать количество проверочных мероприятий. За последние 5 лет их число снизилось почти на треть в основном за счет сокращения внеплановых выездов. Кроме того, лейтмотивом проверок сейчас становится их так называемая риск-ориентированность. То есть специалисты выезжают на объекты в зависимости от степени угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, относя их к тому или иному классу опасности.
Динамика плановых и внеплановых проверок Роспотребнадзора
по РТ за 2010 - 2014 годы
«В 2014 году проведено 5697 проверок, что на 4 процета меньше аналогичного периода предыдущего года, при этом количество плановых проверок сократилось на 13,6 процента, удельный вес плановых проверок составил 49,1 процента. Выполнение плана проверок составило 98,9 процента», — привели статистику в пресс-службе Роспотребнадзора. При этом в результате выездов нарушения зафиксированы в 85% случаев. На одну проверку в среднем фиксируется 3,4 нарушения.
763 СЛОВА И НЕСКОЛЬКО ПОДВОДНЫХ КАМНЕЙ
Но, как это обычно и бывает, даже законопроект, состоящий из 763 слов, не обошелся без подводных камней. Как сообщил «Российской Газете» руководитель центра экспертизы и аналитики общероссийской общественной организации «ОПОРА России» Иван Ефременков, депутатам надо учесть ряд правовых коллизий, которые могут возникнуть при применении закона. Например, малые и средние компании при проверке должны будут подтвердить свой статус.
Проблема в том, что сделать они это должны с помощью реестра малых и средних предприятий. А его пока что не существует в природе. «Допилить» реестр обещают аккурат к 2016 году, но не факт, что разработчики технической базы управятся к сроку. И если ФНС не осилит эту задачу вовремя, каждому юрлицу придется доказывать свою принадлежность к МСБ в индивидуальном порядке.
Кроме того, из текущей версии документа не ясно, вправе ли возобновить плановые проверки все подряд контролирующие органы, если, скажем, за три года нарушение обнаружило одно «профильное» ведомство.
Наконец, законопроект нельзя воспринимать как своеобразный Юрьев день для малого и среднего бизнеса хотя бы потому, что от внеплановых проверок он не спасает. Контролирующие органы по-прежнему могут нагрянуть на фирму, в офис или магазин по любой жалобе, и не важно, имеет ли она под собой какие-то основания. О чем и говорят наши эксперты.
«ЕСЛИ БУДЕТ НАДО, БИЗНЕС ВСЕ РАВНО ПРИКРОЮТ»
Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:
— Отношение к отмене этих плановых проверок, так сказать, безразличное. Потому что проверки, как правило, проводятся внеплановые. Проверки [плановые] не мешают развитию малого бизнеса, особенно производственного. И дело сейчас не в отмене проверок малого бизнеса, а в создании условий для его развития, а у нас одно подменяется другим. И вместо того, чтобы сейчас создавать благоприятные условия для производства, мы сейчас сталкиваемся с тем, что кредиты малому бизнесу, по сути, недоступны, даже по сравнению с нашими коллегами в Казахстане, не говоря уже о Китае, о европейских странах. Должно быть разумное налоговое бремя, чтобы количество налогов стимулировало развитие бизнеса. А у нас фискальный характер налогов. У нас нет налогообложения, поощряющего инновационную деятельность, освоение новой техники....
Если будет надо, бизнес все равно прикроют. Вот пример: одна туристическая фирма в Закамье. Ее заблокировала налоговая, они обратились к нам. Мы вышли на налоговую, там признали, что факты были несущественными, разрешили разблокировать. Но тут же, через неделю, поскольку на них обратились с жалобой, стали эту фирму проверять «от Адама и Евы». Если вы заглянете ко мне, я вам покажу 14 страниц налоговых и прочих платежей, по которым можно любую организацию по любому поводу загнать в угол.
Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
— Проверки предприятий малого и среднего бизнеса, конечно же, нужно уменьшать. Но если нарушается закон, там проверок избежать невозможно. А там, где можно не проверять, зачем проверки нужны? Они просто дестабилизируют обстановку. Кстати, этот закон, который приняли, не полностью удовлетворяет предпринимателей. Над этим законом еще нужно работать. И это не только я так считаю, так многие эксперты говорят. А уменьшать проверки нужно, об этом давно уже говорят. А где речь идет о нарушении закона, там проверки все равно будут. Если компания занимается каким-то нелегальным видом деятельности, как ее не проверять? Там и никаких мораториев не нужно.
Сергей Звягин — главный эксперт департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП России:
— В любом случае чем меньше проверок, тем лучше. Мне на данном этапе пока трудно понять, почему одни отрасли оставили для проверок, а другие от проверок освободили. Возможно, это связано с какими-то внешними, субъективными факторами... Любое действие, особенно если оно касается регулирования малого и среднего бизнеса, должно быть обосновано. Если такие решения принимаются, наверняка что-то за этим стоит. На мой взгляд, чем меньше контроля со стороны регулирующих и надзорных органов, тем это лучше для бизнеса...
Не секрет, что малый и средний бизнес в мировой экономике играет существенную роль. В некоторых государствах доля внутреннего валового продукта, который генерирует малый бизнес, доходит до 70 процентов. Поэтому очень важна господдержка и льготное финансирование. Особенно на первоначальном этапе. Это налоговое амнистирование и региональные программы субсидирования процентных ставок. Даже простота оформления исходно-разрешительной документации, если речь идет о строительстве каких-то новых объектов и производственных площадей, играет важную роль. Государство на сегодняшний день и так делает немало для поддержки малого и среднего бизнеса, но было бы неплохо все это закрепить и продолжить.
Георгий Сатаров — глава фонда «Индем»:
— Наши проблемы не столько в законах, сколько в способах их исполнения. Поэтому будет действовать этот закон или не будет, можно смело предсказывать, что найдут какие-то новые способы терроризировать бизнес. А что касается этого забавного деления на сферы бизнеса, то я напомню, что первый персональный компьютер был собран в сарае фирмой, которая, безусловно, относилась к малому бизнесу. Поэтому ничего подобного в этих условиях в России при этом режиме не родится.
Что же сделать, чтобы МСБ мог нормально развиваться? На этот вопрос давно ответил один предприниматель, который сказал: «Дайте нам нормальную судебную власть, а все остальные проблемы мы решим сами»...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.