ИЛЛЮЗИЯ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Обманите меня... но совсем, навсегда...
Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда...
Чтоб поверить обману свободно, без дум,
Чтоб за кем-то идти в темноте наобум...
И не знать, кто пришел, кто глаза завязал,
Кто ведет лабиринтом неведомых зал,
Чье дыханье порою горит на щеке,
Кто сжимает мне руку так крепко в руке...
А очнувшись, увидеть лишь ночь и туман...
Обманите и сами поверьте в обман.

Максимилиан Волошин

Последние социологические данные выявили удивительную закономерность: уровень счастья у населения России зашкаливает, а реальные доходы у большинства упали до критического уровня, т.е. размеров, когда семья тратит их только на покупку продуктов питания и самых необходимых вещей. На остальное ничего не остается. Россиянин реально живет хуже, а чувствует себя лучше. Налицо признаки «застоя»: счастья с избытком, а реальность требует перемен.

Правительство заявляет, что «худшие сценарии... не реализовались... Постоянное апеллирование к кризису уже не уместно. Надо переходить к повестке развития», и тут же публикует данные об экономическом падении на 4,5%. Риторика и статистика не сходятся. Дикторы всех официальных каналов во всеуслышание объявляют, что «экономика готова к росту», а цифры дают прямо противоположные: обрабатывающие отрасли промышленности упали на 7,2%, производство легковых авто снизилось на 21,9%, грузовых — на 26,7%, тракторов для сельского и лесного хозяйства — на 51,9%. Инвестиции в основной капитал — минус 4,8%. Строительство — минус 5,2%. Торговля в апреле по темпам своего падения поставила очередной антирекорд — минус 9,8%. Реальная среднемесячная зарплата и вовсе обвалилась на 13,2% (!). Это при том, что статистика всегда дается с оптимистическим допуском. Кругом обвал, а вот самочувствие граждан повысилось. Мы верим в то, что самое страшное позади и все будет хорошо, мы не хотим замечать угрозы, и не потому что глухи, просто мы слышим только то, что хотим услышать. Пушкин писал: «Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман».

Нам нужны иллюзии, мы не можем жить без самообмана, каждый из нас не только постоянно лжет окружающим, но лжет также самому себе. В этом правда жизни. Мы смотрим телевизор и возмущаемся враньем, которое слышим, и ничего не предпринимаем, чтобы изменить такое положение. Не потому что нас оно устраивает, а потому что мы боимся разрушения иллюзий. Страх перед правдой останавливает нас. Это как если бы мы увидели страшный сон и поспешили проснуться, но не потому что бежим от страха в благополучную действительность, совсем наоборот, мы боимся приснившейся правды.

Сказочного, ложного сна незачем страшиться, если даже привидятся устрашающие образы. Страшен правдивый сон, в котором прорвалось то, что мы прятали от самих себя в подсознании. Мы просыпаемся с тем, чтобы бежать от правды в иллюзию, и для этого нужно проснуться. Не сон — иллюзия, а действительность — иллюзия. После пробуждения мы успокаиваем себя: «Это был всего лишь сон», — дабы закрыть глаза на правду. Человек жаждет иллюзий. Он не хочет и боится правды. По этой же причине люди любят фильмы со счастливым концом, на этом строится политика Голливуда, как «фабрики грез».

Обман и самообман иногда необходим даже более, чем мы привыкли думать, он ведет к успеху на работе, хорошему самочувствию и прекрасным отношениям с окружающими, живущими в той же иллюзии. Без мелких уловок, а то и прямого обмана мы становимся больными, впадаем в депрессию. Ложь органически присуща нашей природе. Способность намеренно вводить кого-либо в заблуждение и распознавать обман присутствует во всех наших отношениях. Невозможно представить человеческое общество или понять самого себя без понимания того, что такое ложь.

Библия учит, что именно Ева привела человечество к грехопадению. Змей ее соблазнил, и она вкусила запретный плод. Но змей из Библии вовсе не негодяй, он хотел открыть Еве и Адаму глаза на правду, развеять райские иллюзии. Он всего лишь диссидент. Настоящий лжец сам господь Бог, который обманул Адама и Еву, сказав, что они умрут, вкусив запретный плод. Они вкусили и не упали замертво. Ложь начинается сверху. Все, кто взлетел на вершину власти, ближе к небесам, в принципе не могут обходиться без Большой Лжи, а правда остается тем, кто ходит или ползает по земле, зная, что происходит в жизни на самом деле. Если сам Бог не может обойтись без того, чтобы порой отклониться от истины, то способны ли на это мы? Не дай Бог, чтобы вдруг исчезла на земле способность к обману и самообману и открылась людям вся правда. Мы психически не выдержим всей правды. Иллюзии нас делают счастливыми, ибо в них теплится надежда.

ЛЮДИ СКЛОННЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ЧТО МОГУТ РЕАЛЬНО ВЛИЯТЬ НА СОБЫТИЯ

Надежда — это сон наяву.

Аристотель

Человек думает, что он способен быть предельно честным с самим собой, на самом деле это никому не по силам, мы не можем противиться природе. Только после рождения дети ведут себя как ангельские создания — доверчивые и бесхитростные. Как только они начинают взрослеть, к ним приходит способность хитрить и обманывать. Если у детей не нарушена психика, они уже с трех-четырех лет приобретают довольно безобидные навыки хитринки, начинают различать обман и честность. Требовать от ребенка не хитрить и не лгать — все равно, что требовать от него быть психически ненормальным. В детском разуме появляется элемент фантазии о себе, окружающем мире. Фантазии могут отличаться от действительности, и здесь есть возможность выбора — следовать реалиям или фантазиям. Именно так дети взрослеют, оценивая себя и окружающих через те образы, которые возникли в голове. За этой позитивной частью наших фантазий одновременно закладываются ее негативные черты, способные перерасти в ложь, цинизм, лицемерие, казуистику.

Хитрость и обман для сохранения рамок приличия никому не вредят. Не станем же мы сослуживцам или соседям говорить начистоту все, что о них думаем, или больному человеку говорить, что ему осталось недолго жить. Родители обманывают своих детей, чтобы скрыть от них вещи, к которым дети, по их мнению, еще не готовы. Так же точно и дети, подрастая, скрывают от своих родителей то, что считают недоступным родительскому пониманию. Мы обязательно похвалим детей за их старание, хотя их игра на скрипке — хуже смерти. Лгут друг другу приятели, преподаватели и студенты, врачи и больные, мужья и жены, свидетели и присяжные, адвокаты и их клиенты, продавцы и покупатели. «Завеса» лжи служит своеобразной «подушкой безопасности» обществу, мы ее называем рамками приличия. В этом нет особого вреда.

Проблемы начинаются с переоценкой самого себя и недооценкой окружающих. Человек склонен преувеличивать свои возможности и личные качества. Подобная «иллюзия превосходства» крайне навязчива: почти все люди чувствуют себя особенными, совершенно не похожими на окружающих. Это, так сказать, «слепая предвзятость». Все думают, что они более честны с собой, чем окружающие. Мы склонны присваивать себе черты объективности, а другим — предвзятости. Это упоительный самообман.

Иллюзии на этом не останавливаются — завышенная самооценка переносится на будущее и возникает нереалистичный оптимизм. Каждый думает, что у него гораздо больше шансов добиться успеха, нежели у коллег, его методы работы наиболее выгодные в данной ситуации, а потому он достоин более высокой зарплаты, у него дети будут самыми одаренными. При этом люди склонны не думать о трудностях, которые могут возникнуть в работе и жизни. Когда отсутствуют рациональные аргументы в пользу оптимистического будущего, всегда остается в запасе знаменитое авось.

Наконец, самообман достигает уровня, когда человек пытается контролировать окружающих, манипулировать руководителем, мужем, любовником. Люди склонны представлять, что могут реально влиять на события. Это обманчивое чувство дает о себе знать даже тогда, когда на самом деле мы не можем ничего предпринять и лишь рисуем для себя радужные картины. Когда что-то идет не по плану, что-то не удается, мы придумываем истории, оправдывающие сложившуюся ситуацию, перекладываем вину на кого угодно, только не на себя. Все это позволяет общаться с окружающими с гордо поднятой головой, чувствуя себя сознательным, разумным и весьма симпатичным человеком. Парадокс заключается в том, что подобные представления, самообман, вселяют в нас уверенность. Люди, умеющие обманывать не только окружающих, но и самих себя, оказываются более успешными в школе, университете и даже в бизнесе. Наоборот, у тех, у кого нет ложных представлений о собственной компетенции или привлекательности, кто механически передает события прошлого, слово в слово, действие за действием, имеет крепкую связь с реальностью, не старается что-либо приукрасить, начинают впадать в депрессию. Человек нуждается в «поле иллюзий» для создания «подушки безопасности» в качестве защиты при непримиримом столкновении с жестокой реальностью.

В ПОЛИТИКЕ ОБМАН И САМООБМАН ВСТРЕЧАЮТСЯ С ЗАВИДНОЙ РЕГУЛЯРНОСТЬЮ

Без лжи человечество погибнет от отчаяния и скуки.

Анатоль Франс

Иллюзии помогают жить, пока не сталкиваются с суровой реальностью или же столь же амбициозным конкурентом. Пока иллюзии, самообман и обман остаются на уровне отдельной личности, они могут быть предметом интереса публициста, романиста, если сама драма жизни занимательна. Но когда это происходит на уровне политики, тогда картина становится не столь безобидной, а личная драма может стать трагедией миллионов. «Сила и обман — главные добродетели на войне, — сказал как-то Томас Гоббс, — и самообман, вне всяких сомнений, помогает человеку обрести и то, и другое». Когда солдат уверяет себя в том, что победа близка, боевые качества повышаются. Самообман помогает вводить в заблуждение не только самих себя, но даже противников на войне; он вселяет уверенность в своих солдат и наводит страх в солдат противника. Не меньшее значение имеет прямой обман противника, например, о якобы численном и техническом превосходстве. К подобной тактике прибегали полководцы во все времена. И сегодня на парадах демонстрируют технику, которая еще не принята на вооружение и не начато их масштабное производство, летают самолеты и ракеты, годные только для демонстрации мнимой угрозы и т.д. и т.п.

Однако у подобной тактики есть оборотная сторона. Когда на поле боя встречаются два самоуверенных обманщика, это неизбежно приводит к настоящей катастрофе, так как ни один из них не захочет отступить и будет делать все возможное, лишь бы доказать свою правоту. «Помните, — говорил Уинстон Черчилль, — как бы вы ни были уверены в том, что вы с легкостью сможете разбить противника, ваш враг ровно настолько же самоуверен. Иначе не было бы никаких войн». К сожалению, люди имеют врожденную предрасположенность напрочь забывать о таких простых истинах.

Даже самые опытные политики поддаются обману, если они слышат то, что хотят услышать. Чемберлену нужно было избежать войны в Европе, и он легко был одурачен Гитлером, который его заверил в своих мирных планах. Гитлеру нужно было задержать мобилизацию чехословацкой армии, чтобы подготовиться к вторжению, используя фактор неожиданности. Гитлер скрыл свои военные планы и дал слово Чемберлену, что мир может быть сохранен, если чехи согласятся с его требованиями. После этой встречи Чемберлен пишет своей сестре: «Несмотря на замеченные мною жесткость и жестокость его лица, у меня сложилось впечатление, что это человек, на которого можно положиться, если он дал слово». Через пять дней после встречи с Гитлером в своей парламентской речи Чемберлен поясняет, что последний «говорит именно то, что думает». Гитлер обладал актерским даром, а Чемберлену нужен был мир во что бы то ни стало.

Сталину всегда приписывали «византийскую хитрость», но и он накануне войны, несмотря на сообщения разведки, до последнего отказывался верить в предательство Германии и готовность Гитлера начать крупномасштабное вторжение на территорию СССР. Он верил слову, данному Гитлером, он думал, что на него можно положиться, поскольку хотел в это верить. Гитлер вновь использовал фактор внезапности и стратегию быстрой победы, но он не учел российские пространства, которые меняют привычные для европейцев представления о масштабах и требуют выработки иных стратегических и тактических приемов. Когда война стала развиваться не в пользу Гитлера, он не хотел слышать правду. Офицеры Гитлера намеренно искажали и даже придумывали факты с тем, чтобы новая информация подтверждала полученные ранее сведения. Гитлер до конца своих дней не хотел верить в возможность поражения.

В политике обман и самообман повторяются с завидной регулярностью. Сегодня вторжение американцев в Ирак оценивается как стратегическая ошибка, развязавшая целый ряд локальных войн — им не видно конца. Нельзя утверждать, что США намеренно вводили общественное мнение в заблуждение на счет разработки Саддамом Хусейном оружия массового поражения. Дело обстояло гораздо хуже, в ЦРУ были уверены, что именно так и обстоит дело. Вина лежит на Саддаме, но не как разработчика оружия массового поражения, а как архитектора завесы лжи вокруг своей истинной политики. На самом деле после 1998 года Саддам вовсе не планировал серьезную программу производства оружия массового поражения, но он упорно продолжал всех вокруг убеждать в обратном: разведку западных стран, своих соседей по региону и даже свой собственный народ. Он не верил в нападение США, но очень хотел напугать соседей. Даже после войны в Кувейте он не готовился к вторжению США на свою территорию. Окружение Саддама предпочитало скрывать от него правду, хотя точно знало, что у американцев более чем достаточно сил и возможностей для свержения режима.

Саддам создал в рядах своих приверженцев карательную среду — такую, что всем приходилось лгать ради собственного же блага. Никто не хотел расставаться с жизнью. Приближенные Саддама предпочитали говорить диктатору то, что он хотел услышать — министры уверяли его, что США и Великобритания никогда не решатся атаковать Ирак без согласия России и Франции, а его генералы заявляли о полной боеготовности иракской армии к отражению любого агрессора. Постепенно иллюзорные представления Саддама распространились по всей армии, и солдаты ожидали большей угрозы от внутренних конфликтов или притязаний соседей, чем от США. Саддам даже после вторжения американцев был настолько уверен в нерушимости своей власти, что не стал разрушать мосты через Евфрат. В итоге и он, и его страна стали жертвами тотального обмана и самообмана.

Иллюзии, на которых продолжают настаивать, несмотря на противоречащие факты, становятся заблуждением. Мы все желаем верить в лучшее, в идеал, но всему есть пределы, в том числе и самоуверенности.

ВОПРОС ПРЕДЕЛЬНОЙ ЧЕСТНОСТИ ТРУДНОРАЗРЕШИМ

Пожалуйста, не употребляйте этого иностранного слова «идеал». Скажите просто, по-нашему: «ложь».

Генрик Ибсен

Вопрос предельной честности трудноразрешим даже применительно к нравственности отдельного человека, не говоря уже о поведении политических лидеров. Спор о честности идет не одно столетие. Надо ли быть честным перед лицом инквизиторов или врага в лице, например, гестапо, или в случае, когда убийца стоит у дверей и требует от тебя правды, а ты хочешь спасти близкого человека? Эта дилемма всегда волновала богословов и философов. Она не имеет удовлетворительного ответа. Одним из самых непримиримых мыслителей был Эммануил Кант, который утверждал: «Величайшее нарушение уважения к человеческому достоинству со стороны самого человека относится к самому существу его морали, в которой между правдой и ложью существуют непримиримые противоречия. Бесчестие, сопутствующее лжи, преследует лжеца как тень. При внешнем выражении лжи человек лишает себя чести в глазах окружающих; при внутренней лжи, самообмане, он делает и того хуже, ибо лишается чести и достоинства в своих собственных глазах. С помощью лжи человек может только разрушить то, что дает ему право называться человеком». По мнению Канта, получается, что некоторые принципы важнее близкого друга... Но ирония судьбы заключается в том, что именно благодаря лжи удалось спасти сотни и тысячи евреев во время нацистской оккупации европейских стран. Не сказать, что Кант не понимал значения ситуации с «убийцей у дверей». Тем не менее он твердо придерживался своей позиции, считая ложь аморальной и недопустимой, даже когда у дверей стоит потенциальный убийца. Кант с презрением относился к идее, что из универсального морального принципа, запрещающего ложь, могут или должны быть исключения. Подобные исключения Кант считал пагубными, так как если все начнут лгать, «убийцы» просто перестанут верить словам тех, кто находится у них на подозрении, а это явно не доведет до добра. Для Канта был только один путь — путь священной правды.

Убежденность опасней для истины, чем ложь.

Фридрих Ницше

Самая распространенная ошибка, которую все мы совершаем, состоит в том, что честность оценивается как черта характера, как качество, которым человек либо обладает, либо не обладает. Мы не учитываем те обстоятельства, в которых оказывается человек. Никто не может игнорировать общественное мнение или наличие административной силы, которая требует определенных решений вопреки личным убеждениям. Честность не столько качество, сколько состояние, в котором человек может пребывать при тех или иных обстоятельствах. Мы постоянно обвиняем политиков в нечестности, но достаточно на одно мгновение задуматься, и станет ясно, что вряд ли все без исключения политики являются прирожденными лжецами. Даже самый честный политик пользуется феноменом недосказанной правды. Это не обязательно сводится к казуистике, просто правда может навредить политической ситуации или личной репутации. Конечно, кое-кто прячется за аргументом сохранения государственных секретов, однако саму секретность можно трактовать очень широко. Можно ли неполную правду, полуправду назвать ложью? Трудно ответить на этот вопрос.

Единственный случай в истории США, когда президент Ричард Никсон покинул свой пост перед угрозой импичмента, связан с делом «Уотергейт» о прослушивании в штабе оппозиционной партии. Это дело стало для США «национальным кошмаром». Через 8 лет после скандальной отставки президент отрицал, что порой откровенно лгал, но признавал, что, как и другие политики, кое-что скрывал. Это необходимо для того, чтобы завоевать и удерживать свой пост, говорил он: «Вы не можете сказать все, что вы думаете о том или ином человеке, потому что он может вам однажды понадобиться... вы не можете высказывать свое мнение о мировых лидерах, потому что, возможно, вам придется иметь с ними дело в будущем».

Демократический строй препятствует развитию заблуждений у высокопоставленных руководителей страны. При демократии у политических лидеров всегда есть оппоненты, способные в любую минуту обрушиться на их голову с критикой. Более того, свободная пресса всегда рада спустить власть имущих с небес на землю. При диктатуре такое вряд ли возможно. Диктаторы привыкли слушать о себе исключительно хорошее, а потому гораздо чаще переходят границу, отделяющую спасительный самообман от пагубного заблуждения. Конечно, эту границу иногда переходят и лидеры демократических стран, как это было с правительством США во время войны во Вьетнаме, а затем Ираке. Было бы большим самообманом думать, что так поступают только американцы. Любое правительство сталкивается с ситуацией необходимости выбора между данными спецслужб и мнением оппозиции. Первым всегда будут больше доверять, нежели вторым, хотя их объективность имеет свои пределы, но оппозиция тоже далеко не бескорыстная политическая сила, она может жить призрачной надеждой на захват власти и сгущать краски о реалиях. Конечно, существуют социологические службы, но и они подвержены конъюнктурным соображениям, даже когда они независимы, остается вопрос о качестве исследований.

Одним из лозунгов нынешней российской оппозиции стала борьба за честные выборы. Это привлекательный лозунг, хотя сама по себе честная политика не означает безусловный успех и, более того, честный политик в российских условиях вряд ли долго протянет. В циничном, лицемерном мире можно сохранять видимость честности, прибегая к казуистике, но любая реальная честность поставит под удар саму власть. Тем временем население, по данным социологических служб, чувствует себя как никогда счастливым.

Россия — это типичная «фабрика грез»...

Нити вечные судьбы
Тянут парки [богини судьбы] из кудели,
Без начала и без цели.
Не склоняют их мольбы,
Не пленяет красота:
Головой они качают,
Правду горькую вещают
Их поблекшие уста.
Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.
Лишь уста открою — лгу,
Я рассечь узлов не смею,
А распутать не умею,
Покориться не могу.
Лгу, чтоб верить, чтобы жить,
И во лжи моей тоскую.
Пусть же петлю роковую,
Жизни спутанную нить,
Цепи рабства и любви,
Все, пред чем я полон страхом,
Рассекут единым взмахом,
Парка, ножницы твои!

Дмитрий Мережковский. Парки (1892)