«ДАЖЕ ИДЕАЛЬНЫЕ ПО ГУСТОТЕ ПОСЕВЫ ВЫБРАСЫВАЮТ БОКОВЫЕ ПОБЕГИ»

Аномально жаркая погода стала рефреном тревожного доклада вице-премьера, министра сельского хозяйства и продовольствия Марата Ахметова на вчерашнем совещании в кабмине РТ, видео с которого опубликовано на портале правительства РТ.

«В последние дни стоит аномально жаркая погода и ситуация на полях становится очень тревожной, — констатировал министр. — Даже запас влаги, который и так был небольшой, даже идеальные по густоте посевы, особенно яровые, уже выбрасывают боковые побеги и поля постепенно желтеют», — заявил министр.

Все поменялось буквально за месяц. В мае ситуация выглядела почти идеально. На брифинге в кабмине РТ 19 мая Ахметов с нескрываемой радостной надеждой объявил журналистам о том, что в отличие от многих прошлых лет в этом году в почве удалось накопить большое количество влаги — 170 мм продуктивной влаги при среднемноголетнем значении 130 - 140 миллиметров.

Министр заявил тогда, что это позволит получить «очень хорошие дружные всходы», и добавил, что озимые также неплохо перезимовали. Все эти предпосылки поселили в сердце министра надежду на богатый, хлебный год. «За прошедшие пять лет президентства Рустама Нургалиевича Минниханова при всем нашем желании и усилиях не удавалось порадовать и самого президента, и всю нашу республику достойным для Татарстан хлебом. Мы очень хотим вернуть традиции Татарстана, заложенные в 2001 - 2008 годах, когда мы сбор зерна свыше 5 миллионов тонн имели», — сказал Ахметов в мае.

НАДЕЖДЫ НА ПРЕДВЫБОРНЫЙ КАРАВАЙ ТАЮТ НА ГЛАЗАХ

Однако, судя по сложившейся ситуации, шансов преподнести Рустаму Минниханову 5-миллионный каравай становится все меньше. «По осадкам, если в прошлом году на этот период июня мы имели 35 - 65 миллиметров по всей республике, то в этом году осадки задели только часть республики — это Пестречинский, Арский, Балтасинский, Кукморский, Агрызский, Елабужский, Тукаевский районы и Предкамье. На остальной части республики продуктивных осадков не было», — посетовал глава минсельхоза.

А затем Ахметов констатировал, что в минувший четверг гидрометцентр подтвердил опасные явления — почвенную засуху в Нурлатском, Алексеевском и Спасском районах РТ. В ряде районов также зафиксированы суховеи — это Азнакаево, Бугульма, Бавлы, Дрожжаное, Тетюши и др. «Это явление особенно опасно в период цветения и налива зерна, а сейчас озимые как раз находятся в фазе цветения», — пояснил главный аграрий.

Чтобы сельхозпредприятия смогли хоть как-то компенсировать свои потери, Ахметов обратился к ним с призывом начинать трясти страховые компании.

«Я обращаюсь к руководителям сельхозформирований, компаниям, которые застраховали свои посевы, это основание для работы со своими страховыми компаниями! Но станет ли от этого легче кому-либо, я не знаю», — упавшим голосом добавил министр.

В самом деле, если так пойдет и дальше — библейская притча о 7 тощих коровах, которые вышли из реки и съели 7 тучных, вновь воплотится в реальной жизни. Нынешний год может стать шестым годом засухи в Татарстане подряд.

«ГОВОРИТЕ, ЛИВНИ ПРОЙДУТ? ВАШИ БЫ СЛОВА ДА БОГУ В УШИ!»

Врио президента РТ Минниханов, который, судя по всему, хорошо знаком с ситуацией на полях, напомнил собравшимся о засушливом 2010 годе, когда даже корма для скота приходилось завозить из других районов, а с полей удалось собрать только 700 тыс. т зерна.

«2010 год помните, когда возили корма, все возили? — задал он риторический вопрос и обратился к Ахметову. — Поэтому любую возможность надо использовать, Марат Готович, нужно жестко по кормозаготовке держать вопрос на контроле».

Как пояснил «БИЗНЕС Online» замминистра сельского хозяйства РТ Николай Титов, там, где все технологические процессы сделаны своевременно и качественно, есть надежда сохранить урожай. Дают надежды и локальные дожди, которые все равно местами да проходят.

«Но такая жара нам, конечно, ничего хорошего не приносит. Сейчас для спасения посевов предпринимается прежде всего листовая подкормка по фазе листа. Ее, конечно, не в такую жару надо делать, а в ночное, утреннее, вечернее время надо делать... Сохраним ли мы урожай? Пока это сложно предсказать. До формирования урожая яровых у нас еще практически два месяца. Поэтому пока сложно что-то прогнозировать», — сказал Титов.

На вопрос о том, помогут ли для спасения урожая обещанные синоптиками дожди, чиновник отреагировал эмоционально: «Говорите, ливни пройдут? Ваши бы слова да богу в уши. Это будет просто здорово! Мы ждем этого дождя и осадков... Эта аномальная жара в 35 градусов, это сложно!»

АЙРАТ ХАЙРУЛЛИН: «СИТУАЦИЯ БЛИЗКА К КРИТИЧЕСКОЙ»

Напомним, что 6 дней назад глава гидрометцентра РФ Роман Вильфанд спрогнозировал для Татарстана жаркое, засушливое лето. По его словам, пока засуха фиксируется лишь в Южном Поволжье, но тем не менее коснется она и Татарстана. «Мы прогнозируем, что на Средней Волге и в этом году складываются условия для засухи и даже лесных пожаров. Это касается всего летнего периода», — заявил Вильфанд, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у экспертов, возможно ли на данном этапе спасти посевы или надежды на богатый хлеб уже не оправдаются в этом году. Первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам, владелец холдинга «Красный Восток Агро» Айрат Хайруллин отмечает, что ситуация близка к критической.

«В последние 8 дней практически по всей республике стоит жара. Например, в Алексеевском районе позавчера было 42 градуса жары, сейчас 36 градусов. На многих территориях по 25 - 26 дней не было ни 1 миллиметра осадков, и растения очень тяжело переживают такую засуху, — объяснил Хайруллин. — Ситуация близка к критической, но если сейчас, например, в ближайшие пять-шесть дней пройдет хороший дождь, то озимые восстановятся практически без потерь. А яровые потеряют, пожалуй, порядка 30 процентов потенциального урожая».

Айрат Хайруллин
Айрат Хайруллин

Так что критичной сегодняшняя температура является для тех, кто увлекается яровыми культурами, они сейчас очень страдают. Также тяжеловато становится кукурузе, но она пока терпит, считает Хайруллин. Благодаря хорошей весне земля еще сохраняет влагу на глубине 15 - 16 сантиметров. Но если дождей не будет, а температура сохранится, все выше вероятность собрать максимум половину озимых, как это было в 2012 году. Однако с самым низкоурожайным за последнюю пятилетку 2010 годом положение дел все-таки сравнивать рано. «Тогда у нас на 100 процентов погибла озимая пшеница, она погибла зимой, — уточнил депутат. — А основной урожай товарного зерна нам все-таки обеспечивает пшеница. Озимая рожь чувствует себя хорошо, ей текущая засуха вообще никак не страшна и практически не повлияла, она уже и отцвела. И молочно-восковая спелость уже прошла, и здесь практически никакого влияния на урожай не будет».

Можно ли спасти ситуацию агротехническими приемами? Можно! Очень серьезная разница между полями, где внесли минеральные удобрения полной дозой и где их внесли меньше, объяснил Хайруллин. «Там, где внесена полная доза азотных удобрений, эти поля выглядят еще неплохо и могут потерпеть. То есть этот момент тоже спасает», — заметил он.

СПАСЕНИЕМ СТАНУТ ТОЛЬКО ДОЖДИ: ПОГИБЛО 60 МЛРД. РУБЛЕЙ ВЫРУЧКИ

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов РТ:

— Спасением для урожая станут только дожди. Чем больше — тем лучше! Из-за этой жары мы практически уже лишились части урожая. Некоторые муниципальные районы получат одну треть от запланированного урожая. Это по состоянию на сегодняшний день. А на завтрашний день все может быть еще хуже. Если считать, что мы ежегодно получаем валовой сельскохозяйственной продукции под 200 миллиардов рублей, то на сегодняшний день мы потеряли уже около 60 миллиардов. По посевам уже ничего практически не изменить. Если будет понятно, что эти посевы зерна не взойдут, может быть, убрать их на корма? Чтобы хоть как-то восполнить потери. Чтобы принять меры к минимизации потерь! Но я сейчас думаю о том, что в природе не бывает пустоты. Если сейчас хорошая жаркая погода, то во время уборки могут пойти дожди. И тогда потери будут еще больше. Поэтому мы и должны приготовиться таким образом, чтобы убрать весь имеющийся хлеб. А для этого необходимо техническое перевооружение в виде сушилок.

Иниль Габдулхаков — директор филиала страховой компании «Согласие» в РТ:

— Засуха является страховым случаем. Сельхозпроизводители страхуются от неурожая, а к этому могут привести град, дожди и другие катаклизмы. Вообще, сельхозстрахование бывает двух видов: добровольное и с государственными дотациями, когда половину платит государство. Наша компания считает, что механизм получения дотаций во втором случае недоработан. Это имущественный риск — и риск большой. Должен быть четкий механизм регулирования убытков, допустим, произошел неурожай, выпал град. Нужны достаточно сложные экспертизы. Вот, например, в 2012 году через «Росагролизинг» в Татарстан поставлялись породистые коровы. Произошло страховое событие — падеж скота. Теперь нужно регулировать убытки, но мы не можем получить результаты экспертизы, так как уполномоченные ведомства утверждают, что эта информация составляет профессиональную тайну! А третьим лицам можно ее предоставлять только по решению суда.

ГДЕ-ТО ГУСТО, ГДЕ-ТО ПУСТО: ФЕРМЕРЫ СЕТУЮТ НА ПОГОДНУЮ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово», Буинский район:

— Разумеется, наши зерновые на такую жару очень плохо реагируют. Все идет к тому, что часть зерновых мы все-таки потеряем. У нас ячмень, озимая пшеница и яровая пшеница. Пока их состояние удовлетворительное, но если жара будет продолжаться и дождей не будет, то мы можем потерять их. Спасти посевы могут только дожди... Если у нас посевы зерновых на площади 300 гектаров, а урожайность может снизиться с 30 до 18 центнеров с гектара, мы можем потерять 4 - 5 миллионов рублей. Для нас это очень большие деньги. Сейчас, буквально минут 20 назад, опять дожди немножко прошли. Над нашим хозяйством капель пять выпало, а в соседнем хозяйстве дождь минут 10 - 15 шел. Вот что обидно. Несправедливость...

Исхак Минхаеров — фермер, Арский район:

— Эта жара, конечно, идет нам в минус, но прошедшие дожди нам помогли. После этого всходы хорошо пошли. Кроме того, у нас есть еще и капельный полив — под огурцами, скажем. А кабачок, тыкву поливаем дождевальными установками. Но все равно воды в такую жару не хватает. И все же надеюсь, что уж совсем страшной жары этим летом не будет. Главное — чтобы холода не было. А в тепле после дождей все хорошо растет.