Людмила Трейстман стала владелицей кусочка ядерного щита России
Людмила Трейстман стала владелицей кусочка ядерного щита России (фото: kamazopt.ru)

В ЭФИРЕ — «ВЕСТИ КАМАЗА»

Напомним, еще до обострения противостояния «Россия — Запад» стратегический партнер КАМАЗа с 2008 года немецкий концерн Daimler AG (владеет 15% акций челнинского автогиганта) настаивал на том, чтобы российский партнер дистанцировался от военных бизнесов. В 2012 году КАМАЗ «отделался» от «Ремдизеля», занимавшегося и занимающегося выпуском броневиков «Выстрел», сборкой скандальной итало-российской «Рыси» и массовым ремонтом армейских грузовиков. А в ноябре 2014 года, то есть уже после введения санкций, руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев рассказал газете «Ведомости» о том, что компания продает и ЗСА, который известен в первую очередь по выпуску бронеавтомобилей семейства «Тайфун».

И вот сделка на стадии завершения. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), завод, ныне входящий в ОАО «КАМАЗ», станет подразделением ОАО «Ремдизель». Эту информацию нашей газете подтвердили на самом «Ремдизеле», сообщив, что процедура завершится «в ближайшее время». На КАМАЗе новость предпочли не комментировать. Сумма и условия сделки не раскрываются.

Кому же КАМАЗ передает такое стратегически важное производство, как ЗСА? Присмотримся к владельцам «Ремдизеля». Согласно списку аффилированных лиц, на 31 марта 2015 года 100% его капитала контролирует ООО «Специализированная сервисная компания» (ССК). В свою очередь, согласно данным базы «Контур-Фокус», ССК на 98,8% принадлежит ООО «Синерджи» и на 1,2% — Людмиле Трейстман. Три четверти капитала «Синерджи» контролирует опять-таки Трейстман, еще четверть записана на Якова Карпова — директора ЗСА. Таким образом, контроль над стратегическим оборонным предприятием, как ни крути, принадлежит именно обаятельной ведущей телепередачи «Вести КАМАЗа», чье лицо знакомо каждому сотруднику автогиганта. Легко предположить, что это чисто номинальный собственник, но кто же тогда прячется за ширмой?..

Без-имени-1.jpg

Судя по годовому отчету «Ремдизеля», предприятие, переданное без объявления цены в частные руки, — настоящая жемчужина, особенно на фоне съезжающего в кювет КАМАЗа. Выручка предприятия в 2014-м выросла на 35%: с 6,8 млрд. рублей в 2013-м до 9,2 миллиарда. Опережающая динамика выручки позволила нарастить валовую прибыль машиностроителя на 509 млн. рублей до 1,144 млрд. рублей по итогам 2014 года. В то же время в 1,8 раза до 386 млн. рублей выросли управленческие (содержание административных зданий, сопутствующие услуги, оплата труда менеджмента) расходы. Чистая прибыль «Ремдизеля» выросла на 57%: с 332 млн. рублей в 2013 году до 520 млн. в 2014-м.

Сегодня Тайфун-К испытывают в войсках
Сегодня «Тайфун-К» испытывают в войсках

ЧЕЛНИНСКИЕ РАЗРАБОТКИ НУЖНЫ И МОРПЕХАМ, И ВДВ, И РВСН

И вот к этому-то островку благополучия в бушующем океане проблем машиностроительной отрасли теперь присоединится не менее перспективный ЗСА. Если будут реализованы все из заявленных сверхактуальных проектов (разрабатываются КАМАЗом), то предприятие станет чуть ли не крупнейшим оборонным заводом России. О чем идет речь?

Во-первых, это, по всей видимости, продолжение выпуска легкобронированных автомобилей «Выстрел». В конце 2014 года «Выстрелы», о которых ранее было известно, что их используют спецподразделения ФСИН и РВСН, были замечены на учениях армии Луганской народной республики. Впрочем, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский считает тему исчерпанной: «Да, была сделана мелкая серия. Был расчет и на пограничников, но те в итоге машину не взяли, армия тоже к ней прохладно отнеслась». Согласен с ним и редактор отраслевого портала «Автокаталог» и известный ОПК-блогер Александр Привалов: «Скорее всего, этот проект сегодня мало интересует военных. Тут, скорее, надо посмотреть на результаты боевого применения этой техники в войне в Новороссии и делать выводы».

Во-вторых, десантируемый автомобиль для воздушно-десантных войск. В январе командующий ВДВ Владимир Шаманов заявил, что машина должна быть готова (по всей видимости, опытный образец) через полтора года.

В-третьих, боевая машина морской пехоты (БММП). «На недавно прошедшем форуме «Армия-2015» (международный военно-технический форум, проходил в подмосковной Кубинке 16 - 19 июняприм. авт.) КАМАЗ делал доклад об этой машине, — отметил Привалов. — Было заявлено, что пока он ведет работу за свои деньги, а раз так — я КАМАЗ поддерживаю руками и ногами».

В-четвертых, новое семейство автомобилей многоцелевого назначения, предположительно проходящего под шифром «Торнадо-К» («Урал» разрабатывает свою ветвь программы «Торнадо-У»). Эти машины с локальной защитой (для водителя) должны прийти на смену грузовикам, которые сегодня делаются для армии. По данным Мураховского, КАМАЗ представил машину на закрытом показе на том же форуме «Армия-2015». «А уральцы прикатили свой «Торнадо» на открытый показ», — уточнил он.

В-пятых, по данным Привалова, КАМАЗ — наиболее вероятный претендент на разработку, как он выразился, «малой платформы» — специальных колесных шасси и тягачей грузоподъёмностью от 18 до 55 тонн.

В-шестых, это беспилотный автомобиль, о котором недавно было заявлено очень громко. «Беспилотник — в первую очередь военный проект, — уверен Мураховский. — Думаю, будет примерно то, что сделали американцы, — грузовик, который без водителя доставляет на передний край грузы. В США этот проект ведет DARPA, вроде успешно, он сейчас на стадии опытно-конструкторских работ».

В-седьмых (и этот проект на сегодня готов более других), это семейство автомобилей повышенной защищенности «Тайфун-К». В конце этого года военные должны завершить испытания 30 таких машин.

В-восьмых, это семейство высокомобильных модульных платформ различного назначения, в том числе для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) — тягач подвижных грунтовых ракетных комплексов с межконтинентальной баллистической ракетой РС-24 «Ярс». И об этой работе надо сказать отдельно.

3. Первое публичное явление Платформы О - не живьем, так хоть на фото
Первое публичное явление «Платформы О» — не живьем, так хоть на фото

УТЕЧКА ИЛИ «ЧЕРНАЯ МЕТКА»?

Как пишет блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий, в соответствии с заданием министерства обороны, КАМАЗ с 2010 года ведет работы по научно-исследовательской работе «Платформа» и ОКР «Платформа-О» по созданию «высокомобильной модульной платформы» различного назначения трех типов». Это седельный тягач с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой 90 - 165 т и балластный тягач с колесной формулой 8×8 для буксирования прицепных систем массой до 75 т; платформа с колесной формулой 12×12 грузоподъемностью 50 т; платформа с колесной формулой 16×16 грузоподъемностью 85 тонн.

По всей видимости, тема «закрыта» высоким грифом секретности — сведений о ней очень мало. «Живого» образца никто из непосвященных не видел. Так было до недавнего времени. Но в конце прошлой недели произошла утечка с закрытого показа на уже упоминавшемся форуме «Армия-2015». «ВКонтакте» была опубликована фотография опытного образца «Платформы О» с колесной формулой 8×8. Там же вывесили переснятый плакат с изображением всех трех перспективных машин по ОКР «Платформа-О». До этого по интернету гуляли лишь тщательно отредактированные графические изображения «Платформы».

Директор центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко полагает, что это ненамеренная утечка. «Сейчас у каждого есть мобильный телефон — раз и сфотографировал, — отметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». — А далее — эффект снежного кома. И это фото не дает слишком много информации». Привалов же считает, что по фото можно понять, что изготовлен как минимум один образец и «кое-какие «детали» конструкции (защищенную кабину, например). Редактор «Автокаталога» тоже полагает, что фото появилось несанкционированно: «Полагаю, с тем, кто допустил протечку, уже разбираются...»

А вот главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов предполагает, что это мог быть и санкционированный слив: «КАМАЗ же постоянно обвиняют в том, что он изрядно денег на «Платформу» потратил, а ничего не сделал. И раз пошли такие «сливы», не за горами публичный показ, причем в нем могут быть заинтересованы структуры повыше КАМАЗа и «Ростеха»... И вполне возможно, что «слив» не нам предназначался (дескать, порадуйтесь за автопром), а это «черная метка» белорусам: либо делаете, что надо, на наших условиях, либо будете все это в Китай и Северную Корею отправлять». Дело в том, что распространено мнение, будто «Платформа» предназначена для замены аналогичной продукции, которую сегодня делает Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). Хотя КАМАЗ это всегда отрицал, утверждая, что это разработка для перспективной техники РВСН. Но ведь мы знаем о давних «теплых» отношениях КАМАЗа и Беларуси. Так что, возможно, имеет смысл посмотреть на несанкционированное фото и с этой стороны.

3а. Линейку моделей Платформы О см. в самом низу плаката (Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее
Линейку моделей «Платформы О» см. в самом низу плаката
(Чтобы увеличить картинку, нажмите на нее)

«ИНОСТРАНЦЫ СЕЙЧАС ОЧЕНЬ ПУГАЮТСЯ»

Главным результатом сделки по передаче ЗСА «Ремдизелю» станет то, что КАМАЗ, по крайней мере, формально полностью освободится от производства военной техники. Зачем это надо?

Официально Афанасьев, комментируя планируемую сделку, подчеркивал, что с санкциями против России она никак не связана, просто «военная техника — рискованное и ресурсоемкое направление». Но уже тогда это объяснение выглядело смехотворно на фоне резкого падения коммерческого спроса на грузовики и стабильного гособоронзаказа. Вскоре, в феврале 2015 года, Еврокомиссия одобрила сделку по слиянию двух СП, созданных челнинцами с Daimler AG — «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (MBTV) и «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» (FKTR). Официально было объявлено, что цель слияния — сокращение издержек. Но эксперты «БИЗНЕС Online» предположили, что таким образом из Европы послан сигнал — КАМАЗ избежит санкций. И действительно сделку по слиянию СП можно рассматривать как пробный шар, а полученный ответ — как одобряющий жест к продолжению сотрудничества челнинцев с немцами. Раз одобрили одно новое СП, значит, одобрят и другие? В этой связи необходимо отметить, что санкции применяются в первую очередь к компаниям с госучастием — особенно к тем из них, которые связаны с ОПК.

Без-имени-2.jpg

В то же время Мураховский в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что в решении о выделении ЗСА в отдельную структуру есть и коммерческая целесообразность: «КАМАЗ думал выделить военное производство в отдельное предприятие еще до всех этих событий на Украине и санкций. В том числе и для того, чтобы не «путать» бизнес-процессы: выполнение гособоронзаказа (ГОЗ) — это существенно иная вещь, чем коммерческое производство и продажа автомобилей».

Однако одно дело — создание обособленного подразделения или дочернего предприятия, а другое — смена собственника. Поэтому, по всей видимости, международная обстановка сыграла свою роль. «Конечно, есть тут и политика. Мы, например, знаем, что у КАМАЗа совместное производство двигателей с американским «Камминзом». А иностранцы сейчас очень пугаются, когда слышат, что их продукция может быть установлена на российские военные изделия», — поясняет Мураховский.

По мнению Фролова, нельзя сбрасывать со счетов и бюрократический фактор: «Что такое КАМАЗ? Это не частный бизнес. Он входит в госкорпорацию «Ростех», у которой на этот год есть обязательства по сокращению численности персонала, повышению выработки на каждого работающего и так далее. И часто госструктуры за счет такого рода оптимизации отчитываются: «Мы все сделали». То есть сохраняют людей и производства, но выводят их во «внучки», например, или вообще в структуры, где они миноритарные акционеры. Мне это кажется версией более справедливой».

Почему передали именно «Ремдизелю»? Фролов считает это вполне закономерным: «Определенный военный опыт завод имеет — собирал «Рысь» и, видимо, собирал неплохо. Плюс у него большой опыт работы с минобороны по ремонту «КАМАЗов» в войсках». Известно, что на 2013 год перед заводом ставилась задача по техобслуживанию 31 тыс. единиц армейской техники (контракт на 3,4 млрд. рублей), что в два раза больше, чем в 2012-м. Кроме того, военные предлагают «Ремдизелю» обслуживать и технику некамазовской номенклатуры, в том числе танки и бронетранспортеры... «Кроме того, там деятельный директор, — продолжает Фролов, — очень боевой, всю жизнь связанный с производством грузовиков. С точки зрения выбора человека, который за все это возьмется, прекрасное решение. Думаю, как менеджер, производственник Фаиз Хафизов на своем месте».

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, причин продажи может быть несколько: «Во-первых, это может осуществляться в рамках рутинной реструктуризации всей компании, желания повысить прозрачность структуры и повысить эффективность деятельности. Во-вторых, это может делаться для того, чтобы расширить сотрудничество с Daimler, дать возможность немецкой компании увеличить свой пакет акций в КАМАЗе, о чем говорилось несколько лет назад. В-третьих, не исключено, что это может происходить из-за каких-либо изменившихся внутренних требований российского законодательства, изменения оборонной политики и желания военного ведомства теснее сотрудничать с производителями вооружений и военной техники... Продажа ЗСА может облегчить КАМАЗу сотрудничество с иностранными компаниями, причем не только с Daimler. С учетом сложной геополитической ситуации вопрос с привлечением КАМАЗом заемных средств из-за рубежа остается открытым, но расширение сотрудничества по остальным направлениям вполне возможно. Это и получение технологий, и выход на новые рынки сбыта, и открытие в развитых странах не только центров продаж, но и сборочных производств».

5. Гендиректору Ремдизеля Фаизу Хафизову предстоит много работы
Гендиректору «Ремдизеля» Фаизу Хафизову предстоит много работы (фото: kamazopt.ru)

«ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ ВСЕ МОЖНО ВЕРНУТЬ ОБРАТНО»

При этом и Баранов, и Привалов полагают, что полностью дистанцироваться от «военки» КАМАЗу даже путем всех этих хитрых манипуляций вряд ли удастся. «Стоит учесть, что, несмотря на принятие ряда юридических мер, технологическое и производственное сотрудничество КАМАЗа и ЗСА сохранится, это обстоятельство надо будет учитывать как самому КАМАЗу, так и его потенциальным партнерам, — говорит аналитик «Финам». — Не исключено, что все же могут остаться какие-то ограничения, которые не позволят КАМАЗу наладить полноценное сотрудничество с иностранными компаниями». «Дистанцироваться от производства военной автомобильной техники КАМАЗу (где в совете директоров немцы) никак не получится. То есть семейство «Мустанг» (грузовики двойного назначения, идут и на гражданский рынокприм. авт.) как минимум 5 - 7 лет еще будет на главном конвейере (на второй «нитке»), пока ему не придет на замену что-то более новое. И в этом отношении, как я наслышан, с немцами достигнуто негласное соглашение — все остается как есть». Можно добавить, что остается еще и научно-технический центр КАМАЗа, ведущий все военные разработки. Его тоже разделят на военную и цивильную части?

Неужели те же немцы этого не видят? Или главное — соблюсти формальности? «Был найден компромисс: физически ничего не изменилось, меняется лишь антураж, — уверен Привалов. — При необходимости все можно вернуть обратно. Тут бизнес, ничего личного! — уверен Привалов. — Если политические структуры какого-нибудь Евросоюза требуют формально соблюсти какие-то требования на бумаге — легко! Но, боюсь, все намного сложнее: в Евросоюзе бал правят америкосы, а они крайне заинтересованы в том, чтобы развалить нашу оборонку».

6. Ярс на платформе МЗКТ
«Ярс» на платформе МЗКТ

«НЕМЦЫ ПЕРЕДАЮТ КАМАЗУ АВТОКОМПОНЕНТЫ ПРЕДЫДУЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

И тут возникает вопрос: стоит ли сотрудничество КАМАЗа с Daimler таких жертв и ухищрений? Привалов полагает, что пока немцы и так получают от партнерства с КАМАЗом больше выгод, чем челнинцы.

Во-первых, Daimler — мировой лидер по производству коммерческих автомобилей — в этом сегменте на российском рынке был в аутсайдерах и искал пути, как поправить положение. «Прошу не путать сегменты — на рынке легковых автомобилей у бренда Mercedes-Benz все было более-менее нормально в нише престижных лимузинов», — уточнил ОПК-блогер.

Во-вторых, за купленные изначально 10% акций КАМАЗа немцы получили политику наибольшего благоприятствования на российском рынке (в сегменте коммерческих автомобилей). «Это можно легко увидеть, сравнив то, какой процент рынка занимали иностранные бренды в России в 2007 - 2008 годах, и дальнейшую динамику, — говорит редактор «Автокаталога». — Обращаю внимание — речь не о количествах (на эту статистику наложились кризисы), а о распределении мест и о процентных соотношениях. По крайней мере, теперь отставания Mercedes-Benz от других прямых конкурентов уже нет. КАМАЗ — это не конкурент, у него иная рыночная ниша, нежели у иномарок».

В-третьих, Daimler в сегменте коммерческих автомобилей получил доступ к уже готовой сервисной сети КАМАЗа, причем самой крупной в РФ среди всех автопроизводителей грузовиков. («Экономия для немцев, не так ли?»)

В-четвертых, КАМАЗ стал активно использовать автокомпоненты Daimler: «И Daimler это весьма хорошо — за счет увеличения объемов производства снижаются издержки».

А вот пользу для КАМАЗа Привалов видит сомнительную, во всяком случае, в смысле получения новых технологий: «Пока КАМАЗу немцы передают в основном автокомпоненты предыдущего поколения, которые у самих немцев выпускаются скорее как ремкомплекты. Немцам выгодно? Конечно! Если же говорить о передаче в Россию чего-то передового, то такого не будет никогда! Если нам немцы или вообще кто-то из-за рубежа передаст что-то самое передовое, то первый же шаг любого бизнесмена — наладить экспорт! А зачем «буржуинам» нужна конкуренция вне России-СНГ? Они уже наелись по самые «не балуйся» Китаем, передавая туда технологии, теперь его сложная техника уже продается даже в Германии!.. И взгляните на то, сколько коммерческих автомобилей Daimler продает собственно в Германии и сколько — в других странах (в процентном соотношении), и сравните это же процентное соотношение с продажами КАМАЗа в России и в других странах. Вы легко увидите, что у КАМАЗа все с точностью до наоборот! Думаете, немцы предоставят КАМАЗу свои сервисные сети за рубежом? Полагаю, ответ очевиден... Резюме: еще непонятно, что было дороже — купить акции КАМАЗа и легко получить доступ на рынок или самим медленно вползать на него? Думаю, имеет место первое, немцы хорошо все подсчитали».