Памятник Владимиру Петлякову на Арском кладбище в Казани

ХРОНИКИ ПИКИРУЮЩИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ

Какие материалы найдет любознательный школьник, если получит задание написать реферат о Владимире Михайловиче Петлякове? В далеком 1981 году в Москве была напечатана книга Давида Гая «Профиль крыла» — скромное издание с плохими иллюстрациями, но и его трудно найти в библиотеках. О Казани там нет ни слова, видимо, из-за цензуры. В интернете текста этой книги нет, а то, что выложено в сети, чаще всего не выдерживает никакой критики. Большинство из них материалов основано на главе о Петлякове из тоже не новой официальной книги «Советские авиационные конструкторы» (крайнее издание — 1990 года).

Лучше обстоят дела с книгами о самолетах Пе: в последние годы издали несколько монографий о бомбардировщиках Пе-2 и Пе-8. Кроме того, в мемуарной литературе можно найти интересные воспоминания летчиков, воевавших на казанских машинах. А вот достоверной биографии Петлякова до сих пор нет. Об Андрее Туполеве есть целый ряд книг (кстати, в Казани установлены два памятника Андрею Николаевичу — больше только Ленину), а о его друге, соратнике и коллеге — почти ничего. Написал слово «друг» и задумался: а дружили ли они, люди совершенно не похожие друг на друга, почти 20 лет бок обок создавая выдающиеся самолеты? Ведь сейчас хорошо известно, какие у них отношения были за год до гибели Петлякова и почему так срочно летел в Москву Владимир Михайлович. 6 января 1942 года оттуда пришел приказ о начале производства в Казани самолета Туполева (будущего Ту-2) и свертывании выпуска Пе-2. Впрочем, эта тема для отдельного разговора. В авиационном музее Монино, кстати, хранятся оба эти самолета. Правда, Ту-2 комплектный, а Пе-2 собран из нескольких машин. Впрочем, этому экспонату удалось сыграть выдающуюся роль в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика».

Пе-2 в Варшаве

ЕСЛИ БЫ НЕ СКЛОННОСТЬ АВТОРОВ К «ТАЙНАМ»...

Как ни странно, в музеях мира можно найти только один из 11 тыс. выпущенных Пе-2, и то с латинским обозначением — Pe-2. Эта машина находится в Варшаве. Вот и все. В Казани есть памятник Пе-2 в парке Победы, в Бугульме есть еще один памятник Пе-2, но с надписью «Бугульминский колхозник». Правда, не было такого самолета с такой надписью. В реальности так назывался тяжелый бомбардировщик Пе-8, но делать памятник гигантской машине посчитали дорогим удовольствием и решили воздвигнуть Пе-2.

Памятник Пе-2 в Бугульме

В этом году в Кайбицах решили утереть нос бугульминцам и соорудили памятник Пе-8 с надписью «Кайбицкий колхозник». Правда, как масштабную копию и не потрудившись посмотреть на фото реальной машины. А на фото четко видно, что нижнюю часть ночного бомбардировщика Пе-8 красили в черный цвет. Для любителей раритетов можно сообщить, что в музее Казанского авиазавода хранятся детали Пе-2, обнаруженного поисковиками. Также части Пе-2 можно посмотреть на 1-м факультете КНИТУ-КАИ. И еще в тему: в интернете можно найти фильм о гибели Петлякова «Огненное пике». Лента была бы неплоха, если бы не склонность авторов к «тайнам» и острым моментам.

Пе-8 в Кайбицах

Вот, пожалуй, и все, что мог бы найти школьник для реферата о Петлякове — конструкторе, бесспорно входящем в десятку выдающихся создателей авиационной техники России. Очень хочется, чтобы была написана добротная книга о нем и чтобы не повторялись ужасные исторические ошибки, одну из которых можно обнаружить на памятной доске Петлякова в парке Урицкого. Изображенный на ней самолет — вовсе не Пе-2, а именно тот самый Ту-2, который косвенно стал причиной гибели скромного гения авиации — Владимира Михайловича Петлякова.

Равиль Вениаминов