«ЕВРОПЕ НУЖНО ЕЩЕ ПОИСКАТЬ ТАКИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ»

На собрание акционеров КАМАЗа помимо Рустама Минниханова приехали такие высокие гости, как гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов (переизбранный вчера в качестве председателя совета директоров автогиганта) и председатель Внешэкономбанка Валерий Дмитриев. Чтобы настроить себя и других на позитивный лад, они сперва осмотрели новую линию мелкоузловой сварки каркаса кабины на прессово-рамном заводе автогиганта. Линия занимает 1,7 тыс. кв. м, ее мощность составит 40 комплектов узлов каркаса в смену. Гендиректор КАМАЗа Серей Когогин заявил, что линия снизит затраты на каждый каркас кабины на 2 тыс. евро. Как было заявлено, инвестиции в обновление производства окупятся, когда здесь будет сварено 4,6 тыс. кабин, следовательно, инвестиции в проект составляют порядка 550 млн. рублей.

Напомним, проект обновления кабины КАМАЗа проходит в два этапа. В декабре 2013 года на КАМАЗе был открыт участок сварки кабин из крупных узлов, что позволило собирать по 10 импортных каркасов за смену. Теперь КАМАЗ получает вместо сборочных комплектов 174 мелкие детали, из которых самостоятельно изготавливает крупные узлы. По словам Когогина, переход на поставки мелкими деталями снижает стоимость комплектующих примерно на треть. Стоимость упаковки снижается на две трети, а снижение транспортных и таможенных расходов может достигнуть 25%.

«Впечатляет то, что я сегодня увидел, — восхитился Чемезов. — Действительно суперсовременное производство, и КАМАЗ у нас становится самым современным производителем в России. Да и не только в России — Европе нужно еще поискать такие высокотехнологичные предприятия. Немаловажно, что этот завод создан всего за 2,5 года (Чемезов, вероятно, имеет в виду конвейер, так как ПРЗ неразрывно связан с историей КАМАЗаприм. авт.) Наше предприятие независимо ни от чего, независимо от кризиса, в том числе политического, живет и процветает. Я надеюсь, что в дальнейшем оно будет самым современным предприятием России».

По словам Чемезова, до конца 2016 года локализация производства кабин в России для нового модельного ряда КАМАЗа должна достигнуть 40%.

Еще более впечатлен и щедр на авансы оказался Дмитриев, который в нетипичной для банкира манере заявил, что реструктуризация долгов КАМАЗа для Внешэкономбанка не главное, а главное — это создание новых производств. «Сергей Анатольевич, несите новые задумки, деньги мы всегда найдем!» — напутствовал Когогина глава ВЭБ.

Отметим, что инвестиционная программа КАМАЗа в 2014 году увеличилась на 13% и составила 6,19 млрд. рублей, которые пошли в основном на общий реинжиниринг, открытие производства 6-цилиндровых рядных двигателей объемом 12 л и нового производства мостов для тяжелых автомобилей, а также на подготовку к производству машин и кабин нового поколения.

Ранее, в ходе петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), Когогин поделился планами уже в июле начать размещение облигаций на общую сумму 10 млрд. рублей для финансирования инвестпрограммы на 2015 год. Предполагается, что весь этот займ выкупит ВЭБ. Раньше планировалось, что инвестпрограмма составит 14 млрд., но в итоге команде Когогина пришлось урезать запросы на 29%.

Более того, челнинское автопредприятие допускает возможность сократить свою инвестпрограмму до 2020 года вдвое до 46,5 млрд. рублей. «У нас общая программа была 93 миллиарда, при девальвации на 70 процентов все изменилось», — сообщал Когогин на брифинге. Впрочем, чудесным образом уменьшение финансирования не повлияет на объем того, что планируется сделать...

Также перед собранием акционеров Чемезов с Когогиным и другие члены совета директоров КАМАЗа посетили СП «ЦФ Кама» и оценили обновленный спортивный грузовик команды «КАМАЗ-Мастер», который под управлением пилота Эдуарда Николаева 1 июля отправится в ралли-рейд «Великая степь».

ДИВИДЕНДЫ КАМАЗА: ПЛАНКА В 1 РУБЛЬ НЕ ПОКОРЕНА

Само собрание акционеров «самого современного производителя России» проходило в ІТ-парке Набережных Челнов. На нем общество переименовали в ПАО — публичное акционерное общество, чего требует действующее законодательство. Дивиденды по итогам 2014 года КАМАЗ решил не выплачивать — не с чего.

Напомним, выручка компании за год составила 110,6 млрд. рублей (минус 3,7 млрд. рублей к уровню 2013 года, или на 3,3% меньше). Продажи сократились на 12%, а чистая прибыль упала с 4,3 млрд. рублей почти в ноль — в 2014 году она составила 211 млн. рублей (минус 94,3%). Но это по МСФО с учетом дочерних компаний и СП. А по РСБУ компания по итогам года в убытке на 423,6 млн. рублей, что и послужило основанием для отказа платить дивиденды акционерам.

Совет директоров автогиганта в этом году существенно не изменился: Гумера Нуретинова — бывшего председателя профкома КАМАЗа, сменил новый профсоюзный босс Александр Васильев (кстати, в совет директоров делегат рабочего класса выдвинут офшорным акционером Avtoinvest Limited). Вторая замена на поле тоже логична: место представителя Европейского банка реконструкции и развития Арвида Тюркнера занял Вольфрам Шмид — один из топ-менеджеров Daimler AG. Напомним, что ЕБРР продал свои 4% акций КАМАЗа немцам, за счет чего Daimler увеличил свою долю в автогиганте с 11% до 15%.

Касательно ближайших перспектив Когогин высказался осторожно. «2015 год будет крайне сложным для нас, — заявил он журналистам. — За три месяца падение продаж на рынке грузовых автомобилей составило 60 процентов. В июне мы впервые за последние месяцы сможем выполнить текущий план и продать порядка 1,8 тысячи грузовиков. Этот кризис отличается тем, что конца его не видно...»

Напомним, в мае руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев передавал «БИЗНЕС Online» прогнозы корпоративных менеджеров, согласно которым осенью рынок должен бы пойти в рост. Видимо, под аккомпанемент бухгалтерской статистики гендиректору в том же мажоре не запелось, хотя от ожиданий «определенного повышения продаж с июля» он не удержался и даже упомянул об индексации зарплаты камазовцев на 2,5% в сентябре.

Тем не менее бизнес-план на 2015 год не меняется: согласно опубликованному отчету он все еще подразумевает продажу 41 тыс. грузовиков, из которых 34 тыс. планируется реализовать на отечественном рынке и 7 тыс. — на экспортных. Целью текущего года декларируется получение чистой прибыли в размере 1 млрд. рублей при выручке 122,9 млрд. рублей. И это при том, что накануне Когогин объявил, что по итогам пяти месяцев 2015 года компания уже понесла убыток в размере 230 млн. рублей.

«САМЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ — ЭТО РОБОТ-ВОДИТЕЛЬ»

На всем этом невеселом фоне Минниханов предложил журналистам сосредоточиться на будущем автогиганта, идущего по пути обновления модельного ряда и беспилотных грузовиков.

«Это уже не просто игрушки, а реальные вещи, которые готовы в ближайшее время к производству и эксплуатации, — оценил, к примеру, Минниханов курс КАМАЗа на использование природного газа и электричества. — И, конечно же, для нашей страны нужен исследовательский центр с мощными лабораториями не только для КАМАЗа, а для всего автопрома России. Инициатива КАМАЗа здесь тоже рассматривается. Ну и самый, я думаю, перспективный проект, который стратегически важен для нашего государства, — это робот-водитель. В этом вопросе КАМАЗ впереди всех. Я думаю, что на базе КАМАЗа в целом для всей нашей страны можно создать робота, который будет использоваться во всех транспортных средствах, в том числе и для военной техники».

Так, к примеру, в рамках доклада Минниханов обратил внимание на необходимость усиления присутствия компании в Северной Африке, Латинской Америке и странах СНГ, в том числе и по линии оборонных ведомств этих государств. Также глава Татарстана с благодарностью напомнил о поддержке федерального центра и пообещал Когогину перевод большей части муниципального транспорта в республике на газомоторное топливо.

Когогин, подхватив тему гибридных двигателей, рассказал, что есть поводы надеяться на то, что электробусы КАМАЗа становятся товаром. «Наши партнеры и мы сами занимаемся тем, что продвигаем на рынки Санкт-Петербурга и Москвы свою продукцию, она уже соответствует требованиям рынка». Напомним, в мае КАМАЗ заявил о передаче в Мосгортранс на тестирование электробуса «НЕФАЗ-52994Э», рассчитанного на 85 пассажиров и разработанного совместно с российской инжиниринговой компанией Drive Electro. По результатам зимней эксплуатации правительство Москвы, говорилось в релизе КАМАЗа, рассмотрит вопрос о серийной закупке этой модели.

Между тем пресс-секретарь Мосгортранса Мария Рыбкина сообщила «БИЗНЕС Online» буквально следующее: «Этот электробус передается нам на тестовые испытания, мы не знаем и не хотим загадывать, как он поведет себя на улицах города. В какие сроки он будет передан, тоже непонятно. Мосгортранс готов принять на тестовую эксплуатацию любые образцы техники. Каждый производитель может предоставить свою технику на испытания, и в открытом конкурсе закупок тоже могут принять участие все желающие. В настоящее время у нас на тестовой эксплуатации уже находится один электробус, это «ЛИАЗ». Ни о каком тендере на данный момент речи не идет».