Китайские туристы — в основном люди пожилого возраста — приехали в Россию в 11-дневный тур, в котором кроме Казани им покажут Санкт-Петербург, Москву и близлежащие Сергиев Посад, Суздаль и Владимир

КРАСНАЯ ТУРЭКСПАНСИЯ

Сегодня Казань покинет первая большая группа туристов из Китая в составе 31 человека. Они прибыли в Татарстан на два дня — вчера посетили Казанский Кремль и Болгар, побывали в священном для каждого жителя Поднебесной музее им. Владимира Ленина и музее КФУ, где стоит парта, за которой учился будущий вождь мирового пролетариата, а вечером с двухчасовой экскурсией прокатились по Волге. Сегодня их ждали в Свияжске.

В госкомитете по туризму этих китайских туристов считают особенными — они первые гости из Китая, приехавшие по заказу одного из главных партнеров РТ в Поднебесной, крупнейшей туркомпании CITS. Китайских туристов в республику и ранее привозили турфирмы, но это было несистемно, и группы не были столь многочисленными. С недавних пор работа началась целенаправленно и можно говорить о некоторой «красной турэкспансии». Вместе с CITS до конца летнего сезона Татарстан посетят еще три группы по 30 - 35 человек: в июле, августе и сентябре. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в госкомитете, в 2013 году Татарстан посетили 4 тыс. китайцев, в 2014 — 4,5 тыс. из 2,5 млн. туристов. Прогнозируется, что с «поставками» туристов из Поднебесной большими группами показатели прошлого года будут «побиты», несмотря на то, что между Казанью и Пекином нет прямого авиарейса.

Китайские туристы — в основном люди пожилого возраста — приехали в Россию в 11-дневный тур, в котором кроме Казани им покажут Санкт-Петербург, Москву и близлежащие Сергиев Посад, Суздаль и Владимир. Между городами они перемещаются на самолетах и поездах.

В прошлом году Россию посетило рекордное количество туристов из Китая — 1,1 млн. человек, а сама Поднебесная стала мировым лидером выездного туризма

— Китай очень много ездит в Россию, но туристы в основном посещают Москву и Санкт-Петербург, — рассказала газете «БИЗНЕС Online» начальник отдела продвижения туристского продукта госкомитета по туризму Айгуль Балахонцева, встречающая гостей из Китая в речпорту (символично, что сам глава комитета Сергей Иванов был в Пекине на выставке Beijing International Tourism Expo). — Нашей задачей было показать китайскому народу наши богатые возможности. Для иностранного туриста мы продвигаем маршрут «Три столицы России». В октябре прошлого года мы принимали рекламно-информационный тур представителей CITS. И они сказали: да, Казань обладает уникальными ресурсами и готова к приему китайских туристов, и мы готовы включить Татарстан в наши российские маршруты.

В прошлом году Россию действительно посетило рекордное количество туристов из Китая — 1,1 млн. человек, а сама Поднебесная стала мировым лидером выездного туризма. По данным государственного управления по туризму КНР, в прошлом году более 100 млн. китайских туристов отправились в заграничные поездки, из них в Южной Корее побывали более 6,5 млн. китайцев, Таиланде — более 4,1 млн., Японии — свыше 3 миллионов. Россия пока занимает 9-е место по популярности у туристов из КНР. Чтобы улучшить показатели, и китайские, и российские туркомпании теперь стремятся увеличить количество дней пребывания в стране, а для этого нужны новые маршруты. И тут очень подходит самобытный Татарстан. В октябре прошлого года в республику приезжала президент агентства по международному туризму CITS Юй Ниннин. В мае в Китае прошло road-show: глава госкомитета Иванов посетил Пекин, провинции Хэнань, Сычуань, а также Синьцзян-Уйгурский автономный район. В ходе встреч и были подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере туризма с определением основных пунктов сотрудничества по продвижению нацтурпродукта Татарстана на китайском рынке. Вчера и сегодня в Казани можно было, что называется, воочию увидеть первые результаты тех договоренностей.

Что касается партнера Татарстана в Китае, то компания CITS была основана в 1954 году, и сегодня ее сеть насчитывает 122 филиала. Это единственная туркомпания Китая, которая входит в Топ-500 предприятий страны с реальными активами на сумму более $1,5 миллиардов. Компания имеет дочерние предприятия в 60 странах мира, в том числе в США, Японии, Австралии, Франции, Германии, Швеции, Дании (из них около 15 визовых центров). На 29-х Олимпийских играх в Пекине 2008 года CITS была единственным туристическим агентством, оказывающим услуги по приему и размещению гостей.

Экспозиция Татарстана в Пекине на выставке Beijing International Tourism Expo

УЧИТЕ КИТАЙСКИЙ

Увеличить турпоток из Поднебесной Татарстан рассчитывает, привлекая гостей несколькими «крючками»: объектами ЮНЕСКО (Кремль, Болгар и претендент Свияжск), известной на весь мир рекой Волгой, а также национальным колоритом. Вчера гостей в речном порту перед экскурсией по реке встретили татарскими песнями под гармошку, и несколько туристов пустились в хоровод прямо на причале. Всем вручили подарки с буклетом о республике и татарской матрешкой, которая стала пользоваться у туристов особенным спросом.

— Мы уже посетили город Болгар, и мы очень впечатлены памятниками архитектуры, которые там представлены, и очень рады, что Казань встречает нас таким гостеприимством, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» турист Сунь Уонь. На вопрос, что больше всего понравилось, он ответил «Все!» и добавил, что в РТ «очень интересная, очень разнообразная кухня». «Мы надеемся, что Казань будет вести с нами такой межкультурный диалог».

Гостей сопровождала одна из десяти подготовленных специально для китайских туристов экскурсоводов.

— Что больше вызывает интерес? Визуальные объекты, — продолжает Балахонцева. — Туристам из Китая важно приехать и сфотографироваться на фоне какой-то красивой достопримечательности, а вернувшись, рассказать об этом, показать фото. Важны необычные панорамы, например панорама Казанского кремля, где сочетаются мечеть «Кул-Шариф» и Благовещенский собор. Такое увидишь не часто.

Как можно оценить выгоду от китайских туристов? Какие-либо подсчеты сейчас делать рано, но китайские туристы считаются одними из самых щедрых в мире, говорит представитель госкомитета. Всего в прошлом году они потратили в заграничных поездках более $150 миллиардов. «Когда мы принимали рекламный тур, они сами просили нас провезти их по магазинам, покупали ювелирные украшения, национальные сувениры. Они готовы тратить», — рассказала она.

Напомним, на итоговой коллегии госкомитета по туризму президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что темпы роста турпотока в РТ должны быть не 16,3% (каковы они стали по итогам 2014 года), а не менее 50%. «Огромный потенциал у китайских туристов. Надо учить китайский. Китайцы все не будут учить английский. Надо, чтобы мы могли принимать любую категорию», — заявил тогда он.

В июне во время визита в Татарстан главы китайского парламента Чжан Дэцяна вновь поднималась тема намерений Поднебесной открыть в Казани генконсульство, а также создать прямое авиасообщение. О сроках открытия представительства не сообщается. Но, по данным посольства КНР, в России сейчас всего четыре генеральных консульства: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Иркутске. Казанское представительство, таким образом, станет пятым по счету в РФ и первым в Поволжье, что говорит о многом.

В КИТАЙ ЧЕРЕЗ КАЗАХСТАН

Эксперты «БИЗНЕС Online» оценили развитие туризма с Китаем.

Евгения Лодвигова — председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани:

— На сегодняшний день китайский турист входит в приоритетную группу, на которую мы делаем ставку, развивая туристический потенциал города. Казань для китайцев интересна — их привлекает музей Ленина и исторические объекты, связанные с Лениным. Им интересен музей социалистического быта. В целом же их привлекает та культура толерантности, которой может похвастаться Казань и Татарстан, — сейчас это мировой тренд.

В работе с Китаем есть своя специфика: китайский турист в массе своей разговаривает только на китайском. Конечно, есть англоговорящие, но их не так много. И в этом сложность общения: необходимо преодолеть языковой барьер. Нужны экскурсоводы, говорящие по-китайски. Мы подготовили одну группу в КФУ, но этого недостаточно для той массы китайцев, которых мы ждем. Сложно говорить о цифрах, направление это развивается, и здорово то, что уже сейчас есть.

Чтобы повысить привлекательность Казани, нужен прямой рейс в Китай. И, разумеется, нужна информация на китайском — те же буклеты, аудиогид, презентации. Поэтому мы стремимся к сотрудничеству и с китайскими туроператорами, которые везут сюда группового туриста. Безусловно, им интересна не только Казань, но и Россия в целом. Однако столица республики, включаясь в общероссийский маршрут, безусловно, выигрывает.

Щедры ли китайские туристы? Стоит ли ориентироваться на этот параметр? Мы не делаем ставку на какого-то богатого или щедрого туриста, мы рады принять всех. Главное — увеличить интерес к нашему городу. Но в любом случае каждый турист — и китайцы тут не исключение — оставляют минимум 100 долларов в день, включая проживание. Поэтому мы рады всем, и чем больше будет туристов, тем лучше.

Азамат Сабиров — генеральный директор AVT:

— Что касается полетов в Китай, то у нас работает казахская авиакомпания SCAT. Они летают на 125-местном самолете в Астану, что много для такого города. Это скорее политическое решение — не зря улицу Эсперанто переименовывают в Назарбаева. Но у Астаны есть контакты с Китаем, поэтому полеты из Китая через Казахстан — одно из возможных развитий событий. Когда я встречался со SCAT, то я предложил им как-то «завязаться» с Китаем.

Если раскачивать китайскую тему, то нужно искать авиакомпанию, которая бы работала с Китаем транзитом. Недавно общался с S7 — сказали, что будут думать над запуском рейсов из Новосибирска в Казань, если они это сделают, то Казань получит доступ к Китаю. Чтобы ставить прямой борт на Казань, то он должен быть большим, а такого количества людей сразу не будет. Пока же китайские туристы чаще попадают к нам через Москву.

Элина Шибаева — заместитель директора ООО «Скайлэнд»:

— Одна из причин интереса китайцев к России и Казани — политическая ситуация в мире, охлаждение отношений с США не может не привлекать. Казань — один из красивых городов России, город отличает содружество разных культур, это делает ее еще более привлекательной у туристов. С недавних пор в городе хорошая инфраструктура благодаря Универсиаде, это делает комфортнее передвижение.

Не думаю, что китайцы относятся к туристам лакшери-уровня (наиболее статусным, платежеспособнымприм. авт.), но в этом плане Россия для них вполне подходящий вариант, потому что передвижение по России для китайцев вполне приемлемо по ценам. Китайцы не относятся к наиболее требовательным туристам, я в этом более чем уверена. Сложно оценить потенциал турпотока из Китая. Если это приурочить к глобальному событию, как чемпионат мира по водным видам спорта, то большого потока туристов из Китая республика принять не готова, потому что недостаточно мест в отелях. Если говорить о текучке, то да, республика вполне справится с такими потоками.

Светлана Пятихатка — врио исполнительного директора туристической ассоциации «Мир без границ» (Москва):

— Китайских туристов, как и любых других, интересуют в первую очередь достопримечательности. А их в России, и в том числе в Татарстане, достаточно много. К тому же для России Китай является той страной, с которой у нас наибольшая по протяженности граница. Это наши ближайшие соседи. Кроме достопримечательностей китайских туристов в России интересует шопинг. По нашей статистике, 60 процентов китайских туристов составляют женщины — и женщины в возрасте старше 50 лет. А женщины, как известно, очень интересуются шопингом. Татарстан и Россия для китайцев вообще экзотическая страна. Поскольку здесь другая культура, другая архитектура, другая природа. Все это составляет для них новые ощущения, новые впечатления. Россия обладает большим разнообразием как природных ресурсов, так и различных культур. И в том числе Татарстан, культура которого для Китая совершенно новая. И это отличается от традиционных Москвы и Санкт-Петербурга, куда привыкли ездить китайские туристы.

По результатам 2014 года китайских граждан с целью туризма въехало в Россию 409 тысяч. Количество китайских туристов составляет около 16 процентов въездного турпотока в Россию. То есть каждый шестой турист, приезжающий к нам из-за рубежа, — это китаец. При этом китайский въездной турпоток показывает стабильную положительную динамику. Например, в 2014 году по сравнению с 2013 годом прирост составил 10 процентов. А только по результатам первого квартала 2015 года общее количество приехавших к нам китайских граждан по безвизовому соглашению дает прирост 197 процентов. Это достаточно серьезная цифра, согласитесь!