КФУ (фото: kzn.ru)

КФУ СВОРАЧИВАЕТ ОБУЧЕНИЕ НА ТАТАРСКОМ И СОКРАЩАЕТ ГУМАНИТАРИЕВ

Ни одного учителя математики для татарских школ не примет на обучение в этом году КФУ — федеральное министерство образования не выделило на это соответствующие лимиты финансирования. Значит, если такая ситуация сохранится, направление «Педагогическое образование: математика, информатика и информационные технологии в билингвальной татарско-русской среде» в Институте Лобачевского, который ежегодно набирал группы от 10 до 28 человек, постепенно прекратит существование.

«Вопрос подготовки учителей математики для татарских школ мы поднимали, но в Москве такая реакция, что пока не дают для них бюджетных мест. Насколько я знаю, и руководство республики с этим вопросом в минобрнауки РФ выходило, но все равно ничего не дали», — рассказал «БИЗНЕС Online» первый проректор КФУ Рияз Минзарипов.

По его словам, это направление пало жертвой общей политики минобразования РФ по сокращению приема на гуманитарные, в том числе языковые специальности. Так, количество бюджетных мест для экономистов сократилось в три раза, юристов — почти в два раза. На филологию — это учителя русского языка и учителя татарского языка — выделено всего 50 мест (а было 100 мест прим. ред.). Как будут распределены эти места между учителями двух языков, он не уточнил, остается предположить, что сокращение пропорциональное.

«Приоритеты нынешней приемной кампании — в русле политики правительства России, которая основана на том, что надо развивать научно-технические отрасли, инженерные специальности, — заявил Минзарипов «БИЗНЕС Online». — По этим направлениям минобрнауки РФ без всяких вопросов все наши заявки выполнило. А по гуманитарным специальностям произошло, конечно, очень существенное сокращение».

Рияз Минзарипов
Рияз Минзарипов (фото: kpfu.ru)

Между тем о проблеме было известно давным давно. В распоряжении «БИЗНЕС Online» оказалось письмо ректора КФУ Ильшата Гафурова, направленное 19 апреля 2014 года на имя президента Татарстана Рустама Минниханова. В нем выражается обеспокоенность положением, сложившимся «в системе билингвального математического образования, в которой татарский язык функционирует как язык образования». Ссылаясь на недостаточное финансирование, а также учитывая острую нехватку в школах республики учителей математики и информатики, преподающих на татарско-русской основе, Гафуров попросил главу республики о помощи. А именно: включить в программу РТ по сохранению, изучению и развитию государственных и других языков РТ на 2014 - 2023 годы целевую статью расходов в сумме 635 130 рублей для покрытия расходов Института Лобачевского, связанных с обучением на татарском языке. Также ректор университета предложил профинансировать из бюджета РТ учебную группу из 25 студентов, будущих учителей математики в татарских школах. Размер необходимых средств на год — 1,5 млн. рублей.

В ответ 2 июня 2014 года на имя Гафурова пришло письмо, подписанное в то время и. о. министра образования и науки РТ Данилом Мустафиным, в котором сообщается, что минобрнауки РФ выделило 550 бюджетных мест по направлениям педагогического образования. «Обращаем ваше внимание, что данные контрольные цифры руководство КФУ самостоятельно распределяет по профилям и структурным подразделениям», — говорится в письме и сообщается, что минобрнауки РТ считает нецелесообразным финансирование дополнительных бюджетных мест на направления педагогического образования за счет средств бюджета Татарстана.

Ильшат Гафуров
Ильшат Гафуров (фото: kpfu.ru)

По словам Минзарипова, такого же рода обращение в правительство Татарстана последовало со стороны руководства КФУ и в этом году. По мнению первого проректора КФУ, помощь республики — единственный выход в данной ситуации. Сейчас, по его словам, вопрос рассматривают в правительстве РТ. «Если найдут возможность обучить за счет республики учителей, которые вели бы математику, физику, химию на татарском языке, то это было бы здорово, конечно! Мы бы, конечно, с удовольствием! Готовы даже в августе провести прием и зачислить студентов», — говорит Минзарипов.

«ЕСЛИ НЕ БУДЕТ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ, ТО МЫ ПОТЕРЯЕМ СВОЙ ЯЗЫК»

Тревогу по поводу происходящего бьют ученые и общественность. «В КФУ сводится на нет подготовка татарских специалистов» — статья с таким заголовком вышла недавно на сайте радио «Азатлык». Через пару дней этот же портал сообщил о прекращении в КФУ обучения учителей математики для татарских школ.

Преподаватель Института математики и механики им. Лобачевского, кандидат физико-математических наук Анис Галимянов рассказал предысторию вопроса: «В начале 90-х годов практически во всех вузах открылись татарские отделения, в том числе они были образованы на всех факультетах педагогического университета, позже ставшего ТГПУ, — говорит Галимянов. — Основные предметы, по мере возможности, до последнего времени преподавались на татарском языке. С появлением ЕГЭ количество абитуриентов начало снижаться, но национальное отделение тем не менее сохранилось. Когда объединили КФУ и ТГПУ, татарское отделение оставалось только на матфаке».

(фото: kpfu.ru)

Комментируя ситуацию «БИЗНЕС Online», он пояснил, почему, по его мнению, так важно сохранить преподавание математики на татарском и в школе, и в вузе: «Есть замечательная книга психолога Льва Выготского «Мышление и речь», в которой он говорит, что ребенок до пяти лет абстрактно мыслить не умеет. Допустим, для него круглым может быть только мяч. После пяти лет термин отделяется от конкретного предмета. Например, говорят круглый год или круглое число. И что получается? Если мы обучаем ребенка на родном языке только до определенного возраста, то у него абстрактное мышление на татарском не развивается, — говорит ученый. — Чтобы человек мог мыслить абстрактно на своем языке, такие предметы, как математика, физика и информатика должны преподаваться на родном языке. А если не будет абстрактного мышления, то мы потеряем свой язык».

Сохранения, пусть и в урезанном виде, отделения татарской филологии недостаточно, считает Галимянов. Он поделился своим наблюдением: по его словам, если студент на улице разговаривает по-татарски, значит, он с матфака или физфака. «Я вел занятия на татфаке и с ужасом понял, что там многие студенты, окончившие русские школы, мыслят по-русски, а по-татарски говорят, просто переводя в уме слова, — отметил ученый. — Знаете, у меня мама живет в деревне, и когда я к ней приезжаю, вижу, что она смотрит сериалы, переведенные на татарский язык. Там ужасный перевод, татарский народ не разговаривает так! Эти переводы сделаны людьми, которые по-татарски никогда не мыслили. Если мы закроем наше отделение, то никто не будет готовить учителей математики, способных вести уроки по-татарски. Тогда у нас не будет средней школы, а это значит, что вообще ничего не будет!»

В целом же, по его мнению, речь нужно вести не только о математике, но и вообще о возможности получить высшее образование на татарском языке. Татарский народ всегда тянулся к знаниям, подчеркнул Галимянов, но в настоящее время родители, обосновывая свое нежелание отдавать ребенка в татарскую школу, говорят: «А где он дальше будет учиться? В вузах ведь нет обучения на татарском?»

«Если не будет татарской высшей школы, значит, не будет и средней, поскольку некому будет готовить учителей. А если нет средней, то не будет и начальной школы, и тогда все разрушится к чертовой матери! — предупреждает ученый. — Мы готовы, у нас есть все: преподаватели, учебники, книги, методические пособия. Нет только финансирования. Тем самым нас лишают права преподавать, а студентов — учиться на своем родном языке. Нам возражают, что мы можем принять ребят на обучение на коммерческой основе. Да, можем! Но проблема в том, что на татарское отделение идут дети не олигархов, их родители не могут платить такие большие деньги каждый год».

Республиканский семинар учителей математики
Республиканский семинар учителей математики (фото: kpfu.ru)

Галимянов заметил также, что республика выделяет немалые средства на развитие и поддержку языков и культур народов, проживающих в Татарстане, но, по его мнению, это больше напоминает красивую упаковку, в которую завернут некачественный товар. «С виду, казалось бы, у нас все хорошо: проводятся фестивали, праздники, концерты, на все это выделяются огромные деньги. Я вот сейчас не вспомню, кто сказал, но есть такие замечательные слова: если хочешь уничтожить народ, то развивай только его фольклор. То есть народ пусть поет, пляшет, празднует, радуется, лишь бы не думал, не размышлял. Тогда он со временем сам по себе исчезнет...»

По словам Галимянова, цена сохранения национального отделения в Институте Лобачевского составляет ориентировочно 5 млн. рублей — это на все 5 курсов. На вопрос, нельзя ли привлечь спонсорские пожертвования, ученый говорит, что был бы счастлив, если бы такой меценат нашелся, хотя и не знает, есть ли механизм, позволяющий отделению в государственном вузе существовать на частные средства.

«ЧТОБЫ ТАТАРЫ НЕ ПОТОНУЛИ В ОБЩЕМ КОТЛЕ, У НИХ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВОИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ»

Председатель общества русской культуры РТ, доцент кафедры автоматики и управления КНИТУ-КАИ Михаил Щеглов солидарен с Галимяновым. «Поскольку я эти процессы наблюдаю изнутри, у меня сложилось четкое убеждение, что отечественное образование уничтожается, — поделился Щеглов с «БИЗНЕС Online». — Когда я начинал работать в сфере высшего образования, мы много внимания уделяли методике преподавания: расставляли акценты, обменивались наработками. Сегодня никого в вертикали не интересует, что и как читает преподаватель. Приоритетом стал не результат, то есть образованный молодой человек, а учебная документация, и это серьезная системная проблема. Молодые люди после школы не только письменно свои мысли не умеют выразить, они и высказаться не могут. Эта тенденция явно наблюдается последние лет пять, и особенно тревогу внушает то, что все это звучит в национальном аспекте».

Михаил Щеглов
Михаил Щеглов (фото: rus-rt.ru)

Щеглов считает, что это большая проблема, потому что вопрос воспроизводства нации тем серьезнее, чем меньше численность народа. Татары — вторая по численности нация в России, но тем не менее в национальном составе населения страны народ занимает не более 5%, подчеркивает председатель общества русской культуры РТ. «Чтобы татары как нация не потонули в общем котле, у них, как и у других национальностей, должны быть свои образовательные ресурсы. Особенно в университете, где формируется национальная культурная элита республики. Если лишить университет этих ресурсов, то татарский народ лишится, так сказать, головы. Это плохо не только для татар, но и для всей России».

Татарским общественным деятелям было бы правильно в условиях тотальной деградации образования переориентироваться на воспроизводство национального образования именно для этнических татар — носителей языка и культуры, подчеркнул Щеглов. Республиканскому министерству образования, по его мнению, нужно сосредоточиться на формировании сети национальных школ, татарских групп в вузах, разумеется, соблюдая баланс, не подменяя таким образом общероссийскую идентичность. «При этом нужно помнить, что национальное образование не является исключительной прерогативой национального субъекта. Это дело всего российского общества», — отметил Щеглов.

«СОКРАЩЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН — ЭТО ПУТЬ К КАТАСТРОФЕ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценили государственную политику по переводу приоритетов от «лириков» к «физикам» и высказали свое мнение о том, из каких источников должно финансироваться обучение на татарском языке в высшей школе.

Джаудат Сулейманов — вице-президент АН РТ, руководитель проектов республиканского общественного фонда «Сэлэт»:

— Сейчас времена информационных технологий, технических специалистов математического направления нужно все больше и больше, но в то же время мы, как мне кажется, забываем, что сами-то мы не машины. Мы же развиваем общество, и если срочно не обратить внимание на гуманитарную составляющую, я имею в виду не экономику и юриспруденцию, а чисто гуманитарные науки, как филология, журналистика, то мы можем очень много потерять. Сокращение гуманитарных дисциплин — это путь к катастрофе, их, наоборот, надо усиливать. Образовательная политика должна отталкиваться не только от государственных приоритетов, но и от запроса общества. Технологии уже развились настолько, что мало кто из их пользователей понимает текущие технологические тенденции.

Что касается национальной составляющей, то, раз уж мы хвастаемся своей многонациональностью, то надо этнические традиции поддерживать. Государство же из этих клеток и состоит. Если о них не заботиться, то как сможет нормально функционировать весь организм? Это не дело каждой клетки, не дело нации развивать национальное образование. Я считаю, заниматься этим должна Москва. Отдавать такие вопросы на откуп регионам или даже вузам — это тупиковый путь. Потом люди оказываются на площадях, и как будто непонятно почему. Капля за каплей, и начинается дождь. Политика должна быть общенациональной, и финансировать национальное образование должен федеральный центр.

Раиль Гатауллин — директор ООО «Белем.ру», исполнительный директор некоммерческой организации «Фонд развития Татнета»:

— Сам я по образованию физик, пишущий стихи. Полагаю, что система образования проанализирована и потребность в технических специалистах определена в числовом выражении. Но на каком языке преподавать технические специальности? Я автор учебника по информатике на татарском языке, готовил на родном языке IT-специалистов и в университете, и в гимназии. Ученики и студенты, изучавшие информатику на татарском языке, занимали призовые места на городских олимпиадах. То есть для усвоения предмета не важно, на каком языке он преподается, в конце концов, программирование оперирует английским.

Поэтому, если министерство образования ориентируется на технические специальности, язык от этого страдать не должен. Российская Федерация — страна многонациональная, и особенности регионов должны учитываться в федеральном центре. Тем более что Казанский федеральный университет напрямую подчиняется Москве. В то же время и регионы должны быть заинтересованы в том, чтобы интересы титульных национальностей не ущемлялись. Поэтому если со стороны Татарстана также будет оказываться поддержка, то это будет хорошо, но я остаюсь при мнении, что эти вещи должны регулироваться Москвой — центр должен заботиться об изучении национальных языков. Что касается смещения приоритетов к изучению технических специальностей, то такие вещи нужно планировать заведомо на годы вперед, госрегулирование имеет положительный эффект только при долгосрочном планировании на основе статистических данных.

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ, доцент кафедры автоматики и управления КНИТУ-КАИ:

— Когда я получал образование, как в школе, так и в вузе, доминировали технические науки. К 30 годам я был технарем, однако потом заинтересовался гуманитарными науками, и общество русской культуры в РТ — один из таких проектов. На личном опыте я убедился в том, что говорили мои преподаватели: «Технарь гуманитарием стать может, а наоборот — никогда». Тем не менее сокращение гуманитарных или иных образовательных направлений в пользу других дисциплин — это крайне деликатная тема и очень тревожный звонок. Хотя я не могу назваться экспертом по формированию образовательных пространств, я убежден, что нужно строго соблюдать баланс, несмотря на то, что потребность в инженерах может быть сегодня выше, чем в «лириках».

Каждый народ должен иметь возможность сохранять свою идентичность, и когда в 1970-х годах объявили, что в мире появилась новая историческая общность — советский народ, это была ложь, которая себя изжила. Естественно, Татарстан должен влиять на сохранение татарской национальной идентичности, раз здесь проживает больше половины татар России, но скинуть всю эту ношу на бюджет республики было бы несправедливо. Кроме того, в республике живут не только татары, и что получается — что русские Республики Татарстан должны облагаться дополнительным «налогом» в сравнении, скажем, с русскими соседней Ульяновской области, где подобным вопросом региональные власти почти не обременены? Нет уж, извините. Руководство нашей республики часто козыряет своей способностью договариваться с федеральной властью. Лучшее применение этим способностям — выбить у федеральной власти положенную часть заботы о татарском народе и его образовании в России. Тем более сейчас есть новое федеральное агентство по делам национальностей.

И раз уж мы заговорили о справедливости в национальном вопросе, то помимо защиты интересов татар местной власти следует занять более внятную, чем сейчас, позицию по русской половине республики. Пока же кроме песен и плясок в едином порыве дружбы народов, возложения цветов в день рождения Пушкина к его памятнику и подобных медийных акций содержательная сторона работы региональной власти со своей русской половиной явно оставляет желать лучшего. С моей точки зрения, эту критику следует отнести абсолютно на все ветви местной власти и ее сложившуюся вертикаль, включая врио президента РТ.