ПАРТИЙНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПРЕВЫШЕ ИНТЕРЕСОВ РЕСПУБЛИКИ

«Предложили такой формат встречи с журналистами, я не смог отказать, более того, посоветовали снять галстук, как будто я от этого демократичнее стану. Некуда демократичнее!» — начал беседу спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Первый пресс-клуб был посвящен предстоящим президентским и муниципальным выборам в Татарстане. Мухаметшин признал, что эти выборы проходят в непростой экономической ситуации: «Чего это скрывать от вас? Она связана с санкциями, с невозможностью привлекать западных инвесторов, занимать у западных банков. А мы научились работать в формате рыночной экономики. Хотя Татарстан во многом успел значительно дифференцировать нашу экономику».

По словам спикера, предвыборная программа «Единой России» вытекает из программы Рустама Минниханова и наоборот, и обе они берут исток в стратегии «Татарстан-2030». Особых проблем на выборах Мухаметшин не предвидит, а в чем-то партии приходится даже помогать своим конкурентам. «Федеральное избирательное законодательство предусматривает прохождение так называемого «фильтра» для кандидата в президенты, — рассказал он. — Нужно, чтобы определенное количество муниципальных депутатов поддержало кандидата. Но у нас абсолютное большинство единоросов, и понятно, что если жестко встать в позицию, то многим политическим партиям будет сложно собрать столь необходимую по законодательству поддержку. Мы не пошли по этому пути в Татарстане и дали право свободного волеизъявления депутатов от нашей партии. То есть если к вам обратятся, сами решайте. Альтернатива должна быть. И я лично считаю, что при полной поддержке избирателей нашей партии мы должны думать, что и альтернативные должны развиваться. За разумную программу альтернативных кандидатов вполне можно получить поддержку депутатов-единороссов».

Тема партийной дисциплины неожиданно раскрылась в другом аспекте. В 2010 году в Госдуме принимался закон, запрещающий субъектам Федерации называть своего главу президентом. За инициативу проголосовали все единороссы, в том числе и от Татарстана, который теперь выступает резко против идеи. «Мало ли у нас депутатов, кто голосует по указке! — решил защитить коллег Мухаметшин. — Партийная дисциплина настолько сильна, что когда дается команда голосовать консолидированно, они вынуждены голосовать вопреки всему. Даже вопреки мнению своей республики, которую они представляют, находясь в партийной системе. Такие факты бывают. Невозможно депутатов постоянно обвинять в этом, на то она и партийная дисциплина. На этом партия и держится».

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ПРЕВЫСИЛ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ»

Что касается вопроса о том, как все-таки мы будем называть главу Татарстана, то решать его предстоит после выборов, до 1 января 2016 года. «Мы считаем, что федеральный законодатель, приняв такой закон, по которому не может быть названия «президент» у глав республик, несколько превысил свои полномочия, — заявил Мухаметшин. — В Конституции написано, что сами субъекты определяют название главы высшего должностного лица своей республики и название своего парламента. Эти полномочия переданы нам, местным властям. Несмотря на эту норму Конституции, принимается иной закон... Переговоры, которые шли, не позволили нам оспорить этот закон в Конституционном суде и других инстанциях».

По мнению спикера Госсовета, в последующих переговорах с федеральным центром у Татарстана появится дополнительный аргумент — 13 сентября татарстанцы проголосуют именно за президента Татарстана. «Если кто-то не согласен, он не придет на выборы и не проголосует за эту должность», — считает Мухаметшин. По его мнению, на фоне бесконечных президентов различных компаний, клубов не такой уж это принципиальный вопрос: «Авторитет президента России огромный, и то, что есть и в субъектах президенты, никак не влияет на имидж главы государства». По словам Мухаметшина, врио президента имеет большой рейтинг, поэтому может получить максимальное количество голосов. «Это нужно не ему, это нужно жителям республики, — подчеркнул спикер. — Ему нужно опираться на большинство татарстанцев. Не исключается, что представители и других политических партий могут поддержать его. Он не столько может позиционироваться как партийный представитель, сколько хозяйственник, имеющий большой опыт работы в правительстве Татарстана».

Если выборы президента Фарид Хайруллович всецело поддерживает, то прямые всенародные выборы мэра Казани — нет. При этом он объяснил, почему Татарстан воспротивился федеральной законодательной новелле, согласно которой председатель местного парламента должен был бы сложить с себя депутатские полномочия: «Найдется какой-нибудь Иван Кириллович, который скажет: «Извини, какой ты Метшин — председатель совета, если за мной условно 5 тысяч избирателей стоят, а ты даже и не депутат».

ЕСЛИ БЫ С НАРОДОМ ПОСОВЕТОВАЛИСЬ, ОН БЫЛ БЫ НЕ ПРОТИВ

Под конец встречи Мухаметшин признался, что новые технологии ему даются с трудом. Тем не менее у него есть аккаунты в основных социальных сетях, и время от времени он на них заходит. Электронную почту и новости читает как на планшете, так и на телефоне. Нередко утро у председателя Госсовета, по его словам, начинается с чтения «БИЗНЕС Online»... Под занавес всплыл и вопрос о переименовании улицы Эсперанто в улицу Нурсултана Назарбаева. И Фарид Хайруллович неожиданно откровенно прокомментировал эту взбудоражившую общественность историю: «Я к Назарбаеву отношусь с большим уважением. Но механизм переименования Эсперанто был скороспелым. Если бы его подготовить и сделать с обсуждением, не было бы тех, кто был бы против. Ну кто такой Эсперанто или кто помнит этот язык? Сейчас спроси молодежь, почему в свое время Жданова переименовали в Эсперанто, никто же не ответит! Я думаю, что к таким решениям надо готовиться основательно».

Он привел в пример Нижнекамск, где недавно одну из улиц назвали именем Табеева: «Нет же вопросов! Потому что у людей спросили их мнение. Табеев и к Челнам, и к Нижнекамску, и даже к Альметьевску имеет непосредственное отношение. Он же оставил яркий след после себя. Это великая память. А Эсперанто? Если бы поработать с населением, получить согласие большинства на переименование в Назарбаева, все было бы по-другому. Хотя всегда найдутся те, кто будет против. Но мы же работаем с большинством! Решение, видимо, было принято под юбилей лидера Казахстана, поэтому в спешке. Но если бы его подготовили, люди, живущие на этой улице, поддержали бы эту инициативу. Он этого заслуживает».

Завершая встречу, Мухаметшин пообещал общаться с журналистами в таком формате раз в четыре месяца.