Супруги-затейники Тьерри Жанмоно и Шанталь Калле выделяются среди преподавателей архитектурной школы Бордо. Автор «БИЗНЕС Online» Надежда Бельцова, посетив их дом, убедилась, что это странное место, экстравагантное, как и его хозяева. Когда смотришь с улицы, дом ничем не выделяется, но внутри это сказочный замок, населенный феями, хищниками и воспоминаниями о путешествиях. «Нашему» человеку сложно представить жизнь в этом декоре, а уборку женщинам, думается, представлять и вовсе не хочется.
Мадам Калле у себя на кухне |
САМЫЕ ЭКСТРАВАГАНТНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Мадам Калле и мсье Жанмоно — это два человека, которых я первым делом заметила сразу по прибытии в архитектурную школу в Бордо. Еще не зная, что они муж и жена, я с первого взгляда, а было это еще три года назад, мысленно записала их в категорию самых экстравагантных преподавателей. Мадам Калле — высокая, видная издалека женщина с распущенными светлыми волосами, всегда немного растрепанными от езды на мотоцикле. Мсье Жанмоно — господин в очках с ярко-синей оправой и в ботинках невероятно жизнерадостной окраски. Но только две недели назад я попала-таки в их легендарное жилище, о котором бродят слухи по всему городу. Это был повод узнать побольше и об их доме, и о них самих.
Юная мадам Калле и такой же молодой мсье Жанмоно впервые встретились еще в годы их студенчества в Версальской архитектурной школе. И почти сразу возник вначале творческий, а потом и семейный союз. Учебные проекты они делали вместе. Потом вместе решили пуститься в преподавание, определив, таким образом, всю свою последующую жизнь.
До недавнего времени военная служба была обязательной напастью для молодых людей даже во Франции. Но французам, как и большинству нормальных людей, не очень хочется в армию. Поэтому в 1979 году Тьерри Жанмоно, свежедипломированный архитектор, с целью избежать армейской жизни отправился преподавателем в Алжир, а его коллега и супруга последовала за ним. Мадам Калле говорит: «Это была большая удача: нам, двум молодым специалистам, сразу по окончании института дали задание ни больше ни меньше основать Алжирский архитектурный институт». Там они прожили 5 лет. Судя по интерьерам их дома, такое продолжительное пребывание в стране с восточным колоритом заметно сказалось на их вкусах.
Тьерри Жанмоно |
Кроме архитектуры мадам Калле сильно любит искусство. До такой степени, что даже получила второй диплом о высшем образовании — диплом искусствоведа. В этом стремлении к знаниям ее не остановил и тот факт, что пришлось снова начинать учебу с нуля, поскольку искусствоведческий факультет не принял во внимание 6 лет обучения архитектуре. Вторая специальность и открытые ею новые горизонты тоже наверняка повлияли на формирование эстетических взглядов мадам Калле. На счастье, эти взгляды гармонично соответствуют мировоззрениям Тьерри Жанмоно. Смешавшись, они привели к созданию по-каталонски сказочного дома, населенного феями, хищниками, морскими звездами и воспоминаниями о путешествиях и прожитых днях.
ДАЖЕ БАНАЛЬНЫЙ КОМОД ИЗ IKEA ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ФАНТАСТИЧЕСКУЮ КОНСТРУКЦИЮ
Дому архитектора положено быть необычным. В реальности так бывает скорее редко, чем часто, но зато обиталище Шанталь Калле и Тьерри Жанмоно успешно поддерживает этот миф. Их дом — действительно странное место. Такое же экстравагантное, как и они сами. Комнаты здесь не молчат, а рассказывают истории: каждая — свою. Гостиная — это не просто зал, а зал ракушек. Спальня для друзей кишмя кишит рыбами. На кухне водятся звери: львы, тигры, олени... Тема библиотеки — дамы, и все полки заполнены женскими статуэтками.
Ванная комната навеяна итальянскими гротами XVI века. Поэтому домочадцы принимают душ под живописными сводами, сделанными руками Жанмоно, и под взглядами фигурок крокодилов и пышных женщин. Кажется, нет в этом доме ни сантиметра, не затронутого страстью к декору. Везде — мозаики, витражи, причудливые скульптурные формы. Много цветов, фактур, мотивов. Я спрашиваю мадам Калле, неужели у них с мужем не бывает конфликтов на почве эстетических разногласий? Они говорят, что не бывает, поскольку они уже много лет вместе, их вкусы совпадают. К тому же творческие обязанности между ними справедливо разделены: Тьерри занимается скульптурой, а мадам Калле — мозаикой, которую она обожает. Я всегда догадывалась, что она очень креативная дама, но что еще и мастер-рукодельник, мне стало известно только после похода к ней в гости. Мозаику здесь можно найти почти на всех столах, на многих стенах и даже иногда на полу.
Слегка видоизмененная мебель из Ikea |
Керамика — это любовь мадам Калле. Она рассказывает, что в путешествиях часто покупает не сувениры, а керамическую плитку, наполняет ею свои чемоданы и вызывает тем самым глубокое недоумение таможенников в аэропорту. По ее словам, на создание 1 кв. м мозаики у нее уходит около 9 часов. Страшно представить, сколько трудодней запечатлено на мозаичных поверхностях ее дома! При этом она успевает преподавать в архитектурной школе, заниматься исследовательской деятельностью и писать книги.
При взгляде на ее замысловатые многохромные творения, на ум неизбежно набегают мысли о Гауди. (Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет, 1852 - 1926 годы — каталонский архитектор, большинство фантастических работ которого возведено в Барселоне — прим. ред.). Я спрашиваю, вдохновляется ли мадам Калле творчеством этого знаменитого каталонца. Она говорит, что да, но не только. Пищей для ее фантазии служат и арабская культура, и средневековье, и много чего еще. Например, старая мебель, кем-то выброшенная на улицу. В этом чудном доме есть много вещей, которые нашли вторую жизнь благодаря вдохновению своих новых хозяев. Что уж там говорить — даже банальные комоды из магазина Ikea превращаются в руках Тьерри и Шанталь в фантазийно-барочные конструкции.
Ванная комната — грот |
В СКРОМНЫЕ ГОДЫ МЕБЕЛЬ ДЕЛАЛИ ИЗ БАМБУКА И КАМЫША
Я полюбопытствовала, приходилось ли когда-нибудь мадам Калле и мсье Жанмоно жить в обычной типовой квартире. Оказалось, что еще как приходилось. В совсем молодые годы они снимали квартиру в социальном жилье типа HLM (так во Франции называют высокие многоэтажки для населения с низким уровнем доходов — по сути дела, точно такие дома, в которых живет почти все население России). Но даже в этих условиях Тьерри и Шанталь умудрялись создавать свою особенную атмосферу. Они никогда не позволяли себе жить в пустом скучном доме. «Куда бы мы ни переселялись, мы везде все переделывали под свой вкус», — говорит мадам Калле. Когда средств было мало, материалы и идеи рождались почти из пустоты. Например, в скромные годы жизни в Алжире за неимением большего супруги-затейники украшали стены фризами из миллиметровой бумаги, а мебель делали собственноручно из бамбука и камыша.
В семье Жанмоно-Калле четверо детей (хотя лично я видела только троих). Одна из дочерей пошла по стопам родителей и учится сейчас на архитектурном факультете. Сын работает плотником и очень доволен тем, что занимается ручным трудом. А старшая дочь Урсула по профессии столяр-краснодеревщик и делает потрясающе красивую мебель из дерева, металла и других материалов. Только вот продавать свои изделия пока не очень получается: нет, говорит, коммерческой жилки. А жаль, потому что мебель действительно замечательная. Дети привыкли жить в условиях, придуманных и созданных их родителями, ассимилировали отцовский и материнский вкус и нередко находят чужие квартиры некрасивыми и даже уродливыми. Урсула говорит, что если будет когда-то жить отдельно от родителей, то ее дом будет таким же, как тот, где она выросла.
Кухня на тему «Дикие звери» |
СНАРУЖИ БУЙНУЮ СУТЬ ДОМА СЛЕГКА ВЫДАЮТ ЛИШЬ ГОЛУБЫЕ СТАВНИ, ТО НЕ ПРЕДАТЕЛЬСКИ
А дом этот с виду ничем особенным не отличается от соседских. Разве только голубые ставни слегка выдают его буйную суть — и то не предательски. Построен он в 1901 году. Оказывается, в те времена архитекторы почти не занимались жильем, и вместо них дома строили предприниматели-подрядчики, передающие свое дело от отца к сыну. Вот и дом Шанталь Калле построен без архитектора.
Изначально это был доходный дом на три квартиры. Но если проводить аналогию с российским бытом, то это скорее одна коммунальная квартира, только с тремя кухнями. Лестничная клетка и коридоры были общие на всех жильцов. Например, если человек снимал три комнаты, то, чтобы попасть из одной своей комнаты в другую, он проходил по общему коридору, где мог встретить соседа, снимающего две другие комнаты на том же этаже. Для домовладельца такая система была очень удобна, потому что позволяла модулировать сдаваемые квартиры в зависимости от спроса. А вот жильцам, видимо, было не так удобно. Оттого в 60-х годах и был произведен ремонт, разделивший дом на три обособленные, не сообщающиеся друг с другом квартиры. Естественно, когда семья мадам Калле купила этот дом, все перегородки были демонтированы. Кроме того, к гостиной добавилось аквариумообразное помещение, выходящее в сад.
Ничего не обещающий вид с улицы |
Будучи традиционным для Бордо «эшопом», дом Шанталь и Тьерри построен из камня. Стены его не утеплены, зато чердак утеплен, а на окнах стоят двойные стеклопакеты. Отопление — газовое, централизованное. В целом мадам Калле и мсье Терри довольны: они считают, что дом довольно экономный. При площади 240 кв. м на отопление, подогрев теплой воды и на готовку тратится всего около 250 евро в месяц. А открытый объем центральной лестницы создает в какой-то мере эффект трубы и способствует естественной вентиляции.
Мадам Калле смотрит еще шире. Она со всей основательностью архитектора и историка защищает структуру города в том виде, в котором она традиционно существует в Бордо — в виде узких и глубоких участков, с брандмауэрной застройкой из маленьких индивидуальных домов и свободным задним двориком. «Это настоящие экокварталы, — рассуждает Шанталь Калле. — Плотность застройки очень высокая, при этом у каждого есть свой маленький садик. Во всех домах возможно сквозное проветривание. Каждый фасад оформляется индивидуально, от этого архитектура улицы только выигрывает. Жаль, что эту систему никак не удается ввести заново», — досадует она.
На вкус и цвет товарищей нет. Мне сложно представить жизнь в этом почти театральном декоре, а уборку в нем представлять и вовсе не хочется. Но зато как интересно там побывать!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.