Мадам Калле у себя на кухне
Мадам Калле у себя на кухне

САМЫЕ ЭКСТРАВАГАНТНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Мадам Калле и мсье Жанмоно — это два человека, которых я первым делом заметила сразу по прибытии в архитектурную школу в Бордо. Еще не зная, что они муж и жена, я с первого взгляда, а было это еще три года назад, мысленно записала их в категорию самых экстравагантных преподавателей. Мадам Калле — высокая, видная издалека женщина с распущенными светлыми волосами, всегда немного растрепанными от езды на мотоцикле. Мсье Жанмоно — господин в очках с ярко-синей оправой и в ботинках невероятно жизнерадостной окраски. Но только две недели назад я попала-таки в их легендарное жилище, о котором бродят слухи по всему городу. Это был повод узнать побольше и об их доме, и о них самих.

Юная мадам Калле и такой же молодой мсье Жанмоно впервые встретились еще в годы их студенчества в Версальской архитектурной школе. И почти сразу возник вначале творческий, а потом и семейный союз. Учебные проекты они делали вместе. Потом вместе решили пуститься в преподавание, определив, таким образом, всю свою последующую жизнь.

До недавнего времени военная служба была обязательной напастью для молодых людей даже во Франции. Но французам, как и большинству нормальных людей, не очень хочется в армию. Поэтому в 1979 году Тьерри Жанмоно, свежедипломированный архитектор, с целью избежать армейской жизни отправился преподавателем в Алжир, а его коллега и супруга последовала за ним. Мадам Калле говорит: «Это была большая удача: нам, двум молодым специалистам, сразу по окончании института дали задание ни больше ни меньше основать Алжирский архитектурный институт». Там они прожили 5 лет. Судя по интерьерам их дома, такое продолжительное пребывание в стране с восточным колоритом заметно сказалось на их вкусах.

Тьерри Жанмоно
Тьерри Жанмоно

Кроме архитектуры мадам Калле сильно любит искусство. До такой степени, что даже получила второй диплом о высшем образовании — диплом искусствоведа. В этом стремлении к знаниям ее не остановил и тот факт, что пришлось снова начинать учебу с нуля, поскольку искусствоведческий факультет не принял во внимание 6 лет обучения архитектуре. Вторая специальность и открытые ею новые горизонты тоже наверняка повлияли на формирование эстетических взглядов мадам Калле. На счастье, эти взгляды гармонично соответствуют мировоззрениям Тьерри Жанмоно. Смешавшись, они привели к созданию по-каталонски сказочного дома, населенного феями, хищниками, морскими звездами и воспоминаниями о путешествиях и прожитых днях.

ДАЖЕ БАНАЛЬНЫЙ КОМОД ИЗ IKEA ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ФАНТАСТИЧЕСКУЮ КОНСТРУКЦИЮ

Дому архитектора положено быть необычным. В реальности так бывает скорее редко, чем часто, но зато обиталище Шанталь Калле и Тьерри Жанмоно успешно поддерживает этот миф. Их дом — действительно странное место. Такое же экстравагантное, как и они сами. Комнаты здесь не молчат, а рассказывают истории: каждая — свою. Гостиная — это не просто зал, а зал ракушек. Спальня для друзей кишмя кишит рыбами. На кухне водятся звери: львы, тигры, олени... Тема библиотеки — дамы, и все полки заполнены женскими статуэтками.

Ванная комната навеяна итальянскими гротами XVI века. Поэтому домочадцы принимают душ под живописными сводами, сделанными руками Жанмоно, и под взглядами фигурок крокодилов и пышных женщин. Кажется, нет в этом доме ни сантиметра, не затронутого страстью к декору. Везде — мозаики, витражи, причудливые скульптурные формы. Много цветов, фактур, мотивов. Я спрашиваю мадам Калле, неужели у них с мужем не бывает конфликтов на почве эстетических разногласий? Они говорят, что не бывает, поскольку они уже много лет вместе, их вкусы совпадают. К тому же творческие обязанности между ними справедливо разделены: Тьерри занимается скульптурой, а мадам Калле — мозаикой, которую она обожает. Я всегда догадывалась, что она очень креативная дама, но что еще и мастер-рукодельник, мне стало известно только после похода к ней в гости. Мозаику здесь можно найти почти на всех столах, на многих стенах и даже иногда на полу.

Слегка видоизмененная мебель из Икеи
Слегка видоизмененная мебель из Ikea

Керамика — это любовь мадам Калле. Она рассказывает, что в путешествиях часто покупает не сувениры, а керамическую плитку, наполняет ею свои чемоданы и вызывает тем самым глубокое недоумение таможенников в аэропорту. По ее словам, на создание 1 кв. м мозаики у нее уходит около 9 часов. Страшно представить, сколько трудодней запечатлено на мозаичных поверхностях ее дома! При этом она успевает преподавать в архитектурной школе, заниматься исследовательской деятельностью и писать книги.

При взгляде на ее замысловатые многохромные творения, на ум неизбежно набегают мысли о Гауди. (Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет, 1852 - 1926 годы — каталонский архитектор, большинство фантастических работ которого возведено в Барселонеприм. ред.). Я спрашиваю, вдохновляется ли мадам Калле творчеством этого знаменитого каталонца. Она говорит, что да, но не только. Пищей для ее фантазии служат и арабская культура, и средневековье, и много чего еще. Например, старая мебель, кем-то выброшенная на улицу. В этом чудном доме есть много вещей, которые нашли вторую жизнь благодаря вдохновению своих новых хозяев. Что уж там говорить — даже банальные комоды из магазина Ikea превращаются в руках Тьерри и Шанталь в фантазийно-барочные конструкции.

Ванная - грот
Ванная комната — грот

В СКРОМНЫЕ ГОДЫ МЕБЕЛЬ ДЕЛАЛИ ИЗ БАМБУКА И КАМЫША

Я полюбопытствовала, приходилось ли когда-нибудь мадам Калле и мсье Жанмоно жить в обычной типовой квартире. Оказалось, что еще как приходилось. В совсем молодые годы они снимали квартиру в социальном жилье типа HLM (так во Франции называют высокие многоэтажки для населения с низким уровнем доходов — по сути дела, точно такие дома, в которых живет почти все население России). Но даже в этих условиях Тьерри и Шанталь умудрялись создавать свою особенную атмосферу. Они никогда не позволяли себе жить в пустом скучном доме. «Куда бы мы ни переселялись, мы везде все переделывали под свой вкус», — говорит мадам Калле. Когда средств было мало, материалы и идеи рождались почти из пустоты. Например, в скромные годы жизни в Алжире за неимением большего супруги-затейники украшали стены фризами из миллиметровой бумаги, а мебель делали собственноручно из бамбука и камыша.

В семье Жанмоно-Калле четверо детей (хотя лично я видела только троих). Одна из дочерей пошла по стопам родителей и учится сейчас на архитектурном факультете. Сын работает плотником и очень доволен тем, что занимается ручным трудом. А старшая дочь Урсула по профессии столяр-краснодеревщик и делает потрясающе красивую мебель из дерева, металла и других материалов. Только вот продавать свои изделия пока не очень получается: нет, говорит, коммерческой жилки. А жаль, потому что мебель действительно замечательная. Дети привыкли жить в условиях, придуманных и созданных их родителями, ассимилировали отцовский и материнский вкус и нередко находят чужие квартиры некрасивыми и даже уродливыми. Урсула говорит, что если будет когда-то жить отдельно от родителей, то ее дом будет таким же, как тот, где она выросла.

Кухня на тему ''Дикие Звери''
Кухня на тему «Дикие звери»

СНАРУЖИ БУЙНУЮ СУТЬ ДОМА СЛЕГКА ВЫДАЮТ ЛИШЬ ГОЛУБЫЕ СТАВНИ, ТО НЕ ПРЕДАТЕЛЬСКИ

А дом этот с виду ничем особенным не отличается от соседских. Разве только голубые ставни слегка выдают его буйную суть — и то не предательски. Построен он в 1901 году. Оказывается, в те времена архитекторы почти не занимались жильем, и вместо них дома строили предприниматели-подрядчики, передающие свое дело от отца к сыну. Вот и дом Шанталь Калле построен без архитектора.

Изначально это был доходный дом на три квартиры. Но если проводить аналогию с российским бытом, то это скорее одна коммунальная квартира, только с тремя кухнями. Лестничная клетка и коридоры были общие на всех жильцов. Например, если человек снимал три комнаты, то, чтобы попасть из одной своей комнаты в другую, он проходил по общему коридору, где мог встретить соседа, снимающего две другие комнаты на том же этаже. Для домовладельца такая система была очень удобна, потому что позволяла модулировать сдаваемые квартиры в зависимости от спроса. А вот жильцам, видимо, было не так удобно. Оттого в 60-х годах и был произведен ремонт, разделивший дом на три обособленные, не сообщающиеся друг с другом квартиры. Естественно, когда семья мадам Калле купила этот дом, все перегородки были демонтированы. Кроме того, к гостиной добавилось аквариумообразное помещение, выходящее в сад.

Ничего не обещающий вид с улицы
Ничего не обещающий вид с улицы

Будучи традиционным для Бордо «эшопом», дом Шанталь и Тьерри построен из камня. Стены его не утеплены, зато чердак утеплен, а на окнах стоят двойные стеклопакеты. Отопление — газовое, централизованное. В целом мадам Калле и мсье Терри довольны: они считают, что дом довольно экономный. При площади 240 кв. м на отопление, подогрев теплой воды и на готовку тратится всего около 250 евро в месяц. А открытый объем центральной лестницы создает в какой-то мере эффект трубы и способствует естественной вентиляции.

Мадам Калле смотрит еще шире. Она со всей основательностью архитектора и историка защищает структуру города в том виде, в котором она традиционно существует в Бордо — в виде узких и глубоких участков, с брандмауэрной застройкой из маленьких индивидуальных домов и свободным задним двориком. «Это настоящие экокварталы, — рассуждает Шанталь Калле. — Плотность застройки очень высокая, при этом у каждого есть свой маленький садик. Во всех домах возможно сквозное проветривание. Каждый фасад оформляется индивидуально, от этого архитектура улицы только выигрывает. Жаль, что эту систему никак не удается ввести заново», — досадует она.

На вкус и цвет товарищей нет. Мне сложно представить жизнь в этом почти театральном декоре, а уборку в нем представлять и вовсе не хочется. Но зато как интересно там побывать!