БИЗНЕС, В КОТОРОМ ПРИБЫЛЬ НЕ ГЛАВНОЕ

— И что, действительно хватает на жизнь? — спрашиваю я молодого нижегородца, с улыбкой рассказывающего о том, как год назад он оставил основную работу — промышленный альпинизм — и посвятил себя гончарному искусству. На прилавке перед ним несколько десятков различных пиал, чаш и ваз из белой и красной глины. Периодически в качестве маркетингового хода молодой предприниматель берет в руки палочки и начинает легонько колотить по разнокалиберным результатам своего труда: не для того чтобы продемонстрировать праздно прогуливающимся между торговыми рядами гостям «Крутушки» прочность плошек, а для того чтобы добавить к импровизированному оркестру ремесленников мелодию глины. По звучанию это напоминает что-то среднее между ксилофоном и хрусталем.

— Это недешевое удовольствие, если покупать все готовое, но если только материалы закупать и все самому делать, то выходит гораздо дешевле. Гончарный круг и печь для обжига я построил сам. Печь сейчас стоит около 100 тысяч рублей, у меня она уложилась в 20 тысяч. Это не так дорого, как кажется, если уметь этим зарабатывать. У меня двое детей: одному 10 месяцев, другому 2 года и 10 месяцев, и я содержу свою семью исключительно за счет продаж керамики. Спрос есть.

Если смотреть по торговле, бойко идущей на «Крутушке» все три дня, то спросом, как и в прошлые годы, пользуется не только керамика, но и любой товар с пометкой hande made: деревянные игрушки, украшения или даже вязаные шапки, пришедшиеся очень кстати в заключительный день фестиваля.

Участники музыкального фестиваля тоже не проходят мимо торговых рядов и придирчиво выбирают волынки, варганы или калимбы. Приехавший из Москвы создатель проекта «Гусли Мира» Сергей Старостин берет в руки то бубенцы, то странного вида погремушки. Но останавливается в итоге на привычной трещотке, объясняя, что ищет инструменты для создания нужной атмосферы во время спектакля по северным сказам Степана Писахова «Не любо — не слушай» и выступления на главной сцене фестиваля. К слову, позже он купит и несколько «поющих» глиняных чаш нижегородского мастера.

Проект возрождения гусельного промысла и гусельной игры, а вместе с тем и открытый фестиваль, в котором принимают участие не только русские гусли, но и все многострунные инструменты-побратимы, существующие в разных национальных традициях, для Старостина сейчас также является основным видом заработка. И, по его словам, такому, мягко говоря, не мейнстримному проекту в столице живется вполне комфортно.

— Если ты делаешь дело честно, талантливо и тебе реально есть что сказать людям, то ты аудиторию найдешь везде. Пусть это будет не миллионная аудитория, но это не имеет никакого значения. В молодости страхи, конечно, были: что делать, чем заниматься? Но когда я поймал свою тему, мне стало абсолютно все равно, буду ли я получать за это деньги или нет. Рано или поздно именно благодаря своему любимому занятию появляются разнообразные возможности зарабатывать деньги, то есть это становится бизнесом, пусть и не каким-то масштабным. И зарабатываемых таким образом денег вполне хватает на жизнь, на обустройство дома и на путешествия.

С УЛЫБКОЙ НА ЛИЦЕ И ЗА РУКУ С НЕЗНАКОМЦЕМ

Вообще, глядя на гостей «Крутушки», всегда очень сложно представить их вне поляны, расположенной на крутом берегу Казанки — на территории детского оздоровительного лагеря «Байтик». Настолько органично вписываются сюда женщины в льняных сарафанах с русскими народными узорами, растаманского вида юноши, бабушки в этнических костюмах и дети, погруженные не в планшеты, а в игры с деревянными мечами и щитами. Глядя на них, создается стойкое ощущение, что этнические фестивали, подобные этому, становятся для городского человека, уставшего играть по правилам рабочей пятидневки, своеобразной Меккой.

Для заместителя директора санатория из Уфы Раиса Низаметдинова музыка — это всего лишь хобби, и руководящая должность живет в согласии с любовью к игре на курае и традиционному башкирскому горловому пению. Чтобы проводить мастер-классы и выступить на главной сцене фестиваля вместе со своим коллективом «Сал Урал», Раису пришлось взять отпуск. По словам музыканта, вышестоящее руководство не противилось, а наоборот, пошло навстречу.

Вместе с «Сал Уралом», представившим во второй день фестиваля аутентичные музыкальные традиции Башкортостана, на сцену вышли и широко известные в узких кругах зарубежные флагманы современной этнической музыки. В частности, армянский коллектив Miqayel Voskanyan band и Miciej Filipczuk&Goscie Weselni из Польши. Закрывал фестиваль постоянный гость «Крутушки» Владисвар Надишана — мультиинструменталист-виртуоз, композитор, продюсер и дизайнер экспериментальных музыкальных инструментов. На сцену он вышел в составе, рожденного в Москве ансамбля Seven/Eight Band или «Семь восьмых». Помимо отыгранных на разных площадках страны композиций на «Крутушке» был представлен и очередной «космический» новорожденный, созданный накануне Владисваром и Евгением Лебедевым, который, к слову, уже в этот четверг снова сыграет казанцам, только в рамках другого фестиваля — «Jazz в усадьбе Сандецкого». То, что делает Надишана, в составе какого из многочисленных творческих коллективов он ни выходил бы на сцену и какой бы музыкальный инструмент ни брал в руки, — это всегда что-то волшебное.

То же самое в той или иной степени можно сказать и о большинстве приглашенных коллективов. И пусть каждому из них перед началом каждой композиции приходилось пояснять, о чем сейчас пойдет речь, главный смысл звуковых посылов люди перед сценой понимали и без аннотации. По крайней мере, на улыбающихся лицах читалось, что они постигли то самое. То, что заставляет людей разного возраста и разного социального статуса, забыв про холод, про поздний час и про то, что завтра рано вставать на работу, взять незнакомого человека за руку и стать частью хоровода.